Любовь откладывается
Потолок в квартире моего последнего этажа время от времени протекал и раньше. Где-нибудь в уголке. Создавал ощущение легкой романтики. Но после разгрома Дома Советов он превратился в настоящее наказание. Дело в том, что в октябре 93 года не только министерскую хоромину превратили в гигантское черно-белое домино, но под горячую руку задели и пару домов поблизости, в том числе наш ампир - в граните, пилястрах и арках. И теперь при любом дожде вода с пробитой кровли собиралась на чердаке, оттуда текла в квартиру.
Для меня этот сюжет шел параллельно бесконечной коммунальной мороке.
Тазы, корыта, кастрюли
Полиэтиленовые пленки
Передвигание мебели
Мокрые книги и рукописи…
Постоянные звонки, разговоры с диспетчерами
Приходы-уходы
техников-смотрителей, дворников, прорабов, инженеров, инспекторов, кровельщиков, другой озадаченной публики.
И в хорошие времена меня доставала любая помеха, уводящая от занятий - всех этих артефактов, комбинаторик, образов, текстов да просто от тупого сидения за столом. Сейчас же... Никакая лексика не способна выразить мое состояние.
А чердак, ход на который был перекрыт решеткой, продолжал оставаться на огромном амбарном замке, охранительная бумажка с грозной круглой печатью его облипать, потолок медленно набухать, осыпаться, распространять запах известки. За ним и обои обвислыми парусами оголять выбоины от пуль. Сам вид их на штукатурке, проклеенный красной узенькой лентой, пускал мысли по баллистической траектории к пригорку на Пресне, где за Горбатым мостом пули косили прицельней. Там и теперь много красного цвета. Даже в линялых ленточках, повязанных на кустах, которые стали деревьями. Вроде 170 цифру назвали: - защитников СССР, что не поднялись с земли. Вряд ли цифра верна. На стадионе, куда их перетащили, тел было больше. Это, конечно, на глаз. Стадион как зона конечной определенности, где тело просто тело, а не образ дистанции, финиша и успеха, - зрелище не из приятных, как и кровавый сток у стены. Груда плоти, наваленной одна на другую. Позднее вид этой груды дополнил всеобщую патологию века, а тогда значился как победа. И над всем этим – понурый флаг с потертыми символами, чужой даже вырубленным гранитным героям 1905 года на монументе с зашлифованной надписью: «Мы отомстим».
А дождь шел и шел.
Надеяться можно было только на смену погоды. А пока я спасалась на кухне, там не текло даже из кранов.
Как синоним подсознания вода нашла отражение в моей прозе, как фотогеничная субстанция – в снимках. И то, и другое было в компьютере и воздействию влаги не подлежало. Каждое утро я включала его и занималась своим новым рассказом. Вернее так. Я собирала слова, которые не размывали бы точность высказывания. Слова, которым дух времени не навязывал попутные смыслы, не относил в сторону свалки. Мне казалось, что я складываю вербальный маленький стоунхэндж, где в единице речи обнаружат себя приметы эпохи, которая, сломя голову, отказалась от героического. От «сна золотого» в пользу финального со свободами, правами и ценностями, выражаемыми уже не словами, а звездочками.
Но вот однажды явился кровельщик. Цыганского типа ходок. С наметанным глазом. Уселся на кухне и без всяких усилий сумел обратить свое присутствие в перформанс.
То был настоящий театр улыбки. Сидит. Смотрит. Молчит. А улыбка меж тем расползается по лицу - как жидкая грязь под его кирзовыми сапогами, как мокрые пятна в комнатах рядом. Только без тайного смысла, мужской догадки. Под каждым миллиметром улыбки какая-то мысль. Вот она обрывается, дает начало другой. И так, пока мысль не потребует гласности. И куцая, не равнозначная своей дивной метаморфозе, своему загадочному молчанию, она после глубокого вздоха достигает моих ушей:
«Ох, женщины, женщины…»
За вздохом последовало "…это сейчас..." , поданное с убежденностью аналитика, с многоточиями до и после. Оно было подобно шокирующему "Не знаю", которое вспомнилось ни с того ни сего, а вернее, по притяжению одного бреда другому. Вспомнилось и заставило посмотреть на пришельца внимательней.
В далекой Франции где-то в Париже на улице Сантэ «Не знаю» произнес наивный убийца, когда раненая жертва спросила: "Зачем ты это сделал?" Позднее выяснилось, что жертва - будущий великий писатель. Ну, может, не великий, но писатель что надо. Один из немногих, кто попытался беспомощным словам вернуть их первый словарный смысл. Поставить в оппозицию всему одубевшему. Судьба оставила его жить, чтобы силу своего ума он потратил, отвечая на свой же дурацкий вопрос. Зря старался. Ведь "зачем?" не имеет ответа: нет такой лжи, которая не превращается в правду. Известно: в руках человеческих двулико и переменчиво всё. Даже защитные механизмы сознания. Убеждения и слова. Но энергия интеллекта не пропала зря. Под названием "En attendant Godot " она вернула замшелой сцене библейский масштаб. Этой пьесой про господина Годо, измучившего всех ожиданием, писатель поведал о громаде человеческого отчаяния, о высоте поражений. О том, что нет Бога, который зажигает огонь, он умер, но лежать в земле не собирался. Лез в голову и шептал: "Я приду". И тем сбивал с панталыку. Всех, охваченных жаждой забвения.
А в квартире текло и текло.
Выражение лица моего посетителя располагало не к эпической латыни названия, а поверхностному пониманию кириллицей, и я по-прежнему видела в работяге спасение. Но кровельщик, продолжая театр улыбки, даже не сказал, а пропел: " А что было раньше... Признавайтесь. Человек 170 убили?"
«Их было больше», - ответила я глазами, а вслух: «Скажут лет через 30 точную цифру. У стены стадиона кровь стояла по щиколотку».
Он продолжал улыбаться.
- А что в этом смешного?
Он безнадежно вздохнул, иронически покачал головой:
- А не хило рубить кайф до срока?
Семь точных слов плюс интонация – и сразу всё стало ясно. Магию обольщения я приняла за желание помочь. Он имел в виду мои гипотетические амурные приключения, а вовсе не смертников Красной Пресни. Тем не менее такие песни действуют. Приводят в чувство. Этой магией, как правило, обладают французы, а тут простой работяга в спецовке, с мозолями на руках, а шарма на десять французов. Главное, шарм не только в его продувной морде. Он достал из кармана вентили какие-то навороченные, по тем временам невиданные, заграничные, вот, говорит, без мороки и на амбразуру не надо кидаться, чтобы их закрутить. При этом снова обволок меня взглядом и вобрал в улыбку всё мое удивление и некоторую телесность. Продолжил: "Может, запишете мой телефон".
Точно знаю, что помешало воспользоваться его предложением. Манифестация вентилей! Именно она обнаружила в посетителе вовсе не кровельщика, а слесаря, пришедшего что-то откручивать, что-то привинчивать, то есть окончательно превращать мою жизнь в накаленную жесть озлобления. Да и цифра любовных жертв меня не устроила. За такую цифру надо по морде бить.
Он был спроважен. Со всем своим обаянием. И выпадением из границ. Но без вентилей. Сам оставил на случай.
А в квартире текло и текло. Звон невидимых капель отзывался в ушах, расходился по крови, настраивал на гул нового текста. Задавал интонацию. Ритм звуков и пауз. Слов, омытых до сути. До каменной соли молчания.
Вспомнилось пропетое "...это сейчас..." Ропот покинутых 170 приписанных мне котов, а может, и скорпионов, которых не было у меня и которых можно придумать. Подменить теми – из финального сна, убитыми ни за что. Ставшими грудой, убегающей от себя в ржавый сток. Дать им новую жизнь. Нежность, любовь, страсть, обожание, ревность, измены – всё было к моим услугам. И, разумеется, подлость с коварством, привязанные к политике, к карательной акции по разбетонированию государственной цитадели. Но к чему придумывать? Скорпионы или коты, всё одно для волка-одиночки, который помнит своё.
С чашки кофе начиналось мое единение с текстом. Я поспешила к воде, чтобы наполнить чайник. А затем, толкнув посудину на огонь, кинуть первую строку на бумагу. Но… Обычная вода в трубах была перекрыта. На всякий случай. Я просто забыла, что «всё-наоборот» стало нормой и воду надо брать из припасенной бутыли.
Текущая жизнь, пробитая пулями кровля… Скорпионы, коты... Черно-белое домино. Зачем волку чужое. Главное не придумаешь. Оно – в интонации. В произволе воспоминаний. В том, что от Бога докомпьютерной эры. Когда СЕЙЧАС было ТОГДА. В том, что самый короткий день - 21 декабря 1993 года, и он наступил сегодня.
Я подалась к столу. Вытянула из-под клеенки письмо. За годы конверт слежался, прилип к покрытию. Бумага изменила цвет, но буквы остались прежними. Я развернула письмо и стала читать. Закрыла глаза. Что там дальше я знала.
«А по бессонным ночам, уж извини, вспоминаю порой, как я целовал твою ослепительную грудь и как мне жадно хотелось тебя. Ты чудо, была и осталась им. Потому и сохранила свой Дар. Выплеснув его в тяжкую, до оборзения, Работу.
Все мои письма уничтожь, прошу, а это, последнее, оставь на память.»
Я жестко обвела эти строки фломастером. Села за стол. Включила компьютер. Вызволила текст из сухого оцифрованного бытия. Рассказ возник на экране в ожидании слов. И я кинула их. Как в костёр.
И тут… Рассказ отозвался:
- Рухнула твоя проза с дуба. Не войдешь в реку дважды.
- Там, в Эфесе, может, и не войдешь. Но за столько веков Гераклит облажался.
- Всё выверено. Механизм волшебства запущен на 21 декабря 1993 года. Твой маленький стоунхэндж уже задействован под него.
- Переиграем. Пусть зима наезжает на лето. Самый короткий день на самую короткую ночь. Когда энергия солнца на пике. 21 июня – не за горами. Это тонкий намек Вселенной на то, что Гераклит превратится в Беккета. Пусть любовь упраздняет время, вносит в картину масштаб. Ведь этот цыганский ходок являлся отдать, а не взять.
- Ну-ну, утешайся, противница Гераклита. Жди… Может, и Годо придет - скажет: «Да! ты сделана из гвоздей, но из тех, которыми прибили Христа».
- Вряд ли. Он спекся. Как вечный любовник утром ловит такси, чтобы добраться домой, так и он, открыв дверцу машины, бросает: «…надцатая, шеф» - цифру очередной своей бабы. А меня темная ночь застает у компьютера! В стороне от всяких дубов. На странице Невротика. Из рода вагантов… Палимых солнцем и алкоголем - кто в пути навязчивых состояний превращает истерию в стихи.
- Но вроде: избранных мест не осталось?
- Банальность памяти всё опошляет. Толкает отбеливать прошлое. Двоих довольно, чтобы создать это место. Сохранить его травматический смысл. А с ним - морские глубины, горные вершины, аллювиальные равнины – будь покоен, это не для Годо. Это для другого рассказа.
Дождь усилился. Резко стемнело. Струи воды ударили в стекло, размыли панорамный вид за окном. Слышно было, как в комнате рядом с потолка зачастили капли. "Вот досада, - подумала я. - Никакой производительности сегодня." И, перейдя на следующую страницу, так долбанула клавишу, что она чуть не треснула. Набрала: "Ваши работники - хреновые мудаки. Не способны починить крышу. Сочувствую". И отдала свое сообщение в руки героя нового замысла.
Наутро прорезалось солнце. Поползло огнем по стеклам Сити архитектурных громадин, видных в окне. Сделало их своим отражением, угодившем в поверхность реки, в гранитные тумбы набережной.
С тихим медленным Солнцем начал подниматься и мой новый Рассказ.
© Copyright:
Валерия Шубина, 2020
Свидетельство о публикации №220092901099