Заметки мимоходом. 1 - 30 сентября 2020 года

Виктор Балдоржиев
1 сентября.
30 августа выехал из надоевшего Агинского. Округ есть округ. Тесно. Душно. Вырвался на просторы с другом. У нас "Шевроле" на базе "Нивы". В сплошной дождь добрались до Краснокаменска. Утром 31-го были на Аргуни, у самой границы. Оттуда - до Кондуйского Городища. К чему таки скачки, спрашивается? Нелепо жить в центре исторических событий, касающихся, как всех монголов, так и конкретно - хори-бурят. В этом месте они бежали из Цинской империи и обрели относительную свободу на территории Восточного Забайкалья. Для меня эта история "видима", тем более я родился и живу в этих местах. Говорю о многих известных и дорогих мне местах. 100 километров - степь и нет границ, 200, 300, 400 километров - степь и нет границ...
В общем, 1 сентября мы были уже на Адун-Челоне, потом в Новой Заре, а дальше - снова в Агинское. Замечу, чем ближе Агинское и какие-то населённые пункты, тем тупее я и мои спутники становимся. Вспоминается дурацкий припевчик: "Как надену портупею, все тупею и тупею..."

2 сентября.
За два дня исколесил половину Забайкалья: Агинское - Борзя - Краснокаменск - Аргунь (до самой границы) - Кондуйское городище - Цаган-Олуй - Борзя - Адун Шулуун - речка Борзя - Новая Заря - Онон - Агинское. Сняли на коптер, камеру, телефон уйму материала, я успел продумать сюжеты и тексты...
Приехал. А мои Заказчики даже не сдвинулись с места, всё в тех же позициях и проблемах!  Снова сижу и жду движения от них... Жизнь задерживают!!! О какой культуре и каком образовании может идти в таком случае речь?

3 сентября.
От этих заказчиков уже схожу с ума. Первая картина: вот прекрасные в своём времени образы, ставшие со временем живучей дремучестью, судорожно обнявшие современные технологии и вцепившиеся в компьютерные мыши, хотя эти образы прошлого и технологические процессы современности никак не сопоставимы друг с другом. Больная, не умирающая и нервно-скользящая вошь на лакированной поверхности. Они чужды друг другу, они поврозь и не соединимы, ибо это – разные времена, где одновременный оргазм и восторг от свершившегося невозможны.

4 сентября.
Месяц не был дома. А дома всё заросло травой, пройти по двору невозможно. Начал косить, копна буду ставить. Сено отдам родственникам. Компьютер и телефоны включены, программы отлажены, заказы - по уровню готовности, связь с миром восстановлена.
Это и есть Жизнь - крестьянская работа и умственный труд, связанный с миром. Без перерыва. И никакого бюджетного рабства и дешёвенького уюта современных рабов...

5 сентября.
Радостная весть. Торейские озёра начали наполняться водой. Пересохшие речки бегут в Торейскую котловину! В 2018 году я писал:

* * *

Ожившими агатами покрыта,
Белеет степь кристаллами давно.
Остаток океана неолита
Зной испаряет, обнажая дно.

Сухую чашу неба опрокинув,
Двадцатый год ласкает суховей
Обветренные скулы боржигинов.
В горах Хэнтэя не было дождей…

Замолкли в небе птичьи переливы,
И русло превращается в овраг,
И, осыпаясь, рушатся обрывы,
Сама земля, как дремлющий очаг

Неумолимо тлеет под ногами,
Пожухнув, завивается трава.
Невыносимо стать в степи врагами,
Не лопнет лук – порвётся тетива.

Белеет даль, дымясь под небесами.
Неясный гул, как память о воде.
Сверкая, оживают знойно камни,
И умирают вести о вражде.

Но где-то есть цветущие равнины
Обилие травы для лошадей.
Сбираются в походы боржигины.
В горах Хэнтэя не было дождей…

Теперь там есть дожди. Я их так и называю -Хэнтэйские дожди. Всю жизнь смотрю в их сторону: есть ли тучи? Есть!

* * *
Хорошо Веллер сказал о Борзе. Сразу чувствуется - земляк! Ютуб "Личное: Веллер возразил Варламову". А что ему возражать? Недоношенный...

8 сентября.
На всю жизнь убит и очарован Александром Кабановым. Как говорится, всё у человека по понятиям. Таких больше нет...

* * *

Они умирают под фигами и факами лучших друзей,
но мы засыпаем их книгами, как золотом скифских царей,
а книги грешат возгоранием, тугим переплетом ко лбу,
живи теперь с полным собранием в писательском тесном гробу.

Мы будем навешивать полочки на стены своих пустырей
и наши губастые телочки вернутся из красных морей,
они отвернутся от ладана, ты проповедь им не читай:
рожают усамов бен ладенов, несут в животах гюльчатай.

А мы, то этрусские русские, то псы византийских ворот,
кровавые семечки лузгаем, вливаем боярышник в рот,
звеним на погосте веригами, двойным троеперстьем грозя,
и все таки - с книгами, с книгами, а значит, убить нас нельзя.

30.11.2019

9 сентября.
Жизнь происходит в любые времена, независимо от политических режимов и социальных реформ, в каждой из которых есть положительные и отрицательные моменты, но все они преходящи, а человек, как и всё, что вокруг него, такая же промежуточная стадия эволюции, как и любое химическое соединение. В эволюции – всё миг, никто и никогда не повторится, а любая история – ничто.
Вот почему краткая Жизнь разумного человека, которую он сам наполняет смыслом, должна быть прекрасной и неповторимой, несмотря на любые условия, в которых он вынужден находиться. Для такого человека – все равны, никто не имеет никаких приоритетов.

* * *

Режим никогда не потерпит то, что не соответствует его повестке.

11 сентября.
Жалобы любого существа о смерти не естественны, ибо умирание с момента появления – его естественное состояние. Остальное – выдумки…

12 сентября.
Защищал простых людей, отбывал наказание среди простых людей,  несколько раз бежал с каторги, жил среди простых людей. Не был воспет и не имел звезды пленительного счастья. Говорят, что умер в тайге. Похоронен в Нерчинске. Среди простых людей. (Об Александре Луцком).

13 сентября.
Действующий режим России выгоден Европе и Америке: сырьевая экономика отсталой страны должна быть встроена в мировую систему для перекачивание сырья и ресурсов.
Главную опасность для Европы и Америки представляет развитое и умное население России, что невозможно при действующем режиме и сырьевой экономике. Остальное - политические игры для одурачивания масс.
Действующий режим и сырьевая экономика России и мировой капитализм - это уже спевшаяся, сложившаяся, единая, система, работающая на порабощение человека.
Причина наших бед в этой кровососущей и приспосабливающейся системе, пользующейся нашей неразвитостью, а вовсе не в каком-то конкретном или коллективном Путине, под которым подразумевают население России.
Все, кто обсуждают ситуацию вне этой повестки, утопая в трясине непрерывных событий, работают на укрепление этой сложившейся системы, главная опасность которой - развитие человека и общества.

15 сентября.
Настроение прекрасное, смотрю чарующую передачу о Швейцарии. Рассказывает уроженец России, живущий там много лет. Весь фашизм уместился в предложении: «Они швейцарцы, но они хорошие люди!».
Дальше слушать не стал…

16 сентября.
Бизнес, спекуляция, рынок, капитализм, называйте это как хотите, но он всегда там, где грабёж, сырье, воровство, возможность наживы, не теряя ничего, не имея никакой морали он всегда ищет подельников без морали. Это и есть взаимоотношения правителей Запада и России. Грубо говоря, это настоящая продажа и скупка краденого.
Сырьевая экономика - это всегда продажа и скупка краденого, которая в перспективе приводит к нищете и краху населения обворованной территории и обогащению и развитию тех, кто скупает.
Пока такое обоюдовыгодное партнёрство существует и крепнет, пока одурачивают мир каким-то противостоянием (политика воров, гопстопников и торгашей!), наивно думать даже о возможности каких-либо изменениях в жизни населения России.

17 сентября.
Начало нашей познавательной истории хори-бурят мы назовём "Жаворонок хинганских рек". Мы должны услышать песни, которые пели наши предки, покидая свои кочевья, уходя от погони и стремясь найти благополучные места для спокойной жизни.
Вернулся к размышлениям молодости. Пока жив надо успеть написать вразумительные материалы по истории бурят-монголов. Всё остальное - побоку.

19 сентября.
Надо полагать, что за десятилетия существования бурят-монгольских государственных территориальных образований в составе России потрачено (это именно траты) значительное количество финансов, отпущенных на изучение и издание материалов об истории бурят-монголов. Утверждение о том, что история бурят-монголов всё ещё не написана, вызовет много споров и возмущений: автор каждого материала об истории бурят-монголов заявит о своём праве на эту тему. И тут выяснится, что авторов, действительно, много, но истории бурят-монголов, действительно, нет, но есть, как и раньше, бесконечные споры на эту тему, умножение изданий, дискуссий и различных мероприятий. Всё это вызывает недоумение нормального человека и ставит перед ним много разных вопросов об истории страны вообще.

20 сентября.
Снял зубные протезы. Произношение на английском стало намного лучше:))

* * *

Нет мнения, не будет имения. Субъектность отсюда. Без частной собственности о никакой субъектности, в нашем случае интересе к политике, говорить смешно.

* * *

Любую власть всегда берут, точнее захватывают. Если следовать нормальной логике, то в этих словах нет ничего предосудительного. Кстати, уже много лет читаю и слышу отовсюду, что власть в нашей стране захватили, а страну оккупировали, хотя так бывает всегда. Во все времена власть захватывают, а территорию оккупируют какие-нибудь группы людей.
Странно только то, что люди, заявляющие о захвате власти и оккупации страны, учреждают на этой же территории разного рода политические партии, пытаясь даже не оттеснить «оккупантов» и занять их места, а сработаться с ними. Как известно, на оккупированной территории обычно создают Движения сопротивления, партизанские отряды, организовывают разные виды противодействия. Всякие дискуссии, полемики, участие в процессах выборов на таких территориях выглядят умозрительно. Ведь речь должна идти об очищении территории, а не о сотрудничестве с властью и уподоблении себя с оккупантами или захватчиками.
А если таких противодействий нет, то это может означать только одно – основная масса населения, не говоря о каких-то элитах и лидерах общественного мнения, согласна со сложившейся ситуацией и в любую минуту готова сотрудничать с властью. Нищие массы согласны на всё, особенно, халяву, а что такое состоятельность и самостоятельность эти массы никогда не знали и даже не пытались стать такими. Отсюда вывод: территория не оккупирована, власть законная. Согласие или легитимность – явление более всего психологическое, что и доказано историей. Живёшь с той властью, с которой согласен. О какой борьбе может идти речь? А если, всё-таки, идёт?

21 сентября.
Хватит заниматься всякой ерундой, пора вплотную взяться за нужные людям дела. Возобновляю работу с земляками и сородичами, а также берусь за отложенные проекты и материалы.

* * *

Трудно и даже нелепо быть человеком без своей истории... Прежде, чем отвечать или спорить со мной, вспомните: какую историю, литературу изучают ваши потомки, что вы читаете им?

* * *

У нас нет своего учебника истории. Начал писать познавательную историю о своих предках. Сразу стали спрашивать: кем они были?
С высоты XXI века глупо накладывать национальную, племенную или родовую принадлежность на людей, живших в XVI-XVII веках.
У каждого народа в прошлом много предков, относящихся к тем или иным этническим группам, смешение которых образуют в одной из промежуточных стадий тот или иной этнос.
В многообразии монгольской империи мы, конечно, имели другое наименование.

* * *

Политические партии – разные части одного куска говна, из которого пытаются что-то лепить. Какой тут возможен стержень или отличие друг от друга?

22 сентября
Как-то во время очередного противостояния с местными властями, где чиновники в своей газете призывали народ к стабильности, я выпустил свою газету, где писал, что стабильность – это остановка развития. Было ощущение, что народ поддерживает эту мысль. На другой день всюду, первым делом на здании администрации, появились баннеры: «За стабильность и развитие!»

* * *
Почему я занят познавательной историей бурят? Не узнав свою ближнюю историю, которая на поверхности и которой всего 400-500 лет, мы никогда не проникнем в самые глубины своей истории, где наши корни. Не убрав ближнюю преграду, как увидеть дальнюю?
Все остальные темы, пока, побоку!

23 сентября.
Исследований на тему бурятских родов и племён, наверное, намного больше, чем самих родов и племён. Но разве стали эти материалы доступными и понятными большинству УЧЕБНИКАМИ, застряв в заскорузлых дебрях этнического и имперского сознания, на запылённых полках разных научных учреждений, дав возможность авторам получить никому не нужные учёные степени и звания и не дав ничего народу, оставив его, при активной помощи партийных и административных владык, без истории и языка, выхолостив отовсюду самобытность и выведя копии всего национального на сцену? Оставив только непонятного никому, совершено неконкурентоспособного человека, облачающегося иногда в театрализованные одежды. Без ничего своего!

Вот почему нам надо продолжать познавательную историю своего народа, прежде всего, для своих потомков, надеясь, что уже они напишут учебники. Разве можно жить и развиваться, не имея свою историю, не принадлежа к своей истории, культуре, цивилизации?
Сколько сегодня бурят в мире? Около или более 500 тысяч?
Большая история, уходящая вглубь веков, полмиллиона человек. Исторические деятели, вожди, политики, крупные хозяйственники, творческая интеллигенция, доктора и кандидаты наук, система образования, научные учреждения, кипы художественных книг, тысячи научных трудов и различных монографий и т. д, и т. п.
И - НИ ОДНОЙ КНИГИ, НИ ОДНОГО УЧЕБНИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СОБСТВЕННОЙ ИСТОРИИ, НИ ОДНОГО УЧЕБНИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ВЕЛИКОГО МОНГОЛЬСКОГО МИРА, МОНГОЛЬСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ, ПО КОТОРЫМ МОЖНО УЧИТЬ И УЧИТЬСЯ С МАЛЫХ ЛЕТ.
Чего можно ожидать от такого общества, какого языка, какой культуры, какой экономики, какого развития вообще?

24 сентября.
Благословенны хэнтэйские дожди! Вчера сообщили – исчезнувшая на нашей стороне река Улдза (Ульдзя) понесла по своему руслу со стороны Монголии свои воды в Торейскую котловину! Неужели снова наполнятся самые крупные в Забайкалье озёра? После стольких лет засухи!
Благословенны хэнтэйские дожди! Нет таких слов, чтобы выразить чувства, переполняющие душу, слыша радостные известия и видя умиротворённые лица земляков. Эту радость принесли Хэнтэйские дожди.
Это как в последний час окончания засухи...

Если остальные буряты и народы Восточной Сибири живы Байкалом, Леной, Енисеем, Ангарой, Еравной, Котокелем, Арахлеем, Кеноном и т. д и т. п, то наша радость - Онон, теряющиеся в степи и высыхающие на много лет Борзя, Ималка, степные озёра, самые крупные из которых - Торейские, и маленькая речка Улдза. Величие их - на их берегах формировались наши народы, отсюда начинались два движения, изменившие мир - хунну и монголы, потомками которых являемся мы... Это Большая Познавательная История.

* * *

Попадая в национальный округ, иногда в Республику Бурятия, я сразу начинаю ощущать себя – и умственно, и физически – закупоренным в разукрашенной, затхлой и душной, бутылке (ещё и с проблемами?!), откуда нет и не может быть никакого выхода сознания. Время от времени оттуда просачиваются какие-то звуки и наводят невыносимую тоску и сожаление…
И только на просторах степи, где я родился и вырос, приходит настоящая свобода и полёт мысли, с высоты которой можно обозревать историю и современность, рассматривая масштабы, детали, эту самую бутылку и саму «матрёшку», в которой она находится.
Думаю, что такую «матрёшку» представляет вся Россия.

* * *
Хори-буряты любят присваивать или притягивать себе всё или всех, кто может их возвысить, да ещё в сравнении с какой-нибудь величиной большого масштаба. И этот наш Высоцкий, и тот наш Путин, а этот - наш Толстой, а тот - наш Сахаров. Полковник - это вообще космическая величина. (Кстати, у моих соседей родственник - генерал. В каждой деревне России родились - один, а то и несколько генералов. В нашем районе только белых генералов два или три).

И всё-таки, и всё-таки... Чёрт побери! Да это же... В общем, с огромным удовольствием и удовлетворением я бы «притянул» на сторону хори-бурят ещё одну величину. Нашего Галилея, нашего Коперника, нашего Кеплера. Жившего в эпоху Просвещения по европейскому исчислению. Но этот человек уже и в то время превосходил многих европейцев, и сам был целой эпохой разума и просвещения. Недавнл уже обронили, что он из рода Шарайд (я тоже из этого рода!). О том, что он шарайд написано в Википедии: «Из монгольского племени Шарайт».
Но можно ли утверждать, что он был хоринцем?

Шаравын Мингату (1685-1764, 1692-1765. Даты неточные, в разные источниках разные цифры), Цинская империя, Внутренняя Монголия, хошун Урт-Цаган.
В 28 лет был зачислен в математическое училище, которое основал в 1713 году император Канси, попросив французских иезуитов преподавать математику. Вот какими были кровожадные маньчжуры, математике учили монголов и, возможно, хоринца Мингату.
Прославился он быстро. Особенно оригинальными были его работы на распространение круговых функций в бесконечных рядах. Опубликовали эти работы через полсотни лет после его смерти.
Он первым в Китае вычислил бесконечные ряды и получил более 10 формул. Свершений и открытий в математике он сделал много. То, что сегодня известно как каталонские числа - его работа. Мингату достиг потрясающих успехов в точных науках.

25 сентября
Пока я размышлял и заканчивал пост, возле дома остановилась машина. Знакомые, приехавшие из Улан-Удэ, привезли мне подарок от дорогого мне человека - Дашиевой Буда-Ханда абгай, золотого соловья бурят-монгольского народа с берегов Онона. Ей, должно быть, уже за 80 лет. Подарок - дорогой хадак, диск с её лучшими песнями и приглашение в гости.
Почему бы мне не слушать чарующие песни Буда-Ханда-абгай, чем отравляющие "бла-бла-бла" и бред балаболящих "политиков"?

26 сентября
О Познавательной истории бурят-монголов…
Наше знание собственной истории на основе тех «знаний», которые нам известны, очень и очень слабое, тоскливо-поверхностное. Точнее, это вообще не знания и не история…
Для того, чтобы более или менее представлять свою историю, мы должны очень хорошо знать историю Монголии, особенно Внутренней Монголии, Китая, детально и во времени увидеть – северо-восточную часть этих территорий, военно-административное устройство и законы Цинской империи и т. д. и т. п. Это сложнейшие системы, великое, переплетённое многолюдье народов, племён, родов и групп, где идёт процесс этногенеза, в котором мы должны обозначить и увидеть своих исчезающих во времени предков. Они могут быть повсюду: на пастбище, в сражениях, в армии, в караулах, в монастырях, в математической или лингвистической школе, в обсерватории, при дворе, в лаборатории. Везде.
И только после такого видения взглянуть по-новому на историю формирования бурят-монгольского народа на пространстве Байкальского региона. Думаю, что это возможно. Работаем. Пока мы живы...

27 сентября
Познавательная история… В силу возможностей изучаю монгольские кочевья XVI-XVII-XVIII столетий, имеющиеся переводы на русский язык авторов Цинской империи. Ну и то, что происходило на тот период в России. Рождение нового этноса – это всегда активизация дивергенции, то есть расхождение потоков от начальной точки, в биологии – отклонение свойств и признаков от первоначального. Был хоринцем – стал неизвестно кем. Мы сейчас тоже – совершенно другие от «первоначальных».
Кого и что видели в разные периоды авторы посольских миссий, например Иакинф Бичурин или что и кого описывали цинские топографы? Специалист я, конечно, доморощенный. Но докопаюсь. Кое-какой материал есть. Например, тот же И. Бичурин, Мэн гу и Хэ Цютао «Записки о монгольских кочевьях» на русском языке, наши летописцы…

28 сентября
Итак, мы знаем, что процесс формирования многих этносов, включая и наш бурят-монгольский, начался с распадом Монгольской империи. В этот период характерна сильнейшая активизация дивергенции монолитной некогда империи. Наводнение закончилось, большая река распалась на множество рек, речушек, ручейков, которые смешивались между собой и образовывали новые русла и направления.
Для изучения нашей истории мы всегда должны иметь в виду две стороны, разделяя их современной границей между Китаем, Монголией и Россией. Та сторона – это Цинская империя, включавшая в себя Монголию и Китай, эта сторона – Россия.
Исторически мы попали между двумя этими мощными жерновами, которые уже четыре столетия перемалывают нас в труху своего образца.

По сравнению с другими, крупными, этносами, также претерпевающими изменения в XVI-XVII-XVIII веках, хоринское и другие племена, образовавшие бурят-монгольский народ, были небольшими объединениями. Вероятно, по этой причине их наименования не заметны на видимой, поверхностной, части истории Монгольской и Цинской империи. Но эти наименования должны быть, они обнаружатся при более глубинном знании истории этих двух империй и таком же поиске. Естественно, что для такого знания и поиска надо владеть китайским и монгольским языками, включая старомонгольскую и маньчжурскую письменности, которая была создана на основе старомонгольской.

29 сентября
На мой взгляд: горы бумаг, именуемые отчётами и ещё чёрт знает чем, это нечто иное, как оправдание пребывания на бюджетном месте и получения зарплаты.

30 сентября
Сегодня - Международный день переводчика! Поздравляю всех, кто связывает народы и культуры!

* * *

И снова Александр Кабанов. Так видеть историю может только гений. Всё в одном сгустке. Мгновенно и навсегда. Забыто и помнится. Успокоилось и не даёт покоя... Кто бы из наших представил так свою историю?

* * *

Земля шевелится, шелковица цветёт,
внутри себя цветёт и опадает,
и мастер йода собирает йод,
и мастер крови на бинтах гадает.

Цыганский табор под землёй живёт,
он свадьбы празднует и лошадей ворует,
и мастер йода собирает йод
и в Бабий Яр гостинцы сервирует.

Земля шевелится, и превращаясь в квест,
выходит дядя Яша с чёрной скрипкой,
и тишина, как духовой оркестр,
из ямы поднимается с улыбкой.

Все зубы золотые, все шары,
все тапочки балетные от спама,
все пастернаки вышли из игры
и всех убили, даже мандельштама.

Сбегает дождь в резиновом плаще,
земля шевелится, не разбирая флагов,
а полицаев не было вобще,
примерно так, как не было гулагов.

2017

Понимаю, почему "вобще" с одним "о". Кто бы понимал такую необходимость? Жизнь продолжается... И надо заниматься. Видеть и чувствовать. Сейчас и всегда.


На снимке: Кондуйское городище. Ждём возвращения коптера, который облетает местность. Слева направо: я, мой друг Баир Дугаржапов, мой сын Эрдэм.