Интервью с Ольгой Панюшкиной

Алексеев Игорь Владимирович
Ольга ПАНЮШКИНА: «Я ЗНАЮ, ЧТО МОЁ МЕСТО НА СЦЕНЕ!»

Ольга Панюшкина – профессиональный музыкант. Но кроме этого она обладатель удивительного по тембральной окраске голоса и исключительного композиторского таланта. Её песни звучат в телефильмах «Новогодний папа», «Верю, Люблю, Надеюсь», «Блестящая карьера», «Это было у моря», а также в её сольных программах на сценических площадках Москвы и других городов России.

СПРАВОЧНО
Ольга Николаевна Панюшкина родилась 1 декабря 1966 года в городе Орехово-Зуево Московской области. В 1978 году семья переехала в Дедовск, где Ольга окончила музыкальную школу по классу фортепиано. Продолжила музыкальное образование во II Московском областном музыкальном училище города Пушкино (дирижёрско-хоровое отделение) и Российской Академии музыки им. Гнесиных (дирижёрско-хоровой факультет). Руководила народным хором «Русь». С 1994 года работала в рекламном агентстве и музыкальной редакции телевидения на Шаболовке.
С 1996 по 2000 год изучала китайский язык в университете на Тайване, работала ведущей на тайваньском телевидении, автором программ «Почтовый ящик» и «Литературная страничка» в русской редакции Международного радио Тайбэя. По возвращении в Россию выступала сольно и с оркестром «Пекинские чайки».
С 2005 по 2009 год работала директором по маркетингу в российском представительстве тайваньской компьютерной компании. В последнее время посвятила себя сольной музыкальной карьере. Выпустила альбом авторских романсов «А что такое звук души?» и акустический альбом авторского фолка «Вишня-Черешня». Готовится к выходу третий альбом – «Любовь оружия сильней».
Почётный гражданин России, заслуженный работник культуры Монголии, дважды лауреат Всероссийского фестиваля «Русский лад». Неоднократно поощрялась руководством МВД России, КПРФ и ЛДПР.

– В каком возрасте для Вас началась музыка? Кто в большей степени повлиял на ваше мировоззрение?

– Музыка для меня началась с колыбельной моей мамы. Музыкальный слух у меня от неё, а кураж, темперамент и артистизм – папины. В маминой книге «Домоводство» 1958 года издания в конце перед содержанием был песенник, я открывала его, и мы с мамой пели на два голоса все песни подряд – все лучшие песни наших гениальных советских поэтов и композиторов. Мама склонялась над швейной машинкой в работе над очередным платьем для меня или сестры, а я садилась рядом у её ног, и мы начинали: «Огней так много золотых на улицах Саратова…», «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина…», «Каким ты был, таким ты и остался…». Именно поэтому в моей песне есть такие слова: «Мама, как сладко пахнут твои руки, мама, мне сколько платьев сшила, песен спела, мама, мне колыбельных твоих звуки снятся даже сейчас, когда я повзрослела».
Когда я поступала в музыкальную школу, душа и ухо у меня уже были «наслушанными», старшая сестра всё время играла на фортепиано и учила сольфеджио, но никто и предположить не мог, что у меня будут такие особенные отношения с музыкой, что я начну сочинять песни. Я ведь сколько себя помню, прибегала домой и кричала с порога: «Мама, я песню написала!» Но никто не воспринимал это всерьёз. Как это может быть, чтобы наша Оля да вдруг что-то сочиняет!
Мама мне рассказала недавно, что, оказывается, отдала нас с сестрой в музыкальную школу, думая: «Вот выучатся мои девочки музыке, может, за военных замуж выйдут!» А я вдруг песни писать начала, да на сцену всё рвалась, просила отдать меня в хор Всесоюзного радио и телевидения. Мы жили в Подмосковье, все работали, возить на репетиции меня было некому, но в музыкальное училище я всё-таки пошла учиться на дирижёра-хоровика, реализовала детскую мечту, несмотря на то, что меня готовили в пианистки.
А в семье были хоть и певучие все, но далеки от творческих профессий, тем более от артистической среды, поэтому весь мой путь был как у первопроходца – «через тернии к звёздам». Правда, для меня, как для пишущего человека, в этом наверняка был какой-то высший смысл. Когда отмечают тонкость вибраций и глубину исполнения песен, когда зритель говорит: «У Вас голос звучит как у человека, который много страдал», приходит понимание, что всё в жизни было не просто так – и счастливое детство, и всё пережитое во взрослой жизни ложится в творческую копилку.
Да, я воспитывалась на высоких идеалах, в семье царила атмосфера любви – друг к другу и к своей стране. У нас дома всё было так же хорошо и светло, как в советских фильмах. Я это только недавно особенно остро почувствовала, что во мне с детства не было никакого противоречия между прекрасными положительными экранными героями и теми, кого я видела дома: мои мама и папа – яркие представители советской молодёжи тех лет, искренне строили счастливое коммунистическое будущее, как говорится, без фиги в кармане. Их чистое отношение к жизни, такая ясная человеческая правда, что надо жить честно и достойно, отдаваясь делу, не жалея живота своего, – это мой фундамент, так и живу. А папа действительно был настоящим орденоносцем – с Золотой Звездой Героя Социалистического Труда СССР, с орденами Ленина и Трудового Красного Знамени и медалью Лауреата Государственной Премии СССР. Я равняюсь на него, стараюсь соответствовать и всегда помню о том, что держу его знамя.

– Как в дальнейшем развивалась Ваша музыкальная карьера?

– С самого детства я писала блюзы и босановы, а образование повлияло на то, что начала писать ещё и романсы, и городские песни. Сейчас уже никто мне не говорит, что надо «долбить в одну точку», сосредоточиться на каком-то одном жанре. Я «отвоевала» себе право быть такой, какая есть. Быть разной, но в каждой песне искренней и правдивой. Оставаться самим собой – это ведь самое главное для артиста. Это моя сверхзадача и моё кредо.
На сегодняшний день у меня, как у композитора, есть вокальные циклы на стихи разных поэтов – от Пушкина до Шукшина, я пою камерно под гитару и с группой музыкантов, под оркестр и под аккомпанемент уже записанной фонограммы, на закрытых и открытых площадках, могу петь всё, что захочу, главным для меня является, что зрители уходят после моих концертов одухотворёнными и счастливыми, что мои песни приносят радость людям. Да, судьба выталкивала из профессии, делая неожиданные виражи, но это накопление внутреннего эмоционального багажа, это то, «чем» и о чём артист поёт. На сегодня мои поиски ответов на главные вопросы: «Кто я? Зачем я? На своём ли я месте?» закончились. Я знаю, что моё место на сцене!

– Вы упомянули, что меняли род занятий. В связи с чем это происходило? И почему решили вернуться к музыке?

– Меняла. И не один раз. Правда, всё было «вокруг да около» полученной профессии. Сначала руководила хором. Потом всё разрушилось в стране, и я ушла работать в рекламное агентство, затем пригласили на Шаболовку в телевизионную музыкальную редакцию. Даже было экзотическое путешествие на Тайвань с изучением китайского языка в университете и, как следствие, работа на тайваньском телевидении и Международном радио Тайбэя. А позже, вернувшись в Россию, отработала несколько лет директором по маркетингу в тайваньской компьютерной компании. Наконец, однажды поняла, что времени на творческие метания у меня больше нет, вот тогда я окончательно и бесповоротно вернулась «назад в артистки».
А меняла я направление движения и «убегала от себя» всё потому, что никак не могла найти себе места в музыкальной среде того времени. Моя музыка и манера исполнения были вне рамок той масс-культуры, которая звучала у нас на эстраде. В начале 90-х поэт Алексей Дидуров принял меня в свой творческий союз – рок-кабаре «Кардиограмма», очень поддержав этим. Но когда ты молод и дерзок, не хочется верить в то, что ты родился слишком рано, и как бы часто это ни говорили, но тебе хочется всего и сразу, здесь и сейчас. И вот это время настало – я радуюсь, что всегда возвращалась к себе, что меня ничто не сломило и что сейчас я на пике своей творческой формы.

– Расскажите о Вашей жизни на Тайване? Что интересного Вы вынесли из культуры китайского народа?

– Бегство на Тайвань случилось, когда наступил уже край отчаяния – мне будто не было места на той эстраде. Вот и побежала куда глаза глядят. Что вынесла? Сам китайский язык, китайские иероглифы, вобравшие в себя все знания прошлых веков, тайну и магию китайской культуры.
Почти три года еженедельных письменных экзаменов в университете что-то такое со мной сотворили, что мои белые блюзы превратились в рифмованные стихи. Это абсолютная правда, что каким-то волшебным, чудесным образом такое глубокое погружение в китайскую письменность повлияло на меня даже больше, чем разговорный язык. Вернее так, письменный язык повлиял на развитие души, а тональный разговорный – внёс положительные коррективы в моё звукоизвлечение.
Оказалось, что, каждый день разговаривая по-китайски, я с утра до вечера находилась в вокальной распевке. Когда вернулась в Россию, мама встретила меня словами: «Доченька, когда это ты так петь научилась?» Мама больше всех переживала, что я бросала профессию, но когда мы поняли, что мой голос так окреп и приобрёл новые тембральные краски благодаря китайскому языку, очень обрадовались, что всё было не зря!

– Вы одна из немногих, кто может похвастаться соавторством с легендарным Василием Макаровичем Шукшиным. Расскажите, как происходила эта работа?

– Да, я первая, с кем дочери Шукшина зарегистрировали песни на стихи Василия Макаровича. Это и приятно, и почётно. Мария Шукшина очень эмоционально-восторженно воспринимала каждую песню и помогала мне этим. Воодушевление и вдохновение росли крыльями за спиной, я просто летала, и в январе 2019 года к 90-летию Василия Макаровича за семь дней написала восемь песен. Меня так распирало от счастья, что хотелось дать жизнь даже его коротким стихотворениям, даже четверостишия превратить в песни. Написала слова куплетов для двух очень полюбившихся зрителям кадрилей: «Хочется жить» и «Счастье плачет». Мы их так и зарегистрировали – в соавторстве.
Шукшинский цикл для меня знаковый и поворотный – и по драматургии мелодического решения, и по градусу переживаний, какой-то большой внутренний рывок, как для композитора и исполнителя. Пою любую из песен на стихи Василия Макаровича, и будто его энергия раздвигает мне душу, а его боль разрывает мне сердце и становится моей болью. Просто дух захватывает от того, что я чувствую так же, как и он!

– У Вас есть песня «Мальчишки СССР», судя по которой, то время Вам особенно дорого. Что бы Вам хотелось вернуть из него в сегодняшнюю жизнь?

– Мне дорого всё, любое время и каждое событие моей жизни. А «Мальчишки СССР» – это песня о нашем детстве, об огромной стране, в которой мы были счастливы. А ещё это признание в любви моим родителям с благодарностью всем, кто вот так, как они, жил просто, без затей и верно служил своему Отечеству. Они были счастливы этим, почему и родились такие слова: «Моё сладкое детство, пионерский галстук и сгущёнка вместо шоколадной пасты, и все люди – братья, мы – одна семья, и 15 республик – дорогая страна!»
Мне хочется мира, хочется того чувства, которое у нас было, что мы живём огромной большой семьёй, что всё у нас хорошо и что у нас у всех прекрасное, светлое будущее!

– В этом году отмечается юбилей Победы в Великой Отечественной войне. Какое отражение война нашла в Вашем творчестве?

– Для моего поколения очень важная тема. Ещё к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне я написала четыре песни (и музыку, и слова), которые войдут в мой новый альбом «Любовь оружия сильней». Скоро он будет представлен на моём официальном сайте.
Мы живём в такое время, когда война идёт повсюду. А песня, как известно, всегда звучала на фронте, помогая преодолеть любые трудности и победить. Я пишу и пою именно с этим ощущением.

– В период пандемии многие артисты остались практически не у дел. Как этот временной отрезок повлиял на Вас и Ваше творчество?

– Как всегда, писала песни. От того, что времени было больше для свободного погружения в творчество, написалось какое-то невероятное количество песен – на стихи Андрея Дементьева, Амирама Григорова, Валерия Шевченко, закончила гимн кинофестиваля «Хрустальный источникЪ» и написала ещё одну песню, посвящённую маме. Такого со мной ещё не случалось – 61 песня за два месяца.
В настоящее время идёт работа в студии, «лакируем» общее звучание новой пластинки. У нас финальный этап, но не очень простой. Так бывает, когда ставишь задачу создать из каждой песни шедевр. Следую заветам учителей: каждый раз изо всех сил стараться прыгнуть выше себя!
А ещё увлеклась тем, что теперь сама для себя моделирую и шью концертные платья. С одной стороны, смена деятельности, с другой – творческая медитация, в которой опять же возникают новые песни.

– Вы являетесь участницей концертов для сотрудников органов внутренних дел и других благотворительных мероприятий. Что это – искренний порыв или желание расширить аудиторию?

– Вы уже сами ответили на вопрос – здесь и то, и другое. Но первично, конечно, желание поддержать людей песней, дать им жизненные силы. Моя способность наполнять сердца зрителей радостью и ощущением детского счастья – это то, чем я дышу!

Игорь Алексеев
Опубликовано в журнале «Содружество», №3 (55)-2020.