Прощание славянки

Владимир Лядев
                « Прощание  славянки».         

Обидно, и досадно очень,
Сжимает горло  липкий ком…
Через окно мне машет осень,
Прощаясь, сереньким платком.
                (Евгений Фёдоров).

Дорогой мой читатель! Ты, держащий в руках эту публикацию, можешь быть мужчиной  или женщиной, пожилым или юным, имеющим уже опыт трудовой деятельности или только начинающим её. Но в какой бы «весовой категории» ты не пребывал, рано или поздно приходит время, когда необходимо прекращать свою активную трудовую деятельность и уходить на так называемый «заслуженный  отдых». Поверь, для большой массы людей этот период не так прост, как кажется на первый взгляд. Не каждый сумеет найти себя в этом мире «заслуженного отдыха». Есть такое научное понятие, как  «динамический стереотип». Это  когда человек, привыкший  тянуть трудовую «лямку» из года в год, вдруг обнаруживает свою ненужность, не может заполнить «вакуум» внезапно образовавшийся в его «новой» жизни, и его тогда начинают одолевать болезни  физического, а более всего морального плана. Такие люди рано, очень рано, после ухода на пенсию, уходят из жизни совсем. Особенно мужчины. Вспомните сколько их ушло из жизни спившихся, морально сломленных после крушения Союза и становления рыночных отношений в многострадальной России.
Уверяю , что любого из вас не минует стезя перехода от активной ежедневной трудовой деятельности к старости. Не миновало это событие и меня, автора этой статьи. А написать её подвигнул меня просмотр затерянного  на полке видеоролика, на котором записано было памятное событие:   моё последнее выступление перед коллективом школы в качестве директора. Возможно, одни скажут, что это сугубо личное, возможно другие, прошедшие такую же стезю, будут со мною сопереживать, возможно, те, кто тонко понимает, что это будет и с ними, призадумаются.
Итак, дословно, как было на самом деле…
                Ну, что уважаемые друзья! Я очевидно отношусь к той благодатной категории людей , о которой говорят: «Где родился, там и пригодился». Потому что в 1966 году закончил свою родную Маньковскую среднюю школу, в 1986 году назначен в качестве  руководителя этой школы приказом Зав. РОО Семененко Александра Александровича и  двадцать пять лет стоял у руля этой школы. Много чего  за это время было, но пережить всё это мне помогали мои наставники , Учителя  учителей , прекрасные педагоги, творцы человеческих душ. Первый учитель, о котором  я с великим удовольствием вспоминаю и благодаря которому я стал сам педагогом, это Изотов Евгений Иванович -  директор Михайлово-Александровской  средней школы. Затем Семененко Александр Александрович – старший, которого я считаю своим наставником и Учителем с периода моей работы в режимной  специализированной школе.  С благодарностью и чувством душевной теплоты всегда о нём вспоминаю.  С большой любовью вспоминаю и о моём наставнике Александре Григорьевне Колычевой.  Благодарю   и вас, мои коллеги, за то, что вы меня 25 лет терпели, позволяли вами руководить. Особые слова благодарности хочу сказать сейчас, глядя в лицо вам, моим коллегам,  Светлане Ивановне Кравцовой и  Сергею Геннадьевичу Тараненко. И, знаете, почему я их выделил? Потому что, во время руководства школой , мне не хватало того, что в них есть. Это люди, не просто обладающие совершенством в своей профессии , у них есть то, чего, к сожалению, у меня никогда не было. Это такая врождённая интеллигентность , которая  не воспитывается в человеке , а передаётся только с молоком матери, передаётся на генном уровне. И я смотрел на них и всегда думал: «Боже мой! Вот именно такими должны быть педагоги, не только знающими своё дело, но и, как говориться, «Богом поцелованными»». А вам всем дорогие мои коллеги, я благодарен  за то, что вы относились ко мне с чувством  доверия и теплоты . Я чувствовал эту вашу теплоту, любил вас. А когда приходил на работу и встречал ваши глаза, я видел в них  любовь ко мне, и мне было очень комфортно с вами и хотелось в таком коллективе творить и творить.
Двадцать пять лет вёл я школьный « корабль». Всё было : и штормы и рифы. Я думаю, что штурвал передал в надёжные руки  и у корабля будет «семь футов под килем», чтобы обойти те подводные камни, которыми наполнено «житейское море» педагогических  коллизий.
А вообще, как любой живой человек , подойдя к возрасту 60 –лет,( когда вы провожали меня на «заслуженный отдых») я, конечно, внутренне переживал. Думал: «Ну как это так? Это всё, предел!». Это состояние напоминало мне ситуацию, что, мол, бежал, бежал, а потом споткнулся и упал. Все ушли вперёд, а я  до конца дистанции так и не дошёл.                Стихи, которые я сейчас прочту, образно воспроизведут Вам это состояние:
Я поле жизни перешёл
И отдохнуть присел.
Там тихо одуванчик цвёл
И жаворонок пел.
И мне так было хорошо
Что я забыл почти,
Что поле жизни перешёл
И дальше нет пути.

И вот это  чувство - «нет пути», два с половиной года мучало меня, пока не почувствовал, что нет, на этом этапе жизни всё не заканчивается.  Что есть другая жизнь в которой  можно и нужно ещё работать, только уменьшив нагрузку . Поэтому выбор который был сделан мною, был осознанный. Мне кажется, что этот выбор был ещё и своевременным. По крайней мере на новой должности социального педагога можно ещё оказывать помощь и советом, и делом новому руководителю .  Поэтому я не бросил работу, остался  с вами потому, что понимаю: чисто психологически будет сложно и опасно резко прервать  трудовую деятельность.
Ну и в заключение скажу вам, что любой человек, подходя к такой черте по возрасту как я, конечно же, думает: « А что я полезного сделал, чего заслуживаю?                А был ли я прав или неправ ?  А может быть где-то и когда -то не так и не то сделал?».                Лет десять назад , когда жив был мой старший сын Юрий, я был у него в городе Уренгое, и он познакомил меня с местным поэтом. Тот подарил мне стихи, которые стали моим кредо, кредо моей жизни. Вот сейчас, прочтя эти стихи, я сделаю  для вас «срез», срез того, что у меня в душе в настоящий период.

Заварю себе полыни, затушу огонь души.
Я хочу покоя ныне, даже мышь не зашурши!
Намотался я по свету, навидался я всего
И теперь покоя нету мышцам сердца моего.
Много я добра посеял? Глубоко ли зло зарыл?
Может по - овечьи блеял? Или же по-волчьи выл?
Может я кого обидел, ненароком, невзначай.
И чужой беды не видел… Остывает в чашке чай.
Как же так, ещё не старый, а в душе за сотню лет.
Собирал всю жизнь нектар я, только в кадке мёда нет.
Не «растрынькал» и не пропил, по чужим раздал столам.
Ничего , ещё накопим…  накопив,  опять отдам.                Много я добра посеял? Глубоко ли зло зарыл?
Может по - овечьи блеял? Или же по-волчьи выл?
Может я кого обидел, ненароком , невзначай.
И чужой беды не видел… Остывает в чашке чай.

Друзья мои, вот этими стихами я передал вам своё внутреннее состояние, которое владеет мною сейчас, когда как часовой, сдаю свой пост следующей  смене. Спасибо вам за совместную нашу работу, внимание и, надеюсь, за понимание.

P.S.
Из личного опыта. Предвидишь такие же события в своей жизни, заранее готов  «запасной аэродром».  Думай чем будешь заниматься дальше и готовь  этому почву.

                Лядев В.А.