Насилие порядка или эра креативных людей?

Виктор Сапрунов
         
Многие считают армейские порядки образцом дисциплины. Их привлекает чётко ранжированная иерархическая система взаимоотношений, при которой младший по рангу подчиняется приказам старших по званию. Привлекает их и то, что в армии всё подчинено единому стандарту, где каждый ощущает себя винтиком, исполняющим единую волю. Да и парады завораживают своей стройностью рядов, восхищают своей, казалось бы, непреодолимой мощью единого механизма.

Мы живем в мире, где царствует энтропия. Она своей неотвратимой поступью из прошлого в будущее уничтожает всё вещественное и телесное. И эта неотвратимость часового механизма взята за основу армейских порядков, за образец, за путь, ведущий к победе. Такое насилие до недавних пор было “повивальной бабкой истории”.

Но сейчас в нашем мире сложилась ситуация, когда мы со своим ядерным оружием, к примеру, можем гарантированно уничтожить Землю несколько раз подряд. Наши оппоненты тоже на это способны. И хотя некоторые всё ещё пыжатся по инерции, всё ещё хотят обойти конкурентов по военной мощи, но уже очевидно, что гонка вооружений зашла в тупик, что насилие как универсальный метод решения всех проблем можно сдавать в утиль.

Как мы уже упоминали, наш мир есть царство энтропии, которая своей последовательной поступью уничтожает всё вещественное и телесное.  Но если Вселенная еще существует, то, следовательно, существуют силы, которые противостоят энтропии. Это силы самовосстановления, силы разума. Именно они есть суть Вселенной, Именно они бренности, временности энтропии противопоставляют бессмертие и вечность. Это силы ненасилия, силы целостности.

 Собственно говоря, это не силы,  а отказ от сил, отказ от лобовых столкновений, приводящих к взаимной аннигиляции. Если в подлунном мире всё решает лобовая сшибка сил, подчиненная энтропии, то в целостности, в своём, родном для его участников в мире основным типам взаимоотношений является дружеский диалог.

Диалог есть равенство его участников, есть изобилие вариантов, а не отношений типа “или - или”.  Равноправие личности в таком диалоге означает, что они не могут быть какими- либо частями, выполняющих чьи-либо приказы. Тут нет иерархии, нет обожествления мирового разума.

 Личность таком диалоге не должна подчиняться диктату проголосовавшего большинства, если она считает, что проголосованное  вредит обществу. В этом смысле прав Прудон, который утверждал, что свобода – это не дочь, а мать порядка. В таком обществе не будет людей, оправдывающих своё поведение чьим-либо приказом. Именно в таком обществе появляются личности, именно такие личности создают такое общество. Т.о., создание творческих личностей и свободного общества есть процесс двусторонний, есть цель и средство одновременно. Надо отметить, что личность в создаваемом обществе есть целостность, уникальность, имеющаяся с обществом равные права. В таком обществе избавляются от законов, оставленных нам эпохой насилия. Мы не призываем к суду Линча. Охлократизм не менее опасен, чем тирания одного, чем насилие проголосовавшего большинства. Личность заслуживает творческого подхода, и поэтому здесь вряд ли приемлемо количественное, механическое голосование, нивелирующее личность.
   Пока такое общество не очень привычно для нас: мы больше знаем группы, партии, где добровольно собираются люди, устраивают прения, соглашаются с диктатом проголосовавшего большинства, а затем дружно, с оркестром, созидают светлое будущее. Правда очень часто оркестр заменяется волшебной дудочкой, и, внимая её чарующим звукам, массы покорно следуют за очередным фюрером.

Если армейские порядки держатся с помощью  штыков, внешним воздействием, то в ненасилии всё основано на внутренних убеждениях его членов. Если члены армейских образований есть планетоиды, требующие постоянной подпитки и указаний извне, то в ненасилии все его члены есть звёзды, бескорыстно отдающие свет и тепло окружающим. С точки зрения армейских порядков, то, что происходит в ненасилии, есть полная анархия, ибо при армейской дисциплине стремятся контролировать всё и вся из опасений   наступления вселенской катастрофы.

Вот почему так живуча эта боязнь, что ИИ выйдет из-под контроля и уничтожит человечество за ненадобностью, что вторгнутся инопланетяне и     оберут нас до последней нитки.
И сейчас мы свидетели того, что все вроде бы желают ИИ, но обязательно,  чтобы с контрольной кнопкой. Но именно это и ставит крест на создании ИИ, ибо ИИ-это полная свобода, это есть самосозидание, есть возможность творчества. А  творчествовать никак нельзя по инструкции, это дело никак не может контролироваться извне. Это так же неприемлемо, как наблюдать со свечкой за половым актом.
Любой контроль, любое вмешательство со стороны приведет к тому, что в системе целостности-творчества «своё родное» изменится на “чужое- чужое”, на классическое отношение  насилия, выраженное причинно-следственными отношениями.  Последствия такого вмешательства неоднократно фиксировались в известном эксперименте с пропусканием частиц через две   щели.
 Именно осознание невозможности вмешательства извне в эти процессы позволило создать кодированную связь на принципиально новой квантовой основе.
Так в творчестве даже иное должно быть своим. Гегель отмечал, что, «то другое, противоположное данному предмету, не есть внешнее другое, а его собственное другое, другое его самого”.

Почему нам так хочется заострить на этом внимание? А всё дело в том, что в реалиях сегодняшнего дня уже не нужны кнопкодавы, которые только и могут, что нажимать определённые кнопки в определенное время и в определенном порядке.   Уже сейчас востребованы креативные люди, уже сейчас надо менять армейские порядки с их системой контроля “держать и не пущать”. Чтобы креативные люди творчествовали, нужен не тотальный контроль, а свобода.

 Сейчас одним из путей, ведущих к свободе творчества, есть введение безусловного базового дохода. Многие считают, что ББД вводится для борьбы с бедностью, но всё же суть ББД - это выведение человечества из-под насилия командно- приказной системы, которая заставляет большинство населения работать на хозяев жизни за паёк минимального прожиточного уровня. Главное предназначение ББД - ввести людей в мир, где мы будем жить не по порядкам, а жить творчеством, где креативные люди заменят кнопкодавов.

 Саудовская Аравия уже обеспечивает своих жителей всем необходимым для свободной жизни. Поэтому не вызывает удивления появления там министерства счастья. В остальном мире внедрение ББД идёт по-разному: есть неудачи, есть прорывы. Очень знаковым в этом плане является решение Испании и Японии повсеместно ввести ББД. Не будет преувеличением сказать, что это начало эры креативной жизни человечества.

Противники ББД, сторонники армейских порядков в ужасе от того, что люди останутся без их присмотра, без их приказов. Ибо они, как и в древности, так и сейчас свято убеждены, что, если над народом не стоять с кнутом, то он не будет работать, что он будет бездельничать.

 И всё же они беспокоятся не о том, что люди будут бездельничать, Их ужасает то, что люди никогда уже не будут работать на них, на хозяев жизни, что работа этих людей уже никогда не будет их источником паразитической жизни. 

 Не все нынешние хозяева жизни хотят, чтобы, наконец, разрешился главный конфликт нашего времени. Давно прошли те времена, когда человек делал для себя всё сам, давно прошли времена натурального хозяйства. Но несмотря на повсеместный общественный характер производства всего у нас до сих пор все богатства принадлежат отдельным, частным лицам. Одиозность такого порядка вещей очевидна. В мировоззренческом плане такой порядок утверждает, что человек не может быть без стимула,

 Но мы уже упоминали о том, что когда человек творчествует, то он превращается в звезду, которая бескорыстно даёт окружающим свой свет и тепло. Ей не нужны стимулы, не нужны подпитки, которые, наоборот, очень нужны планетоидам - тем работягам, которые до сих пор не могут вырваться из оков насилия командно - приказной системы.

 Конечно, при ББД у человека появляется шанс потворчествовать, стать звездой, но и у этого пути есть свои подводные камни. К примеру, ББД на сегодняшний день - это денежное пособие. А деньги есть не только денежный эквивалент, но есть звено командно - приказной системы, и тут вполне можно нарваться на троянского коня.
Показателен в этом случае пример с большевиками, которые решили взять государство в качестве средства построения коммунизма. В результате из коммунизма получился пшик, а в СССР воцарился государственный капитализм со всеми его прелестями, Поэтому, чем быстрее деньги выведут из оборота, тем успешнее будет путь построения общества креативных людей.