О ташкентской ГАИ 50-х - 60-х годов вторая часть -

Борис Пономарев 3
О ташкентской ГАИ пятидесятых-шестидесятых годов (вторая часть - окончание)

И этим словом было сказано абсолютно все. В нашем городе в те годы каждый автомотолюбитель прекрасно знал, кем является майор У. и что он собой представляет. Это был сотрудник ГАИ, отвечавший за регистрацию и постановку на учет купленного автомототранспорта, выдачу номерных знаков, техпаспортов и техталонов, а также за получение от автомотовладельцев документов об оплате дорожного налога. Не было в ГАИ другого такого же сотрудника, равного ему по своей педантичности, пунктуальности и бюрократичности. О нем ходили легенды. Например, в то время чуть ли не каждый год менялись тарифы на оплату дорожного налога. Наиболее опытные водители, за день до оплаты этого налога в приходных кассах, обязательно наведывались в ГАИ, чтобы узнать абсолютно точные расценки такого налога на текущий год. В результате, у них не было никаких проблем со сдачей квитанций майору У. Но неприятности обязательно настигали тех, кто неразумно оплатил дорожный налог по тарифам прошлого года. Если сумма оплаты в квитанции оказывалась меньше той, которая была установлена на текущий год, то майор У. отправлял такого водителя вновь в приходную кассу, для доплаты недостающей части, и после этого принимал обе квитанции в качестве суммарной. Но если в квитанции была цифра, превышающая установленную на текущий год, то майор У. категорически отказывался вообще принимать такую квитанцию, заявляя, что государству не нужны подачки свыше установленного на текущий год тарифа. Водителю приходилось опять идти в приходную кассу, чтобы вновь полностью заплатить точную требующуюся сумму, и только после этого майор У. милостиво соглашался принять этот новый платежный документ.   

В заключение расскажу о некоторых курьезных случаях, имевших место при моем общении с инспекторами ГАИ в описываемые мной годы. Однажды я ехал на своей "Вятке" в районе площади Ходра. Вдруг раздался звук милицейского свистка. Я оглянулся и понял, что именно меня этим свистком пытается остановить инспектор ГАИ. Я остановился, поставил мотороллер на подножку, и подошел к госавтоинспектору. Тот, с места в карьер, заявил мне, что я должен заплатить штраф в размере одного рубля (в то время штрафы были очень милосердными, водители гораздо больше опасались просечки в талоне предупреждений). "А за какое нарушение?" - спросил я. "Вы не соблюдали положенную дистанцию по отношению к транспортному средству, ехавшему впереди Вас". "Но впереди меня не было ни одного транспортного средства!". "Не спорь с госавтоинспектором, давай рубль, я голоден, и мне пора идти на обед!". Я понял, что пререкаться с голодным человеком, действительно, не совсем умная затея, отдал кровно заработанный ранее рубль, и продолжил свой путь.

В 1961 году я поехал по туристической путевке в ГДР. Мне очень понравилось, что там, по правилам техники безопасности, все мотоциклисты ездили только в шлемах. У нас в то время в шлемах ездили лишь спортсмены-мотогонщики. Я купил себе в ГДР такой же "головной убор" и, по приезде домой, стал ездить по городу с надетым на голову шлемом. Проезжая как-то по улице Фурката, я был остановлен госавтоинспектором. Тот потребовал предъявить водительское удостоверение, взял его, вынул из него талон предупреждений и, не говоря ни слова, сделал в нем просечку. Я буквально завопил: "За что?". "За езду по городу с превышением установленной скорости!". "Но я сейчас ехал на очень малой скорости!". Было заметно, что госавтоинспектор чрезвычайно доволен собой и произведенным на меня эффектом. "Я тебя наказал не за то, с какой скоростью ты ехал сейчас, а за то, что ты, судя по каске на твоей голове, являешься мотогонщиком, а это значит, что при езде по городу на своем профессиональном гоночном мотоцикле ты всегда невероятно сильно превышаешь установленные пределы скорости!". Так что каска стала причиной моего наказания не за мои грехи. Я вынужден был отказаться от нее до лучших времен, и вновь стал надевать ее после того, как и в нашей стране появились официальные требования к мотоциклистам ездить только в касках. Кстати, полученная мной тогда совершенно несправедливо "дырка" в талоне предупреждений оказалась единственной за все годы моего водительского стажа, а ездил я тринадцать лет на мотоциклах и еще двадцать - за рулем автомобиля. 

Как-то, примерно в тот же период времени, я ехал из Янгиюля на своем мотороллере в Ташкент. Вдруг со мной поравнялся рейсовый автобус. Сначала он ехал параллельно, а затем, по совсем непонятной для меня причине, его водитель стал методично прижимать меня правым бортом автобуса к довольно глубокой придорожной канаве, находившейся вдоль трассы движения. Поняв угрожавшую мне смертельную опасность, я стал притормаживать. Автобус вытер о левый рукав моей куртки всю пыль со своего правого борта, и ушел вперед. Я не отставал от него. Когда он приехал на свою конечную автостанцию в районе текстилькомбината, я увидел стоящего рядом с этой автостанцией госавтоинспектора, подъехал к нему, и быстро рассказал ему о происшествии. Инспектор немедленно подошел к водителю, вылезшему из автобуса, и попросил предъявить водительское удостоверение. При этом он спросил его, зачем тот прижимал меня к придорожной канаве? Водитель сначала ответил, что он и его автобус к этому не причастны, но когда инспектор сравнил левый рукав моей куртки со следом на правом борту его автобуса, тот заявил, что это была такая шутка, он просто хотел меня напугать. Инспектор спросил у меня, кто я по специальности? Я ответил, что являюсь инженером. После этого, инспектор заявил водителю автобуса следующее: "Государство затратило на обучение человека, которого ты чуть не убил, огромные деньги, поэтому ты нанес бы нашему государству колоссальный финансовый ущерб! Я обязан тебя за это наказать!". Он достал компостер и сделал просечку в талоне предупреждений этого водителя.

Борис Пономарев