Лесопилка

Евгений Боровицкий
               
    В начале июля позвонил мой сокурсник Саша Яковлев и предложил поработать с ним на лесопилке. Я, конечно, согласился. Во-первых, деньги нужны, во-вторых – Саша мой друг и отказать ему я не мог.

 Лесопилка стояла в небольшом сарайчике. Спереди и сзади к ней вели рельсы, по которым катали тележки с закрепленными на них бревнами. Заправлял всем этим хозяйством мужик лет пятидесяти. Когда он узнал, что у него будут работать только два человека, то возмутился до предела.
-Да вы что?! Надо человек пять, не меньше.
Саша – двухметровый гигант, входивший в сборную СССР по десятиборью, спокойно сказал:
-Мужик, не беспокойся, справимся.
Тот с сомнением посмотрел на меня, в то время весившего килограммов семьдесят.
-Хорошо. Но знайте, если пилы будут простаивать – завязываем с такой работой.
-Не волнуйся. Ты только покажи, что нам делать, - продолжил Саша.
-Сначала подготовьте лес для распилки, а там посмотрим.

Мы с Сашей переоделись и приступили к работе. Нам нужны были бревна, по шесть метров длинной, из которых нарезались пластины толщиной сантиметра по три. Я, как хилый и слабый, становился с тонкого конца. Ну, а когда комель попадался особенно толстый, то помогал Александру. Двуручной пилой мы обрезали верхушки, топором срубали оставшиеся сучья и тросом цепляли бревна к трактору, который свозил их к рельсам. Это было только начало.

Поселились мы километрах в трех от лесопилки в небольшой деревне. С хозяйкой договорились, что будем брать по два литра молока. С питанием нам очень повезло. Недалеко работали шефы из города со своей столовой. Мы к ним напросились столоваться за небольшую плату.

На следующий день с утра мы были уже на лесопилке. Мужик ухмыльнулся и показал нам, как укладывать на тележку бревно, как его подавать. Мы все сделали, как он учил, и работа началась. Хитрость заключалась в том, что надо было успеть подать новое бревно, когда распиленное уже выходит из-под пил лесопилки. Конечно, после первого бревна пришлось пилы остановить, чтобы подать второе, но это была первая и последняя остановка по нашей вине. Когда мы поняли, что от нас требуется, то все стали делать бегом.

 Нас спасало то, что лесопилка была, как бы открыта со всех сторон. Сарайчик представлял собой навес с воротами спереди и сзади, и мы могли носиться вокруг без помех. Один принимал бревно, второй подавал новый конец. Когда пилы вгрызались в древесину, второй бросал это бревно и несся к первому. Вдвоем мы откатывали распиленное бревно дальше. Пластины разгружали на одну сторону, а обрезки на другую. К этому времени из лесопилки уже появлялось новое распиленное бревно. Мы подкатывали тележку и укрепляли захват на бревне. Но, это еще не все. Периодически необходимо было спускаться в подпол и выносить огромный ящик с опилками наверх.

Не надо говорить, что с нас лил пот ручьями. Мы то и дело прикладывались к бутылке с водой. Эта карусель продолжалась до обеда. Потом мы шли в столовую. После обеда мы еще два часа пилили, а потом заготавливали бревна на следующий день.
 Прошло пару дней. Вечером мы еле волочили ноги, шагая к себе в деревню. Двухлитровая банка молока для нас была явно мала. В комнате, где мы ночевали, был осколок зеркала, в котором можно было увидеть часть глаза или щеки. Поэтому рассмотреть себя во всей красе я не мог, но я видел Сашу. На моих глазах он постарел лет на десять. Глаза ввалились, на щеках прорезались морщины. Недельная щетина завершала картину. Я, наверное, выглядел еще плачевнее. В столовой на нас смотрели с жалостью и состраданием. Нам начали давать по две порции. Мы говорили: «Спасибо», - и молча заглатывали пищу.

 Как-то утром, мы с Сашей шли к своей лесопилке, возвышавшейся среди разбросанных бревен. Саша сказал:
-Женя, теперь я понимаю, что такое концлагерь, каторга.
Я спросил:
-Неужели ты не работал на более тяжелой работе?
-Нет. В Сибири укладывал бетон, но там было легче.
А мужик к нам стал относиться с уважением. И как-то сказал, что тридцать лет работает на лесопилке, но такой работы не видел. Для нас это была высшая похвала из уст профессионала.

 Мы проработали неделю, но вместо обещанных двадцати пяти рублей в день на человека, нам пока вообще ничего не заплатили. И когда смогут заплатить, оставалось неясным. Мы решили уехать. Зашли попрощаться с мужиком. Он расстроился, долго тряс нам руки и удивленно качал головой. И в это время на лесопилку привезли двоих новых работников. Они были хилые, даже по сравнению со мной. Я искренне пожалел их, но злорадно подумал: «Пусть с наше хлебнут». Саша, вдруг, предлагает:
-Женя, надо бы помочь ребятам. Показать, как работать.
Я задохнулся от негодования. Но пришлось согласиться. Мы переоделись и часа два ворочали с новыми работниками бревна, показывая им как работать быстро и экономно.

Через неделю я ехал к Саше со своей будущей супругой. Накануне он позвонил и сказал, что нам за работу на лесопилке заплатили всего по пятьдесят рублей. Немного, я рассчитывал на большее, но что есть, тем и надо довольствоваться. По дороге я разругался со своей подругой. Сашу она уже видела, я по сравнению с ним – пигмей, и мне просто не понравилось ее настроение. Я банально приревновал ее. Перед самым домом я что-то резкое сказал, она психанула, развернулась и пошла на остановку.

«Ничего, постоишь, успокоишься», - подумал я и побежал к Сашкиному подъезду. Я торопился, рассчитывая, что моя девушка дождется меня. Так и получилось. Подхожу я, минут через десять, к автобусной остановке и вижу ее расстроенную и очень испуганную.
-Что случилось?!
Она сначала ничего не говорила, но потом указала на мужика и сказала, что он приставал и хотел увезти ее в гостиницу.

 Мужчина был чуть ниже меня, в два раза шире и десять раз нерусский. Я был уже на взводе. Подошел к нему и спросил, чего он хамит девушкам? Он дерзко мне стал что-то отвечать, но в этот момент я увидел, что моя подруга уходит от остановки.
-Ладно, - сказал я и сделал шаг за ней.
-Нет, к мужчинам приставать! Так не пойдет, - и этот кретин левой рукой схватил меня за рукав куртки.

 Он был очень здоровый и очень наглый. Ну, что ж, сам напросился, я развернул плечо вправо, вырвал руку, и коротко, боковым послал кулак ему в челюсть. Этот малый, как в замедленной съемке ровненько лег затылком на асфальт, поднимает голову, а она не держится, падает опять. Народ шарахнулся в стороны.

«Пора уходить», - мелькнула мысль. Я побежал за своей девушкой, взял ее за локоть:
-А, теперь бежим! – сказал я, снимая куртку.
Мы оглянулись, но у киоска торчали только подметки, мужик еще отдыхал.

Легкая пробежка до следующей остановки примирила нас. Я ее больше не ревновал, а она не злилась на меня, а может подумала, что не стоит попадаться мне под горячую руку.