История Турции часть 15

Николай Мринский
Среди противников Турции были государства, располагавшие сильным флотом, например, Венеция. При Мехмеде II турецкий военный флот превратился в грозную силу, обладая которой султан смог перевезти на судах стотысячную армию с лошадьми и артиллерией для завоевания южной Италии. Для строительства судов было основано много верфей на всех побережьях империи. Центром флота был г. Галлиполи, и галлиполийский санджакбей одновременно считался командующим флотом. В строительстве флота турки, подражали венецианцам и использовали их мастеров. Турецкий флот состоял из гребных и парусных судов. Гребные различались по количеству сидений для гребцов. Фреката (фрегат) имела 10-17 сидений, перкендэ-18 или 19, калитэ - от 20 до 24, кадырга (от греческого слова «катергон») - 25. На каждом весле сидело 3-4 гребца. Все суда этого рода входили в лёгкую эскадру. Более крупные суда – пастар (или паштарда) имели 26-36 сидений с 5-7 гребцами на каждом весле. Вместе с морской пехотой команда паштарды насчитывала до 800 чел. (из них 500 гребцов), а кадырга – 300 (в том числе 150 гребцов). К парусным судам относились большие палубные суда – так называемые калионы различных видов: карака, барче, каравелла, полака, буртун и др. В качестве гребцов использовали рабов и преступников, которых приковывали к скамьям. Обнажённые до пояса, в любую погоду они были обязаны выполнять свой тяжёлый труд, погоняемые плёткой суровых надсмотрщиков (от слова «кадырга», «катергон» произошло русское слово «каторга»).

ОТНОШЕНИЯ ТУРЦИИ С ДРУГИМИ СТРАНАМИ. УСТАНОВЛЕНИЕ СВЯЗЕЙ С РОССИЕЙ.

Во второй половине XV в. расширился круг государств, с которыми Турция имела внешнеполитические связи. К ним принадлежали Венгрия, Польша, Австрия, Венеция, Генуя, Неаполь и другие итальянские государства, а также Россия в Европе, Иран и государства Ак Коюнлу в Азии и мамлюков в Египте. Со своими соседями Турция обычно находилась во враждебных отношениях, потому как её иррегулярные и регулярные войска часто вторгались на их территории и наносили большой ущерб. Не только соседние, но и более отдалённые государства Европы, не имевшие общей границы с Турцией, боялись турецкой опасности и использовали различные дипломатические пути, чтобы установить с султаном хорошие отношения. Для этой цели в Стамбул часто наезжали послы различных стран. Султан Мехмед II и его правительство старались использовать противоречия между европейскими государствами. Они были хорошо осведомлены о положении не только в соседних, но даже в отдалённых странах, включая и государства Центральной Европы, так как располагали многочисленными шпионами, которых они вербовали из различных слоев местного населения, вплоть до самых высших. В своих отношениях со славянскими государствами султанское правительство обычно пользовалось сербским языком, а иногда языком данного государства, а с западными государствами - греческим. В конце XV в. по инициативе Турции были установлены дипломатические связи с Московским государством.

После завоевания Крыма и устья Дона Турция оказалась в непосредственном соседстве с Россией и стремилась к установлению с ней добрых отношений. Султан был в этом заинтересован ещё и потому, что западноевропейские страны, напуганные турецкой опасностью, нависшей над ними после захвата турками Константинополя, старались вовлечь в антитурецкую коалицию Московское государство, которое к концу 80-х годов стало внушительной политической силой. В свою очередь и московский великий князь был заинтересован в мирных отношениях с Турцией и её вассалом крымским ханом, так как свою основную задачу он видел в возвращении русских земель, захваченных Польско-Литовским государством. Такую политику диктовали ему и интересы русской торговли, пути которой шли через Крым и Чёрное море. Между тем турецкие власти притесняли русских купцов, и Иван III запретил им ездить в Азов, Кафу и другие турецкие города. Первые попытки установить контакт с Московским государством были сделаны Турцией ещё при Мехмеде II через крымского хана, но они не имели никаких результатов. В 1486 г. великий князь Иван III спросил крымского хана Менгли-Гирея, с которым находился в дружеских отношениях, какой дружбы добивался турецкий султан. На это Менгли-Гирей в 1488 г. сообщил Москве следующие слова, сказанные ему султаном Баязидом II: «Если великий князь тебе, Менгли-Гирей, друг и брат, то и я хочу быть с ним в дружбе и братстве». Султан также интересовался, почему русские купцы перестали ездить в Азов и Кафу.

31 августа 1492 г. через крымского хана был послан Баязиду II письменный ответ, который явился первым дипломатичеcким документом во взаимоотношениях между Турцией и Россией. Были изложены жалобы русских купцов на притеснения турецкой администрации, которые принудили их прекратить посещение турецких городов. Паша Азова, например, заставлял их таскать камни и рыть траншеи. В Азове и Кафе турки отбирала у русских купцов товары по принудительным низким ценам, грабила их, товары умерших купцов и вовсе присваивали и т. д. В 1493 г. Баязид II направил посольство в Москву к Ивану III с ответом на его письмо 1492 г., но посольство было задержано в пути литовским великим князем, который препятствовал сближению Турции и России. Первый контакт был установлен в 1497 г. московским посольством, которое возглавил стольник Михаил Андреевич Плещеев. Перед посольством была поставлена задача добиться нормальных условий для деятельности русских купцов в Азове, Кафе и в Турции. Плещеев прибыл в Стамбул и имел аудиенцию у султана. Вёл он себя гордо, отказался от званого обеда, данного везирами в его честь, от традиционного подарка - халата и от денег на содержание, чем вызвал недовольство султана. Всё же Баязид II в двух письмах, посланных через Плещеева Ивану III выразил желание вступить с ним в дружественные отношения и обменяться посольствами. Он также обещал избавить русских купцов, прибывающих в его владения, от обид и притеснений.

В 1499 г. в Стамбул было направлено второе посольство, во главе с Алексеем Голохвастовым, который должен был добиться благоприятных условий для деятельности русских купцов в Османской империи. Вернувшийся через год на родину Голохвастов привёз письмо Баязида II, адресованное великому князю. В нём повторялось предложение об установлении мирных и дружественных отношений и было обещано предоставить русским купцам свободу торговли в турецких городах. Обзор гос. строя Османской империи приводит к выводу, что во второй половине XV в. она сложилась во всех основных формах, которые сохранились в течение нескольких последующих столетий. Развитие Османского государства в течение двух XIV-XV вв. привело к тому, что разрозненные турецкие племена превратились к концу XV в. в народность. К этому времени определилась основная территория, на которой турки составляли подавляющее большинство населения. Кочевники-скотоводы в прошлом, турки в своём подавляющем большинстве превратились в оседлых земледельцев, ремесленников. Сложился турецкий феодальный общественный строй. Сформировался и турецкий литературный язык. На нём были написаны стихи, летописи, законы и указы (ценными памятниками не только историческими, но и языковыми являются кодексы Мехмеда II). В турецких массах возникла психологическая общность.  В подавляющем большинстве они осознали себя членами этнического единства, а не, как раньше, рода или племени. Их объединяла и народная культура, прежде всего народный эпос. Немалое значение (как объединительный фактор) имела тогда и религиозная общность.

ПОКОРЕНИЕ АРАБСКИХ СТРАН

В начале XVI в. Турция одержала большие победы и сделала огромные территориальные приобретения на Ближнем Востоке, превратившись тем самым в крупнейшую державу в этой важной части земного шара. Соперничество между Ираном и Турцией в борьбе за овладение арабскими странам и привело к длительным войнам между ними. Уже в начале XVI в. происходили постоянные стычки на ирано-турецкой границе. В 1507-1508 гг. шах Ирана Исмаил 1 занял Армению, Курдистан и Ирак Арабский с его крупным центром - Багдадом. Стало очевидным, что большая война между обеими странами неизбежна и близка. Войны между Турцией и Ираном, которые велись в интересах феодальных классов обеих стран, объявлялись ими войнами за чистоту ислама, против ереси. Иран, где господствующей религией был шиизм, объявлял ересью суннизм – господствующее направление в Турции, и наоборот. Для султана шиизм представлял и внутреннюю опасность, так как он получил в пределах Османской империи значительное распространение, особенно в пограничных с Ираном областях. Особенной остроты достигли отношения между Турцией и Ираном, когда на престол вступил Селим I (1512-1520), ненавидевший шиитов. Ещё будучи наместником г. Трабзона, он постоянно нападал на шахские территории. Селим был младшим сыном Баязида II и не являлся наследником престола. Однако он его захватил с помощью янычар. Чтобы закрепить его за собой, он отравил отца и уничтожил своих трёх братьев и десять племянников.

Продолжение следует в части  16                http://proza.ru/2020/09/30/848