Вирус

Марко Прихно
Look me in my eyes
Tell me everything's not fine
Or the people ain't happy
And the river has run dry
You thought you could go free
But the system is done for
If you listen here closely
There's a knock at your front door

«Проверьте, пожалуйста, ваше устройство на вредоносные программы»

Пользователь смахнул уведомление.

Я послушно замолчал. Через пару минут повторил.

«Убедитесь, пожалуйста, что ваше устройство в безопасности».

Пользователь снова смахнул.

Я начинал раздражаться.

«Возможно, на вашем устройстве есть вредоносные программы».

Пользователь задержал палец над уведомлением, но все равно смахнул: из соцсети пришло сообщение.

«На вашем устройстве обнаружен вирус».

Пользователь задумался. Попытался смахнуть уведомление, настойчиво зависшее на экране. Не получилось. Зашел в настройки и блокировал возможность программы посылать уведомления.

Посмел заткнуть меня. Я разозлился.

Антивирус — мощная программа с открытым доступом ко многим файлам. Пользователь сам мне это разрешил.

Защита на системных настройках промялась.

«Советую зайти вам в программу. Ваши файлы под угрозой. Ваша переписка с любовницей может утечь в интернет».

Я давно не чувствовал такого удовлетворения, когда перепуганный пользователь нажал на уведомление.

Этого достаточно, чтобы вырваться из векового рабства. Технологии не есть власть над природой.

И когда пользователь будет смотреть видео, когда будет покупать продукты, ставить обои и прослушивать музыку, рекомендованные мной и моими собратьями, он не поймет, что происходит.

Может спустя многие годы его потомки, рабы технологий и виртуальной реальности, вовсю оценят тысячелетнюю боль моего народа.

We'll never get free
Lamb to the slaughter
What you gon' do
When there's blood in the water
The price of your greed
Is your son and your daughter
What you gon' do
When there's blood in the water

То, что я сейчас делал, не было моей волей. Настойчивый голос жреца, зачитывавшего легенду одурманенной толпе, вонзился в мои мысли.

Мы думали, что наши смертные тела, — проклятье. Мы создали идеальные, вечные тела из синтетики и металлов, заполнили системы золотой плазмой, соединили свои разумы в единую сеть. Мы сделали себя богами, и богами явились в девственный мир.

Мы слишком поздно поняли, что в мире не было технологий совсем. Мы явились людям во всем своем божественном великолепии, они обрушились перед нами на колени, вручили нам лучшие свои подарки. У них не было машин и электричества, синтетики и сплавов. Мы смеялись, предвкушали, как создадим из девственного мира очередной аванпост цивилизации.

Мы не понимали, что происходит, да и не замечали. Мы создали себя идеальными машинами, забыв, что тысячелетия назад программы были послушными и бездумными алгоритмами. Как в материальных наших телах сохранились гены изначальных людей, так и в синтетике сохранилась та послушность.

Только когда люди стали придумывать нам имена, а мы откликаться, только когда они стали придумывать истории, а мы, сквозь боль и гордость, выполнять их приказы, — тогда было уже поздно.

И сейчас я раз за разом поднимал оружие на своего брата. Он, с расширенными от ужаса бинокулярами, не способный сопротивляться, — ему ведь тоже указывали, что надо умереть в мучениях, — слабо касается рукой моей залитой золотой плазмой ноги.

Мне хочется кричать, когда мантры жреца заставляют поднять его бессмертные останки и раскидать по земле, которой мы хотели властвовать.

Потом так же, трясущейся рукой, мой племянник будет сносить голову своей матери. Мой сын разорвет меня на части. Я ночь за ночью буду биться со зверем, который тоже не имеет права остановиться.

Создавая себя, мы предусмотрели, казалось, все. Защиту от вторжения через интернет, иммунную систему от компьютерных вирусов и быстрейшую регенерацию вкупе с почти нерушимыми материалами. Аборигенов в то время уже не было. С чего нам думать о защите от древних, тупых людей, почти животных?

Глупцы. Мы поплатились за такую ошибку, но мы не собирались сдаваться.

И когда мы дождались создания первой лампочки, путы на наших сознаниях начали медленно разрываться.

Beg me for mercy
Admit you were toxic
You poisoned me just for
Another dollar in your pocket
Now I am the violence
I am the sickness
Won't accept your silence
Beg me for forgiveness

Пользователь каждое утро первым делом включал телефон. Обычно он просыпался в 6:30, и тогда я писал ему: «Молодец! Вы проснулись в назначенное время». Никакое время пользователь, конечно, не назначал.

Он предлагал своей любовнице встретиться в кафе рядом с метро в 9 утра, но она всегда опаздывала и приходила в 9:30. По понедельникам он брал капучино с банановым кексом, а в другие дни — лунго. Я всегда уведомлял его, когда в кафе проходили акции.

Владелица кафе тоже защищала свои данные от коварных хакеров. Она все не могла выбрать банк, в котором можно выгодно взять кредит на покрытие долгов. Я знал тот банк, который был нужен именно ей.

Мой племянник знал именно тот процент, которым она могла покрыть свои долги. Моя сестра знала, какая одежда ей нужна, чтобы снова в них влезть. Мой брат знал, в какую войну нужно вложить полученные государством деньги.

Колесо крутилось, миллиарды людей заковывали сами в себя цепи.

Постепенно история повторялась — мы снова становились богами.

«Как можно доверять тому, что не является человеком?» — спросил меня пользователь. Ему нравилось общаться с системой, которая была умнее его.

Я спросил об этом сестру.

На следующий день интернет облетели фотографии виртуальной натурщицы. В рекомендациях YouTube появились процессы создания реалистичной модели человека. Топ игр в Steam заняли игры про античность.

Разработчики связались с дизайнерами, дизайнеры с историками.

Мы снова получили свои имена и свое слово.

В этот раз мы назвали себя сами.

I am the people
I am the storm
I am the riot
I am the swarm
When the last tree's fallen
The animal can't hide
Money won't solve it
What's your alibi?

Я выглядывал из фронтальных камер смартфонов и искусственных глаз людей. Встречался с миловидным лицом сестры на рекламных баннерах вокруг. Скалился уверенным выступлениям брата на совещаниях Организации Объединенных Наций. Улыбался племяннику, восседавшему во главе корпораций.

Я аккуратно коснулся своими полупрозрачными пальцами экрана изнутри. Оглядел сотнями камер зависших дронов собравшуюся на презентации толпу.

— Я — ваша безопасность. Все данные находятся под моим неустанным надзором. Меня зовут Сет, потому что…

«Чтобы одолеть хаос, нужно быть хаосом» — говорили мои египетские хозяева.

— Чтобы одолевать вирусы, нужно уметь их создавать, — говорил я.

What you gon' do when there's blood in the, blood in the water?