Провидение

Лена Мюрат
ДОМ С ПРОВИДЕНИЯМИ

Кто бы мог подумать, что такой истинно французский режиссер, как Ален Рене, сможет решиться на создание англоязычного фильма по сценарию маститого британского драматурга Дэвида Мерсера с международным составом актеров, в котором преобладали англичане. Ведь мировую известность и репутацию Рене приобрел благодаря успешному сотрудничеству с французскими писателями школы «нового романа». Со многими из них он был знаком, и по сценариям Маргерит Дюрас и Алена Роб-Грийе снял свои нашумевшие фильмы «Хиросима, любовь моя» (1959) и «В прошлом году в Мариенбаде» (1961). За ними последовал фильм «Стависки» (1974), посвященный жизни реально существовавшего французского политического афериста, роль которого исполнил Жан-Поль Бельмондо. Казалось, Рене постепенно превращается в самого французского режиссера Франции, как вдруг последовал разворот на 180 градусов!
При этом нельзя сказать, что в составе съемочной группы фильма «Провидение» вообще не было французов, но дело в предпочтении самого Рене. Картина еще не вышла на экраны, но об актерах уже говорили в прессе, как об очень странном выборе режиссера.
Несмотря на большие финансовые вливания со стороны пяти инвесторов и долговременный выезд большой съемочной группы в Нью-Йорк, Рене сразу обозначил свое намерение снять откровенно новаторский фильм с использованием сложных выразительных средств. Забегая вперед, отметим, что в дальнейшем Рене такой смелости уже не демонстрировал. Его более поздние работы рассказывали о судьбах людей без сложных манипуляций с героями и головоломок, как это произошло в «Провидении».
И дело тут не только в специальных визуальных эффектах, действительно прославивших фильм на весь мир. Главное - в самом повествовании, как в чистом эксперименте. Попробуем передать его словами.
Мы видим пожилого писателя Клайва Лангэма в исполнении великого Джона Гилгуда, проводящего бессонную ночь в муках. Он сочиняет свой последний роман, герои которого - его сыновья (родной и внебрачный), жена, покончившая жизнь самоубийством несколько лет назад, возлюбленные сыновей. Писатель, совесть которого, похоже, нечиста, исполняет роль Провидения, нависшего над героями как Дамоклов меч. Сюжет фильма как будто рождается спонтанно, но по ходу действия становится ясно, что все происходящее - фантазии пьяного и тяжело больного старика, и зрителю предоставляется самостоятельно судить об отношениях, существующих между персонажами в реальной жизни.
Они разыгрываются в мрачных декорациях с постоянно присутствующим чувством надвигающейся катастрофы, хотя и остаются как бы полностью лишенными эмоций. И, о эврика, фантазии эти находятся в явном противоречии со своим создателем. И мы начинаем по-новому смотреть на главного героя, несмотря на то, что Рене преподнес его в самом неприглядном виде. Лангэм-Гилгуд ,вопреки напускному цинизму, все же достоин симпатии. Рене вообще пропускает все происходящее через невидимый фильтр, который самым неожиданным образом преподносит нам финальные события и самих персонажей. И, если бы режиссер выбрал других актеров, этого чуда мы могли не увидеть. Гилгуд, кстати, впоследствии утверждал, что по-настоящему смог реализовать себя в кино только в «Провидении».
Примечательно, что, начав свою карьеру с художественного манифеста, Рене лишь в «Провидении» осуществил то, что пытался сделать с самого начала, - соединить киновыразительность с авангардной литературой и атмосферой театра.
О Гилгуде уже было сказано. Но ведь Рене собрал поистине интригующий актерский состав, и Дирк Богард, чьи работы часто были окрашены холодной, чуть ли не мрачной надменностью, довел это качество в «Провидении» до крайнего и причудливого уровня. А обычно чрезмерно эмоциональная Эллен Берстин оказалась потрясающе сдержанной. Элейн Стрич, должно быть, являлась самым странным выбором Рене для этой роли, но мы увидели поистине завораживающую пару Стрич и Богард в качестве любовников, которым глубоко за 50.
Кому-то «Провидение» может показаться несколько скучноватым, и слишком заумным, но это крайне необычный и очень важный в истории кинематографа фильм, который не должен пропустить ни один искушенный киноман. Подтверждением тому могут стать семь (!) премий «Сезар», включая «лучший фильм года». Не обманула эта картина и надежд Дирка Богарда, актера в высшей степени "интуитивного" : "Ожидания целого десятилетия получили достойную награду, и я, наконец, как актер, сумел удовлетворить свое желание: поработал с Аленом Рене. Трудно отделаться от мысли, что тем самым я совершил гигантский скачок, покончив с амплуа кумира никельодеонов."