Вундта

Анжелика Стынка
                Пьеса
Одноактная. Сюр.
Апперцепция Вундта
«Логические операции человека обусловливаются таким сочетанием представлений и понятий, при котором при помощи «направляющей деятельности ума» (апперцептивной функции Вундта) представления и понятия сочетаются в суждения, умозаключения и, наконец, в ряд выводов. При правильном ходе логических операций из громадного запаса представлений и понятий, которые находятся в распоряжении активной душевной деятельности, мы делаем целесообразную выборку».
С.С.Корсаков

Действующие лица:
Люся
Врач
Лель
Женщина в форме СС
Клоун
Дрессировщик
Массовка
Сцена 1
 На заднем плане – окно. Слева – справа от окна  – старые фотографии.
На переднем плане: парик, бумага, ткань, мужские  тапочки, чугун.
На авансцене – тусклый свет. Над авансценой – цирковой купол, он усыпан крупными звёздами.
За сценой – барабанная дробь. Появляется воздушная гимнастка. Она падает с высоты. Её тело предварительно обмотано таким образом,  что полотно в полёте раскручивается.
Освободившись от полотна, гимнастка кружится.

На сцену, сгорбившись, выходят старик и старуха. Хватают гимнастку за руки. Утаскивают за собой.
Полная тьма.
 В круге света стоит Люся. Молодая женщина в пижаме.
Люся. Сны… Такие разные. Жуткие. Волшебные. Чужие миры. Далекие города. Мифические существа.
       Из-за кулис выходит Сущность. Тело человека. Ноги птицы. На спине – крылья. На лице маска.
        Сущность подходит к Люсе. Обнимает её.
Люся. Твои руки такие сильные. Сколько тебе лет? Тридцать? Сорок? Больше?
Сущность. Триста пятьдесят.
Люся. Шутишь?
Сущность. Нет.
   За сценой – рёв трубы.
Люся (испуганно). Слышишь?
Сущность. Я должен вернуться. Когда-нибудь, очень нескоро, я приду за тобой. Ты будешь ждать?
Люся. Ждать?.. Ждать всегда тяжело.  Не уходи!  Ты знаешь, что такое одиночество?
Сущность.  Я буду петь для тебя.  Ты научишься засыпать спокойно.
Люся. Мы не увидимся?
Сущность. Прими подарок.
    Передаёт ей красный бумажный лист. Уходит.
    В руках Люси лист превращается в большой красный цветок.
    За окном исчезают звёзды. Всё окрашивается жёлтым. Рассвет.
Люся. (В зал). Не помню его лица. Только тело. И голос. (Прижимает к груди цветок). Он о чем-то просил.  Говорил. О судьбе…  Сны.  Они не приносят покоя.  (Устало). Ну и запах.  (Раздраженно). Щи? Дешёвая еда. (Уныло). Неустроенная  жизнь. (Её плечи опускаются). Неудачница.
   За сценой – храп.
 Люся вздрагивает.
Кто храпит в соседней комнате? Кто же он?
Подходит к мусору. Создаёт инсталляцию. КОЛЛАЖ: мужчина. Узнаваемый, но неправдоподобный образ.
Люся (к инсталляции). Игнорушка. Носит старые тапочки. Негодяюшка. Замышляет меня убить.   (В зал). Стыдно. За себя. За него.  Мы давно не спим вместе. Развеваем дни по ветру. Каждый сожженный миг – расходный материал. Напрасно… Нет сил развестись.
    Уходит в кулису, быстро переодевается там. Тем временем гротескные существа меняют обстановку комнаты. Уносят «старые» предметы. Выносят два стула. 
   Из-за кулис выходят: Врач и Люся. Между собой разговаривают, словно продолжают начатый разговор.
Врач. Хотите, мы змею повесим на гвоздь?
Люся (в зал). Мой психотерапевт. Красавчик. Синие глаза. Новые штиблеты.  Принимает в клинике. Прихожу к нему по вторникам.  О чем он? О моей потрясающей змее. (К Врачу). Нет! Я не готова. Мне с ней удобно. Комфортно. Спокойно. Пусть струится по позвоночнику. Моя воображаемая гадюка.
Врач. Хорошо. Вернемся к ней позже. Расскажите о себе. Сколько вам было лет, когда погибли родители?
Люся.  Пять. Или шесть. Или четыре?
Врач. Вы не помните?
Люся. Я старалась забыть.
Врач. А кто такая Леля?
Люся. Она не девочка.
Врач. Мальчик? Ваш друг?
Люся. Он - ангел.
Врач. Серьёзно? Ангел?
     Люся кивает.
Люся. Доктор, я не могу без него жить!  Сделайте что-нибудь!
Врач (устало). Мифический мужчина. Таинственная персона. Вымышленный персонаж. Его нет в этом мире. Вы же знаете. Всё фантазии. Эскапизм. (Внушительным голосом). Ваша реальная жизнь с нерешенными личными проблемами кажется вам скучной. Обыденной. На самом деле, она такая, как у многих. Как у всех. Вы бежите от скуки в инобытие. Вы предпочитаете обществу мир своих грёз. (Строго). Почему вы уволились с работы?
Люся. Доказательство! На руках доказательство!
Врач (встрепенувшись). Предъявите!
Люся. Волшебный подарок. Я принесла!
Врач (снисходительно). Показывайте.
    Из кармана платья Люся вынимает красную бумагу.
Что это?
Люся. Цветок.
Врач. Хм.
Люся (в зал). Зачем я пришла? Он не поможет. Не сможет. Что он знает? Понимает…
Врач.  Мужу вашему сколько лет?
Люся. Тридцать пять.
Врач.  Он моложе вас.
Люся (смущаясь). Ненамного.
Врач. Насколько?
Люся. На тысячу лет.
Врач. Ему тридцать пять. Вам сорок пять. Вы давно не спите вместе?
Люся. Три года. Мы всё упростили. Отношений нет.  Исчезло вдохновение. Остался экономический расчет. Никто не хочет в коммуналку. Раздел имущества – такие муки.
Врач (желая сбить с толку). А Лелю сколько лет?
Люся.  Он – ангел. Я не знаю, сколько ему лет. (Растерянно). Доктор, что со мной? Моя жизнь – лохмотья. Какие-то обрывки. Я не могу связать события.  Пропадают куски.
Врач. Идите за мной.
     Они шагают.
(Монотонно). Шаг за шагом. Окно в ваше прошлое зашторено плотными шторами. Пришли. Вам восемьдесят лет. Вы мудрая взрослая женщина. Вы знаете, что все проходит. Хорошее и плохое. Всё заканчивается.  Что перед вами сегодня?  У вас дети? Внуки? Что вы видите? Расскажите.
Люся. Его руки. Я не могу без них, доктор!
Врач (досадливо). Чёрт.
Люся приходит в себя.
Люся. Доктор, пожалуйста, не выпускайте меня из этой комнаты. Не отпускайте. На темную улицу. В мою жизнь. Сегодня я  умру! Я знаю точно, что я умру!
Врач (жёстко). Вы не умрёте. А если это случится, вам станет холодно. Очень холодно! К вашим окоченелым ногам привяжут грязную бирку. Пьяные работники морга будут стряхивать серый пепел на ваше голое тело. Вы этого хотите?
Люся (обречённо). Доктор, я погибну без него! Мне трудно. Меня разрывает на части.
Врач (устало). Я могу положить вас на отделение. Вы готовы?
Люся.  Пожалуйста.  Сама не справлюсь.
Врач.  Раз так…
    Доктор уходит. Из-за кулис выходят  гротескные существа – их лица уродливы. Они волоком тащат человека, обмотанного лентами. Оставляют его на авансцене.
   За сценой – крик.
   Люся подбегает к человеку.
Люся. Что они сделали с вами? Вам плохо?
    Человек лежит, не шелохнувшись.
(Испуганно в зал). Он умер?
      Её тошнит.
     К Люсе подходит Женщина в форме СС.
Женщина. Паспорт давай.
Люся.  Что вы сделали с ним?! (Указывает на человека).
Женщина. Эй, ты, паспорт давай! Ты, что – глухая, больная?
Люся (с ужасом). Он умер…
Женщина. Пьян он мертвецки.
Люся. Поднимите его с пола. Ему холодно. Застудит почки.
Женщина. Ещё одно слово – свяжу. Будешь, как он. (Указывает на человека).
Мимо пробегает больная - босая женщина с растрепанными волосами. Кричит: «Любовь! Любовь!»
Хохочет. Возвращается. Останавливается напротив Люси. Сурово смотрит на неё. Заливается смехом.
Люся. Почему ты здесь?
      Больная: «Лечусь от любви».
Вой ветра. На авансцену сыплет крупный снег. Босая женщина бегает туда – сюда. Топчет снег. На белом снегу остаются грязные следы. 
     Появляются гротескные существа. Неистово хохочут. Хватают больную за руки. Тащат в кулису.
Люся (обречённо). Здесь все сошли с ума.
    Человек на полу ворочается. Он пытается освободиться от лент.
Женщина (в сторону). Санитары! Перекур закончен. Тут псих пришёл в себя.
    Существа утаскивают человека в кулису.
Женщина (к Люсе). Раздевайся. Быстро! Снимай все. Вещи кидай в мешок. Ценности давай мне. Что на тебе ценного? Цепочка есть? Часы? (Смотрит на Люсю, усмехаясь). Люблю часы. Фирменные. Золотые. Фетишистская я, понимаешь?
Люся. У вас тут холодно. Я не буду раздеваться.
Женщина (в сторону). Мужики! Эй, вы! Тут одна психическая не хочет раздеваться! Давайте сюда! Живо!
     Музыка Вагнера. Выходят гротескные существа. В руках у них верёвки.
     Пантомима насилия. Трогают руками Люсю. Дышат на неё. Рвут на ней одежду.
    
Люся  (громко). Люди! Люди! Доктор! Доктор! Помогите! Помогите!
          Выходит Врач.
           Гротескные существа отпускают Люсю. Женщина и гротескные существа уходят в кулису.
Люся (всхлипывая). Я так испугалась…
Врач. Вам не нужно в больницу. Вы не знаете, о чем просите. От любви еще никто не умирал. Приходите во вторник.
             Затемнение. Люся стоит в круге света. На ней – рваная одежда.
Люся. Трамвай. Обшарпанный. Он потащит меня вперед. В тусклую комнату. В унылый мир. В реальность. В ней нет утешений. Украшений. Обыденность. Скудный ужин. Сырые стены. Протечки. Старый телевизор. Громкий звук. Не усну до утра.  (В зал с восторгом). Мысль о том, что он существует, греет меня. (Вздыхая). В моей виртуальной реальности идеально расписаны роли. Он – заботливый. Я – счастливая.
Занавес. Изображение на занавес – огромные железные ворота.
Звучит угнетающая музыка.
                Сцена 2

На переднем плане – кладбищенские кресты.
На заднем плане – небольшой дом. Свет в доме, хоть и притушен, но горит.
    Из-за кулис выходит Люся. На ней – детская одежда. В волосах – мятые банты,
Люся (громко). Лель! Лель!
   Дверь дома приоткрывается. Выходит Лель. Он – ангел. В руках у него – старинный фонарь. Подходит к Люсе.
Люся (напевает). Перина. Подушки. Ладошки. Ладушки.
Лель (весело). Ладушки-ладушки. Где были? У бабушки.
Люся (строго). Ты меня любишь?
Лель. Люблю.  Сильней, чем других.
Люся. Больше, чем папу?
Лель. Да.
Люся. Больше, чем маму?
Лель.  Ты – особенная.
Люся. (Оглядываясь). А папа сегодня придет?
Лель. Нет.
Люся.  А мама сегодня придет?
Лель. Нет.
Люся. А можно  к тебе? В твою постельку. Я так устала.
Лель.  Моя постель холодная. Тебе нельзя в мой мир.
Люся встаёт на цыпочки.
Люся. Не дотянуться до звёзд.
Лель. Они ближе, чем ты думаешь. Звёзды всегда рядом.
Люся (нараспев). Одуванчик, одуванчик, я найду для тебя стаканчик. Слышишь, Лель, я придумала песенку. (В зал). Моего нового друга зовут Лель. Легкое имя. Он живет в том доме (машет рукой в сторону). За синей оградкой. Около его дома растёт липа.
   Лель кружит. Его крылья расправляются. Он взлетает.
Люся. Он странный, но мне спокойно, когда он рядом. (Зовёт). Лель! (В зал). Люблю произносить его имя вслух.
   Лель опускается подле Люси.
Где ты был?
Лель. Проверял, открыты ли ворота. Скоро гости пожалуют.
Люся (с опаской). Ты никогда не оставишь меня?
Лель. Я всегда с тобой. Спишь ли ты. Бодрствуешь ли. 
Люся. Даже, когда я тебя не вижу, ты рядом?
Лель. Хочешь, скажу, что сегодня ты ела на завтрак.
Люся (брезгливо). На завтрак я чуть не подавилась манной кашей. А на обед у меня был зеленый борщ. Из него я долго – долго выковыривала невкусный вареный лук. А после обеда мама, ополоснув мои руки холодной водой, сказала, что меня – «такую» никто не сможет полюбить.
    Лель закрывает ей лицо  крыльями.
Лель. Скоро ты станешь взрослая. Жизнь трудная. Порой – невыносимая. Горечью она будет скрипеть на твоих зубах.
Люся. Как гнилое яблоко?
   Вой ветра. Опускается ветка. На ней – гнилые яблоки. Ветка раскачивается. Яблоки падают. Укатываются в кулису. Ветка исчезает,
Лель. В любой судьбе случаются передряги. Разочарования. Недопонимания. Предательства. Насилие.  Некоторых боль ломает. Других - клонит к земле.
Лель. Как иву суровой зимой?
Лель. Ты справишься с этой жизнью. Вынесешь всё. Я помогу.
 Люся делает шаг вперёд. Лель становится  сзади. Его крылья готовы к полёту.
Люся. (В зал). Она никогда не была замужем. Ей было двадцать восемь. Мы жили в общежитии. Я и мама. В маленькой душной комнате. Кроме нас в ней находились еще две старухи. Мама работала на стройке. Маленькая, хрупкая, она подносила тяжелые ведра с краской.  По вечерам она тихо шептала мне на ушко: «Хорошо, что есть ты». Она не читала мне книжек и не рассказывала сказок. Свет гасили рано. Я засыпала под тяжелый храп двух чужих женщин, пропахших жареной картошкой, квашеной капустой и безысходной усталостью. Утром меня запихивали в ватные штаны, кофту, куртку и быстро уносили в ближайший детский сад. Я помню себя в три года. Странно, но помню. Не все события, конечно, зафиксировались в памяти. Но теплый чай и сладкую кашу –  не забыть. Лучшие моменты. А еще – как  воспитательница брала свою расческу и, недовольно пыхтя, причесывала мне волосы, заплетая их в тоненькие косички.
  Звучит тревожная музыка. Над головами Лель и Люси пролетают чёрные птицы. Кругом – шум дождя.
На заднем плане из-под земли поднимается гроб.
Лель. Старое кладбище. Большой непорядок. Не уследить за всеми.
    Крышка гроба поднимается. Оттуда выпрыгивает Клоун – красный клоунский нос, жёлтый парик, яркие штаны. В руках у него воздушные шарики.
Люся. Клоун!?
    Клоун выпускает из рук шары. Те поднимаются вверх и шумно взрываются.
     Клоун хохочет. Люся вздрагивает.
Клоун. Привет! Привет! Всем весело?
Люся. Совсем ни так. Мне не весело.
   Клон из кармана сюртука достаёт мячики. Неумело жонглирует ими.
Клоун. (Приплясывает). Какой весёлый мир! Какой счастливый я! (Мячики падают и укатываются в кулису).
Лель (строго). Ступай домой!
Клоун. Там скучно. (Кривляясь). Грешники такие смирные. Пропустив через нервы войну,  притихли. Какое скотство – война! Месиво! Горы тел! И. Разбитые сердца. Израненные надежды. (Размахивает руками). Пережив смерть, все ушли в себя. (С упрёком). Поговорить не с кем!
   За сценой – громкое хрюканье.
(К Лель). Ждёшь кого? Новенький пожалует?
Лель. Меня бы предупредили.
Клоун. Здесь и так тесно. Кладбище старое. Общество собралось достойное. (Строго). Лишних нам не надо.
  Вынимает из кармана сюртука музыкальную шкатулку. Заводит её. Звучит заунывная музыка.
Клоун (к Люсе). Весело?
Люся. Нет.
Клоун (обиженно в зал). Вам не угодить. Нужен эффект неожиданности? Чтобы лёд по нервам!? Дым через ноздри!?
    Быстро подходит к гробу. Снимает клоунский наряд. Остаётся в военной форме. Нос и парик – клоунские.  Из гроба вынимает пулемёт.
(Весело). По пятницам я не стреляю! Сегодня не пятница. Какой же я беспощадный!
 Люся прячется за крест.
Лель. Ты забыл перчатки.
Клоун (спохватившись). Перчатки!?
Лель. Ты не любишь марать руки.
Клоун. Да! Точно. (В зал). Будучи живым, все дурные поступки совершал чужими руками.
   Пулемёт оставляет у ног. Роется в гробу. Вынимает перчатки. Надевает их. Они светятся в темноте.
    Выходят гротескные существа. На их лицах страшные маски. Походкой зомби приближаются к Клоуну. Тот испуганно отбегает в сторону. Существа забирают пулемёт. Уходят в кулису.
Клоун. Вот так! (Хнычет).  Обдурили дурачка на четыре кулачка. (Его руки ходят ходуном). Ладно.
    Подбегает к Люсе. Хватает её за руку.
Она устроила пожар! Её личность – аморальна. Чтобы пережить стресс, ушла в мир фантазий.
   Люся выглядит растерянно.
Могу предоставить письменные доказательства! (Потрясает  фотографией).
   К ним подходит Лель.
Лель (громко). Бесстыдная ложь. (Полушепотом к Клоуну). Нельзя её огорчать. Она – ребёнок. В фантазиях она нашла утешение.
Клоун (весело). Ей стёрли память?
Лель. Частично.
Клоун (приплясывая). Она – дурочка?
Лель. Нет. Но она дала ложные показания.
Клоун (смеясь). Всех ввела в заблуждение! (Тянет Люсю за собой). Пойдём со мной, маленькая лгунья. Я куплю тебе сахарную трубочку.
  На сцену выходит Дрессировщик. На поводке – две свиньи.
  Клоун отпускает Люсю. С интересом разглядывает Дрессировщика. Тот важно прохаживается по сцене.
Дрессировщик. Управлять животными и людьми нетрудно. Если целенаправленно, методически, систематически вырабатывать у них конкретные навыки, чтобы использовать по службе…
   Его перебивает Клоун. Он бесцеремонно  похлопывает Дрессировщика по спине.
Клоун (пританцовывая). Кнут или пряник? Что думаете, товарищ?
Дрессировщик. И кнут. И пряник. Строгий голос и поощрение. С животными только так. Люди – животные.
Клоун (хохоча). Скоты!
Лель. Вы откуда, любезный?
Дрессировщик. Из мэрии.
Лель. Из какой?
Дрессировщик. Из той.
Лель. Как к нам попали? Кладбище давно не функционирует. Кладбище закрытое.
Дрессировщик. Связи, дружок. Одного выкопали. Другого закопали. А ты кто?
        Лель расправляет крылья.
Лель. Сторож.
Дрессировщик. Вот и сторожи.
Лель. С кем вы прибыли?
           Гротескные существа выносят большое зеркало. Вначале в зеркале отражаются свиньи. Происходит изменение размеров и конфигурации. Появляются мужчины в чёрных костюмах. Руки сложены на груди.
Дрессировщик. Эти? Моя охрана. (К охране). Смирно! (Те вытягивают руки).
Лель. Любите командовать?
Дрессировщик. Обожаю властвовать! Власть – это что? Удовольствие! Что хочу, то вытворяю. Приказываю! Наказываю! Унижаю! Уничтожаю! Стираю личность. Без личности человек кто? Никто!
Лель. Дав вы, батюшка, самодур.
Клоун. Психопат он. (Заинтересованно). Состояли на учёте? Или сами по себе?
Дрессировщик (отвернувшись от них). Пренебрегая условностями, я шёл по головам не для того, чтобы выслушивать сторожа и клоуна.
   Люди в зеркальном отражении крутят у виска.
Лель (с сочувствием). У вас, батюшка, повреждена кора головного мозга.
Дрессировщик. Стреляли в голову.
Лель. К сожалению, она у вас повреждена с детства. Никакой эмпатии. Вы страдали крайней бесчувственностью.
Дрессировщик. Я не страдал! Рассмешил. (Хохочет). Я наслаждался!
    Люди в зеркальном отражении кивают головами.
Клоун. Он не страдал. (Тянет руки к Дрессировщику). Брат!
Дрессировщик. Изыди. (Делает шаг в сторону. Оглядывается). Серенько у вас тут. Мрачно. Надо всё перекрасить в красный цвет. (Строго к Клоуну). Не порядок! Говорите, что думаете.
Клоун. А надо как?
Дрессировщик. Надо думать одно, а говорить другое.
Клоун (заинтересованно). Откуда знаешь?
Дрессировщик. Управлял судьбами людей! Занятие потешное. (Тихонечко смеется). Одних – на войну. Других – на целину. (Потирает руки). Несговорчивых – в тюрьму. Безобидных – под поезд. И по ним! По ним!
Люся (к Лель). Что такое целина?
Лель. Целина - пустое растрачивание жизни. В вашем мире – подвиг. В нашем мире - метафора.
Люся. Что такое метафора?
Дрессировщик (к Люсе). Молчать! (К Лель). Что она здесь делает! Почему разговаривает с призраками! Ей что больше нечем заняться! (Грозит кулаком). Где тоя мама? Где твоя школа!?
Лель (к Люсе). Не бойся его. Он сам полон страхов. Его мысли пропитаны ядом.
  К Дрессировщику подскакивает Клоун.
Клоун. Брат, вот бы нам подружиться. Политический фрик – ноухау. Мы будем первыми!  Замутим тут! Мы здесь всех построим. (Грозит в сторону). Распоясались! Лежат смирно.  Молчат. Словно им рты заклеили. (Указывает на Лель). Раскомандовался! Что о себе возомнил! Распоряжения он отдал! К живым  не приставать. Из гробов не выскакивать. (Полушёпотом к Дрессировщику). У меня есть пулемёт.
Дрессировщик. А вы прагматичный человек!
Клоун. Увы. Уже не человек. От человека осталась лишь неуравновешенность. (Приплясывает). Пострелять бы!
Дрессировщик (заинтересованно). Кем служили при жизни?
 Клоун снимает клоунский нос. Поправляет на себе военную форму.
Клоун. Губернатором.
Дрессировщик. Брат!
Лель. Вы – оба. Крайне не привлекательны. Как вас Земля носила?
Клоун. Какое общество, такие и лидеры. Сгодились. Пригодились. Потешились. При жизни! (Приплясывает).
Лель (оглядываясь). Местное общество человечное. Неравнодушное. (Вздыхая). Дети войны. (С состраданием к Клоуну и Дрессировщику). Мы вас вылечим. Подарим вам покой. Тишину. Вскоре вы забудете свои прежние жизни. Научитесь ценить Вечность.
Дрессировщик делает шаг вперёд.
Дрессировщик (раздражённо). Что-то меня тут не уважают. Не потерплю!
Клоун. Да-да. За психа держат.
  Свиньи громко хрюкают.
Дрессировщик. Фас!
    Свиньи громко лают. Злобно рычат.
     На сцену выходят гротескные существа. На их лицах – маски старух. Уносят зеркало и другой инвентарь.
     Свиньи бросаются на Клоуна, Лель и Люсю. Те пятятся к кулисе.
     Сцена ненадолго остается пустой.
  Сцена – иллюзия пропасти. Появляются облака.
   На сцену выходит Канатоходец. Растягивает над «пропастью» канат. Ходит по нему. 
Канатоходец (в зал). Люди! Смотрите на меня! Любуйтесь мной! Хвалите меня! Кричите мне «Браво!»
Лель. Его разум помутнён.
Клоун. Ни капли смирения.
Дрессировщик. Мания величия!
Лель (громко). Уважаемый, вернитесь домой. Вы нужны своим родителям.
Канатоходец. Дома я не получаю желаемое. Лишь критику. Они считают меня неудачником. Толпа меня любит!
Клоун. Правильно. Не нужно домой. Падай вниз. Лети в пропасть. Мы тебя ждём! Мы обязательно подружимся. Брат!
    Канатоходец «падает».
    Полутемно. Все уходят в кулису.
    На сцену выходят ряженые – мужчины и женщины. На них – одежды крестьян. В руках у них свечи.
     На заднем плане – стена деревянного дома. Ряженые выносят лавку. На лавке – человек. У него связаны руки и ноги. Под голову ему кладут подушку. Под лавку пропихивают топор.
1 Ряженый. Человек ушёл. У него ничего не болит. И у меня ничего не болит.
2 Ряженый. Приубрался свет чистая головушка к красному солнышку, к свету месяцу.
1 Ряженый. Приукрылся наш желанный родной за тёмные леса дремучие, за высокие горы, за синие моря.
2 Ряженый. Перейдя речку Смородину, укрылся за облаками.
    Выносят дерево. Наряжают его яблоками.
     Играет свирель. Выходят женщины в синих платьях. На лицах – маски птиц. Водят хоровод кругом дерева. Руки танцующих женщин – это крылья птиц.
    На заднем плане исчезает стена дома. Появляется солнце, клонящееся к горизонту.
1 Ряженый. Закат. Пора. (В сторону). Эй! Где дом?
    Выносят лодку. Переносят тело в лодку. Рядом кладут ножи. Женщины снимают крылья птиц. Опускают в лодку.
    Ряженые уносят в кулису дерево и лавку.
    На заднем плане появляется вода.
    Лодку утаскивают в кулису.
    На заднем плане появляется горящая лодка, плывущая по воде.
Ряженый 1. Ступай! Ступай прежними путями! Где прошли наши предки!.. Соединились с отцами. Соединились с ямой. Оставив всё греховное, возвращайся домой. Соединись с телом в цветущем состоянии!
  Лодка горит. Выносят оградку. Наряжают её яблоками и соломенными головами. Поджигают оградку. Оградка горит.
Ряженый 2. Разделись мир. Мёртвый отделись от живых. Мёртвые - там. Живые – здесь.
     Становится на край сцены.
Прочь, о Смерть! Ступай другим путём. Твой собственный путь иной, чем путь, исхоженный богами. Не поражай наших детей!
   Тихо играет свирель.
   (Занавес).
Сцена 3

Вторник. Кабинет психотерапевта.
 В кабинете Люся и Врач.

Врач. Расскажите мне о своем отчиме. Он был суровым?
Люся. Нет. Он был душевным. Радушным. Милым. Открытым. Улыбался. Мне. Ей. Дарил подарки. Нам было хорошо в его доме. (Радостно). У меня сохранились фотографии! Старые снимки.  (Пауза). Как-то раз он принес белого кота. Огромного. Плюшевого. Шею кота украшал розовый бант. Шелковый.
   Падает на колени.
(Голосит). Мама! Мамочка! Что с тобой?! (Истошно кричит).  Мамочка! Ты живая? (К Врачу). Он её поволок. Он бил ногами.
   Встает. Гордо выпрямляется.
Врач. Где вы жили?
Люся. Последний дом по улице. Пятьдесят восьмой. Дальше – огромный ров, за ним – старое кладбище. Там было хорошо. Спокойно. За ржавыми оградами росли цветы. Ромашки. Лютики. А поздней весной, когда сходил талый снег, в колеях между могилками распускались ландыши. Они удивительно пахли.
Врач. Лель снится вам?
Люся. Нет. Раньше снился. В детстве. Он приходил в мои сны много лет подряд…
Врач. Что он говорил вам?
Люся. Старые воспоминания. Зачем они вам? Говорил, что я – особенная. Объяснял, что я не виновата. Доктор, я никогда никому ничего не рассказывала. Только бабушка знала. Она догадалась.
Врач.  Сколько вам было лет? Приблизительно.
Люся. Около четырех. 
Врач (монотонно). Сегодняшний день. Простой. За окном метель, мороз, ветер. Пронизывающий ветер. Но вы здесь. В теплой комнате. Вам хорошо? Вы счастливы?
Люся.  Нет.
Врач. Пусть так.
   Указывает на дальний угол комнаты.
Там, в том светлом углу, вы – другая. Там вы – счастливая. Нужно сделать несколько шагов, чтобы встретиться и обняться с женщиной, удивительно счастливой женщиной. В день, где вы так счастливы, – что бы вы хотели взять с собой из сегодняшнего дня?
Люся (в зал). Что у меня есть? Кот с розовым бантом! Я сохранила игрушку. (Вздыхает). Поистёрся бант. Ещё – бабушкина шаль. И… пожелтевшие фотографии. (К Врачу). Шаль можно взять с собой в счастливый день?
    Врач кивает.
 А кота? Игрушку.
     Врач кивает.
Горячий душ? Любимую чайную чашку? 
 Врач кивает.
А его руки?
Врач. Обойдемся без его рук. Пожалуйста.
Люся. Тогда… Всё при мне. Я пошла?
Врач. Идите.
       Люся шагает.
Где вы?
Люся. На остановке. Кругом люди. Дышат. Сопят. Ждут. Скоро подкатит трамвай. Старый. Грязный. Войду в него. (С облегчением). Через час буду дома.
Врач. Вы счастливы?
Люся.  Нет.
Врач (с удивлением). Почему?
Люся. Не могу. Не умею.
     Втягивает голову в плечи. Выглядит несчастной. Отходит к кулисе.
      Врач уходит.
  На сцене появляются гротескные существа, они выносят стол. Он накрыт к празднику. На столе лапша, каравай. Выносят лавку. Придвигают её к столу. Выносят кукол. На них – свадебные одежды: сарафаны, кокошники, яркие ленты, цветные рубахи, кафтаны. Усаживают их за стол.
    Весело играет гармонь.
    Из-за кулис выбегает Невеста. Кружится. В руках у неё фата. Она целует фату. Прижимает к себе. Убегает в кулису.
   Выходит человек с балалайкой. Играет на ней.
   Выходят свадебные гости. Пляшут с верчением и присядкой. Расходятся в стороны.
   На сцене – пара. Начинается дуэтная пляска с ярко выраженным эротическим характером – танец «голубец». Женщина стоит на одном месте. Мужчина ходит вокруг неё, подражая голубю. Темп мужчины и танца убыстряется. Мужчина энергично наступает на женщину. Выделывает «коленца». Женщина идёт навстречу, покачивая бёдрами. Конец танца – имитация соития мужчины и женщины.
После танца на сцене остаётся танцор. Свадебные гости подходят к нему. 
Поют хором:
Друженька молоденький, друженька хорошенький. У нашего дружки чирий на верхушке! (Хохочут). Друженька молоденький! Друженька хорошенький. На дворе-то туман. У нас дружка-то губан. (Хохочут). Друженька молоденький. Друженька хорошенький! На дворе-то гололедь. Чтобы дружке околеть! Друженька молоденький. Друженька хорошенький. На дворе-то яма. У нас дружка пьяный! (Хохочут).
Танцор (к гостям). Гости полюбовные. Званые и не званые. Усатые и бородатые. Холостые и не женатые. У ворот приворотнички. У дверей притворнички. По полу ходючи. По середе стоючи. Благословляйте.
Гости (хором). Благословляем!
    Поют: «Лятит утяца. До небес Двины. Лятит утяца. Ко комням кроным. К Дида Берегам. Лятит утяца. Да к отцам волкам. Лятит утяца селезень царь. Там где селезень. Свадьба сладится. Род да славица».
Гость 1 (бодро). Кто в доме хозяин? Как сложится совместная жизнь молодоженов? 
Гость 2 (к гостям).  Щас узнаем!
    Выносят живую курицу. Со всех сторон – кудахтанье. Курицу уносят в кулису. На полу раскатывают белое полотно. Выносят миску и веничек. Макая веничек в миску, брызгают на полотно красными каплями.
     Выходит Невеста.
Гость 1 (к Невесте). Будь головушкой поклонлива. Будь сердечушкой покорлива. Носи платье не снашивая. Терпи горюшко – не спрашивай.
Гость 2. Иначе! Быть беде!
     Уносят полотно. Выносят ширму.
      За полупрозрачной ширмой тени. Мужская и женская фигуры сближаются.
       Затемнение.
    На авансцене в круге света - Невеста.
Невеста. Вернулась в зал. К гостям. К супругу. Поднесла фату к глазам. Огромная дыра. Кто-то, коснувшись сигаретой, прожёг гипюр.
    Делает шаг вперёд.
     Танцует. Танец передаёт её печаль и тревогу.
     Полутемно. 
     За полупрозрачной ширмой -  тени.  Мужчина и женщина в яростной схватке борются между собой.
      Перед ширмой становятся Люся и Врач.
Люся. Она танцевала. Зажигательно. Так она раньше не танцевала! Гости ей шумно аплодировали.
Врач. Она танцевала одна?
Люся. Одна. Кружилась, как настоящая волшебница! (Вздыхает). Он нашел ее под лестницей.  Он увёл её в дальнюю комнату.
Врач. Вы видели?
Люся. Я слышала.  Как она произнесла: «Я люблю другого мужчину». Он поцеловал ее. Потом ударил. Я расплакалась. А она…  засмеялась.
    Люся становится на колени. Лицом к ширме.
Мама! Мамочка!
    Люся  оглядывается через плечо, говорит в зал.
Ни звука. Ни стона. Ни всхлипываний из комнаты. Тишина. Страшная тишина. Мне нужно было, чтобы они вышли. Открыли дверь и вошли туда, где была я.
      Поднимается.
      Темно. В круге света Люся и Врач.
Врач. И что вы сделали?
Люся. Я взяла спички и подожгла газету. Между полом и дверью, за которой находились они, была щель. Запах дыма должен был их напугать.
Врач. Почему вы так решили? Ведь вам было всего… сколько лет?
Люся.  Пять. Или четыре…
Врач. Вы подожгли газету. И приложили ее к щели. Газета горела? Или дымилась?
Люся. Накануне закончили ремонт. У моих ног стояли лак и краски, их не успели вынести. А на кухню закатили большой газовый баллон. Все произошло быстро. Яркое пламя со всех сторон обступило меня.
   На заднем плане – дом. Он горит.
Врач. Странно, что вы выжили. 
Люся. Лель вывел меня из огня. А потом он сказал, что я не виновата.
Врач. Пришел мальчик и вывел вас из огня.
Люся. Лель – ангел.  Я же рассказывала вам. Раньше.
Врач. Редкое имя – Лель. Старое. Очень древнее. Почти забытое. Вспомните, кому оно принадлежало. Каму-то из знакомых?
Люся. Нет.
Врач.  Родственнику?
Люся. Нет. В детстве, когда я жила в доме отчима, неподалеку находилось старое кладбище. Я много времени проводила там. Среди высоких деревьев, цветов…
Врач.  Вы приходили на кладбище одна?
Люся.  Соседские дети не хотели со мной дружить. Посмотрите на меня! Я не такая, как все!
Врач. Вы – особенная! Полидактилия –  это чудо, а не заболевание.
Люся. Так говорила моя бабушка. И Лель. А теперь вы… Неужели вам не кажется это уродством?
Врач. Я вижу перед собой умную, красивую, интересную женщину. Я хочу, чтобы эта женщина научилась быть счастливой – вопреки обстоятельствам, которые ей досаждают.
Люся Вы называете это обстоятельством?
    Показывает ему руки.  На одной руке у неё шесть пальцев. Плачет.
    Врач вынимает из кармана часы. Со всех сторон – шум часов.
    Люся утирает слёзы.
(С удивлением). Вы опять проделали со мной это?
Врач. Вы всё вспомнили.  Вы правы, Лель – ангел. Это имя вы прочитали на кладбище. Оно было высечено на сером камне за пошатнувшейся старой оградой. А из горящего дома маленькая девочка выбралась сама. В том, что произошло, вы не виноваты. Ваша мама дала вам неправильную установку. Я даю вам другую. Вы – красивая. Вы – сильная. Вы – счастливая! А сны – всего лишь обработка информации. Сейчас я скажу вам то, чего не должен говорить. Вам нужен мужчина. Настоящий. Реальный человек. (Устало). Мы с вами много сделали. Почти все закончили. Змею лучше где-то оставить. Например, в этой комнате.
Люся. Не могу. Она – моя опора.
Врач. Вы хорошо помните мужчину из снов?
Люся. Да.
Врач. Сколько пальцев на его левой руке?
Люся.  Шесть. Он не такой, как все.
Врач. Я так и думал.
Затемнение.
Люся на авансцене.
Вспыхивает свет.
  Декорации сцены 1.
За окном – звёзды. В углу - инсталляция. Вместо головы – серый чугун. На  сером чугуне – красный  рот.
(Конец).