Маленькие рассказы о детях

Иванна Белушко
                МАЛЕНЬКИЕ  РАССКАЗЫ   О     ДЕТЯХ


       Эти   истории  о   детях   рассказала  мне    подруга.
Здесь  нет  отрицательных  героев  и, возможно,  для  кого-то  они
 покажутся  неинтересными,  но  с  ребятами  никогда  не  было  скучно.

                ДИМА

Димочка   был  таким  маленьким,  что  в  два  годика  в  детский  садик
  его  не  отдали,  а  взяли  няню  на  полгода.  У  этого  послушного,
неизбалованного  мальчика,   имелись  большие  проблемы  с  едой.
Кушать  не  хотел и  для  того,  чтобы  покормить,  бабушка  устраивала
шоу:  собирала  конструктор или  мясорубку,   разбирала перед  ним 
кухонный комбайн.   Думаю,  что  были  и  другие  номера  в 
развлекательной  программе  под  названием  «  Наш  Димочка  обедает».
И  мясорубка,  и  кухонный  комбайн  на  моей  кухне  имелись,  но
обеденный  стол  еще  не  доводилось  сервировать  такими  приборами.
   Вводный  инструктаж  прошла  и  вот  мы  с  Димочкой  идем  ко мне.
        Жили  мы  поблизости  и  весь  этот  путь  мы  с ним
 разговаривали.  Так  я  узнала,  что  Димочка  очень  любит  маму  с  папой
и  всегда,  когда  говорит  о  них,  употребляет   чудное  слово  «МАПА».
Это  не  только  «мама»  и  «папа»,  но  они  одно  целое  -  «МАПА».
     С  удобствами  цивилизации,  такими  как  лифт,  Димочка  был  знаком,
но  перед  тем как  нажать  кнопку  вызова,  я  сказала:  «Сейчас  мы  сядем
в  лифт…»   Мы  зашли  в  кабину  и  Димочка  начал  оглядываться,
 искать место,  куда  бы  можно  было  сесть…   Чистое  детское
восприятие   слова…
      В  один  из  первых  дней  в  детском  садике  мелкого  Димочку
сильно  толкнул   крупный  мальчик.  Димочке  было  больно  и  вечером
он  рассказал  об  этом  бабушке.  Бабушка  пожалела  внука,  но  потом 
посоветовала: «А  ты  бы  дал  сдачи».  Димочка  показал  бабушке 
пустые  карманы:  «  А  у  меня  не  было  сдачи»…
    Может  и  хорошо,   что  не  было,  обидчик  Димочки  находился  совсем  в
 иной  весовой  категории…
      Мы,  взрослые,  довольно  часто  забываем  о  значении  слов,
которые  употребляем,  но  дети  заставляют  задуматься  о  том,
что   каждое  слово – это  драгоценное  зерно…       
Вот  и  пришло  время  обеда.  Поставила  на  стол  тарелочку  с  супом
и  начинаю  кормить  его  маленькой  ложечкой.   Димочка
капризничает,  ждет  шоу,  какие  для  него  устраивали  бабушка  и
мама.   Артист  из  меня  никакой,  а  покормить  ребенка  надо.   
 Начинаю    рассказывать  о  маме,  о  папе,  о том,  как  они
хорошо  кушают,  и  если  он  хочет вырасти  таким,  как  папа,  надо 
кушать.     Димочка  задумывается,  кивает  головой,  потом
 отталкивает  чайную  ложечку  с  супом,  которую  подношу  к  его  губам
и  говорит:  «Маля!»   
      «  Это  маленькая  ложечка? – спрашиваю  -  Действительно  папа  такой
ложкой  суп  не  ест». 
     Димочка  берет  в  правую  ручку  столовую  ложку  и  в  левую  ручку
столовую  ложку  и  начинает  самостоятельно  черпать  суп  то  одной
ложкой,  то  другой  ( и как  мама,  и  как  папа).  Так  хочется  быстро
вырасти!
    Через  несколько  месяцев  в  детском  садике  Димочка  уже  не
 торопился  стать  взрослым:  во  всех  малышей,  которые  сидели  с  ним
за  одним  столиком,  уже  были  пустые  тарелки,  только   Дима
все  еще  ковырял  ложкой.  Девочка  предложила: « Тебя  покормить?»   
Димочка  с  радостью   согласился:  «Да, покорми!»
       Сверстница  покормила  новенького  голубоглазого  мальчика,  как
кормили  его  бабушка  и  мама.
      
       Димочка  еще  не  научился  самостоятельно  застегивать  ботинки,
и  однажды,  собираясь  на  прогулку,   я  наклонилась,  чтобы  помочь,
а  он так  неожиданно    резко  повернулся,  что   мои  зубы  встретились 
с  его  головкой.  Я  понимала,  что  мальчику  было  намного  больнее,
но  он  не  плакал…
Прижала  Димочку  к  себе  и  легонечко  поглаживаю  его  голову,  а  он
смотрит  на  меня снизу  вверх  и  тихо говорит:  «Дима  сделал  ваву»,  -  а
  его   маленькая  ручонка  несколько  раз  скользит  по  моей  руке…
   Растроганно  обнимаю  его  и  думаю:   «Люблю  тебя  малыш,  и 
больше  чем  моя  любовь  ничего  не  могу  тебе  дать…»
     Каждое  утро   приходила  за  мальчиком.  Дверь  открывала  бабушка
Мила  Павловна,  а  Димочка  радостно  тянул  меня за  руку на  кухню:
« Чай,  идем  пить  чай!»   Втроем  садились  пить  чай,  а  после 
шли  ко  мне.  Никогда  не  устраивал  истерик,  пока  мама  не  внесла
свои  коррективы. 
      Уже  закончились  зимние  холода,  сошел  снег,  потеплело.
Мама  захотела  прогуляться  с  Димочкой,  прежде  чем  уехать  на  работу.
Мне  велели  забрать  мальчика  после  прогулки  прямо  на  улице.
       Димочка  возмущался,  капризничал,  не  хотел,  чтобы  чудесная
прогулка  с  мамой  так  внезапно  закончилась.  Половину  пути
до  моего  дома  мальчик  плакал,    однако   удалось  его  успокоить.
На  следующий  день  капризничал  значительно  дольше,
а  вот  третьего  дня пришлось  всю  дорогу  нести    на  руках
и  успокаивать   теплым  душем.  Уже  укутанный  после
купания в  простыню,  уснул   на  руках,  но   еще  долго  продолжал
 всхлипывать. 
      После  этого  я  отказалась  забирать  Димочку  с  улицы.  Еще  один  раз 
 мама  сама  привела  Димочку  после  прогулки,  но  истерика  сына 
заставила  ее  пересмотреть  свои  желания  утренних  прогулок  с  малышом
 ради  его  же  спокойствия.
        Все  утряслось   и  мы,  по-прежнему,   каждое  утро
пили   на кухне  свежий  чай  с  Милой  Павловной,  после  чего  шли  ко  мне.   
      
         

                АСЯ

       Ася  совсем  кроха,  ей  чуть  больше  годика,  но  она  не  улыбается,
смотрит  букой,  уголки  губ  опущены.  Мне  хочется  увидеть  улыбку
на  ее  личике,  но  как   развеселить  малышку?   Я  не  клоунесса,
смешить  даже  взрослых  не  умею,  а  здесь  маленький  ребенок…
      Начала  следить  за  тем,  чтобы  на  моем  лице  всегда  была 
улыбка.   Прошло  две  недели,  но  Асенька   по-прежнему  не  улыбалась.
Тогда   начали  искать  в  зеркале  красивую  девочку  с  очаровательной
улыбкой:   брала  Асю  на  руки,   мы  подходили  к  зеркалу  и  смотрели
на  наши  отражения.  Через  день -  два  у  красивой  девочки  появилась
  улыбка.  Как  мы  тогда  радовались!
        Асе  понравилось  улыбаться   самой  и  видеть   улыбчивые  лица.
    Она  спрашивает  маму:  «Почему  ты  не  улыбаешься?»
Мама  начинает  улыбаться:  «Я  уже  улыбаюсь!»
«  А  до  этого?»  -  не  унимается  Асенька.
Улыбка  много  значила  для   девочки…
     С  едой  у  нас  особых  проблем  не  было,   хотя  кушала  девочка  плохо.
Для  Асеньки  готовила  мама,  мне  надо  было  только  подогреть  и  подать
  на  стол.  Обедать  садились  вдвоем  -  у  девочки  тарелка  с  супом,  а
я   пила   чай.  Вот  так  в  компании   Асенька  справлялась   с  едой.
 Говорила  в  основном  я:   рассказывала  какие-то  сказки,  истории  о 
животных,  за  день  язык  скручивался  в  трубочку,  как  сухой  лист.
   Асенька  начала   поправляться.
       У  другой  няни  была  иная  тактика,  она  предложила:  «  Асенька,
давай  ты   будешь  кушать  своей  ложечкой,  а  я  другой  ложечкой  буду 
тебя  подкармливать.  Ты   согласна?»   Асеньке  такая  идея  понравилась.
Через  две  недели   к  ним  приехала  гостья  и  с   удивлением  заметила,
 что  Асенька  поправилась.   Малышка   с  радостью  сообщила:  « Так  я
 же  подкармливаюсь!» 
                Как- то  по   семейным  обстоятельствам  я  уезжала  из  города  на
 несколько  месяцев  и   с  Асенькой  оставалась   моя  подруга.
   Знакомясь  с  маленькой   подопечной,  она  спросила:  «  А  как вы
 игрались   с   няней   Олей?»
          Асенька  очень  серьезно:  «  Мы  не  игрались,   мы  сидели  и
 плакали».   Вот  такое  чувство  юмора   у  малышки.
        Прощаясь  с  Асенькой,  со  словами: « Это  поможет  тебе  быть
веселой   и  улыбаться,  пока  меня  не  будет», -   я  подарила  ей  две
 самодельные  куклы:   клоуна  Петрушу  и  куклу   Любушку – Голубушку.
Мне  казалось,  что   клоун  понравится  девочке  больше,  но 
 мама  рассказала,  что пока меня  не  было,  Асенька  не  расставалась
с  Любушкой – Голубушкой.  Могу  только  предположить,  что   кукла
несла   положительную  и  теплую  энергетику  молодой  поэтессы, 
которая   трудилась  над  этой  игрушкой.  Да  и  сама  кукла  была  светлой:
  голубой   сарафан  и  длинные  желтые  косы.
         Хотя  Асенька  и  сказала   Павловне,  что  мы  не  игрались,  а  сидели  и
  плакали,  однако,  мы  игрались.    Асе  больше  всего  нравилось  слушать 
то,  что  я  рассказывала,  не  читала,  а  рассказывала.  Потом  я  предложила
 сочинять  истории  вместе,  и  мы  сочиняли.  История  наша,
 правда,  была  почти  всегда  одна  и  та  же:  девочка  заблудилась,  стучит
в   ворота  чужого  дома  или  дворца,  к  ней  выходит  злая  служанка,  или
добрая  госпожа. Все  роли,  кроме   девочки,  придумывала  и  разыгрывала
 я.   Добрая  госпожа   принимала  девочку - потеряшку,  переодевала  ее  в
 сухую  одежду,   согревала  теплым  чаем  и  кормила  вкусной  едой.
Сладкий  чай,  вкусная  еда,  сухие  полотенца  -  все  натуральное.
Ася  пила  чай  или  ела  горячий  суп,  а  потом  отвечала  на  вопросы.
Имя  свое  помнила,  но  где  ее  родители,  как  именно  потерялась
она   не  помнила.  Лицо  у  Асеньки  при  этом  было  грустное  и  печальное.
Получилась  не  просто  история,  а  мини  спектакль.  Мне  приходилось
 играть  две – три  роли,  менять  голос,  изображать   разных  людей.
Ася   же  всегда   изображала  грустную  и  печальную  девочку.
Разные  интерпретации  этой   грустной   истории  и   всегда  печальное  лицо   
 Асеньки  меня  начали  тревожить.   Надо  спектакль  красиво  закончить…
           В  очередной  раз  после  горячего  чая  и  полагающихся  вопросов,
я  объявила,  что  буду  сейчас  звонить  в  полицию.  У  Асеньки  бровки
поползли  вверх,  глазки  округлились:  «Зачем  в  полицию?»
   « Там   по  телевидению  показывали  родителей,  у  которых
потерялась   дочка.  Они  ее  очень-очень  любят,  не  могут  ни  есть,
ни  спать,  переживают  и  везде  ее   ищут».
     «  Это  правда?»
      «  Правда – правда!»
Асенька  широко  заулыбалась.  Виртуальный  занавес  опустился.
      После  такого  финала  мы  больше  этот  спектакль  не  разыгрывали.
Спустя  какое - то   время,  дело  шло  к  лету,   Ася  придумала  новую  игру.
Сразу  после  того,  как  мама  уехала  на  работу,   Ася  заявила:
   «  Сегодня  я  хорошая  девочка  и  меня  зовут  Маша».
«  Почему?   Ася  очень  хорошая  девочка».
  «  Нет!   Ася  плохая,   Маша  хорошая.  Я  Маша».
  Не  стала  спорить,  чтобы  не  усугублять  то,  что  меня  в  тот  день
испугало  в  Асе.   Позвонила    маме  и  договорилась,  что   мы  с  Асенькой
ее  встретим.
        Встревоженную  Свету  встретили  на  пол- дороге,  я  успела  шепнуть  ей
несколько  слов.  Асина  выдумка  ее  испугала,  так  же,  как  и  меня.
          «Знакомьтесь,   это  Маша,  она  сегодня  у  нас  в  гостях»
Ася  молча  смотрит,  даже  когда  я  ее  называю  Машей,  а  Света  присела 
перед  дочкой  и  говорит,   как  бы  с  Машей:
         «Машенька,  ты,  наверное,   очень  хорошая  девочка,  ведь   Асенька
дружит  с  тобой,  но  я  очень  люблю   мою  доченьку.  Я  любила  ее  еще
тогда,  когда   она  была  в  моем  животике,  а  тебя  очень  любит  твоя 
мама».
       Потом  спрашивает  у  меня:  «  А  где  же  Ася?»
Ася    настороженно  и  удивленно  смотрит  то  на  маму,  то  на  меня:
        «  Что  происходит?   Это  я  придумала  эту  игру,  она  моя
Почему  вы  в  мою  игру  играете,  взрослые?»  -  будто  говорят  ее 
широко  открытые  глазки.
Я  отвожу  свободную  руку  за  спину  и  включаюсь  в  разговор:
     «   Да  Асенька   здесь,  за  мной  спряталась,  -  и  продолжаю -
           только  что  звонила  Машина   мама,    она  очень
  волнуется,    просит  привести   Машеньку.  Вы  идите  домой,  а  я  отведу
  Машеньку  к  ее  маме.  Никто  не  возражает?   Ты  как  Ася?   Прощаемся?»
           « Да»,  -  тихо  отвечает  девочка.
  «  Тогда  мы  уходим.  Всем  пока-пока».
Я  иду  в  одну  сторону  с  виртуальной  Машей,  а  Света  с  дочкой  -
в   другую.   В  моем  присутствии  вторая  личность  у  маленькой 
девочки  не  появлялась.   Может  слова  любви,   услышанные  ею  от  мамы
сыграли  свою  роль.  Любовь  она  может  все!      
           После  моего  возвращения  у  нас  с  Асенькой   состоялся  очень
интересный  разговор.
     «Я  так  рада, что  ты  пришла,  я  очень  тебя  люблю»
        «  Дорогая  моя,  я  ведь  тоже  тебя  очень - очень  люблю  и  рада 
             нашей  встречи.  А  за  что  ты  меня  любишь?»
        «Ты  красивая»
        «Твоя  мама  намного  моложе  меня  и  значительно  красивее»
           «Ты  веселая,    улыбаешься».
            «Разве  мама  не    улыбается?»
            «Нет!»
            «Совсем – совсем?»
             « Совсем  не  улыбается».
             « И  папа  не  улыбается?»
              «  И  папа  не  улыбается»
             « А  бабушка  Леля  и  бабушка   Шура  улыбаются?» 
            «  Они  тоже  не  улыбаются».
            «  А  дедушка  Антон  и  дедушка  Валера  улыбаются?»
             «  Нет,  не  улыбаются». 
   И  ждет,  что  же  я  скажу  на  весь  этот  шуточный     разговор.
  Выдерживаю  паузу  и  строго  спрашиваю:
              « Ася,  так  почему  же  ты  их  не  научила  улыбаться?
               Ты  просто  обязана  это  сделать!   Научишь  их  улыбаться?»
              «  Хорошо!»  -  отвечает  Ася  и  так  хитренько  смотрит…
  В другой  раз,  когда  у  Асеньки  было  не  столь  игривое  и  веселое
настроение,   на  мои  слова  о  том,  что  я  ее  люблю,  ответила   
 холодно:  «  Тебе  за  это  деньги  платят».
        Да,  не  слова  маленькой  девочки,  а  просто   ледяной  душ, и  не  имеет
  значения  ее  это  слова  или повторяет  с  чужого  голоса…
         Я  не  стала  отрицать,  что  мне  действительно  платят  деньги,
но  деньги  получаю  за  то,  что  присматриваю  за  ней,  хожу   на  прогулки,
кормлю.  Это  моя  работа  и  за  нее  получаю  деньги,  так  же,
как  ее  папа  или  мама  получают   зарплату  за  свою  работу.   При  этом
я  не  обязана  любить  девочку,  за  которой  ухаживаю,   просто   буду
 хорошо  к  ней  относиться.   Я  не  могу  себя  заставить  не  любить 
того,  кого  люблю,   но  я  могу  не  говорить  об  этом.  Ты  так  хочешь?
     Ася   слушала  внимательно,  потом  тихо  сказала:  «  Пусть   будет  так, 
 как  было  раньше».   
       
        Перед  школой   Асеньку  начали  водить   в  подготовительную  группу.
Асеньке  там  все  очень  нравилось,  потому  что  там  были  дети.   В  первый
  день   в  конце  уроков  Максимчик  начал  громко  плакать.   Асенька
поддержала   и    включила   цепную   реакцию…
        Рев  заканчивался,  когда  открывались  двери  и  дети  видели  своих
  родителей.   Каждое  утро  перед  занятиями  Асеньке   рассказывали,  как 
себя  надо  вести, что  плакать  не  надо.  Девочка  соглашалась,  но    лишь
  только   Максимчик  начинал  плакать,  все  домашние  наставления
 забывались  начисто.  Тогда  мама  разрешила  Асеньке  плакать  на  уроках,
  и объяснила,  что   для  порядка  надо  поднять  ручку  и  сказать
  учительнице,  что  ты  будешь  плакать.   Этот  неожиданный  поворот    и
  стал  той  красной  кнопкой,  которая   остановила  потоки  слез.
          Учительница   сначала  опешила,  услышав  такое  серьезное  заявление,
 но  потом  мастерски   « заговорила»   тему  слез.   Каждый  ребенок
 рассказал  о  причинах  своих  слез,  потом  все  вместе  выясняли,  есть  ли  в
 группе   хотя  бы  одна  из  названых    ими  причин,  чтобы  плакать.  Один  за
  другим  дети   сначала  несмело,  а  потом  все  увереннее  и  тверже
 говорили  короткое  слово   НЕТ!   И  для  закрепления  результата  все
 вместе  громко  сказали:  «Нет!»   Вот  так  под  руководством   
 педагога   дети  учились  анализировать  и    делать  выводы.   Крохотный   
шажок  во  взрослость  пришелся  по  вкусу  домашним
 детишкам.  Они  стали   спокойнее.
             Это  был  первый  год  подготовки  к  занятиям  в  школе.
    На  следующий  год  занятий   в  подготовительном  классе,  стало  больше. 
 Четыре  дня  в  неделю  Асенька  приходила  в  класс,  общалась
с  одногодками  и  ее  это  очень  радовало.
      Однажды  после  занятий    Асенька  возвращалась   с  няней 
домой   в  хорошем  настроении  и  вдруг  спрашивает:  «Павловна,  и  когда 
вы  с  няней  Олей   умрете?»  Вопрос  очень  неожиданный   и   кто  может  на
 него  ответить…
    После  длительной  паузы  моя  подруга  спросила:  «Ты  бы, наверное,
хотела  дольше  общаться  с  детками?»    Ася  даже  остановилась:
         « А  откуда  ты  знаешь?»      
        «  Догадалась.  Знаешь,  ты  можешь  попросить  маму,  чтобы  водила
 тебя  в   детский   сад  каждый  день.   Тогда  нам  с  няней  Олей  можно
 будет  пожить  подольше,  сколько  Бог  даст.   Как  ты  считаешь?» 
          «Живите!   Я  вас   очень  люблю,  но  мне  интереснее  с  детьми».
     Обнимашки  и  теплые  улыбки  закрыли  вопрос. 

Ранней  весной  во  время   прогулки  Асенька  как-то   заговорила:
   «У  меня  летом  день  рождения.  Мне  будет  пять  лет.  Ты  подаришь
  мне  подарок?»
      «  Не  знаю.  Тебя  в  этот  день  может  не  быть  дома:  поедешь  к
 бабушке   или  на  море».
Ася  не  растерялась:
        «  А  ты  возьми  ключ,  открой  дверь  и  оставь  подарок  в  квартире»
          «  Не  могу,   у  меня  нет  ключа,  и  твоя  мама  не  станет  мне  его
            давать.   Будем  ориентироваться  по   обстоятельствам.  Ты  согласна
           со  мною?» 
    Ответ  прозвучал  неожиданно:
             «Ты  сегодня  не  строгая.  Почему?
              «Что  тебе  сказать?  Наверное,  такое  настроение,  и  я  стараюсь
выполнять  свои  обещания».
             Жизнь  сложилась  так,  что   на  все  лето  Ася  вместе  с  мамой
выехали  из  города,  а  к  осени  у  меня  была    другая  работа.
   Почему   вдруг  Ася  заговорила   о  подарке?    Мне  бы  хотелось
знать,   хотя   все  дети  любят  получать  подарки…
     Уже  с  Павловной,  прогуливаясь  по  городу,  Ася    на  рыночной
  площади  увидела  много  мусора  и  очень  возмутилась.  На  следующий
 день  обратилась  к  Павловне:
       «  Пойдем  к  рынку,  поможешь  мне  расклеить  объявления».
      «Какие  объявления?»  -  удивилась  няня.
Ася  показала  написанные  детской  рукой   несколько  бумажек  с  просьбой
не  сорить  и  бросать  мусор  только  в  урны.  Мама  воспитала  в  девочке
любовь  к  чистоте   и  аккуратности,   поэтому     Асенька  и  стала  призывать 
к  порядку.   
         История  эта  закончилась  тем, что  все  написанные  объявления  таки 
были  расклеены.
      Вскоре  семья  переехала  в  другой  город  и  в  первый  класс  Асенька
 пошла  уже  там.
 


                КИРИЛЛ

       Этот  мальчик   уже  ходил  в  школу.   Мама  Женя,  рассказывая  о  сыне,
все  время  подчеркивала  его  уникальность  и  одаренность.  В  классе
он  самый  младший,  потому  что  в  школу   пошел  на  два  года
раньше.     В  элитной  школе  учились   внуки
  и  дети  депутатов,  городских  чиновников,   политиков.
      Дед   Кирилла  раньше  был  то  ли   консулом,  то  ли  дипломатом. 
 На   видном   месте  в  доме  стояла   фотография  президента    страны  и

   первой  леди   в  обществе   его    дедушки  с  бабушкой  и  маленького
 Кирилла.
     И  не  имело  значения,  что  пришло   время  иного  президента,  а
  дедушка   уже   вышел  на  пенсию. 
       Женя    гордилась   знакомством   с  депутатами,
  публичными  и  знаменитыми  людьми.    Такая  вот   была  обстановка  в 
семье.
     У  Кирилла  не  просто  складывались   отношения  с
  одноклассниками,    однако,  он  не  жаловался  и,  может  быть,  чтобы
  поднять  свой  рейтинг   и  соответствовать,     врал,  придумывал  и
сочинял.    Хотел  выглядеть      значительнее.
         Праздник  8  марта.  Поздравляют  мам,  бабушек,  жен,  невест,
учительниц  и  девочек  в  классе.  Кирилл  решил  поздравить  девочек   
своего  класса,  так  сказать,  приватно.  Он  пришел  домой  к  каждой
 девочке   с   букетом  цветов.   Эту  историю  рассказали   мне
сначала  Кирилл,  а  позже  его  бабушка.  Мальчика  я  ни  о  чем  не
 спрашивала,  а    у  бабушки   поинтересовалась:  «  Кто  же  цветы  покупал 
для  такой   недешевой  акции? »   Ответ  прозвучал  неожиданно:
   «Он  взял  те  цветы,  которые  подарили  Жене  и  мне».
   Папа   сопровождал  сына,  потому  что   девочки   жили   не  на  одной
 улице.
       Мысли  по  этому  поводу  могут  быть  разными,  но  фактически
семья   заботилась  об  укреплении  авторитета  Кирилла  в  классе. 
          Мама  отвозила   сына  в  школу   и  забирала  после  окончания
занятий.   Раньше  в  школу  за  Кириллом  приходила  няня,  но
бегать  за  ним  вокруг  школы  пока  тот  наиграется,  ей  было  невмоготу.
         Одна  няня  ушла,  взяли  другую  -  меня,   но   со  школы  мама  стала
  забирать    его   сама. 
          Я  кормила  Кирилла  обедом,  водила  на  кружки  и  была  с  ним  до
 возвращения  родителей  с  работы.
       Кружки  у  Кирилла  были  каждый  день: то  английский  язык, то
 восточная  борьба,  то  игра  на  гитаре,  то  пение. 
       Мальчику  нравилось  играть  на  гитаре   и  петь,  английский  язык  ему
давался   легко,  а  на  борьбу  ходил  только  потому,  что  так  хотела 
  мама.   Он  не  любил  бить,  а  тем  паче  быть  побитым.
       В  первый  день  после  тренировки,   пока  родителей  не   было
 дома,  он  играл   на  гитаре,   пел  и  танцевал.
   Двигался   плавно  и  красиво.    Шоу  получилось,  а   я,  восторженный
зритель,  -   улыбалась   и  хлопала  в  ладоши.    Концерт  еще  не
закончился,  но  пришел  дед,  чтобы   отпустить  меня  домой.
      Реакция  Кирилла  на  появление   родственника   шокировала:
        «Чего  ты  пришел,  дед?    Уходи!   Уходи!   Я  не  хочу  быть  с  тобою!»
Успокоила  мальчика  и   посоветовала   извиниться  за  свое  поведение.
        Кирилл  пообещал,  но,  как  выяснилось   позже,  дальше  обещаний
дело  не  пошло.
         
         Понятно,  что  для  такого  школьника   уже   не  нужна  няня,
  поэтому  предложила  Кириллу  называть   меня  помощницей  мамы,
если  придется  объясняться  с  одноклассниками,  а  еще  попросила
не  врать  и  обращаться  ко  мне  по  имени  и  отчеству.   Он  не  возражал. 
       Дорогою   на  тот  или  иной  кружок  нам  приходилось   переходить
путепроводы  с  многорядным  движением.  При  таком  интенсивном
  трафике  даже  на  пешеходном  переходе  нельзя  себя  чувствовать  в
полной  безопасности.   В  критической  ситуации  я  могла  с  задержкой  в
 несколько  секунд  вспомнить  нужное  слово,  что  привело  бы  к
 непоправимому.
     Да  и  послушает  ли   сразу   мальчик,    с  которым  я   недавно
 познакомилась?
      Этими  тревожными    мыслями  поделилась  с  Кириллом  и  предложила
переходить  дорогу,  взявшись  за  руки.  Только  дорогу!
        Кирюша  не  соглашался.  Да  я  и  не  удивлялась,  но  безопасность
превыше  всего.    Неожиданная  помощь  пришла  от  моей  черной
 фетровой    шляпы.   Резкий   ветер  внезапно  сорвал   ее  с  головы
  и  покатил  по  тротуару,  словно  колесо.   Кирилл  рассмеялся,
а  я  громко  и  с  юмором  сетовала  на  шляпу,  которая  такие  фокусы
 устраивала  уже  не  в  первый  раз.   Мне  приходится  даже  ее
 придерживать  рукой,  когда  перехожу  дорогу.    Вместе  посмеялись   над
  этим  маленьким  приключением  моей  фетровой  шляпы  с  твердыми
  полями   и   Кирилл  согласился  брать  меня  за  руку  при  переходе  через
  дорогу.   
        Однажды  возвращались   после  тренировки.   Кирилла  встречал  дед
 на  противоположной   стороне  улицы  и  не  сумел  скрыть
 удивления,  увидев,  как  Кирилл  берет  меня  за  руку.   Подойдя  ближе,
 тихо  шепнула:  «  Это  для   безопасности!»   Дипломат   понимающе  кивнул.
      
    На  приватные  уроки  английского   приходилось  идти  минут  тридцать.
Мы    разговаривали,  играли   в  слова  или  в  города.  Он  знал  значение
многих   заковыристых  слов,   которые   я  специально   называла.
 Кирилл   открывался   и  позволял  себя  узнавать.    Мальчик   попросил 
присутствовать  на  уроке  английского.   Почему?   Наверное,   нужен
был   зритель.
    Учительница   легко   уступила  просьбе,  а  Кирилл   счастливо
  улыбался. 
Английский  ему  давался  легко,  разговаривал  с  Ниной  Алексеевной
  (так  звали  учительницу)   свободно   и  хотел  видеть  восторг  в  моих
  глазах,  я  так  думаю. 
        Однако,   белобрысый  вундеркинд   преподнес   неожиданный
   «подарок».
В   один  из  дней  он  заявил,  что  урок  английского  начинается
  на  час  позже.     На  вопрос,  почему  Женя  не  предупредила,
   врунишка    убедительно  заверил,  что  мама  утром  очень  спешила  и,
  вероятно,  забыла.    Вышли  позже  и  только  у  самого  дома  учительницы
Кирилл  признался,  что  разыграл  меня.   Ему  пришлось  выслушать 
  много  неприятных  слов,  суть  которых  сводилась  к  тому,  что  мы
 пожинаем  то,   что   сеем.  И  добро,  и  зло  -   все  к нам  возвращается,  ибо
так  устроен  мир.  Кирилл  поник.  Успокоившись,   попросила  его
выучить  на  английском  языке  слова  извинения.  Просить  прощения 
у  Нины  Алексеевны  не  хотел,  но  потом  согласился  и  прямо  с  порога
  отбарабанил  заученную  фразу .     Ответной  реплики  я  не  услышала,   а
  урок  прошел   по  укороченной  программе. 
            Днями  позже  Женя  попросила   передать   Нине  Алексеевне,
чтобы  та  записывала  задания  в  тетрадь.    Я  согласилась  передать
учительнице  записку  или  набрать  номер  телефона,  чтобы  Женя
сама  ей  сказала,  потому  что  заказывает  музыку  тот,  кто  платит.
         Дерзко,  но  справедливо.   Женя  уладила  этот  вопрос  самостоятельно.
        Через  несколько  дней  стала   свидетелем   « извержения  вулкана»   -
так  бурно   реагировала  Женя  на  ошибку,  которую  допустила
Нина  Алексеевна,  записывая   задание    в  тетрадь.
В  комнате  присутствовали    и  Кирилл,  и  муж  Жени,   и,  конечно  же,  я.
   Остановить  Женю  никто  даже  не  пытался,  но   здесь   мальчик,  ученик
   слушает,  как  мама  поносит  его  учительницу.  Это  просто  недопустимо!
   Поэтому,  когда  Женя  успокоилась,  спросила:  «Вы  будете  искать  нового
  преподавателя?   Адрес  и  расписание  не  забудьте  дать  и  мне».
          Женя   кивнула  головой   «Да  будет  новый  репетитор». 
         Однако,  ничего  не  изменилось,  в  назначенный  день  по
 расписанию   мы  шли  к  Нине  Алексеевне.    На  уроке  случилось  то,  что  и
  должно   было  случиться:  Кирилл  подвергал  сомнению  каждое  слово
  учительницы   и  оборачивался,  чтобы  увидеть   одобрение
своему  поведению.   Но  я  его  разочаровала  -  предложила  мальчику 
собираться  домой,  если   он  пришел   учить  Нину  Алексеевн,  а 
если  хочет  учиться,  то  надо  закрывать  рот  и  открывать  уши.
        Кирилл  выбрал  учебу,  а  благодарный  взгляд  Нины  Алексеевны
в  комментариях  не  нуждался.
        Дома  Женя   в  присутствии  Кирилла  учинила   мне  допрос
с  пристрастием:  «  Как, на  мой  взгляд,  Нина  Алексеевна  сегодня
  проводила  урок?»
Это  так  гадко!    Пришлось  подыскивать  слова:  «В  тонкостях
 английского  языка  я  слаба,  в  этом  плане  ничего  сказать  не  могу,
но  заметила  на  столе  у  Нины  Алексеевны  много  книг  и  она  ими
пользовалась.  Считаю,  что  это  нормально».  Насколько  мой  ответ  устроил
Женю,  не  знаю,  а  о  выходке   Кирилла  на  уроке  говорить  не  стала.
Ребенок  не  виноват,  что  у  его  мамы  пробелы  в  воспитании.
         Однажды  Женя  попросила  забрать  Кирилла  со  школы.   
Возле  школы  стояла  группка  женщин  молодых  и  не  очень:  ожидали
  своих  чад.    Присоединилась  к  ним  и  встретила  Кирилла.
Он  начал  упрашивать  разрешить  немного  погулять  с  друзьями. 
      Времени   для  «погулять»  было  немного,  но  все-таки   было.
  Разрешила,   при   условии,  что    игра  заканчивается
  по  первому  моему  сигналу. 
        И  первый,  и  второй   сигнал   Кирилл  оставил  без  внимания,
а  его  приятели  спросили,  указывая  в  мою  сторону:  «Кто  это?»
Кирилл  ответил,  не  задумываясь:  «Уборщица».   
          Так,   Кирилл  хочет,  чтобы   «уборщица»   его  упрашивала  и
 упрашивала.   Мальчик   самоутверждается?
Посмотрим,  что   будет    дальше…
       «  Кирилл,   вот   ключи  от  вашей  квартиры.  Пока  ты бегаешь
  с  друзьями,  они  будут  лежать  на  твоем  рюкзаке.
    Я  уезжаю   домой,  маме  позвоню,  не  волнуйся»,   -  кладу  ключи,
  машу   рукой  и  делаю  шаг  в  направлении  калитки.
 В  одну  секунду   Кирилл  с  рюкзаком  уже   шагает  рядом.
       Дорогою   обратилась   к  Кириллу:  «  Слышала  твой  разговор  с
 ребятами,  думаю,  ты  прав.  Если  ты  теленочек,  который
  оставляет  после  себя  лепешки,  то  я   уборщица». 
          В  ответ  -   ни  слова.
         Еще  одно  противостояние  характеров    произошло   ранней
  весной.   Сугробы  снега   лежали  на  газонах,  но  тротуары
  давно  просохли.
      Кирилл  хотел   перед  тренировкой  покататься  в  парке  на  скейте.   Парк 
располагался  совсем  близко,  но  дорожки  там  длинные,  с   чудесными 
 подъемами  и  спусками,  так  что   на  тренировку  мы  можем 
или  опоздать,  или  вообще  не  попасть.
        Возле  дома  дорожек  было  тоже  немало,  но   короче  и  без  горок. 
 Я  выбрала   прогулку   на  коротких  дорожках.
Объяснила  ход  своих  мыслей  и  с  учетом  того,  что  Кирилл  еще  не
научился  держать  слово,  подчеркнула,  что   мы  можем   развлекаться
   только  у  дома. 
         И  Кирюша  начал  чваниться:  « Я  разобью   скейт,   а  ты  будешь
платить!   Хочу   кататься  в  парке,  здесь  не  буду!    Выброшу  эту  доску
в  тот  сугроб,    будешь  сама  доставать!   Ты  отвечаешь  за  это!»
   Когда      Кирилл  выговорился,  тогда  я  разложила  все  по  полочкам:
«  Доска  твоя.   Можешь  ее  даже  подарить   он   тому   мальчику  или
выбросить   -   ты  хозяин.   Мне  поручили  тебя,  а  не  твои  вещи.  Если  ты
 упадешь  головою  в   сугроб,  я   буду  обязана  тебя  доставать».
     Кирилл  таки  забросил  доску  в   сугроб,  но  я  на  выходку  никак  не
отреагировала.   Постояли,  помолчали,   потом  он  достал  скейт  из
сугроба,  очистил  от  снега,   занес  домой  и  мы  отправились
 на  тренировку.     К  этой  теме   не  возвращались,  но  урок    он  извлек. 
      Весенние  каникулы  были  солнечными  и  теплыми.   Кирилл
захотел   покататься  на  велосипеде  в  парке.   Я  не  возражала.
   Мы   договорились,  как  будем  переходить   дорогу   и,  что  кататься
в  парке  так,  чтобы   видеть   друг  друга.    Все  бы  прошло  идеально,   но
 велосипед   подвел.    В  самый  неподходящий   момент  соскочила
цепь   со  звездочки.   Как  бы  я   не  пыталась,  но  исправить  положение
мне  не  удалось.   Присели  на  скамейку,  Кирилл  грустно  спросил:
«  Ты  будешь  меня  ругать?»    Вот  это  вопрос!
«   Я  тебя  и  раньше  не  ругала,  просто  объясняла,  но  сегодня  день
особенный.  Могла  бы  даже   похвалить,  но  ты  нос  задерешь,  поэтому
скажу,  что  очень  рада  за  тебя.  Ты  научился  держать  слово!  А  поломка
велосипеда – это  только  поломка.  Папа  отремонтирует. 
  В свое  время   мой   велосипед  выскочил  на  огромный
колючий  куст,  а  я  оказалась  на  земле,   очень   испугалась.  Случилась 
поломка   в  рулевом    управлении.  Позже  сосед   отремонтировал.
Так  что  выше  нос!    У  тебя  сегодня  большой    день,  Кирюша,  ты
повзрослел!» 
          Вскоре  я  травмировала  ступню,   и  моя  работа  у  Жени  закончилась,
но    рада,  что  помогла  Кириллу  стать  добрее,  научила  держать   слово,
просить  прощение,  для  начала  хотя  бы  на  английском  языке. 
           Думаю,  что  после  нашего  общения  с  ним,   этот  маленький   
вундеркинд   стал  человечнее.     В  связи  с  этим  вспомнилось  такое:
  Женя   никогда  не  предложила  мне   даже  стакана  воды,  не  говоря  уже
 о  чашке  чая,   хотя   семья   по  любым  меркам   была  не  из  бедных.
            На  взрослых  как- то  влиять  не  собиралась,   но  ребенку  хотелось 
показать   несколько   иные  отношения  между  людьми.    В   марте  дочка
привезла  нам  в  подарок  отборной   израильской  клубники.    На  рынках
  Украины  такая  ягода  появится  через  несколько   месяцев,   поэтому,
   с  разрешения  Жени,   решила  угостить  Кирюшу.    Ему  понравилось,
  даже  поблагодарил,   но  через  несколько  дней  клубнику  съели,  а
 мальчик  хотел   еще.  Дома  у  меня  оставалось  немного  замороженной  с
прошлого   лета    ягоды.       Перешли  к  ней   и  благополучно
  закончили,   чтобы  не   « испортилась».

              Бутерброды  для  перекуса   и  чай  в  термосе   обычно  приносила 
     из  дому,  но  однажды  термос  забыла.   Обнаружила  это  уже  тогда,
     когда  Женя  уехала  на  работу.    У  Кирилла  спросила  разрешения 
     заварить    хозяйского    чая,  он  промолчал,  но  глаза   удивленно
      округлились,   будто  я  попросила  миллион.     Взяла  пакетик   чая,
     опустила  в  чашку  с  кипятком,   поблагодарила   и    с  радостью
      проговорила:  « Как  хорошо,  что  вы  не  жадные,  а  то  бы   и  бутерброд
     в  горло  не  полез».    Это  был  единственный  раз,   когда   пила  чай  в
     этой    семье,  да  и  то  лишь  потому,  что   «  самоугостилась».
                Через  несколько  недель  с  заграничного   курорта   возвратилась
      бабушка  и   просто   завалила   внука  всяческими  сладостями  и 
      вкусняшками.   Маленький  хвастунишка      не  мог  об  этом
  промолчать.   Он  с  таким   упоением  рассказывал  об  орешках   в 
шоколаде,   о  печенье    с  умопомрачительным   вкусом   и   о  прочих 
  гостинцах,   будто  хотел,  чтобы  у  кого-то  слюнки  потекли.
            Слюнки  у  меня  не  текли,   бурного    восторга  не  выказывала,
просто   тихо  слушала  и  слегка  улыбалась:   ребенок,  даже  если  он
 самый   что  ни  есть   вундеркинд,  все  равно  остается   ребенком…
               Потом  то  ли  порох  у   маленького   оратора  закончился,  то  ли
по  какой  иной  причине,  он  замолчал.   А  дальше   сделал  то,  чего
меньше  всего  от  него  ожидала:   угостил  заграничным   печеньем.
               Мои  губы  говорили  полагающиеся  случаю  слова,   а  в   душе
  пели  соловьи.   Я  радовалась  за  Кирюшу.   Одна  ласточка   весны  не
  сделает,  но  она  вселяет   надежду…
              Вырастай   добрым   и   порядочным,   маленький    вундеркинд,
пусть  тебя  хранит   и  научает   Господь!

                Лева

          У  Левочки    были  бабушки,   дедушки,    папа   и  мама,    но

      не  было  няни.     Родители   Левочки    этот     «кадровый»    вопрос
      решили:   пригласили  меня.     Мальчику   еще  не исполнилось   и  двух
      лет.   
         При   хорошей  погоде     я    гуляла   с  ним  по   три  часа  до   и  после
     обеда  на  лугу   или   тихими  улочками   дачного  поселка.    Летняя
       коляска   имела  широкие  мощные  колеса   и  легко  преодолевала
      неровности.   Левушка  не  капризничал,    но  когда   умолкал  мой
      голос,   он  тоскливо   звал  маму.     Первые  дни,  разговаривая  с  ним,
     старалась  упоминать   всю  его  большую   семью   по  именам,  чтобы 
     ушла   печаль,   и  ему  было  спокойнее.    Потом  стала  носить  в  кармане
     цветные  мелки   и  на  всех  подходящих   камушках,   кирпичиках  или
     щепках   писала  буквы,  рисовала  картинки.    Левушка  с  удовольствием
      повторял  за  мною  названия  букв,  пытался  что-то  нарисовать.
      У  него  хорошо  получались   сначала  точки,  а  позже   и  палочки.
      Буквы  запоминал   очень  быстро  и  так  мы  дошли  до  слов   «мама»  и
     «папа»,    «баба»   и    «дед».
            В  мои  обязанности  не  входило  обучение  грамоте  малыша,    но
      ему   пришлись   по  душе  такие   маленькие  упражнения.
              Ближе  к  осени  пошли  дождики,  на  лугу   появились 
      шампиньоны   и  луговые   опята.   Луговые  опята  и  грибом   то  назвать
      можно  лишь  с  большой  натяжкой,   относят  их   к  группе    условно 
      съедобных,   но  как  они  растут   красиво:   кругами,  кругами,  кругами!
             Я  останавливала  коляску   и  собирала   грибочки,  а  Левушка 
      пытался    выбраться   и  тянул    ручки     к  удивительным    кругам.
      А  когда  освободила  его  от  ремней  безопасности,  он  присоединился
     ко  мне.    Длинные  пальчики  так   быстро   и  ловко   справлялись

      с  каждым    грибочком   -   залюбуешься.   А  с  тех  пор,  как   появились
      белые   шапочки     шампиньонов   с    розовыми    нижними 
     пластинками,     Левушка     стал   заядлым  грибником.
              На  лугу   было  всегда    интересно:   луг  жил  своей  жизнью.
      После    зимы     быстро   поднималась   трава.   Потом   разливалась
      река   и  вся  молодая   зелень   на  лугу     оказывалась   под  водой.
     Вода   долго    не  спадала,  но   хорошо  прогревалась    и  это  теплое 
      прозрачно - чистое    мелководье     приносило   столько    радости 
      малышам!   Они   бродили   по  мягкой  траве  и  одновременно
     плескались   в    воде.      
              Уходила  вода,   травы  поднимались,   цвели    и  сводили  с  ума
      своим   настоянным  густым   ароматом.   
              Четыре  стада     коров   из  окрестных   сел    выпасались    здесь.
      Места  хватало  всем.
             Возле  старых  русел  (стариков)   и  небольших    болотец 
      длинноногие   аисты   с   ранней  весны   до    осени   выискивали
      корм  для  себя  и  своего  потомства,   а  на  озере   серая  цапля 
      царственно    поднимала   клюв   с   уловом    и  не  обращала   
      внимания  на  чаек,  которые    тоже  искали,   чем   бы    поживиться. 
           Ближе  к  осени  на  лугу    аисты  группировались    в   стаи,    готовясь
      к   ежегодным    сезонным  перелетам    и  оставляли,  иногда,  на  траве
      черные  маховые  перья.
            Поэтому    мы    с  Левушкой     прогуливались   на  лугу   всегда   с
      большим    интересом.
            Зимой    я  проводила   с  Левой   на  своей  территории    целый  день.
       Мальчик  любил   слушать  рассказы   о  животных  и  птицах.

      У  меня  было  много   интересных  открыток  и  книг   о  животных.
      Больше  всего  Левушке  нравились  открытки  с  птицами   озера
      Байкал,   а   среди   них   уточка   чомга.
            Любимая   книга   -   это  энциклопедия    животных.   Я  быстро 
      пробегала  глазами   абзац  за  абзацем,   а  Левушке   рассказывала 
      понятным  малышу  языком.   Трудно   сказать   запомнил  он  хоть 
      что-нибудь,    но   вот  когда   в  четыре  года   Лева   начал   посещать
      детсад,    своим   вопросом    он   ошеломил    воспитательницу.    Она
      рассказывала   об    оленях.   Все  слушали   очень   внимательно,   но   
     вдруг   новенький    спрашивает:   «  А  это  благородный  олень   или 
      северный?»      
             Что-то   все    же   запомнилось,   меня   это   очень  обрадовало.
      Лева  любил  играть  динозавриками.   Их  у  него  стояла  полная  коробка:
      большие,   средние   и   маленькие.  У  Левы   был  старший   брат  и
      мама   покупала    динозавриков    в  двух  экземплярах,  но   со  временем
      Дэн     стал   школьником,   и  динозаврики   его  больше   не
      интересовали.   Правда,    Левушка   об  этом  не  знал  (мама  так 
      думала).    

           Однажды   Лева    решил   подарить   динозаврика   девочке. 
      Мама   не  возражала,   но   (в  воспитательных  целях)    предупредила:
      «   Ты  подаришь   своего   динозаврика».    Лева  не  согласился:
      «  Нет,   я  подарю   игрушку  Дэна».    Мама    очень   терпеливо   
      объясняла:   «Ты   можешь   подарить   только  свою   игрушку,    а  чужое
      дарить    нельзя.    Ты   все  понял?»      Левушка     кивал   головой, 
      но  после    того,    как    подарил    динозаврика,  заявил    маме:
      «  Богдане   я  подарил   игрушку   Дэна».    Сколько    потом    мама
      не  убеждала    сына   в  том,   что   дарят   свои   игрушки,  Лева    стоял
      на  своем:   «Я  подарил   динозаврик   Дэна!» 
      Можно   долго    рассуждать,    почему   малыш   так   поступил,    хотя
      ни  жадности,  ни  скупости    ранее за  ним   не  замечала.      Может
      видел,   что  старший   брат   динозавриками     не  играется?
           Увидел   ситуацию,    проанализировал    и    сделал   выводы!
      Непостижимо!   В  то   время   мальчику   не  было   четырех   лет,
      поэтому  объяснять    взрослым   очевидные   для  него  вещи    он  даже
      не  пытался.   
         

           Левушка     подрос,    коляской    мы  не  пользовались,    стали
      пешеходами.   Прогуливались   улочками    дачного  поселка  и   
      мальчик   всегда    закрывал    открытые    калитки   или   ворота.
      Все    должно   быть  в  полном   порядке!
 
            А   еще   он   хорошо    разбирался  в  марках  машин.    Как-то   
      я  увидела   красную  машину.   Она  стояла    довольно
      далеко  и   была  повернута    к  нам  багажником.     Сказала  наобум:
      « Это  запорожец».    Лева    уверенно   возразил:   «Это   москвич».
      Мы    решили   подойти   ближе   и  убедиться,   кто   же  из  нас  прав.
      Лева   оказался   знатоком,   а  я   «чайником»,    что   соответствовало
      действительности.    В  марках  машин   я не  разбиралась,    но  в  отличие
      от   Левушки    могла    читать.

            На  даче   возле  дома     росло   несколько   кустов   роз.   Вырастила 
      их    с  черенков     и  очень   о  них  заботилась.    Левушку    приводили
      утром,    в    это   время   я,    обычно,     поливала      небольшие
      кустики.   Тот   день,  о  котором  хочу  рассказать,  выдался   теплым  и
      солнечным.    У  меня   в  руках  шланг  с  водой,     Левушка  присел 
      рядом  на  корточки  и  попросил   разрешения  поливать    розы.
      Ярко  светило   солнце,  утро   задалось    теплое,  тихое.

      Передала   шланг   в  его  маленькие    ручки    и  научила,    как    все
      делать,  чтобы    остаться  сухим.    Сама    присела   рядышком   и 
      занялась     травой,    посматривая   краем    глаза    на  маленького
      помощника.    Личико    Левы    светилось    от  счастья   и  вдруг  он 
      так   смачно   матюгнулся,  что   я   от  неожиданности   едва  не  упала.
      Начала  думать,    как сделать  замечание,  чтобы   ничего  худого    о 
      членах  семьи  не   прозвучало.
         Выкрутилась    так:   « Ты  сказал    плохие    слова,
     возможно,   слышал   от   взрослых.   Когда   тот,  кто  говорил   их,
      был   маленьким,   ему   никто  не  объяснил,  что    это    слова  не
      очень   хорошие».
       
            Прошла  минута,  и  Лева   снова   выдал  «перлы»   с  теми   же
      эмоциями   восторга,   радости   и  восхищения.   
           « Что   же  делать?     Забрать   шланг   с  водою    в  наказание?     Он
      делал   все,  как  я  говорила.     Нет,   нет.    Не  буду  лишать  его
      радости.   Как   поступить,   Господи?     Сказала  все,  что   должна
      была».       Примерно  такие   мысли  роились    в  моей   голове.
     Мальчик  еще  раз   так  же   бурно    выразил   свои  эмоции,   а  я  не
      знала,   что  предпринять.   Лева   примолк,   потом    тихо   сказал:

    «Ты  права,  няня.     Это  плохие  слова,  я   не  буду   их   говорить». 

           Мой  ответ  прозвучал  коротко:
      « Вот  и  хорошо».      Больше   к  теме  плохих  слов   не  возвращались.
   
         Этот    случай     Левушка   очень  хорошо   запомнил.   

      После   обеда    мы    ложились    отдыхать:   Леву    укладывала   в
      кровать,   а    сама     занимала   диван  в  смежной    комнате.
      Через  открытую   дверь   мы   видели  и  слышали  один  одного.
      Раньше   мне  приходилось  рассказывать   сказку,    интересную
      историю   о  животных   перед  сном,   но    пришло    время,  и    Лева
      начал    сам   рассказывал    мне   что-нибудь   забавное,   
      нафантазированное.     Слушателем    была  активным:    всегда
      задавала   вопросы,   эмоционально    реагировала.     В  тот   день
      я  рано   поднялась,    поэтому   только   щека  коснулось    подушки,
      веки    отяжелели,   а  язык   свинцом    налился.    Слышала    голос
      Левушки,    слышала,     что   он   окликал  меня,   но  ответить   не  могла .
      Язык    не  слушался,  будто    привязали  его,   слегка   приоткрыла
      веко,    убедилась,  что  с   моим  подопечным    все  в    порядке   и   
      далее,   молча,  слушала.      И  тут  Левочка    возмущается:  «  Надо   же,
      я    ничего  плохого  не  говорил,  а    она  со  мною    не
      разговаривает».      Сердце   запрыгало,    и  если    бы    язык     меня
      слушался,    я  бы,  обязательно,    заговорила. 
              Вот  так   пришлось    узнать,   что    урок   возле    кустиков    роз,
      крепко   запомнился   Левушке.

              Однажды,    когда    мы  только-только   начали  прогулки   на
      лугу,    нам  пришлось     ненадолго   остановиться,    чтобы    пропустить
      сельских    коров,     которые    мирно    огибали     небольшое
      болотце    и    направлялись   домой.     Только    одна    бодливая
      красавица   с  фанеркой,   привязанной  к  рогам,   направилась
      прямиком    к  воде.
              Высокий     плотный    пастух  в  плащ-накидке    с  клюкой   
      в  руках,   энергично    затопал   вслед.   Клюка    летала  в  воздухе,    а
      впереди    пастуха    неслась   такая    отборнейшая   брань,  что    уши
      вяли.   Однако,   буренка  оглянулась  на   свирепого     крикуна   и
      продолжила   свой   путь.     Мужчина  со  злостью   отшвырнул    палку,
      и   таким   же   грубым ,  сердитым   голосом   обратился  за  помощью    к 
      напарнице  -   маленькой    хрупкой    женщине.    Та   ласковым    голосом
      начала    отчитывать   буренку,   как    ребенка,  и    звать   ее
      на  берег.    У  нее   все  получилось.   Корова   вышла    из   болотца.
          Через   короткое  время    стадо    направилось   в  село,   а  мы  с
     Левушкой   в  полной   безопасности   продолжили   свой   путь.    Стоило
      нам   подойти   к  месту,  где  бушевал   сварливый     пастух,   как 
     Левушка     залепетал   (говорить  толком   еще  не  научился)  низким
      голосом   что-то  совершенно   нечленораздельное.
            Слов   не  разобрать,    но   как    точно   передал      все   интонации:
      голос   то  поднимался,   то  опускался  и  стихал,  будто   заканчивалось 
      предложение.    Все   звучало   сердито  и   грубо. 
            Вот    такой    у   него   был    слух   и  умение    воспроизводить.

           Намного    позже,  когда    Левушка    уже  хорошо   говорил,   он 

      отчитал    меня    моими    же    интонациями   и  словами.

           Дело  обстояло  так.     Обед     мы  с   Левочкой    готовили  вместе.
      Он     любил  приносить  с  огорода   свеклу,  кабачок,   перчик,  лук.
      Я  чистила  и  шинковала   овощи,   а   мой  помощник   большой 
      деревянной    ложкой    сгребал  все   в   кастрюльку   с  доски,   которая
      находилась  в  моих  руках.
            Однажды   попросила    Левочку    принести    небольшую    свеколку   и
      показала,   какая   именно  мне   нужна,   но  мальчик    принес  большую.
      Для   такой   маленькой   кастрюльки,   в  которой    ежедневно   готовила
     первое    блюдо,   этой    свеклы  было  в  четыре   раза   больше,  чем 
      надо.    Вялыми  овощами   пользоваться     не  любила,    поэтому
      отчитала    Леву.     Через   неделю   за  свеклой   на  огород    вышла
      сама.    На    грядке    лежала   маленькая    свеколка,   выдернутая    из
      земли    поливочным  шлангом.    Подняла   ее,   потом  вырвала   еще
      одну,   но    крупнее.    И  вот,  когда   Левочка    увидел  в   моих  руках
      малюсенький     корнеплод,     он  отчитал   меня:   «Зачем   ты   выдернула
      такую  маленькую?    Она   бы   еще   выросла   и  стала   большой!»
            Даже   не  подозревала,    насколько  интересно    наблюдать    за 
      маленьким    воспитанником,    который   так   точно  передает   твои
      интонации    и  слова.
            Левушка    закончил  спич,  а  я   терпеливо  объяснила,    почему
      так   получилось.    

            Вот  такой   он   Левушка  -  светлая   головушка!