6. 11 Пифагор. Третья ступень. Вселенная

Лариса Болотова
                В чём заключалось учение Пифагора о Вселенной?

                Из книги «Великие Посвящённые»  Эдуарда Шюре:

(стр. 260) «Ученик получил от Учителя все основы священной науки. Благодаря этому первому посвящению, с него как бы спала густая чешуя, которая закрывала его духовное зрение. Разрывая сверкающий покров мифологии, посвящение отрывало его от мира видимого, чтобы бросить его в безграничное пространство и погрузить в световые волны высшего Разума, откуда Истина излучается на все три мира.

Но наука чисел была лишь вступлением, предварительной подготовкой к великому посвящению. Вооружённый этими знаниями он должен был спуститься с высоты Абсолютного в глубины природы, чтобы схватить божественную идею в процессе образования вещей и эволюцию человеческой души на протяжении всех миров.

Материальная и духовная эволюция мира – два противоположные и в тоже время параллельные и соответствующие движения на лестнице бытия. Одна объясняет другую, а взятые вместе, они объясняют мир. Материальная эволюция выражает собой проявление Бога в материи посредством воздействующей на неё Мировой Души. Духовная эволюция представляет собой рост сознания в индивидуальных монадах и усилия их воссоединиться через цикл жизней с Божественным Духом, из которого они изошли».

                Происходит постепенное изменение форм органической жизни, необходимое для познания материального мира. Это с одной стороны, а с другой происходит развитие сознания индивидуальной монады.

«Смотреть на мир с точки зрения физической или духовной, не означит рассматривать различные объекты; это значит смотреть на мир с двух противоположных сторон. С земной точки зрения, разумное объяснение мира должно начинаться с материальной эволюции, потому что мир представляется нам именно с этой стороны; но, показывая нам творчество мирового Духа в материи и дальнейшее развитие монад, объяснение это приводит нас незаметно к духовной точке зрения и заставляет нас от внешней формы перейти внутрь вещей, с поверхности углубиться в самую суть.  Так, по крайне мере, смотрел Пифагор, который видел во вселенной живую Сущность, воодушевленную великой Душой и великим Разумом. Вот почему вторая часть его учения начинается с космогонии».

                Не означает ли это, что если человек и вселенная созданы по одному и тому же принципу (разум, душа, тело - пространство), то и Абсолют имеет такое же строение, но в безпредельности? Безпредельное Сознание и безпредельное Пространство.

«В центре вселенной Пифагор ставит огонь (относительно которого солнце – лишь отражение). В эзотеризме же всего Востока Огонь есть символ Духа, божественного, вселенского Сознания».

                Огонь, Вселенский Разум, Дух, Вселенское Сознание – это разные аспекты одного и того же. Думаю, что к ним можно отнести и Информацию.

«Таким образом, то, что наши философы обыкновенно принимают за физику Пифагора и Платона, ничто иное, как образное описание их тайной философии, ясной для посвящённых, но непроницаемой для непосвящённых, тем более, что её выдавали за простую физику. Следовательно, в ней мы должны искать нечто вроде космографии жизни души, не более того.

Подлунная сфера означает ту сферу, в которой проявляется земное притяжение, и называется она «кругом рождения». Этим посвящённые хотели сказать, что земля для нас – область телесной жизни. В ней происходят все процессы, сопровождающие воплощение и развоплощение душ».

                Означает ли это, что попасть в мир планет Солнечной системы человек может только в астральном теле?

 «Сфера шести планет и солнца соответствует восходящим категориям духов. Олимп, понимаемый как вращающаяся сфера, именуется небом неподвижных звёзд, потому что он символизирует сферу совершенных душ. Таким образом, эта младенческая астрономия скрывает за собой духовное воззрение на вселенную.

Своим ученикам третьей степени Пифагор объяснял двойное движение земли. Не обладая точными измерениями современной науки, он – тем не менее – знал, как и жрецы Мемфиса, что исшедшие из солнца планеты вращаются вокруг него, и что звёзды – те же солнечные системы, управляемые такими же законами, как и наша система, и что каждая из них имеет своё определённое место в великой вселенной».

                Как понять «исшедшие из солнца планеты»? Имеющие один и то же исток? Сущности планет являются частями Сущности солнца?

«Он знал  также, что каждый солнечный мир образует маленькую вселенную, которая имеет своё соответствие в мире духовном и обладает своим собственным небом. Планеты были как бы ступенями ведущей к нему лестницы. Но эти идеи, способные перевернуть всю народную мифология, показались бы толпе кощунственными, и поэтому они никогда не высказывались публично. Их передавали не иначе, как под строжайшей тайной.

Некоторые странные определения, дошедшие до нас в виде метафор, которые и принадлежат тайному учению Пифагора, позволяют предполагать, если их понимать в их оккультном значении, какое величавое представление о Космосе имел Пифагор. Говоря о созвездиях, он называл малую и большую медведицу: «руки Реи-Цибеллы». Эзотерически Реа-Цибелла означает астральный вращающий свет, Божественную Супругу вселенского Огня или Духа Творца, который, сосредотачиваясь в солнечных системах, притягивает нематериальную суть существ, схватывает их и втягивает в водоворот жизней».

                Получается, что созвездия (невещественное тело) это части какой-то громадной Сущности?

«Он также называл планеты: «собаки Прозерпины». Это странное выражение имеет определённый эзотерический смысл. Прозерпина, богиня душ, руководила их воплощениями в материю. Следовательно, Пифагор назвал планеты «собаками Прозерпины» потому, что они удерживают и охраняют воплощённые души, как мифологический Цербер охраняет души в аду.

Видимая вселенная, говорил Пифагор, небо со всеми его звёздами, есть ничто иное, как преходящая форма Мировой души, великой Майи, которая сосредотачивает материю, разбросанную в безконечном пространстве, а затем растворяет её и разбрасывает в виде невесомого космического флюида. Каждый солнечный вихрь обладает частицей этой Мировой Души, которая в течение миллиона веков развивается в его лоне с особой, свойственной этому вихрю энергией и мерой.

Что же касается сил, царств, пород и живых душ, которые долженствуют явиться на светилах этой малой вселенной, - они приходят от Бога, они спускаются от Отца; то есть они исходят из высшего духовного порядка и из предшествовавшей материальной эволюции, иными словами – из потухшей солнечной системы.

Из этих духовных сил, одни абсолютно безсмертны и они руководят образованием нового мира; другие же ожидают его рождения в состоянии космического сна, чтобы, сообразно своему роду и в соответствии с вечным законом, снова вступить в ряды видимых существ.

Между тем, солнечная душа и её центральный огонь, непосредственно движимый великой Монадой, работает над расплавленной материей. Планеты – дочери Солнца. Каждая из них, созданная присущими материи силами притяжения и вращения, одарена полусознательной душой, исшедшей из солнечной души, и имеет свой особый характер, свою специальную роль в эволюции. Так как каждая планета есть особое выражение Божественной Мысли, и каждая исполняет  особую функцию  в планетной цепи, то древние отождествили имена планет с именами великих богов, которые представляют собой божественные качества, действующие во вселенной.

Четыре элемента, из которых образовались светила и все существа, обозначают четыре постепенных состояния материи. Первый из них, как самый плотный и самый грубый является самым несовершенным проводником духа; последний, самый тонкий элемент в то же время наиболее родственный духу, является наиболее совершенным проводником.

Земля представляет состояние плотное; вода – жидкое; воздух – газообразное; огонь – невесомое состояние. Пятый элемент, эфир – представляет собой состояние материи столь тонкое и подвижное, что оно уже лишено атомистичности и обладает свойством всепроникающим. Это и есть первичный космический флюид или астральный свет.

Затем Пифагор беседовал с своими учениками о космических изменениях земли по египетскому и азиатскому преданию. Он знал, что расплавленная земля была первоначально окружена газообразной атмосферой, которая постепенно охлаждаясь, превратилась в жидкость и образовала моря. По своему обыкновению, он синтезировал свою мысль в аллегории, выражаясь, что моря были образованы из слёз Сатурна (космическое время).

Но вот появляются царства природы и невидимые зародыши, витающие в эфирной ауре земли, вихрями носятся они в её воздушном покрове, а затем привлекаются в глубокое лоно морей и на первые выступившие из вод континенты. Ещё смешанные, растительный и животный миры являются почти одновременно.

Эзотерическая доктрина допускает трансформацию зоологических видов не только вследствие второстепенного закона подбора, но и вследствие основного закона проникновения в землю сверхфизических сил и воздействия разумных начал и невидимых сил на все живые существа. Если на земном шаре появляется новый вид, это означает, что более высокого уровня души воплощаются в данную эпоху в потомках прежнего вида для того, чтобы поднять его на высшую ступень, формируя и преобразуя его по своему образу».