Куда ушло Аральское море?

Оксана Задумина
Часть 6. Начало: http://proza.ru/2020/08/12/1415

Узнав, что мы были в Узбекистане, кто-то обязательно спросит: ну как вам узбекская кухня? Вы теперь знаете, каким должен быть настоящий плов?! Да, там всё вкусно, но подсели мы на самсу! С неё буквально начинался наш день в Узбекистане, продолжался и ею заканчивался. Это непостижимо, но мы не могли ничего с собой поделать! Уже с утра заходили в кафе и выбирали самсу или проходили мимо уличного тандыра и, учуяв знакомый запах, снова покупали самсу, и не одну, а пять: три штуки – мужу и две – мне. Короче, на самсу мы запали и никак не могли наесться. С тех пор прошло уже почти шесть лет, а я до сих пор помню этот необыкновенный вкус. Недавно не удержалась и купила самсу в аэропортовской “Узбечке”. Небольшой треугольник с бараньим мясом там стоил 680 рублей, а в Узбекистане самса была каких угодно форм и размеров, и цены совсем не кусались.

Итак, позавтракав самсой с чаем, мы отправились на восточный базар и набрали всяких вкусняшек: солнечного винограда, медовых груш и, конечно, баклажанов по-корейски. В Узбекистане живёт много корейцев. http://proza.ru/2016/07/17/953

Основательно подкрепившись, отправились из Ургенча в Хиву. Таксист подвёз нас к крепостной стене, куда подъезжали автобусы, наполненные туристами. За вход, в огороженный стенами город, иностранцам, и в том числе гостям из РФ, надо было заплатить 10 долл., а местные входили с другого входа, абсолютно бесплатно и могли двигаться по старому городу без билетов. Ну, ладно, мы себя уговорили, что нас не обманули, мы добровольно поддержали спасение культурного наследия в Узбекистане, ведь, чтобы просто сохранить эти стены, нужны финансовые вливания. Тем более билеты нам выдали, а значит деньги пошли в копилку министерства туризма.

Погуляв по древней Хиве, вернулись в Ургенч, а оттуда добрались до столицы Каракалпакии. В Нукусе нам делать было нечего и мы тут же отправились в Кунград, откуда намеревались доехать до Муйнака. По дороге, вглядываясь в лица людей, я пришла к выводу, что каракалпаки заметно отличаются от узбеков: они типичные монголоиды, цвет лица смуглый, кожа загрубевшая, наверняка от солнца и ветра. Попутчики подтвердили наши предположения, сказав, что здесь не выдерживают даже сибиряки – климат Каракалпакии весьма суровый: зимой мороз доходит до –50, а летом жара до +50 и ещё постоянный пронизывающий ветер.

Мы собирались увидеть поселок, который был со всех сторон окружен водой. Прочли в интернете, что сейчас от него практически ничего не осталось: рыбокомбинат закрыт, моря нет, а на его месте КЛАДБИЩЕ КОРАБЛЕЙ. Водитель маршрутки сказал, что народ уже собрался и сейчас поедем, поэтому мы рассчитывали сфотографироваться и вернуться. Но, как назло, а может на наше счастье, кто его знает, одна пассажирка, которая оставила вещи в салоне, пошла на рынок и почему-то никак не спешила вернуться.

Прождали её полтора часа, водитель рвал и метал, несколько раз заводил мотор, намереваясь уехать... А мы снова ели самсу, ещё купили копчёную рыбу, только женщина всё не возвращалась. Постепенно пришло осознание того, что, если мы и доберёмся до Муйнака, то обратно нам сегодня не уехать и придётся ночевать в посёлке. Шофёр маршрутки пообещал пристроить нас где-нибудь на ночлег, а рано утром за небольшую плату увезти обратно, чтобы мы успели к поезду. В конце-концов женщина, которая была соседкой водителя, поэтому он её всё-таки дождался, вернулась. Гулистан-апа, так её звали, извинилась и мы с ветерком понеслись к Муйнаку.

За разговорами время в пути прошло очень быстро. Женщина оказалась знатной рассказчицей и я стала делать короткие записи, чтобы ничего не забыть. "Раньше добраться в Муйнак можно было только по морю или на самолётах. Посёлок жил за счёт рыбоконсервного комбината, потому что рыбы тогда в Аральском море было видимо-невидимо. Семьи не боялись заводить по десять детей, денег хватало. Неподалёку располагался пионерский лагерь, куда приезжали ребятишки со всего Союза. Но с 1965 года Арал начал мелеть и пересыхать. Те остатки моря, что сохранились в Казахстане, уже не являются прежним Аральским морем – это соляной раствор и рыба там не водится. Но люди верят, что море вернётся. Старики говорят, что так уже было – море уходило и возвращалось".

Гулистан-апа рассказала, что их посёлок постоянно навещают разные комиссии, которые исследуют состояние моря. Приезжала и певица Юлия Савичева, снимала здесь клип на песню “Корабли”. http://proza.ru/go/youtu.be/P4mWkJUWO54

Водитель высадил пассажиров и отвез нас сразу на причал, где в прошлом размещалось три порта. Мы ходили по песку, смотрели вдаль на бескрайнюю пустыню, а рядом стояли ржавые корабли и под ногами лежали ракушки, напоминавшие о том, что море в этих местах на самом деле когда-то было. Рассказ женщины и увиденное настолько потрясли меня, что родились стихи.

ЛЕГЕНДА АРАЛЬСКОГО МОРЯ

Играло раньше море с берегами,
Теперь остались ветер, да песок,
Кораблики стояли под парами,
Готовые уйти за горизонт.

Консервный комбинат казался глыбой,
Муйнак был в окружении воды,
Арал вчера делился щедро рыбой,
Звал в лагерь пионеров всей страны.

Но высыхали постепенно реки,
Питавшие столетьями волну,
Исчезло море в двадцать первом веке,
Спасать его не стали. Почему?

Суденышки краснели молчаливо,
Они стыдились участи своей,
Их ржавчина давным-давно покрыла
На кладбище забытых кораблей.

А люди верят: будет всё как прежде,
Вода вернётся через сотню лет,
Хранят легенду, в ней живёт надежда –
В кромешной тьме желают видеть свет. https://stihi.ru/2014/10/25/151

На фото: на дне Аральского моря. Муйнак, Каракалпакия, Узбекистан, окт.2014.

Рассказ с фотографиями и видео можно посмотреть по ссылке: http://proza.ru/rec.html?2020/09/30/1707