Мысли о смерти и один из аспектов изучения истории

Людмила Криволуцкая
Мысли о смерти свойственны человеку. Как произойдет этот страшный прежде всего своей неизвестностью переход в другой мир, переход, покрытый завесой тайны, куда не может проникнуть мысль человеческая, где перестает действовать живая словесная связь между людьми, так очевидно на этом пороге на протяжении всей жизни являющаяся спасительной, необходимой и утешительной. Где слова, обращенные к людям и сказанные людьми, больше не действуют, останавливаются и превращаются в молитву к Богу о кончине -  "и дарует христианскую кончину живота нашего безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Тайн причастну". Где и слова окружающих людей тоже превращаются в молитву к Богу об умирающем, где, кроме молитвы, больше ничего не надо.

Кто встретит нас за порогом смерти, кто подаст руку, кто поможет устоять перед тьмой и бездной? Какие ходатаи за нас перед Богом помогут нам? Встанет ли за нас кто-то из сонма святых? Спасибо проповедям протоиерея Андрея Ткачева, знакомящего нас с сонмом святых, учащего нас молиться и обращаться к ним. Взгляд на изучение жития святых и даже вообще на изучение истории в изложении Андрея Ткачева приводит нас к поиску друзей, ходатаев, небесных святых покровителей в мировой истории, настолько велик его талант проповеди и рассказа.

Мне даже кажется, что не будь милости и искупительной жертвы Иисуса Христа, Его обетований и Царства Небесного, не будь надежды, что Христос нас там встретит, человек и не смог бы умереть, держался бы за этот мир из упрямства и страха, а если и умирал, то принудительно и с ненавистью к смерти, потому что куда умирать, в беспросветный ад? Ведь чтобы умереть, нужно внутренне согласиться, а если человек не сможет согласиться и станет неупокоенной душой, каким-нибудь привидением? Ветхозаветное мужество Авраама и Исаака, других ветхозаветных праведников и проповедников далеко не всем доступно, как это видится сейчас, но у них ещё не было света Христовой веры.  Христиане на смертном одре умирают уже две тысячи лет без всякой ненависти к смерти, а с упрямой верой в святую вечную жизнь и спасительное воскресение, со смирением и молитвой  "Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная". Две тысячи лет помогает отойти в мир иной эта молитва. Надежда на святых, что они не оставят, и на милосердие Господне самые большие у порога и за порогом смерти. Душа должна со всей силой призывать святых и Спасителя, чтобы не упасть в такую знакомую предательскую бездну. Может, у кого-то и нет осознанного мужества в час смерти, и усилия ума здесь иссякают, но православная вера крепка и служит опорой для мятущегося сердца и в жизни, и в смерти, вера как противовес всему, потому что а кто ещё имеет любовь к людям, как не Христос и стоящие за ним и что мы можем противопоставить смерти, как не одну только веру в Бога? "За Православие помилует меня Господь…" - писал митрополит Вениамин (Федченков). В смерти еще есть надежда на спасение по молитвам близких и церкви, а может, боится человек не столько самой смерти, сколько смерти как скорого преддверия Страшного Суда, где и будет подведен итог и определится окончательная участь каждого человека.