Комсомольская конференция

Степан Астраханцев
          Давно это было, ещё в моей далёкой молодости. Конец 1989 года…

          Есть в жизни воспоминания, к которым приятно возвращаться десятилетия спустя. Особенно если они, те воспоминания душу греют, ностальгически восстают в памяти с оттенками радости и одновременно лёгкой грусти. Ну и юмора тоже, конечно, как без этого.

          Тридцать с лишним лет назад нас с Серёгой Прохоровым отправили на комсомольскую конференцию Сибирского военного округа. Решением начальника политотдела. Разумеется, с приложением всех командировочных, суточных и полным покрытием расходов. Чего бы и не съездить в Новосибирск на пару дней за казённый счёт ?

         Старшему лейтенанту Прохорову к тому же была поручена важная миссия – выступить на той конференции от имени нашей воинской части, рассказать об успехах, целях, задачах, знатных передовиках – комсомольцах. О ходе «перестройки» опять же, будь она неладна и не к ночи помянута. Ну, одним словом, поведать обо всём, что положено. Кому же было выступать как не ему ? Он старше меня по возрасту, должности, званию. Опытом богаче опять же, а я что ? Юный лейтенант, только учился тогда. Меня как раз в  целях обучения и отправили старшему товарищу попутчиком.

        Серёга был очень весёлым, разбитным парнем. Где, чего, когда и куда загулять – он всегда первый парень на деревне, главный в строю запевала. Пока ехали в поезде до Новосибирска, мой товарищ уже сладострастно потирал руки в предвкушении грядущего.

       - План, Стёпа, такой, - говорил, - заселяемся в гостиницу, чистимся и сразу – в кабак. Снимаем тёлок – и в номер. Там банкет продолжаем, до утра. Со всеми прилагающимися радостями.

       Примитивным был тот план, без всякой изысканности. Мне бы вот город посмотреть хотелось хоть краем глаза. Всё таки – столица Сибири.

       - Так тебе же, Серёга, выступать завтра утром на той конференции.  Там командующий округом, член военного совета. Ты же их перегаром сдуешь из президиума…  Мне – то чего, я отсижусь где – нибудь на галёрках, подремлю… Может, лучше в театр вечером ?

       - Да ты не охренел ли, дядя ? Театр… В кои - то веки вырвались из захолустья нашего, а ты про театры тут вещаешь. Душу надо выветрить в свободном плавании, причём от всей души это сделать. Так что без разговоров, тем более что я старший в составе делегации. Приказываю в кабак ! Ну и не бросишь же ты своего боевого товарища в одиночестве, не по – нашему это как - то. Сам знаешь – погибай, а друга выручай. По заветам старика Суворова.

      Ну вот что я мог возразить на эту ёмкую, аргументированную со всех сторон тираду ? Только и спросил:

      - Выступить то хоть с утра сможешь ?
      - Ничего, дружище, не волнуйся. Не такие мы замки брали. Когда ещё доведётся в Новосибирске посучить копытами.
      - Чего тебе на Алтае не гуляется ?
      - Гуляется, да ещё как, а вот душа всё равно другого праздника просит. Масштаба нужно.

      Ну ладно, мне - то что ? Праздновать так праздновать, опыта жизни набираться от старшего товарища. Одна польза только от такой насыщенности жизни.
 
      В Новосибирске мы без особых сложностей, по брони военного ведомства поселились в гостиницу «Обь», стоящую прямо на берегу той величественной реки. Мороз за минус тридцать к прогулкам по городу не очень располагал. Река роскошно утопала в густейшем тумане. Да к тому же Серёга сразу после заселения, быстрого принятия водных процедур уже исчесался весь от нетерпения в преддверии пира духа и плоти. Всё на часы поглядывал – когда уже внизу тот кабак откроется.
 
     - Серёга, может в музей какой пока  съездим ?  - предложил я ему.
     - Да какой тебе музей, давай думать как ночью мы будем.
     - Чего тут думать – то ? Есть варианты ?
     - Вот же, видишь, тесноват номерок, кроватки какие узкие. Ладно, ничего, была бы водка. Там справимся как нибудь. Война план покажет.

     Ресторан при гостинице открылся в свой час. Мы чинно, размеренно заняли места за столиком, окинули взглядом пространство. Пустота пока ещё окружала всё вокруг. Ни души, кроме пары официантов и нас.

     - Говорил тебе, давай в музей съездим, куда бы от нас этот кабак делся бы ? Только время сейчас тратим зря.

     - Не гунди, музейщик. Давай лучше по паре маленьких для начала. Закусим, осмотримся, освоимся, окопаемся. Рекогносцировку проведём по мере изменения обстановки.

     Процесс пошёл. Что его описывать ? Люди, которые помнят советские рестораны, всё и так ясно себе  представляют. Закуски, салаты мимозы разные, котлеты по – киевски с жареной картошкой. Что – то время от времени повторить, а вот водку повторить всегда.

     Заведение наполнялось народом постепенно. Новоприбывшие понемногу причащались к радостям бренного, разгуливались. Ансамбль завёл свою шарманку и началось нечто такое, за что до сих пор люблю вот это, непринуждённую, лёгкую атмосферу советского ресторана. То не чета нынешним ночным клубам с их тупой, бронебойной «музыкой».

     Стал появляться интересующий нас контингент. Объект нашей атаки и главный пункт плана. Всякого вида девушки, разной степени привлекательности. Серёга нетерпеливо заёрзал на стуле:

    - Пошли вон к тем, - предложил он, уже подпрыгивающий, как на шарнирах.
    - Да подожди ты, рано ещё, пусть девки шампанским хорошо наедятся. Чего нам спешить ?
    - Тоже верно, куда нам торопиться. Давай ещё триста закажем.

    Постепенно ресторанная жизнь расцвела всеми красками. Мужчины приглашали дам на медленные танцы. Подсаживались к девушкам за стол, начинали их ласково уговаривать. Заказывали музыкантам песни. При этом музыка не была сверлящей мозги доминантой, как сейчас в клубах, а всего лишь лёгким фоном для приятного общения*.

    - Серёга, а ты конспект речуги своей на завтра хоть написал ? Блеять не будешь перед большим командованием ?
    - Да иди ты со своими конспектами. Ищи лучше, кого кадрить сегодня будем.

    Нашли быстро. Две незатейливые девахи невдалеке от нас расположились за столиком. Заказали бутылку шампанского для приличия и сразу же стали бросать ищущие взгляды по залу. Потому что надо было найти тех, кто что – нибудь ещё им поднесёт, а там – как выйдет. В конце концов, не одним шампанским счастлива девушка вечером…

    Серёга сразу же понял расклад и с быстротой молнии присоседился к подругам. Минут через пять он уже призывно махал мне рукой. Ещё через пару мгновений наши компании соединились, и новые заказы посыпались на теперь уже общий стол. Серёга разошёлся в предвидении будущей ночи. Мне как – то не очень по себе было, девушки слишком незамысловатыми оказались. Товарища моего то совсем не трогало. Его     несло, как не евшего три дня Остапа Бендера. Он произносил тосты и задвигал глубокомысленные комплименты. Мне ничего не оставалось, как подыгрывать, кривляться и флиртовать. Даже танцевать, чего очень не люблю. Но в конце концов, не бывает некрасивых женщин, если есть много водки. Да и чего не сделаешь ради товарища ?

    Продолжение вечера и ночь обещали быть томными, если бы не… Если бы не тогдашняя пропускная система советских гостиниц, крепко стоявшая на защите рубежей общественной морали.

    Гражданка бабушка на входе оказалась прочнее любой пограничной заставы и даже самой Брестской крепости. Потому что не положено. Нечего всяким пьяным постояльцам с разными курвами дисциплину безобразить, да ещё в номер их тащить. Да и вообще – кем эти лярвы вам приходятся, граждане ? Где паспорта со штампами о браке, товарищи заселённые ? В милицию звонить ? Пикнуть не успеете – они здесь будут.

    Вот такой нехитрый ход мысли мы выслушали от той старушки, чем – то похожую на Шапокляк. Или на пограничника Карацупу в юбку и с большой седой елдой на голове под шпильками.

    Хоть и принявши мы были на грудь крепко, но соображали хорошо. Визита милиции совсем не хотелось. Потому что понимали – это будет качественный залёт и подстава своих, армейских начальников. Не одобрят. С тяжкими последствиями для наших уже не раз высеченных задниц.

    Чего мы только бабуле не предлагали, как только перед ней не стелились. Ответом нам была полнейшая непреклонность. Ещё - суровый, ледяной взгляд из - под очков и полное презрение, просто читаемое на лице стража врат гостиницы.

    Что оставалось делать ? Пришлось усадить подруг в такси, что – то им наплести в смысле надежд на день завтрашний. Серёга телефон у своей взял… Сами мы, разочарованные и поблекшие побрели внутрь огромного здания.

    Подельника моего просто трясло от злости. Так хорошо обстановка на ночь складывалась, а тут всё внезапно рухнуло из – за какой – то дурной старушенции.
 
    - Чтобы её, змею старую разорвало на части. Кобыла нестроевая ! Сама уже лет тридцать назад забыла как мужик пахнет, вот и бесится, а другим жить не даёт, - громко выговаривал мой товарищ, провожая очень грустным взглядом такси с уезжавшими девушками. То было крушение всех его надежд на поездку в большой город…

    Но всё таки не таков он был, старший лейтенант Прохоров, чтобы вот так покорно, без сопротивления, сдаться в плен внезапно приключившихся обстоятельств.

    - Степан, так дело не пойдёт, - неожиданно бодро сказал Серёга, немного придя в себя.
    - Чего предлагаешь – то ?
    - Пошли по гостинице пошныряем. Должны же здесь быть приличные скучающие девушки. Не одни же старые грымзы тут обитают.
    - Да мне то что… Пошли.

    Пошарахались мы по гостинице. Встречали при этом всё больше суровых командированных мужичков средних лет и солидных дам, годящихся нам в мамы или даже бабушки. То был явно не наш вариант.

    - Серёга, пошли спать уже. Послезавтра в Бийске навестишь кого из своих баб.
    - Нет, товарищ лейтенант, столица Сибири не может остаться непокорённой. Двое красивых молодых офицеров просто обязаны тут отметиться на любовном фронте !

    Мы продолжили движение вперёд по коридору очередного этажа и вдруг услышали задорный девичий смех за дверью одной из комнат. Это подействовало на Серёгу как валериана на мартовского кота. Ни секунды не размышляя, он без стука ворвался в номер. Волей – неволей я последовал за ним.

    В комнате вокруг стола сидело шесть симпатичных девушек. Они пили чай и мило болтали. Будь мы трезвыми, сразу бы всё поняли, но обстоятельства места и времени не позволили быстро сориентироваться, оценить обстановку…

    Серёга с милой, наиблудливейшей улыбкой попросил девушек составить им компанию. Красавицы недоумённо переглядывались, не зная, как ко всему этому недоразумению правильнее отнестись.

    Товарищ мой тем временем уже подсел на кровать и стал нести всякую чушь чуть ли не на ухо одной из девушек. Про то, что неплохо бы было сбегать в буфет за шампанским и шоколадом, потому как пить голый чай, по его мнению – это какой – то трюизм и не комильфо. Где слов – то таких набрался этот редкостный жулик ?

    Двусмысленная ситуация не затянулась надолго. Одна из участниц застолья вышла из – за стола. При виде этого зрелища я начал мгновенно трезветь. В девушке, по её виду, было примерно два метра роста и килограммов сто живого веса. Таких я ещё не встречал. За столом она смотрелась изящнее, а вот как поднялась...  Серёга дышал ей ровно в грудь.

   - Так, кавалер, бегом чеши отсюда, - девушка непринуждённо подтолкнула Серёгу к двери. От этого лёгкого толчка он впечатался в косяк двери и едва устоял на ногах.
   - Да чего ты, мы же просто пообщаться хотели.
   - Давай, общительный, расскажи нам тогда, как завтра играть, схему, расстановку начерти. Игра, понимаешь, важная у нас, чемпионат страны по баскетболу.

   Товарищ мой в нюансах тактики игры в баскетбол был не очень силён. Спорт вообще не очень уважал. Поэтому выглядел он в тот момент как кот, у которого внезапно случился запор. С глазами на выкате. Ошалевший и от ситуации, и от размеров глянувшейся ему девушки, он вылетел из комнаты в коридор гостиницы.

   - Тебе особое приглашение ?  - суровым спросила меня та девушка. Не иначе – капитан команды.
   - Не, я всё понял, отдыхайте, девчонки, - промямлил я и тут же удалился прочь. От греха подальше. Таких породистых женщин из русских селений до того встречать мне ещё не приходилось.
 
   Раскат смеха в комнате баскетболисток сопровождал нас с Серёгой чуть ли не до нашего номера.

   - Не сложился день, - угрюмо заключил Серёга, с трудом, дрожащими руками, пытаясь вскрыть номер ключом.
   - Зато со звёздами женского баскетбола пообщались, - вздохнул я, а про себя подумал, что надо будет хотя бы узнать что за команда, из какого города завтра играет в Новосибирске.

   Малое вышло утешение от того «общения», но у нас с собой в номере было чем залить душевные раны. От тоски и безысходности, от понимания напрасно потраченного за счёт государства вечера, мы с товарищем решили сделать так, чтобы ничего уже и не осталось, всё пустили на лечение.

   Зря мы это сделали, конечно. Утро вышло серым, туманным, болезненным. К тому же Серёге выступать предстояло на виду всей грядки больших начальников. Это мне можно было безмолвно отсидеться в глубине большого зала и безмолвно перестрадать. Выбрали себе последний ряд. С трудом выслушали витиеватые речи начальников. Наконец настала очередь вещать Серёге.

   Первые фразы выступления умирающего от похмелья старшего лейтенанта Прохорова я ещё слышал:

   - Товарищи ! Новое историческое время, перестройка и стремительно происходящие перемены в стране предъявляют нам, комсомольским активистам требования совершенно иного уровня ответственности. В этой связи хочу поделиться опытом того, как мы в своей части внедрили…

   Примерно на этой фразе я и уснул, блаженно откинувшись в большом, мягком, обитом бархатом красном кресле окружного дома офицеров. Засыпая подумал ещё – чего он где там внедрил, этот расхристанный разгильдяй и залётчик ? Вчера ничего никуда у него «внедрить» не получилось, вот поэтому, наверное, и бодрый такой, невыхолощенный, вдохновлённый. Несмотря на явный синдром. Хорошо хоть, что мне не выступать. Высплюсь.

   Замечательно прошла та конференция. Растолкал меня Серёга уже в самом её конце. Часа два я мирно проспал, так что как рукой всю хмарь сняло.

   - Спасибо друг, что дал поспать. Речуги твоей пламенной дождался, зачёт тебе.
   - Ладно, своё – то мы отработали. Ну чего, теперь в кабак ?
   - Не, хватит. Давай лучше сразу на вокзал.
   - Ну может задержимся здесь до утра ? Квартиру какую где – нибудь снимем, девкам вчерашним позвоним. Телефон то у меня есть.
   - Нет, Серёга, нагулялись, хватит. Бабы те вообще страшные без водки, а водка уже не лезет в глотку. Поехали домой. У нас по проездным документам на сегодня поезд в Бийск, чего деньгам пропадать ? Да и вообще, служба всё же. Не одобрят отлучки.
  - Да и то верно, - вздохнул товарищ, - не покорилась нам столица Сибири, не пометили мы здесь по - настоящему…
  - В другой раз.
  - Ладно, давай на вокзал. Правильно ты говоришь. Есть время разбрасывать, есть время собирать. Так что соберём осколки самих себя, встряхнёмся.
  - Это не я говорю. Это ты сейчас почти самого Экклезиаста процитировал.
  - Кто такой ?
  - Мудрец. Он же царь Соломон. Был такой в древней Иудее.
  - Не знаю. Где – то недавно в журнале вычитал про время разбрасывать камни и время собирать камни. Да и не важно. Главное – всё правильно сказано. Поехали, лейтёха юный.

  В коридоре Дома офицеров мы купили по ящику пепси – колы. Её, как оказалось, недавно в Новосибирске стали производить по лицензии. Вот по случаю конференции и выставили на продажу. Тогда в великую диковинку был тот простецкий напиток. Сейчас это выглядит как – то  смешно… 


               P.S.  Пламенную речь Серёги на конференции о внедрении чего – то вскоре  напечатали в окружной газете. После чего командованием части нам была объявлена благодарность. С денежной премией.

*Лучше всего эта приятная атмосфера советского ресторана передана у Рязанова, в прекрасном фильме «Вокзал для двоих». Кто не застал – рекомендую посмотреть.