Зыбкий туман времени

Сергий Чернец
Зыбкий туман времени
В этих отдалённых воспоминаниях я не могу отличить яви от сновидений. Многое, быть может, снилось, и я запомнил это как давно пережитую явь. Многое, бывшее наяву, стало как давно виденный и забытый сон.

Не знаю, была ли наяву или снилась мне такая страшная картина: пожар. Вижу языки пламени, перемешанного с чёрным дымом, столбы брызжущих в нависшее тёмное небо искр, освещённые пожаром, низко согнувшиеся над землёй деревья, без листьев. И какой-то мужик в простой серой рубахе, завязывает большой высокий воз, накрытый тентом зелёной ткани. Мужик сопит, упирается, стоя на верху на возу, изо всех сил он тянет верёвку, затягивающую воз. Я вижу, как рвётся верёвка, как падает мужик с воза будто бы прямо в пламень пылающего сарая – вижу его страшное лицо с чёрной бородой и усами, освещённое на миг пожаром, и от охватившего меня ужаса я кричу и кричу, и кричу…
Но мужик выходит из-за воза – он упал на землю рядом, и подбегает и успокаивает меня непонятными звуками, слов я не понимаю. – Я не знаю, сон ли, это страшное видение – мужик, затягивающий верёвку, - или действительное происшествие при нашем переезде из малой деревни в другую, большую, с сельсоветом и правлением колхоза, в которой я потом жил и провёл своё раннее детство.
Знаю другое. Я смотрю на фотографию, где мы с бородатым и усатым дедушкой, очень похожим на того мужика из сна. Только с лицом добродушным и совсем не страшным, только глаза его печальны сквозь улыбку лица. Знаю также, что какая-то черта отделяет меня – нынешнего – от мальчика с перекрещенными ногами рядом с дедом стоящего. Я не нахожу такой черты. Но знаю, что будет жить во мне, в каждом моём слове, до последних моих дней – мальчик с весёлыми глазами…
--------------------
Лесные цветы.
Я очень люблю простые лесные цветы. Даже маленькие, из которых и букетики выходят маленькие. Ещё ранней весной, как только растает снег, мы ходили недалеко в лес, чтобы полюбоваться ранними цветами ожившего леса. Под пение прилётных птиц, собирали мы голубые и белые подснежники, вязали из них маленькие букетики.
А потом всё лето на моём столе красуются лесные цветы – разные, по мере их появления. Вот волчье лыко, например, - приходилось ли вам видеть это красивое деревце, сказочное – без листьев, но всё сплошь покрытое цветами? Идешь по лесу ранней весной и вдруг остановишься. У самой канавы-овражка, наполненного вешней водой, пышно цветёт крошечное деревце. Ещё не распустился лес, не все птицы прилетели с югов, серой опавшей листвой покрыта едва пробудившаяся от зимней спячки земля. Лишь кое-где, по опушкам и полянкам, зацветают первые лесные цветочки – подснежники-перелески. А это чудесное деревце всё в цвету! – и можно долго любоваться на сказочное деревце, покрытое розово-лиловыми, как бы вылепленными из воска крохотными цветами.
Увидеть это цветущее деревце можно только в глухом лесу, где-нибудь возле лесного болотца. Сорвёшь несколько веток, осторожно положишь в сумку, чтобы принести домой. Волчье лыко – дерево с ядовитой корой и с ядовитыми же ягодами, но и его кору и его ягоды применяли знающие травники для приготовления лекарств.
-------------
После подснежников ранней весной зацветает в лесу кислица.
Под высокими тёмными елями. А также в осиновых сырых зарослях около корней на моховых кочках можно видеть её белые нежные цветы. Болотным мохом и глухим лесом пахнет скромная кислица. Но так красивы, хороши и нежны её белые цветочки! Нарвешь маленький букетик этих цветов, поставишь в стаканчик на письменный стол, и отчётливо вспоминается весенний оживающий лес, высокие тёмные ели, под которыми растёт и цветёт кислица.
В детстве мы лакомились зелёными листочками кислицы, похожими на молодые листья клевера. Вкусом они напоминают кислый щавель, а листочки кислицы мы называли – заячьей капустой!
------------
У самой тропинки лесной вдоль оврага золотыми пуговками нарядно цветёт большой ивовый куст. Подойдёшь поближе, неожиданно покажется, что сами собой шевелятся золотые пуховички, гудит тихим гудом расцветающий ивовый куст. Присмотришься хорошенько: а это гудят и вьются над цветущим кустом вылетевшие рано из ульев пчёлы. На ивовых цветах-пуховиках они собирают свежую золотистую пыльцу.
Словно оживший громким гудом гудит ивовый куст солнечным полднем. А под кустом весело бежит-журчит весенний прозрачный ручеёк, на откосе в овражек, там и там пробиваясь сквозь прошлогоднюю мокрую листву тянутся к свету первые молодые травинки.
-------------
Тут же у лесного оврага, в тени под деревьями, цветут ландыши и земляника. Пахнет листвою и цветами. Я долго любуюсь ландышами, слушаю как поют птицы, щелкает недалеко в зелёных кустах соловей, кукует и перехохатывается кукушка. В вершинах деревьев и воркуют горлицы. Весна.
Тихо журчит на дне овражка прозрачной водой ручей. Точно живые, колышутся над бегущей водой листья свежей осоки, нежно зелёные.
Ещё в детстве водил меня сюда отец. Здесь мы слушали пение соловья и тихое журчание ручья, собирали ландыши. Белые душистые ландыши и теперь напоминают мне те далёкие времена. Я как бы вижу знакомый лес, ничуть не изменившийся, слышу воркование и пение птиц…
--------------
А далее у зеленеющей рощицы, на полянке густо цветут незабудки.
Очень хороши и красивы эти маленькие голубые цветочки, обычно растущие по закрайкам открытых болот, на глухих лесных луговинах. В крошечных их лепестках как бы отражается голубизна летнего неба. Приятно смотреть на чистый голубой ковёр разросшихся у ручья незабудок. Ручей журчит, плещется. Летают над ним стрекозы, порхают бабочки. А высоко-высоко в голубом летнем небе, над неподвижными макушками высокого леса, тихо плывут белые летние облака.
--------------
Уже после того, как отцвела черёмуха, белыми хлопьями давно обсыпались на землю её легкие лепестки, в лесу под деревьями отцветают последние ландыши. Отцвела и скромная кислица. В самом начале лета цветут одуванчики и голубые незабудки.
В лесу в это время, на пригреве, пышно зацвёл густой калиновый куст. Смотришь и не наглядишься на белые кружевные гроздья цветов. На молодую нарядную невесту похожа одетая в кружевное белое платье калина. Порхают над цветущей калиной бабочки, точно драгоценные камешки-украшения пристыли к её лепесткам крошечные жучки.
В конце лета вместо цветов на калине созреют алые гроздья ягод, очень похожие на мелкий виноград. До глубокой зимы и даже в лютые морозы будут висеть на голой калине мерзлые ягоды, ярким красным узором выделяясь на ослепительной белизне снежных сугробов.
Конец.