Главное - личное участие!

Изабелла Глиноецкая
1980 год. Другая школа. Новые 7-ые классы. Дети не учатся. На первом уроке попадаю под обстрел, как только отворачиваюсь к доске, чтобы записать тему урока. Бумажный самолётик, врезавшийся в доску и упавший к моим ногам, отправляю обратно, и он долетает до конца класса и приземляется на стол того, кто его запустил. Это понятно по тому, как покраснел «шалун», и по выразительным взглядам окружающих. Фокус с самолётиком-бумерангом получился, конечно, случайно, но помог на первых порах.

Начинаю урок, как будто ничего не произошло, в конце – раздаю карточки-задания в 10 вариантах для небольшой самостоятельной работы. Результат поверг в отчаяние – у большинства знания на нуле. Сейчас многое стерлось в памяти...  Дети меня приняли, я с ними познакомилась, никакой стрельбы через трубочки на уроках больше не было. Время шло – успехов в учебе у большинства не было. Я думала, мучилась: «Что же делать? Как научить каждого? Как пробудить интерес? Чем?»
 
Проходили тему «Квадратные уравнения». От отчаяния вызвала к доске самого медлительного и пассивного. Сказала: «Не уйдёшь, пока не научишься решать. Буду учить тебя одного, а потом (это уже было сказано классу) будете так же учить друг друга. Смотрите и слушайте, как я это буду делать!»

Тишина в классе была исключительная, мы решали с Сашей Б. вместе «на публику» квадратные уравнения, пока он не взмолился: «Я – сам!» И решил сам придуманное мною очередное уравнение. То-то было радости!

После этого я разбила класс на 6 групп, проинструктировала руководителей групп, как быстро придумывать уравнения, и мы стали заниматься. Урок пролетел незаметно, все работали, даже звонка не услышали. Группы в 5-6 человек дробились в пары и тройки. Каждый, кто научился, с удовольствием объяснял другому. Все были заняты, даже увлечены работой. Шумновато, но это потому, что входят в азарт объясняя и отвечая.

Завуч Александр Павлович заглянул в класс, видимо, обеспокоенный тем, что дети не вышли на перемену. На его лице отобразилось чрезвычайное удивление, и он исчез.

Немаловажно ещё и то, что примеры надо было придумывать самим. Ведь сколько  секунд, которые складываются в минуты, уходит, чтобы посмотреть в книгу, понять и переписать условие, – придумать быстрее! Кроме того, происходило сотрудничество, сотворчество, изучение проблемы (решение квадратных уравнений) изнутри. «По праву в веках должна быть воспета о сумме корней теорема Виетта!» И некоторые уже пользовались ею, чтобы заранее знать корни уравнения, которое задаёшь группе.  Объяснила, что ещё легче задать уравнение, один из корней которого единица. Все учились, можно сказать, с вдохновеньем!

Оказалось, что охотнее работают у доски. Принесли старые доски из подвала, чтобы поставить к ним всех. Заметила во время таких уроков тяготение к работе парами – каждому хочется действовать, а не быть наблюдателем! Вот главное! Из пассивных все вдруг стали активными!

Урок при такой организации труда пролетает для ребят мгновенно. Они так увлечены, что не слышат звонка, а когда понимают, что урок окончен, с сожалением отрываются от работы. Нужны были сдвоенные уроки, чтобы у учащихся возникало чувство удовлетворения. Завуч Александр Павлович пошел навстречу - сделал расписание.

Таким же образом мы отрабатывали навык решения линейных, дробных уравнений и систем уравнений. При такой работе в классе, что ещё очень важно? Дети хорошо себя чувствуют – не боятся работать у доски. Ученик, когда отвечает мне, волнуется, а с товарищем он работает спокойно и даже радостно. Тогда он лучше понимает, крепче запоминает, накапливает знания и уверенность в себе!

Прав был Виктор Федорович Шаталов, когда сказал мне: «Стоит только начать так работать, как само будет придумываться.» Мы с ним говорили о различных видах работы на уроке. И точно – придумывалось, хотя я и не работала буквально «Методом Шаталова»!
 
Работу на уроке по группам я продолжала в одном из 8-ых классов. Руководители групп играли роль то консультантов, то экзаменаторов, помогая товарищам и мне.

Дальше всё оборвалось – в 9-ом я их не учила, к нашему общему сожалению.