Осенев яссо-половецкий

Олег Данкир
Города призраки Руси, России, СССР.
====================================
     Также Асенев, Шарукань. Город этот имел ещё названия, которые ему были даны ранее гуннами, а потом хазарами.
     До прихода сюда половцев, здесь было хазарское укрепление где-то в районе устья Северского Донца при впадении этой речки в Донец.
     По другим сведениям город стоял на речке Лопань, это в Харьковском районе.
     В районе города Чугуева есть древнее становище с элементами древнего города, это на правом берегу Северского Донца.
     Местные исследователи доказывают, что Осенев стоял в самом Харькове, где есть городище начала 10-го века.
     Они же предлагают вариант нахождения города на городище у села Рогань.
     В десяти километрах от Харькова имеется Донецкое городище половецкой культуры, которое археологи относят к Осеневу летописному.
     На всех вышеназванных городищах остались следы большого количества юрт на периферии посада.
     Основу жителей города составляли в основном оседлые яссы, которые со времён сарматских и скифских не принимали никого ущемления своего права на свой род и семью.
     В летописях этих яссов часто называют аланами, кои и основали этот город вместе с хазарами, назвав его по имени Ашины, прародителя хазар. Жили здесь оседлые племена, в основе своей аланы и русо-славяне, на зимовку сюда приходили и родственные им племена скотоводов, ведущих кочевой образ жизни.
     Некоторое время хазары и половцы владели городом вместе, но потом хазары исчезли с исторической лестницы времён. Может быть они там и оставались, только называли их по-другому.
     Историки полагают, что город назван в честь хана половецкого Осенева, шедшего во главе половецкого войска в середине 11-го века, но это название циркулировало только в среде самих половцев, а также перехожих людей, да Чёрных Клобуков. доносивших сведения о появившейся новой угрозе на южных пределах Киевской Руси.
     Хана Осенева ассоциируют с Асеной, прародителем хазарских каганов, которого помнили и почитали в среде степняков. На этом основании некоторые исследователи полагают, что половцы являются генетическими наследниками хазар, после снятия с хазар оков Каббалы и иудаизма.
     В русскую летопись город под именем Осенев попадает только в начале 12-го века, когда начались торговые и военно-политические контакты между половецкой знатью и Русскими Князьями.
     В 1108-м году Мономах женит своего сына, будущего Юрия Долгорукого, на внучке хана Осеня. По другим сведениям это была ясская царевна. С тех пор этот город часто появлялся в летописях и исторических справках.
     В 1110-м году город взял Великий Князь Святополк-Михаил, пришедший сюда по призыву русо-славянского населения города для разрешения споров о правилах торговли и охоты.
     Летописи сообщают, что Мономах приходил позже и брал какой-то половецкий город, который назывался Шаруканью.
     После взятия Мономахом в начале 12-го века города Осенева, пало и Тмутараканское Княжение, которое опиралось всегда на поддержку половецких ханов в борьбе Княжий стол в Киеве.
     Историки так до конца и не определились, это был один город под разными именованиями, или в первом Святополк-Михаил разрушил Осенев, а во втором это был другой стан половецкого хана.
     Так или иначе, город существовал до 13-го века, когда сюда пришли монголы. Половцы продолжали жить в хазарских городах, сёлах и домах, потому что никогда оттуда не уходили. Среди них к началу 12-го века было много христиан, было много аланских ремесленников, беглых русо-славян.
     Не пожелав подчиняться монгольским ханам, оседлая часть города подалась ближе к Киеву, а кочевая ушла за Дон, ближе к Кавказскому хребту.
     Интересно, что осетины и в 20-м веке называют балкарцев осенями, а балкарцы зовут себя древними аланами.
++++++++++++++++++++++++++