Какими мы становимся?

Иван Болдырев
                Размышления о судебном процессе Михаила Ефремова 
               
Отшумело, наконец, закончилось позорище с артистом Михаилом Ефремовым. Говорят, будет еще длительное продолжение.  Имеется в виду бесконечный пересмотр дела. Пока преступник по всем статьям и канонам не будет полностью оправдан и возведен в ранг, как говорят мусульмане, мучеников. Иными словами, пока суд не признает, что знаменитый артист был незаслуженно привлечен к ответственности. И, стало быть, он оклеветан по всем предъявленным ему пунктам. И тогда знаменитый артист станет еще и страдальцем. Тогда слава его максимально умножится. И он предстанет перед нами в ореоле мученика и страдальца.

Можно было бы и не ерничать до такой степени. Но куда денешься, если оказался  зрителем и свидетелем позорнейшего представления. Особенно в последние дни заседаний суда. То ли в его зале, то ли рядом с ним шаманы били в бубны. Женщины поклонницы,  многие служители сценического искусства  на весь зал  кричали: «Свободу!!!», «Свободу!!!», «Свободу!!!»  Артист  и режиссер Никита Джигурда своим сорванным голосом и беспредельным напором сокрушал все вокруг. Не суд, а беспорядочная свадьба. Где все перепились до безумия. А тамада и его помощники лежали под столом в бесчувствии. Потому все делали, кто что хотел. Вот и выходило все  позорно и безобразно.

Создается впечатление, что Михаил Ефремов вскоре будет доведен в своем величии до уровня страдальца божьего сына Иисуса Христа. И даже вознесется выше. По крайней мере, когда решалась судьба божьего сына, иудеи кричали: «Распни его!» Это требование прозвучало трижды. И пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат вынужден был подчиниться этому  требованию.

В день чтения приговора Михаилу Ефремову страстные россияне громко скандировали «Свободу!!!» Звучало это очень страстно и многократно. Вот и попробуй  поставить их на один уровень. Только вот Иисус Христос принял свои муки за всех нас, живущих на земле. А Михаил Ефремов – за свое пристрастие к спиртному.

За свою долгую жизнь я ни разу не присутствовал на заседаниях суда. Поэтому о порядках их проведения имею весьма смутное  представление. Но в жизни приходилось видеть фрагменты судебных заседаний в кинофильмах, телепередачах. Читал о них в художественной литературе. Но такой истерии, таких театральных фрагментов вплоть до имитации инсульта представить себе не мог. Если нечто подобное будет инсценироваться и впредь, этот процесс впишется во все предстоящие века.

 Смотрел на все происходящее в экране телевизора и с тоской думал: « Что же с нами произошло? Мне не хотелось рассуждать на тему, слишком ли строго наказали Михаила Ефремова, или он получил то, что заслужил. Может, с ним действительно обошлись слишком строго. По этой части я настолько не осведомлен, что любое мое изречение по этому поводу может прозвучать как некомпетентная глупость. Тут разумное могут сказать только профессиональные юристы. Я предварительно покопался в интернете. Там есть записанные мнения профессионалов высокого класса. Но и у них оценки расходятся. Так что неосведомленному обывателю лучше по этому поводу не высказываться. Иначе можно оказаться в галоше.

Но процесс, рассматривавший дело Михаила Ефремова суд, проходил в такой атмосфере, что после него у абсолютного большинства россиян на  душе стало омерзительно и гадко. Люди, которые по сути своей должны нести высокую культуры в массы, вели себя хуже базарных баб. Их мало  волновало, что в этой аварии по вине сильно пьяного человека погиб вполне достойный гражданин страны. Волновало всех таких сторонников оценки происшедшего преступления только одно: знаменитый артист страны не должен сидеть в тюрьме. Если уж наказывать, то только условным сроком. Погибший в аварии гражданин страны для них вроде бы и вовсе не существовал. Подумаешь, водитель микроавтобуса. Таких тысячи. А, может, и миллион. Другое дело заслуженный артист страны.

Смотреть на такое представление в суде спокойно и одобряющее можно только, если ты не обладаешь никакими человеческими чувствами. Невольно вспоминаются советские времена. Возможно, с тех пор моральный облик людей искусства мало изменился. Но тогда дело было поставлено так, что мы, простые граждане страны, ничего не знали, насколько они были чистыми и возвышенными в моральном плане. Мы с восхищением воспринимали героев в их исполнении. И как - то получалось так, что те высокие моральные человеческие качества, сыгранные со сцены, с теле- или киноэкрана, само собой, разумеется, переходили на людей искусства, их  так талантливо и правдиво зрителям представленных. И для нас, простых зрителей, Эллина Быстрицкая, Вячеслав Тихонов,  Нонна Мордюкова, Ада Роговцева, Тамара Семина были  почти небожителями. Они воспринимались нами,  как будто они не своих героев отражали, и играли самих себя. А, может, они по всем статьям и соответствовали тем, кого они изображали? Но даже если это не так, они не оставили в памяти о себе позорных скандальных  историй. Память о них светла и благородна.

Почему нынешних известных деятелей культуры нисколько не волнует их авторитет? Потому, что изо дня в день освещается в программах телевидения –  это именно так. Сколько сюжетов о дележе имущества разводящихся, или уже разведенных актеров, певцов, деятелей цирка, ведущих самых разных телепрограмм. Они сидят перед камерой и  не теряются, не стыдятся, не падают в обморок, когда оператор полиграфа произносит строго и жестко убивающее наповал слово «Ложь!»

 Впрочем, это только в моем воображении при написании этого текста  родилось убивающее наповал ощущение.   Но в телеэкране ничто и никого не убивает. Ныне жизнь совершенно другая. Уже порядком осточертела история мошенничества Бари Алибасова с квартирой в центре Москвы Лидии Федосеевой-Шукшиной. Даже десятилетнему ребенку совершенно ясно, что предприниматель от культуры Алибасов попросту оттяпал квартиру у плохо соображающей женщины. По мнению многих, кто хорошо был знаком с ситуацией, она не понимала, какие бумаги  подписывает.

Нельзя было без содрогания смотреть личную встречу Лидии Федосеевой - Шукшиной с предпринимателем от искусства, ставшего супругом знаменитой актрисы. Сама ласковость, восхищение и нежность царили в телестудии.  Сцена игралась топорно, фальшиво и лицемерно. Лидия Николаевна тающим от нежности голосом спрашивает, вернет ли ее горячо любимый муж оттяпанную у нее квартиру. Таким же млеющим медоточивым голосом ублажает ее Бари. Но, по сути, ответ однозначен. Возвращения не будет. Так как квартиру немедленно захватит дочь Федосеевой-Шукшиной Оля. Младший Бари Алибасов тут  же оттаскал Ольгу за волосы.

Подобные представители общества ныне преобладают в нашей среде. Ведущий передачу держится предельно осторожно.  В одном он тверд и настойчив. В конце передачи он в который уже раз спрашивает: «Когда вы собираетесь возвратить Лидии Николаевне квартиру?» В ответ звучит непреклонное: «Никогда!» Или что-то в этом роде. В студии растаяло мерцание нежности, беспредельной любви и обожания. Все стало предельно расчетливо и сухо.   Нежный Дон Жуан с полным безразличием отошел от своей возлюбленной супруги. Как в старые советские времена в селах говорили после сеанса: конец фильма.
И невольно вспомнилась цитата из «Капитала» Карла Маркса:

«Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз в наличии имеется достаточная прибыль, капитал становится смелее. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживленным, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирается все человеческий законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы».

Что поделаешь? Мы строим капитализм. А  написанное Марксом не утратило ни смысла, ни злободневности и сегодня. Можно было бы перетерпеть все увиденное с экрана, если бы нечто подобное в телепередачах не повторялось изо дня в день. И почему-то главными их героями становятся чаще всего именно те, кто нам несет высшие образцы культуры. И видишь их в самой неприглядной ситуации.

Совсем недавно, может, в течение месяца экран телевизоров украшала последняя жена Армена Джигарханяна Виталина. Артисту преклонного возраста, вероятно, стало казаться, что если  его начнет ласкать и ублажать молодая женщина, к нему вернутся энергия, былой талант и творческие успехи? Или он наивно полагал, что эта расчетливая дама в него влюбилась до безумия? В результате этой «высокой» любви родственники Виталины оказались у руля театра, которым руководить доверено Армену Джигарханяну. В это и воплотилась вся яркая любовь  пронырливой дамы.

Жизнь показала, что она очень пронырливая. Как только авантюра с Арменом Джигарханяном утратила перспективу, наша столица стала видеть Виталину в компании певца Прохора Шаляпина, с которым у них вроде бы планировалось бракосочетание. Готовящие телепередачи на тему «разгульная жизнь» наших знаменитых светил, выражали свое сомнение. И они не ошиблись. Вскоре телезрители узнали, что временно послужившая женой Джигарханяну  Виталина уже сыгранная карта. А эстрадный исполнитель Прохор Шаляпин завязал интрижку с какой-то зарубежной дивой. И, вроде бы, престарелая эта невеста исполнителя какой-то суммой его облагодетельствовала.

Ну, да Бог  с ним, с этим исполнителем Прохором. Если ему на свое доброе имя наплевать, пусть разбазаривает свой авторитет, как ему вздумается. Тем более, что в среде российской культуры происходят более неприглядные события. В телевизионных передачах, которые специализируются на подобных сплетнях, зазвучала новая сенсация. Семью знаменитейшего актера Алексея Баталова без копейки оставили известная актриса Наталья Георгиевна Дрожжина и ее супруг Михаил Семенович Цивин. В недалеком прошлом они были близкими Алексею Баталову. Как утверждают люди знающие, знаменитый актер, когда почувствовал близкую свою кончину, даже просил эту пару позаботиться о  его дочке Марии. Она с детства страдает от церебрального паралича. Алексей Баталов хлопотал и о своей  супруге. Преклонного возраста Гитане Леонтенко тоже требовала заботы и помощи.

И, вроде бы, обслуживающий благодетельные организации юрист в паре со своей супругой Настасьей Дрожжиной все время опекал оставшихся без своего кормильца членов семьи Алексея Баталова. В момент заботы о парализованной девушке и  супруге знаменитейшего киноактера имущество покойного Алексея Владимировича перетекло во владение знаменитой Дрожжиной и авторитетного юриста Цивина.

Подробно излагать эту махинацию нет никакого смысла. В интернете об  этом много материалов со всеми подробностями и нюансами. Разбираются в ограблении семьи Баталовых следственные органы. Появляются новые сведения, и они тут же публикуются для читателей и слушателей. Так что пересказывать вновь хорошо известное нет никакого смысла.

Но и молчать об  этой авантюре нельзя. Наталья Георгиевна Дрожжина довольно известная киноактриса. Имеет широкое признание, благодарности и награды. Одним словом, дама авторитетная. Вот что в интернете нашлось о ее наградах:

«Премия имени М. В. Ломоносова, Орден Петра Великого Академии проблем безопасности и правопорядка Российской Федерации, почетный знак и грамота Академии управления МВД России, почетная грамота от министра обороны С. Иванова, приз «Элита» в номинации «Меценат года», медаль Фонда имени И. Н. Кожедуба и т. д.»

В интернете уже не раз говорилось, что эта супружеская пара
любила участвовать в подобного рода телепередачах. В них супруги были горячими защитниками всех обиженных и неустроенных в  жизни. Если исходить из всего опубликованного, Дрожжина и Цивин занимались защитой пострадавших от несправедливости. И сами потихоньку обирали незащищенных и обобранных другими. Выходит, гений и  злодейство в наши времена довольно успешно совмещаются. Если оторваться от великого Шекспира и его крылатого выражения, а возвратиться в нашу сомнительную действительность, можно быть и защитником пострадавших, и, одновременно, этих обиженных спокойно обирать.

Во что мы превращаемся? Посмотришь  передачи этой скользкой тональности – и муторно становится на душе. В одних передачах выясняют, кто произвел на свет новое чудное создание. И, бывает, получается, что и сами, пришедшие за выяснением якобы родители, не могут установить, от кого у них ребенок. Как потом жить рядом с близким человеком, делить с ним радости и беды, если нет никакой уверенности, кто твои родители. Но поисков становится все больше и больше. У людей крепнет потребность копаться в своих открывшихся ранах. И очень больно, но все сильнее тянет.

А уж сложная ситуация безмерной влюбленности Бари Алибасова и Лидий Федосеевой-Шукшиной на фоне откровенного захвата имущества последней кого угодно может убедить в катастрофическом падении нравов в стране, Мы были пуританами в советской стране. Многие темы вообще не выносились на широкое обсуждение. Ну, уж лучше о них молчать и сопеть в тряпочку, чем нынешняя полная откровенность. Слишком она отврательной бывает и мерзостной.

Суд по делу Михаила Ефремова очень красноречиво показал, что нынешние представители высокого искусства вовсе не стремятся быть похожими на сыгранных ими героев. Они ведут себя, как все в окружающем их мире. И очень часто выглядят при этом весьма неприглядно. А уж сидящий на скамье подсудимых превзошел многих своих коллег в этом плане. Чего стоит фальсификация инсульта, которого и в помине не было. Это же произошло не на сцене театра, а в суде, где надо быть самим собой, а не играть театральную роль. Там не игра. Там происходят юридические действия. И какое впечатление от  заслуженного артиста осталось у зрителей и людей, присутствовавших в зале суда? Думаю, самое невыгодное для Михаила Ефремова. Теперь он может оставить о себе память не как заслуженный артист, а как мелкотравчатый фальсификатор.