Методом Шаталова

Изабелла Глиноецкая
Из интернета: "Виктор Фёдорович Шаталов (1927) - российский и украинский педагог- новатор.

С1982 г. В. Ф. Шаталов — доцент Института последипломного образования в Донецке, с 1985 г. — научный сотрудник АПН СССР. Заслуженный учитель Укр.ССР (1987). Народный учитель СССР (1990). Почётный доктор академии педагогических наук Украины.

Разработал систему обучения с использованием опорных сигналов — взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом."

Вернувшись из Донецка (осень 1973 г.), я обратилась за помощью к Карпенко Федору Федоровичу, завучу школы. Без его поддержки нечего было и думать о работе новым методом. Во-первых, нужны были сдвоенные уроки по математике, во-вторых – увеличение площади классной доски. Большим плюсом было то, что ученики 10-го класса попросили, чтобы я у них вела математику, таким образом можно было рассчитывать на согласие с их стороны – учиться по-новому.
 
Подумали мы с Федором Федоровичем, поразмышляли и решили, что надо  попробовать – хуже не будет. Какие-то листы с опорными сигналами я успела переписать у Стеллы, что не успела – рисовала сама. Немаловажно было и то, что этот учебный год был последним, когда действовала старая программа. Беседуя в Донецке с Виктором Федоровичем, я посвятила его в свои планы по поводу выпускного 10-го класса. Он ответил на мои вопросы и пожелал успеха. Ещё тогда я поняла – его метод надо применять целиком, иначе такой успех, как у него, может не получиться.
 
Кроме 10-го класса у меня было два седьмых, которые я вела с четвертого. У них я вводила кое-какие элементы метода Шаталова, а главное, давала домашние задания по возможностям учащихся. В 10-ом программу (теорию) прошли за полгода, второе полугодие – упражнения, решение задач, самостоятельные, контрольные, зачеты и экзамены. Огромная индивидуальная работа.

Конечно, много решал тот, кто думал учиться дальше. Одна из учениц (Л. Ч.) сдавала тетрадь с 20-40 решенными задачами, иногда сидели вдвоем над задачками из журнала «Квант». Она поступила на Физтех в Ленинграде, по окончании его защищала диссертацию в Москве. Тогда я получила от неё благодарственный отзыв о том единственном одногодичном нашем опыте. Метод Шаталова помог ей учиться.

Один из десятиклассников поделился своими чувствами после экзамена по геометрии: «Мне казалось, что все теоремы в голове перепутались, а когда вытащил билет – все картинки встали перед глазами и ваш голос услышал…» Многое с 10-м получилось, но один год – это так мало! Мы не афишировали этот мой эксперимент, чтобы никто из вышестоящих начальников не помешал.

Однако, у меня прибавилось смелости в поисках новых форм работы. В какой-то момент я поняла, что больше всего надо заботиться о том, как организовать детей на уроке, чтобы все работали. В тех же 7-ых классах я провела практикум по геометрии, который состоял из нескольких работ: 1) определение высоты дерева; 2) вычисление площади пятиугольного участка; 3) вычисление расстояния до недоступной точки.

Работали на пришкольном участке, в парке, на берегу реки Нальчик. Хлопоты по организации этих занятий были вознаграждены неподдельной заинтересованностью ребят во время работы.

Каждый класс я разбила на группы по 5-6 человек во главе с бригадиром, хорошо успевающим по математике. Каждая группа готовила себе необходимые инструменты  для работы на местности. Замеры в группах производил каждый, их заносили в таблицу, потом вычисляли среднее арифметическое. По завершении всех работ на местности шли в класс, работали по группам: считали, оформляли.

Работы сдавали мне, отвечая на контрольные вопросы. Бригадиры консультировали тех, кто в этом нуждался. В классе царила атмосфера дружной совместной работы: никого не надо было понуждать, некому было делать замечания. Дети сотрудничали между собой. Прекрасные мгновения!

Возможно, этот образ, работающего по группам класса, помог мне спустя 5 лет при работе с другими 7-ми классами.

 А У ШАТАЛОВА!?
Из публикации о Викторе Федоровиче и его методе:
      "Практикуются оригинальные формы взаимопроверки учащихся, в том числе в интересах увеличения времени для решения задач высокой сложности и развития продуктивного мышления.
       Традиционные экзамены заменены работами по «листам группового контроля» и так называемыми релейными, выявляющими результат самостоятельной деятельности над всеми видами заданий.
       Устранению дидактических противоречий способствует принцип бесконфликтности учебной ситуации, то есть создание при участии родителей школьников для занятий соответствующих условий.

Строго определенная организация учебного процесса, которую можно назвать алгоритмом учебной деятельности. Академик В.В. Давыдов оценил ее как возможность достаточно жесткого и поэтапного управления познавательной деятельностью самих школьников. Каждой теме учебного предмета Шаталов присваивал номер, который знали все учащиеся. Порядок изучения каждой темы, то есть поэтапного управления, был всегда один и тот же. Cохранялась строгая последовательность этапов изучения новой темы (это, по сути, и есть алгоритм):

сжатое изложение учебного материала (учителем)по опорным плакатам;

изучение листов с опорными сигналами (уменьшенные копии опорных листов);

работа с учебником и листом опорных сигналов, в домашних условиях;

письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке;
 
ответ у доски или прослушивание устных ответов товарищей.

По Шаталову учебный материал изучается укрупненными единицами. Он полагает, что так учащиеся видят целостную картину изучаемого, а не только его фрагмент. Успех усвоения большой темы достигается быстрым темпом изучения и путем многократного вариативного повторения. К примеру, в учебном материале по математике изучаются основные понятия и связи между ними» Второстепенный материал не дается. Довод: практически ученикам знать доказательства не обязательно, тем более, что одна и та же теорема вывод одной и той же формулы имеют много вариантов.

В результате удается сократить время, необходимое для изучения к усвоения программного учебного предмета. Это "высвободившееся время" используется для опережающего обучения. На занятиях по какой-либо теме заглядывают в темы предстоящие. В конечном итоге опережение, например по математике, достигает целого года: курс, рассчитанный на три учебных года, учащиеся с успехом усваивают за два. Практику В.Ф. Шаталова о необязательности заучивания доказательств психолог Д.М. Фридман находит неубедительной, спорной. Психолог З.И. Калмыкова ту же практику педагога-новатора оправдывает."

В студию программы "Наблюдатель" пригласили для беседы Виктора Федоровича Шаталова и Шалву Александровича Амонашвили. Посмотрите, пожалуйста! Вы всё поймёте. У меня нет слов.