Макс Фрай, Так берегись, рецензия

Наталья Царева
Худшее из наваждений

Худшее из наваждений - это Макс Фрай. Вот вроде бы каждая его новая книга слабее предыдущей, но ты все равно зачем-то продолжаешь их покупать и читать... Впрочем, известно зачем. Чтобы ещё раз поглазеть на зелёную луну, ещё раз посидеть в "Обжоре Бумбе", ещё раз прогуляться по мозаичным мостовым Ехо... Вот она - сила привычки. То, на чем строится успешность всех сериалов.
При чтении меня не оставляла мысль: а вот если бы вот это все сократить раза в три, было бы, быть может, и ничего. А лучше в четыре. Потому как задумка сама по себе хороша: в Ехо появляется призрачный поезд, выдуманный умирающей леди... И становится постепенно опасен. И уничтожить его жалко (красив уж очень), и оставить все как есть нельзя. Понятно, что сэр Макс с компанией выкрутятся и на этот раз, но как?
Да, идея хороша, но упаковка...
Я уже писала, что Фрай по природе дарования - повестушечник. Его лучшая форма - короткая повесть, как в первых двух книгах цикла. Но точно не раздутый листов на двадцать роман...
"Да уж, вот как не надо писать книги", - думала я, листая страницы. Всё больше слов, все меньше дела. В конце концов витиеватое нанизывание словес превращается в откровенное словоблудие.
И всемогущему сэру Максу, с всемогущим сэром Джуффином и всемогущим Шурфом в ставшем тесным Ехо нечего делать. Нет задач и проблем, адекватных героям. Декорации уютного мирка уже не соответствуют персонажам, они выглядят в них как слон в посудой лавке, как Гулливеры в царстве лилипутов. Вот что бывает, думала я, когда наделяешь своих героев сто пятьсот одной сверхспособностью.
Соответственно, и сопереживания не возникает. Проблемы этих колдунов, равных Богу, слишком далеки от простого человека.
Забыты многие персонажи цикла. Зачем нужен Лууккфи Пэнц со своим Большим Архивом, когда Джуффин с Сотофой могут прогуляться по Мосту Времени или на Тёмную сторону и узнать все, что угодно? По той же причине не нужен Мастер Слышащий (и что такого важного могут рассказать за столиком эти бедные горожане?..), как и леди Кекки Туотли. Да и нюхач Нумминорих не нужен. Сэр Макс сам может отыскать кого угодно, теперь ему и на след для этого становиться не надо - достаточно отправиться на Тёмную сторону и сказать, чего ему хочется.
Вот и остаются в тексте поэтому только Шурф, Джуффин и по привычке немного Мелифаро.
Автор взломал все границы выстроенного им мира. И это плохо.
Много новых улиц, которые не упоминались раньше. Складывается впечатление, что они выдумывались на ходу, из-за этого тоже пропадает ощущение достоверности.
Размывается география города, размываются границы вымышленного мира. Больше нет правил, по которым надо играть - автор их отменил.
И читатель теряется, повисает в пустоте. Не на что опереться.
Зато чудес много. По чуду на страницу, а то и больше. Просто не успеваешь понять, вникнуть, а автор вываливает на тебя ещё и ещё... На, хватай его скорей! И приходит усталость. И тоска по старым книгам, где не было такой перегруженности чудесами и событиями, где сэр Макс ещё был похож на человека, а не скучающего, охреневшего от собственного могущества Вершителя.
Из упрямства я, конечно, дочитала книгу, но для этого пришлось приложить некоторые усилия... Хочется сказать "а вот раньше". Да, раньше Фрай читался запоем и не мной одной. И сердце щемило от грусти, от одиночества и тоски по несбывшемуся. Да, это было. Но это прошло.
...Чем так писать, уж лучше не писать совсем.
Звучит очень жёстко.
Но именно эта мысль не покидала меня, когда я перелистывала страницы.
Да, мир был выдуман на славу. Но хоть бы автор его уже оставил в покое. Если не будет новых книг, не будет и новых разочарований.