Вновь о не случайных случайностях

Борис Пономарев 3
Вновь о "не случайных случайностях"

Начну с очередной констатации того факта, что в моей жизни было очень много "не случайных случайностей".
Мне всегда очень хотелось познакомиться с мамиными родными (папа всех своих родственников растерял в годы гражданской войны, и ему так и не удалось никого из них разыскать), но все они жили далеко, поэтому при "малодоходности" нашей семьи не было никаких шансов на осуществление этих моих желаний.   

Но тут, как всегда, начались "не случайные случайности". В 1958 году меня, студента третьего курса Энергофака САзПИ (Среднеазиатского политехнического института в Ташкенте), направили на студенческую практику на завод "Электромашина", находившийся в городе Прокопьевске, в сибирском Кузбассе. Мама сообщила мне, что в Новосибирске, через который мне нужно было ехать на поезде к месту назначения, живет ее двоюродная сестра с семьей, а в Сталинске-Кузнецком (ныне Новокузнецке), рядом с Прокопьевском, живет вторая двоюродная сестра. Мама дала телеграмму в Новосибирск, меня с почетом встретили, я остановился на пару дней у родичей, которых оказалось в Новосибирске немало, и познакомился со всеми.

И тут возникла еще одна "неслучайная случайность": к новосибирским родственникам приехала и тоже остановилась на пару суток, едущая из Москвы на практику в Сибирь, дочь маминого покойного двоюродного брата, студентка МГУ. Ее папа, известный химик, получил во время Великой Отечественной войны Сталинскую премию за участие в разработке ряда материалов для оборонной промышленности. Эта моя троюродная сестра была очень милой, очень симпатичной и в очень высокой степени образованной и интеллигентной девушкой, хотя и весьма строптивой по характеру. Так, я обратил внимание, что будучи студенткой третьего курса, она очень ярко красила губы (мои коллеги-студентки, тоже третьекурсницы, совершенно не красились). Она рассказала, что во время ее учебы на втором курсе, их факультет возглавил новый декан, который начал свою деятельность с издания приказа по факультету, категорически запрещавшего студенткам пользоваться косметикой. На другой день практически все студентки этого факультета пришли на занятия с ярко накрашенными губами. Разразился дикий скандал, декан пробовал бороться с ними всеми возможными средствами, но ничего не смог поделать, и отменил свой приказ. А традиция осталась: и с тех пор все студентки этого факультета приходили на занятия ярко накрашенными. Она пригласила меня к себе в гости, в Москву, и несколько лет спустя, прилетев туда по делам, я побывал у нее дома, где познакомился с ее мамой и младшей сестрой.

Из Новосибирска я поехал дальше, к месту моей практики, в Прокопьевск. Оттуда я пару раз наведывался в Сталинск-Кузнецкий, где познакомился со всеми мамиными родственниками, живущими в этом городе. 

Но было и продолжение, связанное с "не случайными случайностями", в котором приняла участие школьная подруга моей жены Оксана. Она была в ту пору очень эффектной девушкой (сказывались несколько лет, прожитых вместе с родителями и младшей сестрой в Вене, где папа-полковник служил после окончания войны). Ее отличная модная одежда, красивые стрижки, макияж и туфли на тонких каблучках-шпильках производили неизгладимое впечатление на представителей противоположного пола.

Неудивительно, что еще во время учебы в ташкентском Институте иностранных языков она вышла замуж за однокурсника Валеру. Он, как говорилось в то время, был для нее очень хорошей партией. До 1958 года Валера учился в московском Институте военных переводчиков. Это была своего рода кузница кадров для МИД'а, разного рода органов разведки и контрразведки СССР, Министерства внешней торговли и т.п. организаций. Институт выпускал переводчиков самого высокого класса, в том числе синхронистов, причем со знанием не только широко распространенных европейских языков, но и многих восточных: китайского, японского, хинди, урду и т.д. И такой уникальнейший в своем роде институт был расформирован по приказу "нашего Никиты Сергеевича", а тех, кто не успел завершить в нем учебу, раскидали по всем инязам СССР.

Валера попал в Ташкент, где и встретился со своей будущей женой. Высокий, плечистый красавец, успевший, к счастью, получить прекрасную профессиональную подготовку в Москве, сразу после окончания института  был направлен в распоряжение Министерства геологии СССР, а оттуда молниеносно послан вместе с Оксаной на работу в Пакистан, где начал работать в качестве переводчика английского языка в сфере геологоразведки нефтяных и газовых месторождений, которую по контрактам с Пакистаном осуществлял Советский Союз.

Оксана, благодаря своему очень хорошему знанию английского языка, тут же получила работу в офисе Аэрофлота в Карачи. Тогда только начинались международные контакты такого рода советских организаций в иностранных государствах, поэтому немногочисленные советские специалисты и члены их семей были желанными гостями на приемах, устраиваемых советским посольством.

Оксана очень часто на них бывала, и там познакомилась со многими дипломатами и их женами. Однажды она разговорилась с молодой интеллигентной женщиной, супругой одного из дипломатов, уроженкой Москвы. Та спросила Оксану, откуда она прибыла в Пакистан. Оксана ответила, что из Ташкента. "О, у меня там живет мой троюродный брат Боря Пономарев!". Оксана была совершенно потрясена. Она сказана москвичке, что Боря Пономарев является мужем ее лучшей школьной подруги Ани. Тут в соляной столб от неожиданности превратилась и ее собеседница. Она долго расспрашивала Оксану обо мне и Ане, а потом попросила передать нам приветы, что Оксана и сделала с удовольствием по приезде в Ташкент в очередной отпуск. 

Борис Пономарев