Пять стадий переживания коронавируса

Ирина Пархоменка
Как известно, у любого горя или любой потери существует пять описанных психологами классических стадий: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. В зависимости от степени значимости события для человека, эти стадии могут быть разными по длительности, порой пересекающимися между собой и меняющими порядок, иногда почти незаметными и малосущественными. Но в большинстве случаев они есть, и это неоспоримый факт. Только пройдя все эти стадии, мы приходим к пониманию проблемы и, в конечном итоге, – к выздоровлению.

Однажды я поняла, что этой простой схеме подчиняется вся наша жизнь, любое мало-мальски значимое событие и даже восприятие коронавируса. Когда мир узнал о первых случаях заражения, согласитесь, многие из нас посмеивались и скептически относились к всевозможным негативным прогнозам и пугающим последствиям. Даже на тот момент, когда эпидемия достигла серьезной точки, мы все еще находились на пресловутой стадии отрицания проблемы, оправдываясь фразами “это всего лишь банальный грипп”, “не будем параноиками”, “и не такое переживали”…  Наверняка есть и определенный процент тех, кто до сих пор “застрял” на данной стадии, рискуя таким образом надолго остаться оторванным от реальности.

Когда прошел этап отрицания, я незаметно для себя ощутила вспыхнувший в душе гнев. Лично у меня он проявлялся реакциями негодования из серии “Почему в одночасье рушатся мои планы, я оказываюсь в заточении, а кто-то (например, в других странах) продолжает ходить на работу, отдыхать, общаться с друзьями? Почему это все происходит со мной? Это несправедливо!”. Признайтесь, весь у многих из вас наверняка возникали подобные мысли? Если да и вы их успешно преодолели, то поздравляю! Стадия гнева пройдена.

А дальше вас скорее всего поджидает торг. Мы не можем так просто смириться с тем, что потеряли, а поэтому надеемся изобрести какие-то магические схемы, как обхитрить судьбу и  «спасти» ситуацию, вышедшую из-под контроля. В случае с коронавирусом для меня и многих, кто потерял работу или, наоборот, рассчитывал ее начать (ведь туристический сезон не за горами!) начался этап нудных разговоров на тему “А что нам ждать летом?”. Иногда мы утешаем друг друга, делаем прогнозы, пытаемся надеяться, что хотя бы частично летний сезон удастся сделать рабочим и есть шансы “отгрызть” что-то, что несправедливо было отобрано у нас свалившимся как снег на голову проклятым коронавирусом. Это и есть торг, который выглядит просто смешным и нелепым, когда имеешь дело с чем-то иррациональным и не зависящим даже от самых лучших экономических расчетов. И здесь не бывает выгодных сделок. Просто нашему мозгу нужен этот защитный механизм, чтобы преодолеть моменты отчаяния и справиться со следующей очень сложной стадией.

Это депрессия. Кажется, в моей голове данный этап смешался с этапом торга, который я все еще безуспешно пытаюсь завершить. С одной стороны, хочется на что-то надеяться. На что-то, чего уже не может быть, потому что все бесповоротно изменилось. С другой стороны, я грущу и тоскую. По тому, что осталось в прошлом. По тем мелким радостям, которые раньше были доступны, а теперь нет (выпитый бокал вина в компании друзей, прогулки вдоль моря…), и по большим планам, которые, надо признать, “накрылись медным тазом”. И все придется начинать сначала…

Мир больше никогда не будет прежним… И я в нем не буду прежней. А поэтому впереди стадия принятия. В полной мере осознать и принять новую ситуацию. Учиться тому, как начинать жизнь с нуля в мире с коронавирусом и в мире после коронавируса. Если этот мир, конечно, останется, на что я очень надеюсь. И верю, что я на правильном пути, который с достоинством преодолею. Как и все мы. Рано или поздно.

Март 2020