Нива

Евгений Сипков
   
«Автомобиль не роскошь, а средство передвижения.», - так написали в своё время классики, и я  с ними согласен – на все сто!
   На своём веку я имел разные машины, в том числе и иномарки: от «горбатого Запорожца» до Опель Омега – всего  двенадцать штук.
  Не знаю, много это или мало, но один автомобиль отпечатался в памяти надолго,  если не сказать, на всю жизнь...
  Купил я Ниву не от большого желания, а по необходимости, как вездеход. И она своё предназначение оправдывала, особенно после того как пару раз ломалась "восьмёрка" моего кума Игоря. На ней, по сельским дорогам, порою бывало очень трудно проехать из-за её низкой посадки.
 Вот  после такой очередной поездки мы с кумом и решили, что я должен купить Ниву, тем более, что на примете была такая у моего одноклассника и соседа  Сашки Гламазды. Я не стал её переоформлять в ГАИ, а как в ту пору многие делали, просто оформил генеральную доверенность.
  Когда мы возвращались от нотариуса то во дворе какой-то водило-чудило бросил машину на средине дороги, которая проходила вдоль длинного дома, да так, что - никак не объехать, потому как бордюры, на мой взгляд, были довольно высокие.
- Вот, идиот, - говорю, - и бывают же такие! Теперь придётся три дома объезжать, чтобы к нам попасть.
А Сашка предлагает:
- Не парься, у меня высокая резина стоит от Победы, так, что давай вот здесь через бордюр переезжай, а потом по лужайке мимо мусоросборника и детской площадки, прямо - к нашему дому.
Я так и сделал. Оказалось – эта Нива, такая удобная машина, что пробраться можно было везде, особенно в городе.
  Осенью и зимой машины застревали – в лужах, сугробах, а я везде спокойно проезжал. Даже "восьмёрку" Игоря, упёршись ему в бампер  и включив блокировку и пониженную передачу, спокойно выталкивал по гололёду на горку. На это другие водители откровенно смотрели с завистью, видно думая:«Вот, надо было и мне такой вездеход покупать!»
  Зимой водилы, чтобы выехать из гаража или стоянки, по полчаса снег расчищали, а я, не вылазя из кабины, проезжал прямо по сугробам. А когда жил на Восточном посёлке под Харьковом, где у меня был дом и гараж во дворе, то ездил  в кроссовках и курточке, а мои знакомые удивлялись, типа, зимой и - в  такой экипировке.
Игорь, часто смеясь, объяснял:«А,что ему? Вышел из дома сел в гараже в тёплую машину и ездит, где нипопадя, не боясь, что застрянет».
А дальше – больше.
Как-то зимой поставил я колёса с резиной от 24-й Волги с крупным протектором, как у трактора и погнали мы в хозяйство отвозить очередной заказ.
Выехав рано утром, чтоб засветло добрать до хозяйства, поняли, что погорячились.
Снега за ночь навалило на дорогах столько, что только Камазы да большие грузовики и ездят, пробивая бампером дорогу.
И вот, угодив в один из сугробов, которые бывают там, где просека заканчивается, я случайно и заехал в кювет.
Думаю:«Всё хана, так и будем стоять, пока дорогу не начнут чистить».
Но включив пониженную передачу, потихоньку газуя, задом и выбрался.
Вот, что значит – вездеход!
  И ездили мы везде, где только душа пожелает. Правда, сдуру пару раз всё равно застревали, да так, что ели вылезали из глубокого снега, как говорится: «Дуракам - закон не писан».
Некоторые знакомые то ли завидовали, что я мог везде проехать, то ли по другой какой-то причине,с издёвкой говорили: «Да сейчас на таких машинах только менты да колхозники ездят».
  Ну,на селянина я точно не был похож, а вот с короткой причёской да ещё небольшими усами, такими, как Сашка  знакомый мент носил,  мог легко проканать  всегда за своего…
  Еду как-то из Изюма на Ниве, а в Чугуеве мент останавливает и, отдав честь, сразу хотел выдать какую-то тираду.
А я спокойным, но твёрдым голосом говорю:
- Здравия желаююю!
Он, немного опешив, посмотрел на меня, потом на машину и более спокойно спрашивает:
- Вы от туда? – показывая в сторону Изюма.
- Так точно, - отвечаю.
- Всё в порядке? Там никаких происшествий нет?
- Нет, - говорю, - дорога чистая.
- Ну счастливого пути, - и, козырнув ещё раз, пошёл к себе в будку.
  Понятно, что с такой машиной все дороги были открыты в любое время года…
  Была ранняя весна. Погода хорошая, вот и решил я со знакомой девушкой в лес поехать – подснежников  собрать и свежим воздухом подышать. Поставил  Ниву на краю леса возле поля, а когда мы возвратились и сели в машину, я смотрю, невдалеке, в мерах триста на выезде из  грунтовой дороги  на асфальтированную,  ментовский жигуль тормознулся. Видно нас засёк и дожидается когда мы будем выезжать, чтоб явно до чего-нибудь докопаться.
  Подруга, испуганно спрашивает:
- Чего это они там стоят?  Нас ждут?
- Скорее всего, - говорю, -  может быть хотят оштрафовать за подснежники, а может и ещё чего хуже придумают.
- Так, что же делать?
- А, ничего, постоим, как будто мы их не видим. Посмотрим, что дальше будет?
  И действительно. Минут через десять, видно, у ментов терпение закончилось и они решили проехать, как и я по грунтовой дороге, но, не проехав и десяти метров, застряли в мокром чернозёме.
- Вот им так и надо, - заключил я, - не будут такими въедливыми. «А мы уйдём на Север…», - процитировал я слова шакала из мультика про Маугли, - рванём в другую сторону вдоль леса по грунтовой дороге и объедем это поле.
И запустив двигатель, переключив на «раздатке» блокировку и пониженную передачу, не спеша поехал восвояси…
    Но полностью оценить достоинство  Нивы, я смог, когда один раз Сашка Гламазда – одноклассник, после работы попросил перевести ему ванну. Она оказалась небольшой, но чугунной и мы, сложив заднее сидение, как ни крутили,  запёрли её только вверх днищем, накрыв брезентовой накидкой. Край ванны немного выступал и  багажник  не закрывался, оставляя небольшую щель.  Тогда приятель привязал его верёвкой к бамперу. И мы тронулись в путь.
  Вечерело, и нас на Салтовке, уже на подъезде к дому, на перекрёстке тормознул гаишник.
Проверив документы, он внимательно посмотрел на приоткрытый багажник и поинтересовался:
- А, что это вы везёте? Показывайте.
   Я, как подумал, что придётся в темноте развязывать верёвку, примотанную приятелем наглухо к бамперу и открывать багажник, мне стало аж не по себе.
Но не успел я и слова сказать, как рядом стоящий Сашка, выпалил:
- Цинковый гроб, надо специальное захоронение сделать, - и, протиснув руку через дверцу багажника, постучал костяшками пальцев по накидке.
  Раздался металлический звук, и у  мента от неожиданности аж дыхание перехватило.
А приятель, как ни в чём не бывало, спросил:
- Открыть, показать?
  У милиционера, лицо вытянулось и стало серьёзно-испуганным, может быть потому, что на улице совсем стемнело, а может - подумал: « Щас, как откроют, а там - покойник», - и голосом, переходящим на фальцет, он выпалил:
- Нет, не надо! Езжайте!
  И отдал мне документы.
  А нам этого только и надо было. Мы – бегом в машину, и – по газам.
  Уже, когда мы подъезжали к дому, я однокласснику, смеясь, сказал:
- А мент, наверное, струхнул, подумав, что мы покойника везём.
- Правильно! А, то бы начал:«Где взяли или украли? Да куда везёте?» Не хрен, быть таким любопытным.
   И всё было хорошо, до того момента, пока мы с Игорем не поехали в далёкое захолустное хозяйство, где-то в Липецкой области. А было это в конце октября...
  Пока мы нашли этот колхоз, дав в объезд крюк в сто пятьдесят километров, то приехали только к обеду, но, пока крепили работу, получали деньги, да немного отметили «это дело» с председателем, правда, спиртного мы не употребляли, сославшись на срочное возвращение, уже и смеркаться начало.
  А председатель, немного захмелевши, говорит:
- Хлопцы, да вы сюда ехайте, вот по этой дороге, а когда асфальт закончится, там строится новая, правда, пока ещё - грунтовая, но километров тридцать всего будет до большой трассы, шо на Липецк. Так будет быстрее.
   Ну, мы, попрощавшись, так и сделали…
Действительно, километров двадцать было хорошая дорога, а не доезжая вёрст пять, не больше, пошли такие ложбины и буераки, да ещё вперемешку с влажным чернозёмом, что мы при свете фар, не заметив очередной ухабины, сели крепко на днище, да так, что два колеса, одно – заднее, а другое – переднее, практически не касались земли. Мы с кумом вроде бы мужики не слабые, но вытолкнуть тяжёлую Ниву, нам никак не удавалось. И самое обидное, что невдалеке был виден свет фар и гудение моторов, а мы, как два дурака застряли посреди поля, ночью в грязи.
Почти час промурыжившись таким образом, мы решили передохнуть, выпив кофейку.
  Отхлёбывая горячий напиток, Игорёк заключил:
- Нива – хорошая машина, но дуракам досталась, то ли дело восьмёрка, мы бы её – враз вытолкали.
- Ладно, не переживай, - говорю, - вон у нас в багажнике есть немного реек, что остались от монтажа планшетов, попробуем их нарезать и накидать под колесо, а другую сторону поддомкратить, может что-то и получится. Ну, не ночевать же посреди поля?
  Допив кофе, так и сделали, и действительно, выпутавшись из объятий ночной грязи, мы уже через полчаса были на  Липецкой трассе…
После этого случая я продал свой вездеход и купил Опель Кадет.
Правда, проходимость у него плохая, но зато он на сто пятьдесят килограмм легче даже «восьмёрки» кума.