В каком обществе мы живем?

Олег Виноградов 2
  Вопрос о том как соотносится нынешняя российская реальность с марксистским учением далеко не праздный. Мы живем в предельно расколотом обществе с подчеркнуто отсутствующими компенсаторами. Углубление раскола грозит сорвать нас в пропасть насилия.

  Марксизм и сегодня продолжает оставаться единственной теорией раскрывающей природу социальной несправедливости, методы ее преодоления и конечную цель борьбы.

  Не претендуя на категоричность и, тем более, фундаментальность, хочу высказать по этой теме несколько собственных соображений. Ход рассуждений потребует сравнения теории К.Маркса как с нынешней реальностью, так и с той, которая питала автора "Капитала".
 Если между ними и есть что-то безоговорочно общее, то это социальная несправедливость как принцип жизнеустройства. Причем по степени выраженности, я бы даже сказал похабству, нынешняя ушла далеко вперед.

 По данным международной консалтинговой компании "Global Weath" объем накоплений, которыми владеют сверхбогатые россияне с состоянием более 100 млн. дол. составляет 40%. Это самый большой показатель в мире. Для сравнения средний мировой составляет 12%.
 По данным Парижской школы экономики 1% богатейших граждан России получает 20% доходов всей страны. Из них половина (10%) приходится на олигархов (0,1;% населения).
 В тоже время 20,9 млн. россиян живут за чертой бедности. Их доход меньше прожиточного минимума.
 И хотя эти цифры не исчерпывают всю картину социального неблагополучия, они достаточно убедительно показывают кому на Руси жить хорошо.

 Все остальные постулаты марксизма требуют переосмысления поскольку натыкаются или на несоответствие новой реальности, или на непомерную жестокость практики воплощения. Они выведены из анализа капиталистического производства. Однако в нынешней постиндустриальной реальности производство уже не выступает ядром экономических отношений.

 Как только мы мы покидаем сферу классического капиталистического промышленного производства и перемещаемся в область сложных многоуровневых экономических связей, выходящих, как правило, за пределы национальных границ, понятия классов, прибавочной стоимости и диктатуры пролетариата волшебным образом преображаются, теряя ясность очертаний. Вместе с ними исчезает и предопределенность классовой войны на уничтожение, и неизбежность прихода бесклассового рая, который, как и все идеальное, красив, но не реален.

 А что же остается? Остается настойчивый и, судя по всему, долгий поиск гармонии социальных интересов. Он не предполагает обязательного насилия, но и не исключает его. Тут важна исходная позиция, не провозглашающая цель или я, или ты, а предлагающая поиск того, где и я, и ты можем жить вместе.

 Одним из главных тезисов теории марксизма является учение о прибавочной стоимости, возникающей на стадии капиталистического производства. Собственно на этой платформе базируется и провозглашение классовой войны и необходимость диктатуры пролетариата.
 Но давайте перестанем фетишизировать это производство, давайте снимем с него проклятие и скажем себе правду: эксплуататорская нажива возникает не в производстве, оно всего лишь создает товар. Она возникает в распределении. Именно в нем и сокрыта всякая социальная несправедливость. Учение о прибавочной стоимости не было универсальным объяснением капиталистической наживы еще в эпоху К.Маркса. Что говорить про настоящее время изобилующее ранее неизвестными экономическими категориями.

 Отменяет ли сказанное выше необходимость борьбы за социальную справедливость? Разумеется нет. Она сама прийти не может. Ее следует вести как можно более сплоченно и настойчиво, не ставя при этом цели разрушения прежнего миропорядка до основания. Тем более. что собственный опыт такого разрушения нам слишком дорого обошелся.
 
  Подведу итог:
  - Россия страна с высочайшим уровнем эксплуатации населения;
  - источник эксплуатации расположен не в сфере производства, а в распределении;
  - социальное неравенство определяется в современности не столько отношением к средствам производства, сколько неравенством возможностей. Отсюда для характеристики социальных групп более корректным выглядит термин страты.
  - борьба за социальную справедливость не предполагает разрушения общества и не обязательно связана с насилием.

   Несколько слов о природе и механизме эксплуатации российского населения.

  Наша специфика в том, что главным эксплуататором, а также гарантом сохранения эксплуатации выступает российское государство. Собственно оно и породило чудовищную по форме и жестокости эксплуатацию, сравнимую на первоначальном этапе разве что со средневековым английским законодательством. Речь идет о приватизации, в одночасье обездолившей большинство и обогатившей небольшую кучку новых собственников.
 В настоящее время формами государственной эксплуатации населения являются:
 - налоговая политика, в которой плоская шкала налогов фактически ежегодно изымает часть общего дохода у бедных, передавая его богатым. Между тем даже в социально благополучных странах ( может потому и более благополучных) применяется выравнивание доходов за счет прогрессивной шкалы налогообложения. Для примера в США налог для богатых-35%, в Германии-45%, а во Франции- 75%;
 
 - поощрение коррупции. Ее масштабы в постоянном режиме в огромных суммах разоряют бюджет, передавая то, что предназначено всем, в руки корыстных чиновников;
 
 - фискальная политика, которая за счет введения всевозможных поборов и штрафов перекладывает тяготы бюджета на плечи беднейших слоев;

 - последовательное ухудшение качества жизни за счет разрушения обычной медицины, снижения качества образования и пенсионного обеспечения.
 
 Перечисленное не отменяет традиционных форм эксплуатации со стороны собственников предприятий, компаний и банков.

 Не буду завершать эту публикацию никакими призывами. Все, что я хотел, это обрисовать окружающее так как оно видится мне.