О согласии и законах природы

Аркадий Костерин
   Недавно я прослушал ответ одесского священника и философа о. Вячеслава Рубского Алексею Ильичу Осипову по вопросу единства Церкви (https://www.youtube.com/watch?v=r3XNbnWiAAg&feature=youtu.be). Молодой, но высокообразованный о. Вячеслав называет взгляды профессора Осипова на единство церкви наивными и романтическими. Исходит он в своей оценке из того, что взгляды и понимание верующих, в принципе не могут быть одинаковыми. Поэтому согласие и единство верующих – это всегда компромисс, явление временное и относительное. Оно основано на желании верующих и на их готовности к смирению.

   Так же и выдвинутый Осиповым, важный для единства Церкви, критерий согласного понимания конкретного догмата или основания веры Святыми Отцами Рубский тоже считает относительным. – И это утверждение можно признать обоснованным. – Действительно, далеко не все Святые Отцы высказывались по тому или иному конкретному вопросу, и далеко не все они соглашались друг с другом. Так что в своём полемическом ответе о. Вячеслав, исходя из верных, в общем-то, фактов приходит к выводу, что единство Церкви – это некий мираж, нечто расплывчатое, неопределённое и несбыточное.

   При кажущейся очевидности высказываний о. Вячеслава попробуем всё-таки, оценить их обоснованность. – Ведь есть Никео-Цареградский Символ Веры, который на протяжении огромного периода был основанием единства Церкви. – Пока и до него не добрались реформаторы. Конечно, понимание Догматов различными Отцами Церкви несколько различается. Да и верующие воспринимают их по-своему, в силу разности образования и развития, разности богослужебной традиции и просто, в силу различий психологических. – Ну и что из этого?

   Надо ли подходить к единству и согласию в Церкви с принципом «всё или ничего»? Думаю, о. Вячеславу трудно ответить на этот вопрос, потому что он, по образованию, гуманитарий. А люди, сведущие в естественных науках, знают, что все законы природы выполняются статистически. – В каждом конкретном опыте имеются различные отклонения от значений, рассчитанных по формулам законов. Но, чем больше опытов мы проводим, тем ближе будет среднее значение результата к тому, которое предписано формулами. – Тут работает «Закон Больших Чисел».

    В полной мере это относится и к другим законам природы – биологическим и психическим. Мир Божий – это единая система, поэтому и законы духовные также выполняются статистически. И всему этому есть духовное, и даже богословское обоснование: Господь не нарушает свободу Своих созданий, поэтому они всегда имеют свободу выбора. На уровне физическом эта свобода проявляется как случайность. – Для такого обоснования достаточно предположить, что физические и биологические явления инспирируются деятелями психического или более примитивного – психоидного уровня.

   Поэтому получается, что хотя идеального согласия верующих и единства в каждом отдельном приходе добиться почти невозможно, но в масштабе Церкви и на протяжении веков, единство существует. И не просто существует, а является одним из важнейших факторов исторического процесса. А в каждом конкретном случае наше единение определяется нашей любовью, нашим доверием к Священному Писанию и нашим смирением – готовностью терпеть наши разногласия и различия в религиозных чувствах. – У нас есть высокая планка, на которую надо ориентироваться в стремлении к единству Церкви, сформулированная Спасителем:

 По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
Ин 13:35
В церкви, где есть любовь, есть и единство, хотя и не всегда, не автоматически. Если будем иметь любовь, то и врагов своих научимся любить, как любил врагов Христос. Ведь Он пришёл спасти всех. Потому и сказал Своим ученикам:
Любите врагов ваших Мф. 5:44

Так что в разногласиях о. Вячеслава Рубского и профессора Осипова я безоговорочно на стороне Алексея Ильича.
 
Сентябрь 2020.