Балет

Ирина Граузите
   Мы везем детей, младших школьников,на встречу с прекрасным - в  театр оперы и балетa, на  спектакль,с роскошной музыкой Чайковского,сюжетом простым и, как нам кажется,доступным  этому  возрасту. Чудо классики – "Щелкунчик” Взрослых, сопровождающих детскую ораву, человек пять. Выехали рано утром. Из нашей провинции до Риги езды часа три. Дневной спектакль начинается в двенадцать.Успеем. Дети полусонные и потому тихие. Высадились на  стоянке рядом с театром ,построили в пары, сосчитали наших подопечных.  Их всего двадцать,на  взрослого по четыре. Вполне достаточно, чтобы присмотреть за каждым. Все в ожидании: взрослые мечтают насладиться красотой музыки и движений, дети заинтересованы встречей с ранее  для них неизведанным.
   Само театральное здание впечатляет. Оно старинное, уютное, замечательно отреставрированное в 1995-2001 годах. Храм искусства - не просто слова, а сущность высокого предназначения,  вечная духовная миссия       
 Расположение всех помещений простое и понятное, есть указатели – трудно заблудиться. У нас удобные места с хорошим обзором каждого уголка сцены .
 Торжественно и сказочно звучит увертюра, дети притихли и,кажется, настроились воспринимать  театральное действо.  Надеюсь,что оно затронет и разбудит их души. Помню себя.  Мне было около четырех лет,когда   бабуля впервые  привела меня в театр на балет для детей по  сказке “Теремок”. Впечатление, удивительно сильное, запомнилось на всю жизнь. Дома я  целыми днями кружилась, подражая движениям балерин,с тех пор мечтала о балете.Не случилось,остался интерес и восхищение этим видом искусства.
  Когда на сцене появились первые исполнители, мои подопечные насторожились. Я наивно  обрадовалась – заинтересовались. Но услышала шепотом высказываемые девочками впечатления о костюмах балерин и странных для них трико танцовщиков. Потом начались расспросы со мной  рядом сидящей девчурки: А это кто, а что значат эти движения, а зачем они так прыгают  и кружатся ? Подумала, она не воспринимает  красоты  музыки , гармонично  сочетающейся с великолепным мастерством танцовщиков. Наверное, ей  не  знакома сказка Гофмана, по которой написан сюжет.Оказалось, что балет  мало понятен  современному компьютерному поколению реалистов и, увы, не романтиков . Проявляется  воспитание вечно занятых родителей, легче ведь доверить своих чад компьютеру. В антракте  услышала и совсем расстроившие меня высказывания мальчишек:
- Шо за мурА, и че мы сюда тащились аж три часа! Лучше б дома в танчики поиграли!
 На обратном пути  автобус осветился двадцатью огоньками  мобильников и захрустел чипсами. Добрались  ребятишки, наконец, до привычного увлекающего их занятия. Они так обрадовались нашей остановке у ЛидО. В этом развлекательном комплексе  множество красивых, в фольклорном стиле оборудованных игровых площадок. Накупили всякой вкуснятины,опробовали аттракционы.  Мы только успевали уследить и сосчитать наших птенчиков. Здесь их сказка! Что там какой-то Щелкунчик!
    Миссия взрослых выполнена – наши подопечные в целостности  и сохранности следуют домой. Что у них осталось в душе?  Какие выводы сделали взрослые? Об этом стоит задуматься. Грустно, что поездка  оказалась не приобщением к прекрасному,а повторением бездушного,обывательски- потребительского в детях.