История Турции часть 12

Николай Мринский
Были сданы на откуп переправы через Дунай, таможни в Стамбуле, Галлиполи, Салониках, Софии, Филиппополе, Адрианополе и других городах. Маяки в Стамбуле (арендатор, взявший на откуп маячный сбор, вносил в казну 200 тыс. золотых венецианских дукатов в год). Весовой сбор (например, в 1478 г. некий Муслихеддин был обязан внести в казну за откуп весового сбора в Стамбуле, Бурсе, Амасье, Токате и Кастамону 1926 тыс. акче). Право взимания гос. доходов уступалось откупщику обычно на 3 года, но часто бывало, что откупщик вносил сразу всю требуемую сумму и становился пожизненным обладателем откупа (назывался маликяне). Среди откупщиков гос. доходов преобладали греки и евреи. Жизнь городов и сёл в Османской империи часто нарушалась эпидемиями чумы, которые уносили много жертв. Так, например в 1466 г. в Стамбуле ежедневно хоронили 600 чел., не хватало даже могильщиков. Султан Мехмед II, возвратившийся из похода в Албанию, вынужден был спасаться в горах Македонии.
 
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И АРМИЯ

Летом 1475 г. чума вновь свирепствовала в столице. Весь двор укрылся в палатках в балканских горах, ожидая наступления холодов и прекращения эпидемии. Чума приносила с собой голод и нужду. Во второй половине XV в., когда турецкий феодализм вступил в свою развитую стадию, четко определились основные классы в Турции и формы государства. Господствующий феодальный класс состоял из трёх основных слоев: военного, служилого и духовного. Султан (другие его титулы - хан, хакан, падишах, хюнкяр) был абсолютным монархом. Он возглавлял «феодалов меча», был главой светской власти и духовным главой всех мусульман-суннитов, живших в пределах его государства. В качестве духовного главы он именовался «эмир правоверных». Султан рассматривался прежде всего, как главнокомандующий «исламского воинства», призванного вести «священную войну с неверными», покорить их, завоевать их земли.

В связи с этой воинственной идеологией характерен обряд, совершавшийся при вступлении султана на престол. После завоевания Константинополя обряд коронации соответствовал европейскому. Новый глава государства отправлялся в мечеть Эйюба, в пригороде Константинополя на берегу Золотого Рога, и там совершался обряд опоясания султана «святым мечом». На обратном пути во дворец султан проходил мимо янычарских казарм, где командир одной из рот янычарских стрелков из лука преподносил ему чашу шербета. Выпив шербет и наполнив чашу золотыми монетами, султан произносил традиционную фразу - «Мы вновь встретимся в стране Золотого яблока». Это означало обещание скорого похода на запад для завоевания новых христианских земель, носивших у турок аллегорическое название «Золотое яблоко». Во второй половине XV в. «феодалы меча» были в полной силе и составляли опору государства. Страна была разделена на два крупных наместничества - бейлербейства: Анатолийское (Малая Азия) и Румелийское (европейские владения). Во главе каждого из них находился крупнейший феодал - бейлербей (бей беев), в руках которого была сосредоточена административная и военная власть в пределах его бейлербейства. Румелийскому бейлербейству придавалось тогда большее значение и он был выше рангом анатолийского. Каждое бейлербейство было разделено на санджакбейства с санджакбеем во главе (санджак - знамя). При Мехмеде П было 20 санджакбейств в Малой Азии и 28 - в Европе. Количество санджакбейств часто менялось.

Санджакбей в пределах подчиненной ему территории имел такую же власть, что и бейлербей. Под знамя санджакбея стекались и под его командой выступали в поход феодалы (тимариоты и займы). К основным правительственным органам в рассматриваемое время принадлежали четыре управления; великого везира, кадиаскера, дефтердара и нишанджи, главы которых составляли опору султана и государства. Великий везир считался заместителем султана, как бы премьер-министром его правительства. В качестве знака своей власти он имел гос. печать. Приказ султана о сдаче печати другому лицу означал отставку. Управление великого везира выполняло как военные, так и политические функции. Великому везиру подчинялись везиры - главы остальных трех названных управлений, бейлербей и санджакбеи. Управление кадиаскера, т. е. главного войскового судьи, ведало юстицией и просвещением, руководствуясь законами ислама; поэтому оно было одновременно и духовным ведомством. Тем самым ещё больше подчеркивался теократический характер турецкого государства. Кадиаскерами они назывались не потому, что распространяли свою деятельность только на войско, а потому, что все мусульмане рассматривались как борцы, воины за веру. Кадиаскер и его управление выполняли свои функции при помощи большого числа кадиев (судей) в центре и на местах. До 1480 г. в Турции был один кадиаскер; в этом году были образованы два управления кадиаскеров - анатолийского и румелийского.

Кадиаскеры были подчинены высшему духовному лицу в государстве - главному муфтию, или шейх уль-исламу. Управление дефтердара ведало финансами государства. Управление нишандж ведало разработкой и изданием светских законов-канунов (от греков). Нишанджи визировал указы султана от его имени и изображал на них султанскую монограмму - тугру. Без неё указ не имел законной силы. Тугра содержала имя царствовавшего султана, имя его отца и слова - «всегда победитель». До середины XVII в. это управление ведало также связями с другими государствами. При Мехмеде II три управления получили право издавать от имени султана указы с тугрой: великого везира (указы светского характера), главного дефтердара (по финансовым вопросам) и кадиаскера (по духовным делам и делам, разрешаемым по нормам шариата). Великий везир, руководители названных выше управлений н другие сановники, определённые законом, составляли совещательный совет при султане - Диван. Первые места в нём занимали «четыре столпа». Сановники государства (айян-и девлет), служилые феодалы, получавшие от государства на время своей службы огромные земельные владения, во второй половине XV в. выросли в большую политическую силу, которая со временем все более увеличивалась. В основном они комплектовались из среды крупных светских и духовных феодалов. Но нередко бывало, что высоких постов, включая и пост великого везира, достигали выходцы из низов, в том числе и из христиан, принявших ислам.

Турция не знала законом оформленного дворянства, и поэтому здесь не придавалось такого значения происхождению и родовитости, как на Западе. Тем не менее положению сановника, его рангу придавалось большое значение. Закон Мехмеда И 1477 г. строго определял место того или иного крупного сановника в служебной иерархии: кто за кем должен следовать, какой ранг нужно было носить, чтобы занять тот или иной высокий пост, какое содержание и какие знаки различия присвоены каждому посту и т. д. Великому везиру было положено содержание в 2600 тыс. акче, в качестве знака ранга пять пучков волос из конского хвоста (бунчук), которые носили перед ним на древке (отзвук кочевого быта). Содержание кадиаскеров и дефтердаров было установлено в размере 600 тыс. акче каждому, нишанджи - 400 тыс. акче и т. д. Были разработаны специальные формулы обращения к сановникам и чем выше были занимаемые посты тех, кому они адресованы, тем длиннее и высокопарнее было само обращение. Даже отношение к казнённым зависело от их положения при жизни. Обычно головы казнённых в Стамбуле выставлялись напоказ у стен султанского дворца. Но голова трехбунчужного везира должна была быть уложена на серебряное блюдо, поставленное на мраморную колонну и выставлена у средних ворот дворца. Для головы казнённого однобунчужного сановника полагались лишь деревянная тарелка и место у первых ворот дворца, а головы простых чиновников уже просто клали на землю. Большое и всё возрастающее влияние приобретали духовные феодалы в лице высших представителей мусульманского духовенства - улемов.

К ним принадлежали кадии, муфтии - богословы и знатоки духовного законодательства, преподаватели духовных училищ при мечетях - мюдеррисы. При султане Мехмеде II была установлена строгая система рангов среди духовенства. Высшую ступень в ней занимали оба кадиаскера и главный муфтий, или шейх уль-ислам, как он начал именоваться с 70-х годов XV в. (но лишь с конца XVII в. это название стало наиболее распространённым). Кадии выполняли административные функции, судебные - на основе шариата по различным гражданским, и уголовным делам, взимали сборы с населения при разрешении судебных дел. Они получали установленное содержание. Более значимыми среди кадиев считались столичные, т. е. кадии Бурсы, Эдирне и Стамбула. Их доход был равен 500 акче в день. К высшему духовенству принадлежали муфтии, которые разрешали различные богословские и законоведческие коллизии на основе требований корана и шариата. Их решения назывались фетвами. Даже важные решения султанов должны были санкционированы фетвой главного муфтия. Большое влияние на гoc. дeлa всё более приобретали руководители (шейхи) дервишских орденов, особенно таких, как халвети, мевлеви, бекташи. Последний был тесно связан с янычарским войском. Дервиши толпами сопровождали турецкие войска в их захватнических походах, воодушевляли их на подвиги, разжигали в них фанатизм и ненависть к «гяурам» и сами нередко принимали участие в сражениях.

Продолжение следует в части  13                http://proza.ru/2020/10/05/154