Волшебные бахилы

Ольга Новикова 2
Снова возвращаюсь к старой, но вечно молодой теме синих мешочков, которые надевают на ноги. Почему-то эта национальная русская забава особенно прижилась в медицине. Пациенты требуют от врачей ритуального надевания волшебных мешочков при осмотре больного на дому, медики – от пациентов при визитах в поликлинику.

Я начинала работать на терапевтическом участке в 94-м году. Не помню, были ли уже в природе эти бахилы, но в привычке точно не были. При визите на дом я проходила в дом в уличной обуви, и родственники пациента сами заботились о чистоте своих полов, устилая мой путь газетами или ненужными тряпками, укладывая возле двери мокрую (сильно мокрую) и сухую тряпки, чтобы я могла вытереть ноги, заворачивая ковёр и т.п.

Никому не приходило в голову, что врач может снять обувь и пошлёпать по чужой квартире босиком или в носках. Это было так же невозможно, как явиться в поликлинику в грязном белье с немытой, извиняюсь, задницей. Это было просто неприлично, непристойно, вульгарно. Врачей уважали, как людей, к которым обращались за помощью. Их слова не ставили под сомнения. Ну, и врачи старались соответствовать – разговаривали вежливо, предупредительно, убеждали мягко – словом, строили общение по рекомендациям «этики и деонтологии медицины».

Ситуация изменилась не одномоментно, и подоплёка этого изменения понятна – деньги. Да-да, те самые бабки, баблосики, тугрики, лавэ. Медицина-то – сфера непроизводственная, продукт, который она производит – здоровье общества - на хлеб не намажешь и руками не пощупаешь. Тут профит, так сказать, долгосрочный, вкладываться нужно сейчас, а плоды пожинать в отдалённом будущем. Увы, с начала перестройки-перестрелки терпеливость госворов критически упала – обстановка стремительно менялась, наживаться нужно было быстро, а то не успеть, и медицина, как искусство, с её долгосрочными плодами, пришлась не ко двору. И стали из искусства врачевания строгать отрасль сферы услуг – предполагалось уже не производить здоровье, а перепродаватьь его по спекулятивной цене.

Естественно, с этого момента врач стал восприниматься пациентами чем-то вроде барыги, которому главное впарить негодящий товар за красную цену, а сами врачи разделились на два лагеря – тех, кого никак не устраивало это положение барыг, и тех, кто втянулся и научился впаривать. Первые мало-помалу выгорели, потеряв стимул, а вслед за ним и желание работать с отдачей, потому что для них стимулом в какой-то мере были уважение и благодарность больных, удовлетворённость результатом труда, а вторые постарались всеми силами избегать ответственности, но при этом зарабатывать как можно лучше – они основали частные коммерческие производства пресловутого здоровья, стараясь упаковать ненадлежащего качества «товар» в обёртку покрасивее.

Кстати, у населения такие пользуются большим спросом – обёртка-то у них и впрямь хороша.


А теперь вернёмся к пресловутым бахилам и мытью рук. В силу потери уважения врач теперь стал для больного чем-то вроде лакея, приходящего по сигналу дёрнутой сонетки. И пусть в качестве сонетки сейчас выступает телефон поликлиники - это малозначащие детали.

Конечно, лакею никто не позволит переться по персидским хозяйским коврам в его холопских говнодавах. Мало ли, что хозяин сам позвал – на то он и хозяин, чтобы звать, а дело лакея – явиться быстро и на хозяйских условиях – хозяин же его кормит (ну, в смысле, налоги платит). Вот только врач со своей ролью лакея согласиться не может. Он для этого слишком значим. Больной-то без его помощи и помереть может, если не свезёт. Вот вам и конфликт: для пациента врач – нерадивая прислуга, для врача пациент - охреневший проситель, чья жизнь зачастую на кону. Кто в этой ситуации выигрывает? Да никто. Врачу некомфортно так лечить. Пациенту не полезно так лечиться.

Что делать? Апеллировать к тем, кто всю эту кашу заварил – глупо и бессмысленно. Но можно ли договориться ко взаимному удовольствию? Да запросто. Просто оставить вышеупомянутые амбиции: пациенту перестать корчить из себя барина, врачу – Бога, объединиться в союз для борьбы с болезнью и постараться не создавать друг другу проблем.

И я опять вернусь к бахилам. Техника безопасности запрещает надевать бахилы экстренным службам – это травмоопасно. Поэтому если для пациента чистота пола принципиальна, самое время задуматься, а, действительно, нужна ли ему ЭКСТРЕННАЯ служба? В конце концов, существуют поликлиники, и при многих из них даже неотложки, существуют телефоны для консультаций, приёмные отделения стационаров, травмпункты и т.п. Наконец, существуют платные скорые – им ТБ не указ, они и бахилы наденут, и времени потратят больше, и предупредительнее и улыбчивее будут, чем линейные бригады. Готовы за это платить – пожалуйста, пользуйтесь. Не готовы? Тогда и не надо этого требовать. Потом, ну, откуда больно у скоровиков на обуви ошмётки грязи – они ведь не пешком к вам шлёпают – в машине едут. А что чужих микробов в дом принесут, так вы их и сами с улицы приносите ежедневно. Сняли обувь в коридоре – они уже на полу коридора, прошли через коридор в домашних тапочках – вот они уже и в комнате. Тем более, что самая гадость не на обуви, а больше на одежде. Ну, не заставлять же доктора приходить на вызов, раздеваться до трусов и дезинфицировать одежду. Особо опасных инфекций бояться нечего. Если прошлый вызов был прямо заразный-заразный, перед следующим обработают и руки, и одежду, и машину. А не особо опасные – их вокруг миллиарды, не сделает погоды визит двух-трёх человек в чуждой вашему помещению одежде и обуви. Кстати же, и о мытье рук - в арсенал врачей входят дезинфицирующие салфетки, поэтому мыть руки мылом пациента и вытирать полотенцем пациента , как правило. и нужды-то нет. И всё же предложить врачу вымыть руки - хороший тон, только мыло должно быть либо новым, либо жидким, а полотенце хотя бы визуально чистым.

Другое дело визит участкового врача. Это уже не экстренность, сильно спешить и бежать, оскальзываясь и подворачивая суставы, незачем. Тут можно бахилы и надеть. Только проблемка в том, что поликлиники участковых бахилами не снабжают, так что кто хочет чистоты. Тот сам озаботиться и бахилами, и надеванием их на ноги врача. Потому что среди врачей тоже попадаются пожилые, грузные и с больной спиной, а адресов много, и всё ногами. При таких условиях, думаю, надеть бахилы никто не откажется. Но ещё надо тоже подумать – а нужен ли визит врача и не лучше ли самому пойти в поликлинику. Дело в том, что возможности врача на вызове очень ограничены – ни рентген, ни анализ сделать, ни проконсультировать пациента у коллеги, даже послушать нормально не всегда удаётся, даже горло посмотреть , потому что не всегда в квартирах светло и тихо. Ну, надо, так надо. Нет сил в поликлинику идти – вызывайте. Чем сможет, поможет.

А теперь другой больной вопрос: должен ли пациент приходить в поликлинику в бахилах? Да нет, в общем. Особенно если сама поликлиника их не предоставляет. Но задумайтесь сами: в грязную сырую погоду или в снегопад сможет ли санитарка, которая нередко в единственном числе, поддерживать чистоту коридоров, туалетов и кабинетов при приличной такой посещаемости поликлиники. И будет ли самим больным приятно ходить по мокрому, скользкому, грязному полу, заходить в грязные туалеты и кабинеты и получать в этом свинарнике процедуры, нередко инвазивные. Так что боитесь поскользнуться в бахилах – берите с собой сменную обувь. В конце концов. Вы приходите в поликлинику не ежедневно по десть раз, как врач на вызовы – уж можно приобрести на этот случай бахилы или взять с собой тапочки. И, собственно, всё, на этом конфликт вокруг голубых мешочков, думаю, будет исчерпан – было бы желание идти друг другу навстречу.