Провокаторы и манипуляторы

Нестихия
    
            (сравнительный анализ и прочая...)

          Все мы хорошо знаем, даже по начальному курсу популярного ныне психоанализа, что в нашей повседневной жизни наряду с прочими «ролями» существует такая, как манипулятор. Но отчего-то маститые психоаналитики и иже с ними упускают из виду такой, по мне довольно важный аспект человеческих отношений, как провокация. А зря. Кто же такие провокаторы и манипуляторы и с чем их едают? Давайте попробуем разобраться  на примере... сказочных персонажей. Неожиданно... отчего же? По-моему, как раз, закономерно: разве не призваны герои сказок играть своих персонажей по воле сказочника, чтобы научить чему-то  читателя? Вот, давайте и мы чему-нибудь у них поучимся.

             Итак, осмысливаем с точки зрения поведения по видам психо-типажей героев сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке».

            Главных героев, как мы прекрасно помним там трое: Старик, Старуха и, собственно, сама Рыбка Золотая. Совершенно очевидно, что бабка тут выступает в роли манипулятора: гоняет старика своего почём зря: не определится никак то ли дворянка она столбовая, то ли морская владычица; то ли жить ей в окияне-море, то ли просто постирушку затеять в новой стиральной машинке, пардон, корыте... Истеричка, неудовлетворённая жизнью — в общем. Само собой и посамоутверждаться любит за счёт своего супружника — короче, вся в комплексах. Вот, что находим в тексте:
       
            «Дурачина ты, прямой простофиля!»

            «Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
            Со мною, дворянкой столбовою?!»
   
           Так, со старухой всё понятно. Теперь Рыбка. Кто-то скажет: безропотная исполнительница чужих желаний, не имеющая собственных, кроме свободного плавания по морям-по волнам; кто-то заметит в её роли бессловесную «жертву», исполняющую по прихоти пожилой лично незнакомой женщины малопонятные, никому особо не нужные (для старика даже опасные) фантазии. Мне же, замечу, Золотая больше всего напоминает... Золушку. Удивитесь, почему? На мой взгляд — аналогия прямая: та тоже терпела-терпела мачехины самодурства да взяла и вышла замуж за принца, когда невмоготу совсем стало. Вот и Рыбка — покуда бабкина к0рысть не разрослась до чудовищных размеров — выполняла желания, через мужа переданные, как неча делать. Что мы тут  видим у Пушкина:

            «Не печалься, ступай себе с богом!
            Добро! будет старуха царицей.»

            Хорошо, с этой тоже разобрались. Теперь — роль главная: Старик. Скажете, тоже с комплексами жертвы? Или, может быть, пофигист? Не спешите: с ним не так всё просто... В моём представлении старик самый настоящий... провокатор! Да-да. Кто с постной миной всю сказку бродит, вроде как сам вообще не при делах? Кто без конца Рыбке жалится на супругу? Нет, скажете, а как Вам эти его реплики:

           «Пуще прежнего старуха вздурилась,
          Не дает старику мне покою »

            «Опять моя старуха бунтует:
             Уж не хочет быть она дворянкой»

          «Смилуйся, государыня рыбка!
          Что мне делать с проклятою бабой?»

        Этим разве не провоцирует он рыбку сформировать определённое мнение о своей половине. А к старухе... Как он к ней обращается?

          «Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
         Чай, теперь твоя душенька довольна?»

       Что скажете, не звучит ли это как издёвка? А такая его фраза в приближении  печального финала:

        «Что ты, баба, белены объелась?
          Ни ступить, ни молвить не умеешь,
          Насмешишь ты целое царство!»

    Здесь мы также видим целый «букет» провокационных составляющих: от едкой иронии через неверие в свою дражайшую до прямых оскорблений в её адрес.

         Жаль, А.С. не показал нам реакции старика в заключительной сцене действа... Не обрисовал в красках, как только он умел, выражение его лица при виде феерического фиаско своей жены. Или Вы полагаете, стариковская физиономия осталась такой же постной и ничего не выражающей? Думаете не промелькнуло на ней, невзначай, торжество (не скажу злорадство) и некоторое превосходство?  И что, скажете, после всего этого наш старик не провокатор? Чистой воды — он самый.

              Что хотелось бы сказать напоследок... Друзья мои, провокаторы ли мы, манипуляторы, протекционисты или пофигисты — какие бы роли для себя не избирали — главное, чтобы Вам самим и тем, кто рядом было комфортно и приятно. И играйте себе и близким на здоровье в разные «ролевые» игрища! Не следует лишь забывать, что иногда следует остановиться, осмотреться и... попросту сменить диспозиции.