6. 10 Закон троичности по Пифагору

Лариса Болотова
                В чём заключается закон троичности по Пифагору?

                Из книги «Великие Посвящённые»  Эдуарда Шюре:

 (стр.257) «Монада изображает сущность Бога. Диада – его производительное свойство. Последнее вызывает к жизни вселенную, это – видимое раскрывает Бога в пространстве и во времени».

                Как это прочувствовать? Представьте водный океан и волны на нём, которые создаёт ветер. Имеем вода, как материя (пространство); ветер, как дух (движение или время); волны, как Проявленная вселенная.

«Проявленный мир – тройствен, ибо, как человек состоит из трёх различных элементов, сплавленных вместе, из тела, души и духа, так же и вселенная делится на три концентрические сферы: мир естественный, мир человеческий и мир божественный. Таким образом, Триада или закон троичности есть образующий закон вещей и истинный ключ жизни. Ибо он снова и снова встречается на всех ступенях лестницы жизни, начиная с органической клетки, он проходит через физический строй животного тела, через всю деятельность кровеносных сосудов и спинно-мозговой системы, до сверх-физической организации человека, вселенной и самого Бога включительно.

Ключ этот раскрывает, как бы по волшебству, перед изумлённым разумом внутреннее строение вселенной; он же указывает  и на безконечные соотношения между макрокосмом и микрокосмом. Закон этот действует подобно свету, который, проходя через предметы, делает их прозрачными и заставляет все миры, и малые и великие, светиться подобно волшебным фонарям.

Пифагор признавал, что человеческий дух в своей безсмертной, невидимой и абсолютной-деятельной природе, происходит от Бога. Ибо дух есть то, что двигается само по себе. Пифагор называл тело – его смертной, делимой и пассивной частью. Он полагал, что мы называем душой, тесно связанно с духом, но состоит из третьего посредствующего элемента, который происходит от космического флюида; поэтому душа подобна эфирному телу, которое дух ткёт и образует для себя сам. Без этого эфирного тела материальное тело не могло бы развивать живых сил и было бы инертной массой без жизни.

Душа обладает формой, сходной с телом, которое она оживляет, переживая его после смерти и распадения. Она становится тогда – по выражению Пифагора и Платона – легкой колесницей, которая увлекает дух в божественные сферы, или же низвергает его в мрачные области материи, смотря по её свойствам, хорошим или дурным.

Организация и эволюция человека повторяются на всех ступенях жизни и во всех сферах бытия. Подобно тому, как человеческая Психея бьётся между духом, который её привлекает и телом, которое её задерживает, так и всё человечество развивается между миром естественным и животным, в котором оно погружено своими земными корнями, и божественным миром чистых духов, где скрывается истинный источник, к которому оно и стремится подняться.

И то, что происходит в человеке, повторяется и на всех планетах и во всех солнечных системах, лишь в различных соотношениях и в постоянно возобновляющихся различных видах.

Приподнимая покров за покровом и измеряя свойства самого Бога, мы увидим в нём Диаду, и Триаду, которые облекаются в неисповедимые глубины Монады, подобно звёздам, возникающим в безднах безконечности.

Все великие создатели религий знали этот закон, все теософы предчувствовали его. Оракул Зороастра говорит:

 «Число три царствует повсюду во вселенной,

Монада же есть начало его»».

                Деление клетки – диада? Две разные клетки создают третью – триада?

«Великая заслуга Пифагора состояла в том, что он формулировал этот закон с ясностью греческого гения. Он сделал из него центр теогонии и основу всех наук.

Подобно тому, как мировая троичность сосредоточивается  в единстве Бога, так и человеческая троичность сосредоточивается в самосознании и воле, в которых все способности тела, души и духа сливаются в одном живом единстве.

Человеческая и божественная троичность, заключённая в Монаде, образует священную Тетраду. (Печать Соломона?)

Но человек осуществляет своё единство лишь условным образом. Ибо его воля, влияющая на всё его существо, не может действовать одновременно и совершенно во всех его трёх проводниках, то есть в инстинкте, в душе и в интеллекте.

Вселенная и сам Бог представляют ему поочерёдно и последовательно отражёнными в этих трёх зеркалах. Во-первых, видимый через инстинкт и через калейдоскоп чувств Бог многообразен и безконечен, как его проявления; отсюда – политеизм, в котором число богов неограниченно. Во-вторых, отражённый в разумной душе, Бог – двойственен, то есть состоит из духа и материи; отсюда дуализм Зороастра, Манихеев и некоторых других религий. В-третьих, отражённый в чистом Разуме, Бог – тройствен, то есть является духом, душой и телом во всех проявлениях вселенной; отсюда культ Троицы в Индии (Брама, Вишну, Шива) и Святой Троицы в христианстве (Отец, Сын и Святой Дух).

И наконец, познанный волею, в которой сливается всё, Бог является Единым и отсюда исходит герметический монотеизм Моисея во всей своей строгости. Здесь нет уже олицетворения, нет воплощения. Здесь мы выходим из пределов видимой вселенной и вступаем в царство Абсолюта. Предвечный царствует один над миром, обращённым в прах.

Различие религий происходит от того, что человек постигает Бога лишь через призму своего собственного существа, условного и конечного, тогда как Бог неустанно осуществляет единство трёх миров в общей гармонии вселенной.

Это уже само по себе указывает на магическое значение Тетраграмы в порядке идей. В ней заключены не только основы наук, закон существ и способ их эволюции, но и источник различных религий и их верховного единства. В ней скрывался действительно всеобщий ключ. Отсюда – энтузиазм, с которым Лизис говорит  о ней в Золотых стихах и в этом можно видеть причину, посему пифагорейцы клялись великим символом:

«Клянусь тем, который запечатлел в наших сердцах

Священную Тетраду, величавый и чистый символ,

Источник Природы и образец Богов».

Пифагор шёл ещё дальше в своём учении чисел. В каждом из них он определял тот или другой принцип, тот или другой закон, ту или другую активную силу вселенной. Он говорил, что главные основы содержатся в четырёх первых числах, ибо складывая или перемножая их между собой, можно найти и все остальные числа.

Точно также и безконечное разнообразие существ, образующих вселенную, происходит из сочетания трех первичных сил: материи, души и духа, под творческим импульсом божественного единства, которое их смешивает и дифференцирует, сосредотачивает и даёт силу им.

Вместе с другими учителями эзотерической науки, Пифагор придавал большую важность числам семи и десяти. Состоя из трёх и четырёх, семь означает соединение человека с божеством: это число адептов, великих посвящённых и так как оно выражает полное осуществление всего, проходящего через семь ступеней, - оно является изображением закона эволюции. Число десять, образуемое из сложения первых четырёх чисел и заключающее в себе число семь, есть совершенное число, ибо оно выражает собою все начала Божества, сперва развивавшиеся, а затем – слившееся в новом единстве».

                Получается, что Единство изменяемо?

«Заканчивая преподавание своей теогонии, Пифагор показывал своим ученикам девять Муз, олицетворявших науки, сгруппированные по три вместе, - Муз соответствующих тройной тричности, проявленной в девяти мирах и образующих вместе с Вестой, хранительницей первичного Огня, священную Декаду».