Фора

Вадим Гарин
Коллаж автора. Фото 1: Дерево грецкого ореха. Начало плодоносить: мы с Федей сорвали шесть орехов. Фото 2: Федя на качелях. Фото 3: Трёхлетка и однолетка Сумаха:  Растение семейства Сумаховые, вид рода Сумах (Anacardiaceae), произрастающее в Восточной части Северной Америки, прежде всего в Юго-Восточной Канаде и на северо-востоке США. У нас прижилось и растёт прекрасно. В фармокологии используется для лечения сцставов. Фото 4 и 5: Слева на земле яблоки сорта «Мартовские»; справа яблоки разных сортов в компостной куче.


                Начался учебный год и Федя с родителями, старшей сестрой Ариной и той-терьером Арчиком переехали в город. Грустно и одиноко стало на даче, несмотря на великолепную погоду, которую подарил нам сентябрь.
                Мы любим с супругой посидеть в креслах у крыльца под навесом. Пригревает ласковое солнышко – наступило бабье лето.

                Есть в осени первоначальной
                Короткая, но дивная пора —
                Весь день стоит как бы хрустальный,
                И лучезарны вечера*…
               
                Любуемся яркими, красочными изменениями природы: жёлтые листья грецкого ореха в саду у забора (Фото 1), красные листья черёмухи и дикого винограда, стелившегося  по верху ограды, красивые оранжевые листья сумаха за беседкой (Фото 3), напоминающие крупную акацию.
                А яблони стоят зелёные. Время от времени слышится стук падающих с дерева яблок. Их собирать некому.  Мы с женой не можем задирать голову – кружится, да и съёмник с длинной ручкой нам не под силу.
                Приглашаем всех – никому не нужно! На прошлой неделе привезли мешок собранных с земли яблок во двор городской квартиры - там наши больные и калечные бабушки, как только услышали по сарафанному радио о халявных яблоках, прибежали мгновенно! За пять минут разобрали всё!  Жалко, что пропадает такой урожай (Фото 4; 5).
 

                Вдруг звонок: наши дачные соседи собрались на четыре дня за город в гости. Нам везут Федю. Вот счастье-то привалило!
 
                Федя появился с неподъёмным  рюкзаком-портфелем.
                - Столько уроков мы не сделаем, - с сомнением в голосе сказала озадаченная бабушка, - как таскаешь такое?
                - Так, - грустно ответил Федя.
 

                - Будешь есть гречневую кашу? – спросил я.
                - Не хочу.
                - Утром надо есть кашу.
                - Не хочу!
                - А что хочешь?
                - Пельмени.
                - Хорошо, сварю. Сколько штук?
                - Тридцать, если маленькие.
                - А если большие? 
                - Двадцать пять, если большие.
                - А не треснешь?
         
                Я поставил кастрюлю с водой на электроплитку, достал из морозилки кулёк с пельменями и стал отсчитывать их, бросая в миску.
                - Дедушка, - решительно прервал мои действия Федька, - ты обязательно ошибёшься. Постоянно всё забываешь. Я сам посчитаю.         
                - Считай. Бабушке прибавь семь штук – она больше не съест. 
                - А тебе?
                - Мне нельзя – там теста много. Сахар подскочит. Там одни углеводы!

                Федька, наморщив лоб, считает пельмени и всё время ошибается. Сначала выкладывает на ладошку, пересчитывает, тыкая пальцем в пельмени, потом бросает в миску.
                - Семь, десять, пятнадцать и сбивается со счёта.
                - Ты, дедушка, не смотри на меня круглыми глазами - я сильно нервничаю и сбиваюсь.
                -Хорошо, не буду. Я думал, что ты пошутил, а ты и вправду съешь всё это?
                - Запросто.

                Федя насупившись, сосредоточенно уничтожал пельмени. Он заправил их майонезом, кетчупом, перед собой поставил кружку с чаем и времени от времени прихлёбывал из неё.
                Бабушка с умилением смотрела на него.
                Федька съел двадцать восемь штук и тяжело откинулся на спинку стула.  С сомнением смотрел на последние два.
                - Ну, что слабО? – подначил его я.
                - Хватит, Феденька, хватит, - запричитала бабушка, - не дай Бог лопнешь! Животик заболит! А тебе, дед, только забавы строить… Отстань от ребёнка. Сам скоро лопнешь, жуёшь и жуёшь!
                Федька сполз со стула и улёгся на кушетке, но минут через двадцать вскочил.
                - Дедушка, давай играть в футбол.
                - Из меня футболист, Федя, поганый.
                - А ты сядешь на скамейке перед качелями и будешь отбивать мои удары.
                - Нет, Федя, пусть бабушка с тобой в футбол играет, а я лучше книжку почитаю или, хочешь, я тебе расскажу, почему яблони не каждый год плодоносят? Ты спрашивал намедни.
                - Нет, потом расскажешь. Я в футбол хочу, а бабушка тоже отказалась.
                - Ну, Федя, не футболисты мы с бабушкой.

                - Тогда давай побежим наперегонки, до сарая!
                - Ты что, Федя, издеваешься или с яблони рухнул?
                - Я от скамейки к скамейке кондыляю с палкой еле-еле, а ты…
                - Нет, ты не понял, у нас будет равное соревнование: я тебе, фору дам.

                - Какую ещё фору? 
                - Я побегу от забора, а ты от крыльца.
                - Давай?

                Тут на веранду вышла бабушка:
                -  Отбегался дед, Федя, напрочь!  Давно уж. Не дёргал бы ты его. Пусть сидит.

Примечание:
*Первое четверостишие стихотворения Ф.И. Тютчева "Есть в осени первоначальной..." 


Благодарю своего друга В. Теняева за «рихтовку» миниатюры.