Феномен власти и её казус

Виктор Попов 7
                I
      Президент Лукашенко в прострации.
      "Батька" не заметил как выросли его "дети". Стали самостоятельными и непослушными. Народ взбунтовался - требования сплошь политические, вовсе не экономические, которые для нас более привычны. И не скажешь про сложившуюся ситуацию, что "в семье не без урода", - протесты массовые.
      Так и хочется спросить живого классика авторитарного правления Александра Григорьевича: "Если в ряде интервью Вы именовали себя "батькой", что же за 26 лет командования не смогли воспитать достойное себе поколение"?
      Был в нашей истории "отец народов", который за 24 года своего правления немало душ положил на алтарь своей власти, но при этом многие люди оплакивали его смерть. Хотя следующее поколение записало его в списки душегубов и кровавых тиранов, однако в дальнейшем качании маятника переписывания истории нашлось ему место великого менеджера.

      Такой вот феномен власти и одновременно её казус.
      Феномен власти в том, что культ личности не возможен без потребности к поклонению идолу, а казус - в обратном, король то оказывается голым, хотя сразу это не очевидно.
      Крылатое выражение "король то - голый" говорит о неизбежности прозрения относительно ложных достоинств человека. А казус - действие, имеющее признаки правонарушения, но лишенное элементов вины и потому ненаказуемое.
      Как бы нас не понуждало библейское выражение "не сотвори себе кумира" избавляться от слепого идолопоклонства, всё-таки врождённый стадный инстинкт ведёт к поиску вожака. И раз за разом мы сами создаём феномен власти вместе с её казусом.

      Когда мы сносили памятники деятелям революции 1917 года (Сталину, Дзержинскому, Жданову) в нашем подсознании уже зарождался новый идол. Обычное дело (пора привыкнуть) -  вчерашний герой завтра будет врагом народа.
      Не пощадили мы (и не пощадим) от хулы ни одного видного руководителя своего государства, начиная от Николая II и заканчивая Ельциным.
      Демократический Запад идёт ещё дальше - сегодня оскверняются и сносятся памятники колониальному прошлому: Христофору Колумбу, королеве Виктории, бывшему королю Бельгии Леопольду II, британскому торговцу и филантропу Э.Колтону, героям гражданской войны в США. Их "преступления" там очевидны - работорговля и колониальная экспансия. Соответственно, если в монументальном искусстве сохраняется превосходство одной части демократического общества над другой, то расовая дискриминация налицо.  Участники сотворения новых идолов считают, что статуи рабовладельцев и работорговцев не должны украшать общественные пространства стран, декларирующих ценности равенства людей вне зависимости от цвета кожи.
      "Король умер - да здравствует король".
      А это крылатое выражение нам иносказательно повествует о непрерывности явлений общественной и политической жизни, которые, казалось бы, исчезнув навсегда, тут же воскресают вновь — в новой форме, сохраняя при этом свою сущность.
      Это и есть феномен власти вместе с её казусом.

                II

      В советское время, закончив ВУЗ, молодыми специалистами мы попали в цех, начальник которого любил поорать на своих подчинённых, исключая работяг (те ведь могли послать на три буквы). Иногда орал по нескольку минут, заходясь в экстазе. Когда дошла очередь до нас, то первый из нас публично отрезал: "Орите на свою жену". Учитывая реальный кадровый голод, начальник попал в непростую ситуацию. В конечном итоге всё "устаканилось" в прямом и переносном смысле - в дальнейшем даже устраивались совместные выпивки. При этом совсем орать начальник не перестал, но молодёжь не трогал. Отсюда вывод простой: власть распространяет себя ровно до того пространства, которое ей отводит вторая сторона, подчинённая власти.
      Это же самое можно наблюдать в семье. Там, где придурок-муж поколачивает жену виноваты обе стороны. Стерпится-слюбится - эта рабская психология окрыляет невротика-тирана. Вымещать свою злобу на слабом существе - это проявление казуса и феномена власти в миниатюре.

      Феномен и казус власти имеют своё происхождение от строгой иерархичности стайной структуры животного мира.
      В борьбе за выживание сильнейшей оказывалась хорошо организованная стая. И вожак должен быть самым сильным и самым мудрым. Не зря у людей ему кроме титула царя или императора ещё и добавляли эпитет "помазанник божий". Не зря у животных сильнейший определяется в ритуальных боях. (Нужно заметить, что Лукашенко такой бой проиграл несмотря на официальные результаты выборов).
      Сегодняшний человек гиперсоциален, потому что "человек разумный" всё больше становиться продуктом социума. Вне социума он жить не способен, а при деятельности даже самых маленьких группировок всегда появляются ведущий и ведомый, лидер и группа, властители умов и их ученики, властители душ и паства, артисты и зрители, судьи и подсудимые, полицейские и нарушители, надзиратели и заключённые, создатели сайтов и их подписчики.
      Другими словами: власть нас окружает на каждом шагу. На работе, кроме начальника, есть ещё неформальные лидеры; в государстве, кроме официальных функционеров, есть ещё агенты влияния; в трамвае - кондуктор, в магазине - продавец; своеобразную власть над нами имеют и наши дети, и даже тёща. Но "каждый сверчок должен знать свой шесток" - выстраивается вертикаль власти повсеместно, где есть социальные отношения. А начальник на производстве дома может оказаться подкаблучником.   

      Строгая иерархичность социальной организации диктует каждому индивиду своё понятие о справедливости. Многие считают мир несправедливым, потому что занимают в иерархической структуре не своё место. Как правило, у этих людей завышенная самооценка, и феномен их успеха часто основан на обычной наглости. Не зря есть поговорка "наглость - второе счастье". Так вот, эта наглость и образует в структуре власти её казус.
      В то же время феномен власти вместе с казусом власти образуют жизнестойкую конструкцию - в виде единства и борьбы противоположностей. Это когда иерархической наглости власти противостоит феномен здравого смысла единственного источника власти - народа, и наоборот, нарушителям закона и порядка противостоят его блюстители.
      Если ситуация развивается по сценарию "низы не хотят жить, а верхи не могут управлять" по старому, то казус власти сменится на её феномен уже на другом уровне понятий "справедливо-несправедливо" при помощи уничтожения старой власти и установления новой.
      При этом большой глупостью будет мерить новыми нравственными принципами уже отжившие своё старые отношения, постоянно сбрасывая с пьедесталов бывших кумиров. Вот как раз нужно памятники оставлять, чтобы понимать ошибки и прощать их своим предшественникам, чем безоглядно их клеймить. Казус власти потому-то и бессмертен, что наступать на одни и те же грабли проще, чем делать работу над ошибками.

      Когда в борьбе за свой кусок власти рьяные её любители свергают с пьедесталов старых идолов, то можно не сомневаться - они сделают ошибок (наломают дров) ещё больше, чем бывшие кумиры. Ведь мудрость гласит: тот, кто не уважает своих предков, не имеет будущего.
      За примерами далеко ходить не надо.
      Борис Ельцин начинал свою московскую карьеру с борьбы с привилегиями и коррупцией, продолжил демонтажем структур КПСС, а закончил дефолтом экономики и потерей власти над регионами. При этом обеспечил невиданные привилегии своей "семье".
      Уже дважды упомянутый Лукашенко А.Г. 25 мая 1991 года опубликовал в издании «Народная газета» программную статью «Диктатура: белорусский вариант?», где уличил правящую номенклатуру в стремлении к авторитарному правлению и созданию политической диктатуры. Сегодня по мнению доктора философских наук П. Л. Карабущенко, «на Западе А. Г. Лукашенко имеет неофициальный титул „Последнего диктатора Европы“».
      На наших глазах происходила и происходит метаморфоза по оценке деятельности товарища Сталина. Однако во многом похожий по стилю правитель Мао Цзэдун в Китае получил общепринятую оценку своей деятельности: 70% побед и 30% поражений. И никаких инсинуаций с феноменом и казусом власти. Только преемственность и движение вперёд. Восточная мудрость. Для Запада это дело слишком тонкое, потому что христианство заточено на принципе "кто не с нами, тот против нас", имеющим библейские корни.      

      Вот, к примеру, обыкновенный студент, как он может знать своё потенциальное место в структуре власти? Умственные способности уже проявились в учёбе, а характер может закалиться только в испытаниях, которых ещё и не было. Здесь вариант  один - метод проб и ошибок. И хорошо, если студент-ученик знаком с формулой успеха по Т. Рузвельту "делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть". Тогда ум и характер будут обеспечивать жизненный успех. Но можно, не блистая умом, родиться наглым и упрямым, тогда шансы пробиться во власть повышаются, мы же знаем, что учёных во власти не бывает - опять этот казус...
      Но можно родиться Николаем, сыном Лукашенко (казус?). Никакого стеснения везде таскать за собой "приёмника эстафеты", по выражению самого батьки. Это кому-то пусть будет стыдно, а мы люди простые, от сохи. Да, простота бывает хуже воровства, зато "крепкий орешек" нутром знает, как перехитрить семерых умников. Однако, в итоге, перехитрил самого себя.

      Огромный вред наносит обществу сложившаяся трактовка "равенства" людей. Равенство возможностей - это да, без этого равенства эволюция невозможна. Но равенство интеллектуальное, физиологическое и, как следствие, социальная уравниловка доводит людей до деградации.
      Признаки такого процесса можно наблюдать в сегодняшних демократиях: когда права человека ставятся выше его обязанностей, когда "личное" ставиться выше "общественного", когда начинает преобладать неравенство возможностей между чёрными и белыми в пользу чёрных, наконец, когда сносятся памятники Христофору Колумбу.

                III

      Саморегулируемые общества.
      Разумный и совестливый человек способен к саморегулированию. То есть, способен решать житейские проблемы помимо участия власти.
      Менее двухсот лет назад свободные от сословных и иных предрассудков американцы нашли простой закон саморегулирования - закон Кольта (фамилия изобретателя многозарядного револьвера).
      "Бог создал людей сильными и слабыми. Сэмюэл Кольт сделал их равными".  "Авраам Линкольн дал людям свободу, а полковник Кольт уравнял их шансы". Эти две гротесковые фразы свидетельствуют о извечном стремлении христиан в совершенствовании социального устройства жизни. Ведь к тому времени верующие в Бога люди не могли не задумываться, почему не работают библейские заповеди, одна из которых гласит: "Ударили по одной щеке - подставь другую".
      
      Европа тоже не дремала. Маркс вместе с Энгельсом издали Манифест, в котором все надежды возлагались на пролетариат, обеспечивающий построение бесклассового общества с общественной собственностью на средства производства.
      Если нечего терять, кроме своих цепей, то потенциально ты самый совестливый и разумный? Марксисты этим вопросом не заморачивались, потому что изначальная идея была сформулирована Карлом: "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его".
      Изменили. Однако диктатура пролетариата, как всякая диктатура, ничего не изменила в существе феномена и казуса власти. Стоит только вспомнить строки В.Маяковского из его поэмы, посвящённой идолу революции В.И.Ленину: "Я бы жизнь свою, глупея от восторга, за одно его дыхание отдал". Школьники учили наизусть, чтобы усилить феномен. Но казус остался казусом.
      
      А что же с феноменом "власти кольта"?
      Решили: надо договариваться так, чтобы не было злоупотреблений властью. Придумали разделение властей - законодательная, судебная, исполнительная. Плюс четвёртая власть, обеспечивающая гласность, -  свободные средства информации (СМИ).
      Классно!
      Объявим-ка мы, "глупея от восторга", импичмент президенту!
      Здесь очень важно - никакого феномена власти! (король голый).
      Тут же, в строчку, и "жёлтые жилеты", длительные протесты с элементами вандализма - мы им покажем, кто в доме хозяин.
      А за ними протесты и погромы под лозунгом "жизнь чёрного имеет значение".
      Да, имеет значение, но почему возникают погромы и мародёрство. Или это обратная сторона казуса власти - если король голый, то народ разнузданный.
      И возникает маленький такой вопросик: народ, как источник власти, является таким же источником мудрости?

                IV

      Одна надежда на мудрость народа, а, конкретно, на пролетариат, уже не оправдалась.
      Не соединились пролетарии всех стран в борьбе с ненавистной буржуазией! Более того, сегодня мы забыли этот термин, "пролетариат", знаем только два класса: работники и работодатели. Ах, да, ещё олигархи. Впрочем, ещё есть ещё целый отряд чиновников с одной стороны, и безработных - с другой. Забыли про интеллигенцию - есть она или нет, непонятно, "гнилая" она или здоровая - уже никто не интересуется. И, вообще, полная путаница в социальном устройстве: один и тот же человек может быть и работодателем (имеет акции предприятия), и работником, и чиновником (избран в муниципалитет), и интеллигентом.
      Поэтому сегодня, в век информационной революции, под термином "народ" можно понимать всё, что угодно. Социально пассивный "народ", избиратели, не балуют своим посещением избирательные участки. Если явка на выборы в Европарламент превышает 50%, то это уже рекорд. В США никого не удивляет явка на выборы губернаторов в пределах 30%, а судьба президента определяется не прямым голосованием, а сложной системой через партийный праймериз и выборщиков.   
      Кто выходит на акции протеста из "независимых" СМИ не поймёшь - то ли бузотёры, склочники и скандалисты (по мнению власти), то ли любители флешмоба, то ли борцы за справедливость, доведённые до кипения наглостью власть держащих. СМИ должны представить все взгляды. 
      По мнению Лукашенко во всём виноваты Telegram-каналы. Лукашенко отметил, что ни у кого нет возможности блокировать Telegram-каналы. "... даже у тех, кто всю эту паутину придумал, — американцы. Вы же видите, что там творится. И Telegram-каналы там играют ведущую роль".
      О роли СМИ высказался в своё время Наполеон: "Четыре газеты смогут причинить больше зла, чем стотысячная армия".
      К тому же остаётся по прежнему актуальной фраза Бисмарка: "Революции задумывают романтики, осуществляют фанатики, а их результатами пользуются подонки." Коррупция в верхних эшелонах власти никуда не исчезает.
      Вся эта идеологическая неразбериха на руку правящей верхушке. Легче работает принцип - разделяй и властвуй.
      Вот бы спросить эту верхушку: "Почему вам власть дороже денег?". Ну есть у вас миллион долларов (а может и больше), живите в своё удовольствие! Зачем копья ломать с капризным народом?

      Лукашенко ответил: Беларусь - любимая, а "любимую не отдают".
      Откуда и почему такая монополия на любовь?
      К тому же, Александр Григорьевич, вспомните знаменитую мысль, что любить нужно искусство в себе, а не себя в искусстве - эту сентенцию можно отнести и к любви Родине.
      А миллиардеру Трампу что надо?
      "Сделаем Америку вновь великой" - это его основной посыл.
      Уважаемый Дональд, большинство великих империй, включая СССР, рухнули до 21 века. Откуда в эпоху ядерного противостояния и мировой глобализации столь имперские замашки? Ведь вам от Евросоюза уже высказал тёзка Дональд Туск прямо: "С такими друзьями и врагов не нужно".

      "Пока суд да дело", констатировать можно одно - наличие феномена власти и наличие её казуса обеспечивает какое-то движение.

 


   
¬