Государственная мания величия

Владислав Хенкин
Зачем захватывать территории?
Понятное дело, дикие люди. Им нужны места для охоты.
Понятное дело, земледельцы. Им нужны территории для земледелия.
Понятное дело, цари. Им нужны были подданные, платящие налоги, обрабатывающие земли, охотящиеся на них и, в случае чего, готовые защитить корону.
Понятное дело, колонисты. Охота, новые поля для земледелия, дешевая рабочая сила.
Зачем захватывать земли сегодня?
Вы не задумывались, почему вдруг с 1960 по 1975 годы независимость получили почти все африканские страны? Европейцы вдруг решили, что управлять другими народами плохо? Удерживать власть силой плохо? Или вдруг сопротивление стало таким сильным?
А может, все проще?
Содержать колонии просто стало невыгодно или, скажем так, нашелся другой экономически лучший способ извлекать из них прибыль?
Армию заменил бизнес. На смену силе пришли взаимовыгодные условия. А тут уже и подоспело моральное обоснование.

И заговорили о самоопределении народа. И выглядит это местами красиво, но в целом слишком противоречиво.

Давайте представим, что есть два соседних больших государства А и В и между ними территория, на которой проживает народ Х. Спрашиваем у народа Х: самоопределяйтесь, с кем хотите быть или сами?
Подумает народ Х, взвесит. А давайте сами! Ну, давайте. И оказывается, что выхода к морю нет, торговать нужно только с А и Б или через их территорию. Транзит тоже не бесплатно. Кроме того, народы в соседних странах живут лучше.
Подумали люди народа Х и решили: присоединимся мы к А. Хорошо. Государство А приняло к себе Х, построило там дороги, наладило водоснабжение, электроснабжение, развило промышленность, используя технологии и средства государства А, и т.д.
Тут народ Х снова подумал. Наверное, с В нам было бы лучше. А давайте ка пересамоопределимся.
Присоединились к В, забрав с собой все, что было сделано страной А, при этом обвиняя А, что сделали мало, почти ничего. Что может сделать В?
Если В переправляют к себе производства, построенные А на территории народа Х, за одно переняв технологии, это не грабеж? Это ж Х самоопределился.
Государство А может вернуть себе сделанное для территории Х? Как? Не может?
Государство В пообещало, что-то сделало, что-то построило, а потом … народу Х опять что-то не понравилось, и он решил стать независимым или перейти обратно к А. Так что Х так и будут то независимыми, то к А  или к В самоопределяться.
А и В тоже не дураки. С чего им вкладывать деньги в территорию, которая в любой момент может от них “убежать”? Вот и получается, что такие территории Х либо будут жить на отсталой земле, либо должны заключить договоры на веки вечные, но мы знаем, что ничего вечного не бывает.
А отсюда и получается, что такие территории Х обречены на отставание.

А может, стоит несколько по-другому понимать принцип самоопределения народа? Народ может решить какое управление ему иметь, на каком языке разговаривать (на своем, если народ хочет сохраниться как народ), по каким традициям и внутренним законам жить и т.д., но…

С какой целью небольшой народ Х может хотеть независимости или быть частью государства А или Б? И что значит: народ хочет? Народ - это люди. Горстка людей будет решать за весь народ? Так горстку можно и перекупить. Провести референдум? Как часто проводить такие референдумы? Если голоса разделятся поровну, то считать это разными народами?А если представители народа государства А живут на территории народа Х, они имеют право принимать участие в самоопределении народа Х?
 
Что-то тут не так. Что-то недоработано. Не правда ли? Есть еще очень много вопросов, но...


Может, пришло время перестать перекраивать границы? Вот границы в Европе давно во многих странах по факту являются административными. Границы штатов (государств) в США вообще не охраняются. От кого? А ведь законы в разных штатах разные, как, кстати, и в провинциях Канады.

Кому сегодня нужны чужие территории? Зачем? Тем, кто уже полностью освоил свои? Или тем, кому нужно помешать мирно жить тем, у кого это получается лучше них?

Военное величие осталось в прошлом. Сегодня величие мирное экономическое, но приходится охранять свою мирную жизнь от оставшихся в прошлом государств, которые отсутствие успехов мирной жизни пытаются компенсировать “успехами” военными, которые успехами можно назвать только у себя дома. Очень хочется считать себя великим. Очень.
У людей это болезненное состояние называется манией величия.

Мания величия (бред величия) – основные симптомы: перепады настроения, бессонница, депрессия, гиперактивность, истощение, агрессия, чрезмерная концентрация внимания на своем я, неспособность воспринимать критику в свой адрес, неспособность воспринимать чужое мнение.

Вам не кажется, что это определение может подходить не только людям, но и народам, а также государствам? И в каком государстве наблюдаются  гиперактивность, истощение, агрессия, чрезмерная концентрация внимания на своем я, неспособность воспринимать критику в свой адрес, неспособность воспринимать чужое мнение?
Раздуваемое пропагандой величие, если присмотреться, может оказаться лишь манией величия.