Дороги Судьбы. ч. 3

Гоар Рштуни
Алашкерт
Много веков Алашкерту… Оказывается, он существовал ещё со времён Урарту! Это часть древнего Багреванда. Но армянские источники почему-то пишут, что город был основан во II веке до нашей эры царём Вагаршем I и потому был назван Вагаршакерт. Бескрайнюю долину выбрал царь для города, откуда он мог знать, что через много веков на его земле появятся кочевники, и надо было селиться в неприступных горах, чтоб до них не добрались! А плодородную долину облюбовали кочевые племена и постоянно грабили. Впрочем, коренные жители тем и выживали, что с каждым набегом карабкались вверх, к каменистым склонам и межгорным котловинам, покрытым сухими степями, иногда и альпийскими лугами… Выше в горы – сухие леса Армянского нагорья, остатки некогда густых сосновых, можжевеловых и дубовых лесов. Кто знает, когда и почему они исчезли…

В середине 18 века здесь, в этой цветущей долине, насчитывалось свыше 360 армянских сел! А уже к концу того же века после опустошительной грызни между беями Хнуса и Маназкерта за Алашкерт, большая часть армянских сел была уничтожена, да и походы Паскевича и Тер-Гукасова отразились на алашкертцах, тысячи армян потянулись за русской армией, спасаясь от погромов, а оставшиеся 80 сёл жили под страхом мщения за свои надежды быть освобождёнными от турецкого гнёта.

Из сообщения корреспондента газеты «Таймс» Нормана. Эрзрум, 24 августа 1877 г.
Британский журналист Норман сообщал о тех событиях:
«Положение армян в стране, по которой прошла армия Исмаила-паши, крайне бедственное. Из 122 деревень Алашкертской равнины все, за исключением девяти, полностью разрушены. Те немногие христиане, которые не воспользовались покровительством России при отступлении Тер-Гукасова, варварски убиты, целый ряд деревень сожжен дотла. В Мушском округе некоторые деревни были разрушены, а многие жители вырезаны. Город Баязет и окрестные селения удостоились той же участи. В большинстве этих мест мужчины, женщины и дети были убиты самым жестоким образом...».
Ким Бакши: «Алашкертская равнина была одной из самых плодородных. На это обратил внимание и Пушкин в своём «Путешествии в Арзрум»: он ехал мимо тучных нив и полей густой пшеницы. Армяне были гостеприимны, кормили его хлебом и сыром. И хотя все эти земли ныне входят в турецкий вилайет, Пушкин знал и верно называл их – Арменией. Алашкертская равнина всегда была одной из самых заселённых армянами. Несмотря даже на утомительные войны за неё между султанскими беями (лакомый кусок, плодородная, отлично освоенная земля – сады и пашни) и постоянные нашествия и грабежи кочевников-курдов, еще в XVIII веке здесь было свыше 360 армянских сёл. Но число их всё время сокращалось: шли массовые переселения в Восточную, русскую, Армению. Ко времени путешествия А.С.Пушкина, к началу XIX века на равнине оставалось ещё свыше 80 армянских сёл. Но именно в 1829 году началось окончательное, массовое переселение тысяч алашкертцев, испугавшихся расправы за помощь русской армии. И этот страх был обоснован: турки беспощадно расправились с армянским населением, многие сёла были поголовно вырезаны».

Многие не стали долго раздумывать над своими поломанными судьбами и выбрали жизнь. Сотни семей двинулись со своим скарбом вслед за русской армией, заселив окрестности озера Севан, да и в Апаране их много. Но и тем оставшимся и уцелевшим пришлось менять свой кров: и в 1855-ом году, и в 1878-ом... А в 1890-х турецкие власти решили из приграничного с Российской империей Алашкерта изгнать армян окончательно и навсегда, и пустили сюда отряды «гамидийе».
Так накануне первой мировой войны в гаваре осталось всего около 22-х армянских сёл.

Вот и дошли до первой мировой войны, когда Россия объявила войну Турции, всё же вынужденно объявила, надеясь быстро продвинуться вглубь (возможно, чем чёрт не шутит, и к желанным проливам!). Да и зачем она бросила столько армий на арену войны, кто бы спросил? Потеряла свою монархию, ввергнув себя в пучину большевизма… Кто же мог тогда предугадать? Германия науськивала Австрию, чтобы та напала на Сербию. Это заставило Россию, союзницу Сербии, объявить мобилизацию, не дожидаясь мирного решения. Затем Германия объявила войну Франции и захватила Бельгию. Все это заставило вступить в войну Британию, которая считала себя гарантом нейтралитета Бельгии и союзником Франции – ну, как всегда, и проливы тоже. Вот такая сложная конструкция получилась. Все постояли друг за дружку, и началась эта дурацкая война, которая, тем не менее, привела к катастрофе много народов. Даже ничего не подозревающих о каких-то эрцгерцогах! А вступление России ещё больше обозлило Турцию, где жили христиане и единоверцы России. За армян никто не постоял, им сочувствовали, но, как всегда, назло России из-за них ссориться между собой не стали, не говоря уже про аппетиты… Турция вообще объявила «джихад» – священную войну странам Антанты и 30 октября в составе блока Центральных держав официально вступила в Первую мировую войну… В ноябре Россия объявила Турции войну. 5 и 6 ноября за ней последовали Англия и Франция.

Конечно, Россия воевала с Турцией, решая свои вопросы надёжных границ, чем не вариант – отделить себя от этой мерзопакостной соседки, заселив приграничье воинственными и умеющими постоять за себя казаками? Кто знает, что у кого было на уме? Русские войска то брали Алашкерт, то отступали. И как только отступали, набегали турки и курды, начиналось истребление уцелевших жителей армянских сёл. Как только русские наступали – турки убегали, резать переставали. Но война – это свобода грабежа, войны затем и затевают, и казаки сами начинали грабить и отбирать всё, что осталось. Правда, правда! Казаки тоже рассматривали эти территории, да и саму войну, как поле для битвы и грабежа. Разумеется, их присутствие сдерживало зверей. Их самих – сдерживало более благородное офицерское начальство, единоверство, как никак – «христьяне».
Армяне Восточной Армении начали создавать добровольческие отряды, один из трёх отрядов славного Андраника паши выдвинулся в направлении Алашкерта. Русское командование одобрило, и даже помогло с оснащением, как всегда, отмечало храбрость воюющих добровольцев, но, повторюсь, повидимому, царское правительство намеревалось заселить казачеством опустевшие от погромов территории, не для того воевало. Ведь довольно часто действия государства направляются намерениями генералитета.

И как же не помнить, если намерения были! Известно, что в апреле 1915 г. командующий Кавказским фронтом генерал Юденич, победитель в одной из крупнейших в Первой мировой войне – Эрзерумской операции, а затем Трапезундской, обратился к наместнику на Кавказе Воронцову-Дашкову с предложением отправить из России в уже занятую русскими войсками Алашкертскую долину крестьян, которые должны были подготовить земли и пастбища для ее последующего заселения русским населением. Своим приказом Юденич запретил местным жителям – армянам не только заниматься сельскохозяйственными работами в Алашкертском, Диадинском и Баязетском округах, но и вообще вернуться к своим родным очагам!

Аветик Исаакян в конце 19-го века пишет: «Тюрьмы были переполнены узниками из числа сочувствующих освободительной борьбе западных армян. Были арестованы Агаян, Ширванзаде.
А в Турции армянский народ захлебывался в крови. Царское правительство заняло в армянском вопросе определенную враждебную армянам позицию. Императорский посол в Стамбуле Нелидов поощрял резню, организованную султаном Абдул-Гамидом. Нам было известно варварское желание министра иностранных дел Лобанова-Ростовского видеть «Армению без армян».

Россия одобрила создание добровольческих отрядов, но не могла же она рассчитывать на формирование таких же отрядов из западноармянского населения! И не только по той причине, что это были турецкие подданные, граждане Турции, но и потому, что Турция своей дальновидной и коварной политикой заблаговременно пресекла подобный ход развития событий и лишила армян возможности сопротивляться. Во-первых, всех армян мужского пола стали призывать в турецкую армию, затем начали разоружать и уничтожать их. Точно так же турки поступили и с греками. Так что, если пишу про армян, надо знать, что то же самое проделывали и с греками, и с айсорами. Избавлялись от византийских остатков…
Армян переводили из фронтовых районов в тыл, использовали их как рабочую силу в специально сформированных рабочих отрядах.
Разоружённым мужчинам поручалась самая тяжёлая работа: строительство дорог, мостов и укреплений, перемещение грузов. Вообще, по давней традиции в Османсой империи, военные укрепления висели на шее христиан – это они копали, таскали камни и возводили толстые стены. Затем измождённых, изнурённых непосильным трудом и постоянным недоеданием армянских солдат вывозили группами в 50 или 100 человек под военным или полицейским конвоем из места их дислокации и уничтожали.