Поздняя любовь, глава третья, Ссоры и обиды

Галина Червова
               
                ССОРЫ  И ОБИДЫ 
               
                Казалось бы, ну, что еще надо двум супругам?  Оба любят друг друга, заняты любимым творчеством, получают дипломы,  делают совместные концерты, имеют успех у зрителей, у них есть любимые дети, внуки – ну, живите и радуйтесь жизни! Нет, ссоры стали возникать у них всё чаще и чаще. Что это с ними? Устали, надоело быть вместе двадцать четыре  часа в сутки? Что их так стало раздражать?
                Мария и Владислав – оба прошли невероятно сложную школу жизни. Но они всегда верили  в то, что именно любовь делает человека счастливым. Ни богатство, ни  деньги, ни бриллианты, ни должности, ни дворцы – а только ЛЮБОВЬ! А их «поздняя любовь» на склоне лет им особенно дорога, ведь они  счастливы в любви, в семье и в творчестве целых четыре года!
                Но, несмотря на это, в семье стали возникать серьёзные ссоры. Владислав считал, что ОН – муж, и должен оберегать свою жену, а ОНА должна принадлежать только ему одному, и подчиняться  во всём. Он, как собственник, ни с кем не хотел её делить – ни с подругами, ни с детьми, ни с внуками, ни с творчеством. Под любыми предлогами,  Владислав  отстранял Марию  от всего этого.  И главный  его предлог – это болезнь Марии, сахарный диабет. Он постоянно всем твердил: «Ей многое в жизни  нельзя, а вы, угощая её запрещёнными продуктами, можете усилить болезнь, и последствия будут необратимы» Он постоянно всем твердил:

– Вы не знаете, какие у неё бывают приступы, они могут закончиться комой.

Но родные ему пытались возражать, убеждая, что он своей строгостью  также вредит Марии.

– Владислав, мы никакого вреда Машеньке  не хотим причинить. Нам кажется, что она сама знает, что ей можно кушать, а что нельзя. А вот вы чересчур её опекаете и ограничиваете  во всём. Она, как будто находится в клетке, пусть даже и в золотой,  но всё равно в клетке!

                Мария при родне старалась не спорить с мужем, не хотела, чтобы они видели их ссоры. И постепенно, она стала реже бывать у них, так как, придя домой, начинался большой семейный скандал. Мария высказывала мужу свои претензии, которые он не хотел слушать, и грубо стоял на своём. Её это обижало, она не узнавала своего мужа, и уже сомневалась, может, у него прошла любовь?  Они, конечно, ссорились и раньше, но Мария считала, что они были  от его стресса. Но с годами стресс  был вылечен, а вот ссоры не исчезали. Так что же сейчас с ним происходит? В нём будто два человека, один – любящий и нежный муж, другой – грубый диктатор.

Даже  любимая внучка перестала бывать у Марии, объясняя это тем, что ей кажется, что деда против её присутствия у них.
–   Бабуля, деда такой хмурый, когда я бываю у вас. Он будто недоволен, что я прихожу, мне так кажется.
–  Да ты что, внученька, это не так. Я жду тебя всегда, мне хочется пообщаться с тобой, узнать какие у тебя новости.  Я скучаю по тебе, приходи обязательно!
–  Ну, ладно, приду  как-нибудь, но позже.

Но внучка всё реже и реже стала приходить, ссылаясь, что ей некогда.
Сыновья со своими семьями тоже не приходили в гости. В прошлой жизни у Владислава не было застолий, и он всем своим видом показывал ненужность таких посещений.

–   Машенька, ты же устанешь. Ведь будешь хлопотать на кухне – делать салаты, горячие блюда, пироги печь, а потом, после  гостей,  еле приходишь в себя. Я же знаю. И сахар повысится у тебя. Ну, зачем тебе такие напряги?

Конечно, Владислав  был прав, сахарный диабет сильно изменил жизнь Марии, она это чувствовала сильнее  с каждым годом. Большие угощения ей было уже  трудно готовить.  А детям этого не понять. Им кажется, что мама у них всегда  будет молодой и здоровой. Мария расстраивалась, она скучала по детям, но всё реже приглашала их к себе и лишь телефонными разговорами успокаивала свою душу.

Мария  всегда хотела чувствовать свободу, своё личное пространство, в котором могла бы свободно посидеть за компьютером, или просто одной побыть в тишине, подумать над стихотворением, помечтать, погрустить, что-то вспомнив. Она хотела бы видеться с подругами, посидеть с ними за чашечкой кофе, пошутить, посмеяться над эпизодами давней молодости, ведь от всего этого происходит  наполнение души чем-то светлым, тёплым. Это ей было необходимо. Но Владислав не разделял такого мнения. Он не хотел разлучаться с ней ни на минуту. Это её огорчало, вызывало протест, и возникали опять ссоры, в результате которых травмировались сердечные чувства. После ссор были бессонные ночи, раздумья в поисках выхода из подобных ситуаций. Но выхода не находилось. Утро вечера мудренее. Утром они мирились, засунув обиды и огорчения подальше внутрь себя. Обиды накапливались и могли в любой момент взорваться большим скандалом. От таких минорных настроений у обоих появлялись грустные стихи:

Стихи Владислава. «Миражи»

Я не хочу любовь себе иную,
Я ту, что есть печально берегу.
Да, дорогая, я тебя ревную,
И ничего поделать не могу!
Ревную к новым городам и странам,
Из монитора в сумрачной тиши,
Когда смотрю, как сладостным дурманом,
Влекут тебя Инета  миражи!
Когда порой в словесном ширпотребе,
Ты с прошлым вновь общаешься в стихах,
И жаль мне, что журавль бумажный в небе
Милей  синицы, что в твоих руках.

Стихи Марии. «Не спится нам»

Не спится нам. Опять мы в ссоре,
И ночь грустит, жалея нас, 
Но вот рассвет приходит вскоре,
Одевшись в шёлковый атлас.
Луна ушла в тумане бледном –
Открылся светлый небосклон,
На горизонте стал он медным,
Отвесив радостный поклон.
И вот уж утро золотое,
К нам в окна плещется, искря.
Жаль, нет в душе у нас покоя,
Молчим, ни слова говоря.
Простить бы нам пора раздоры,
Обняться крепко и любя.
Открыть души щедрот просторы,
И не терзать себя, губя…

           Ссоры обычно начинал Владислав. Он мог придраться на ровном месте к чему-нибудь. И становился с каждым разом всё агрессивнее, порой, грубо оскорблял жену, вспоминая её предыдущих мужей, которых она "своим характером свела в могилу". Эти несправедливые обвинения Марию обижали до глубины души. Она стала в последнее время часто нервничать, плакать, сахар от этого поднимался до больших цифр, что вредило ей, ведь высокий сахар постепенно разрушал  внутренние органы.  « Зачем он это делает?  – спрашивала себя Мария – ведь он же любит меня, беспокоится о моём здоровье, спасает, когда  возникают ночные  гипогликемии (сахар резко падает). Эти ссоры меня когда-нибудь убьют! Как он изменился!»
Муж, доведя жену до слёз, быстро остывал, и тут же просит прощения у неё, целуя руки, умоляя простить его. Но у Марии  психика другая, она намного дольше успокаивается, перебирает в голове все его обидные слова, возмущается его поведением, хочет мгновенно расстаться с ним, чтобы больше не слышать этих надоевших ссор. «Лучше быть одной, чем это всё терпеть! Сил больше нет у меня никаких! Мне всегда казалось, что супруги расходятся из-за измен, пьянства, но только не от ссор. А Влад у меня – любимый, хороший, талантливый, поёт под гитару, сочиняет стихи, не изменяет мне, не пьёт – ну, что может быть лучше такого мужа?  Но, оказывается, ссоры, грубость, крики, оскорбления, ограничения во всём – могут разлучить супругов вопреки их большой любви. Значит впереди у нас расставание?»  – эти мысли всё чаще приходили в голову Марии.

Она стыдилась, когда муж заводил ссоры при людях, при детях. Как-то, у них в гостях была её дочь с зятем. Владислав  и при них устроил скандал, опять начал громко высказывать свои бесконечные претензии по поводу комментарий, которые Мария опять кому-то  всё-таки написала в компьютере. 

–  Маша! Ты, так и будешь сидеть за компьютером, тебе так интересна эта лживая виртуальная жизнь?
–  Владик, я скоро закончу, вот напишу ответ и выключу компьютер.
–  Мне может лучше  вообще уйти из дома, тебе ведь нет никакого дела до меня!
–  Тише, пожалуйста, дети услышат наши ссоры. Зачем ты опять начинаешь.
–  Пусть слышат! Я что ли не прав? Муж и жена не должны вести такую разрозненную жизнь. Ты – вся в компьютере, ты не замечаешь, что сидишь уже в нём два часа! А я – в одиночестве.
–  Ну, какие два часа? Ну, может час, не больше. Ладно, я выключаю компьютер, только успокойся. Я не хочу, чтобы дети видели эти ссоры, мне стыдно.

И тут выходит из другой комнаты дочь  Марии, она больше не смогла выдержать эти громкие претензии Владислава, и возмущенно подошла к нему.

–  Ну, Владислав Иванович, вы и кадр! Почему вы маме не даёте свободу действий? Пусть она делает то, что считает нужным! Пусть она занимается своим делом, а вы – своим. Иначе это не жизнь, а муки! Если бы меня так мой муж ограничивал, я бы не смогла с ним жить. Мне кажется, если при нас вы так себя ведёте с мамой, то, что у вас бывает, когда нас нет? Я сейчас подумала, а может мама все эти годы жила в такой неволе? А мне ничего не говорила? С ума  сойти!
–  Да, я хочу, чтобы было как лучше. Машенька – очень увлекающаяся  натура, она может увлечься и забыть о времени, ведь она раньше, до меня,  до двух-трёх часов ночи сидела, переписываясь с друзьями, сама мне об этом говорила.
–  Ну и что? Это её дело? Вы уж тогда составьте какие-то семейные правила, распределите их по часам, кто, когда и чем будет заниматься, чтобы у каждого из вас было своё личное время, без обид и претензий. Может тогда не будет ссор?!
–  Хорошо, может ты и права. Прости меня, погорячился, нервы сдали. И ты меня прости, Машенька, я постараюсь сдерживать себя.

Вот вроде бы инцидент исчерпан, но осадок в душе остался у всех – и у Марии, и у дочки, и у Влада, наверное, тоже.
Отпуск закончился, дети собрались уезжать  в Ригу. Прощаясь,  дочь сказала:

 –  Мамочка, ты почему так позволяешь к себе относиться? Мне кажется, что Владислав Иванович тебя не то, что не любит, он тебя и не уважает даже. Он ведёт себя, как царёк, а ты будто его рабыня. Ты была раньше  независимой, гордой, жизнерадостной женщиной. Куда всё это подевалось? Ты чем-то зависишь от него? Думаю, что нет! У тебя есть своя квартира, пенсия, дети – это всё тебя делало раньше такой сильной, а сейчас ты превратилась в слабую безропотную девочку. Я не узнаю тебя, мамочка!
 –  Доченька, прошу тебя, не беспокойся за меня, я смогу за себя постоять. Многие супруги в семьях ссорятся, а потом мирятся, дело житейское. Мы хоть и ссоримся, но у нас любовь, я это точно знаю! А тебе я не говорила о ссорах, потому, что не хотела выносить сор из избы, как говорится. Думаю, что я справлюсь сама. В конце концов, если терпения не хватит, я смогу расстаться, и я ему об этом скажу.
 –  Волнуюсь я за тебя, мамочка! Держись. Но, знай, что я всегда рядом!
 –  Спасибо, любимая, я знаю. У меня всё будет хорошо. Счастливого вам пути!

Дети уехали. Супруги между собой серьёзно поговорили, расставили все точки над «и», дали слово, что подобных ссор больше не возникнет. Влад, стараясь загладить свою вину, усердно помогал  Марии по хозяйству. Он мыл полы, пылесосил, варил борщи, ходил в магазины за продуктами, дарил цветы. Жизнь расцветала яркими красками, стихами и песнями.

                Наступил  високосный 2020 год. Каждая  приходящая четвёртая година,  имеющая в запасе лишний февральский день, с давних пор считалась временем бедствий и страшных событий. Замечено, что в такие годы на земле происходят  разрушения, катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии. И 2020 год – не исключение.
31 декабря 2019 года власти Китая проинформировали о вспышке неизвестной пневмонии. В конце января нового 2020 года китайский  город Ухань был закрыт на карантин, а затем и все прилегающие к Уханю городские округа тоже были закрыты.  Было объявлено  чрезвычайное положение.
11 февраля 2020 года это заболевание получило название – коронавирус, или
 COVID-2019. Вирус был обнаружен в 213 странах.

В Мире на 01.06.2020 года  было  –  6,3млн. заболевших,  и 374 тыс. умерших.
В Мире на 01.08.2020 года  уже  – 19 млн. заболевших,  и 706 тыс. умерших.
В России на 01.06.2020 года  –  415,0 тыс. заболевших,  и почти 5тыс. умерших.
В России на 01.08.2020 года уже  – 872 тыс. заболевших и 14,6 тыс. умерших.

В Кузбассе на 01.06.2020 года  – 545 человек заболевших  и 7 человек умерших.
В Кузбассе на 01.08.2020 года  уже  – 4,1 тыс. заболевших и 18 чел.умерших

В Кемерово на 01.08.2020года –  753 человек заболевших и 3 чел. умерших.

               Правительство России установили нерабочие дни для борьбы с ковидом с 30 марта по 15 июня 2020 года. Всем рекомендовалось соблюдать дистанцию, ношение масок, перчаток и строго соблюдать гигиену рук.
Впоследствии, власти  сообщили, что коронавирус снизил свою активность, но ещё не отступает, в связи с этим был продлён массовый карантин в России. Исследователи предполагают, что полное окончание ситуации с распространением ковида в России произойдет с 8 по 24 августа 2020 года.

Эта злосчастная эпидемия сказалась и на отношениях Марии и Владислава. Каждый из них по-своему воспринял серьёзность этого заболевания. Влад  более жёстко, а Маша сомневалась, не политические ли это игры с населением. Мол, сидите дома, не высовывайтесь – тогда правительству будет легче управлять народом.
Супруг сильно  нервничал из-за такого отношения супруги  к опасности заражения. И как-то после прогулки 15 марта, они  возвращались домой, и Мария, заглянув в почтовый ящик, вынула из него газету и зашла в квартиру. Влад, увидев газету в руках жены, возмущенно вскрикнул.

 – Ты зачем её взяла? Может, газета заразна? Её же почтальон принёс, а он вдруг болен этим вирусом?
 – Да прекрати ты так паниковать! Сейчас я вымою руки с мылом, а на газете  вирус не живёт.
 – Откуда ты знаешь? Еще ученые мало что знают об этом вирусе, поэтому нам с тобой надо проявлять бдительность!

Мария, не вступая в полемику с мужем, положила газету на тумбочку, помыла руки с мылом, и села на диван, включив телевизор. Владислав, видя такое равнодушие жены на его слова, стал заводиться всё больше и больше. Мария молчала, она решила его не провоцировать своими высказываниями во избежание новой ссоры. «Пусть выговорится, может, успокоится вскоре» – думала она.
На экране появился фильм. Влад, присел рядом,  протянул жене руку, мол, давай мириться. А Мария решила пошутить, чтобы сгладить напряженную обстановку.
 – А ты сам-то, хорошо помыл руки после улицы?
 – Конечно, хорошо! Я всегда мою руки тщательно после улицы!

Но Владислава  возмутил неуместный шутливый тон жены, он поднялся  и вышел в спальню, и стал смотреть в окно. Мария увлеклась фильмом, а Влад, видимо, ждал, что жена подойдёт к нему, обнимет и успокоит словами: «Ну, что ты так нервничаешь? Успокойся, дорогой!»
Но жена сидела и смотрела фильм, который её сильно заинтересовал. После окончания фильма, она обратилась к мужу.

 – Ну что, будем готовиться ко сну? Время уже позднее.

Владислав не ответил ей. Мария умылась, надела ночную сорочку, села на кровать, готовясь делать себе укол инсулина на ночь.
И тут мужа прорвало! Он громко стал выкрикивать, шагая из угла в угол спальной комнаты.

 – Ты меня совсем не любишь! Тебе фильм дороже мужа. Ты даже не захотела ко мне подойти и поговорить.
 – Влад, мы же на прогулке разговаривали с тобой целый час, тебе этого мало? Давай ложись, успокойся уже, наконец!
 – Какая ты бесчувственная женщина, ты, наверное,  вот также обращалась со своими  предыдущими мужьями, и всех погубила. Ты – неблагодарная!

Влад продолжал несправедливо оскорблять жену, но она решила  молчать. Время позднее, а то опять у них будет бессонная ночь из-за скандалов, как всегда. «Я  завтра утром с ним как следует, поговорю, хватит меня унижать!»
Но Влад, как говорится, закусил удила. В страшном гневе, с совершенно дикими и безумными глазами, он подошёл к жене и, растопырив пальцы на обеих руках, приблизил их к шее жены, выкрикивая:

 – Я задушу тебя сейчас!!!
Мария, сидя на кровати, с ужасом стала отстраняться от мужа. Увидев её испуганные глаза, Влад отошёл, но тут же, схватив шприц-ручку с инсулином, который лежал около неё, замахнулся, чтобы  ударить  ею  об пол. У Марии выступили слёзы, умоляя его, она произнесла:

 – Ты что, это же моё лекарство! Я не смогу без него жить! Побойся Бога!

Возглас  жены  Влада отрезвил. Он тут же положил шприц рядом с женой и вышел в зал.
Марию затрясло, она не могла себе поверить, был ли это её муж? Такого ещё не бывало с ним! От нервного расстройства, она не могла сделать себе укол. «Всё, хватит, успокойся – приказывала она себе  – надо сделать укол, всё потом, всё потом!»
Посидев минут десять, она успокоилась, сделала укол и легла. Через какое-то время пришёл Владислав, разделся и лёг. Потом он начал извиняться и объяснять причину своего взрыва. Мария не отвечала, у неё не было никаких сил вступать с ним в разговор. Влад не успокаивался, он пытался обнять жену, поцеловать, но она отодвигалась.

 – Влад, я тебя прошу, давай без всяких разговоров попытаемся заснуть, завтра будем говорить. У меня нет сил, сердце заболело, я уже валидол под язык положила.
 – Ну, ладно. Прости меня, пожалуйста! Спокойной ночи!

Но никто из них не заснул этой ночью.  Мария плакала и плакала. И, в конце концов,  приняла решение: «Нам надо расстаться! Он стал не управляемый, агрессивный. Он хотел меня задушить! Я так испугалась! А как жить, если теперь я буду его бояться? Вдруг он меня всё-таки задушит в приступе очередной ярости! Он ведь себя уже не может контролировать! Он превратился в психически неуравновешенного человека. Сколько я буду это терпеть! Эти ссоры меня в гроб загонят, всё хватит, надо расставаться! Мне и любви его уже не надо, и прощений бесконечных больше не надо! Завтра утром я ему скажу о расставании! И пусть уезжает к себе!»

Влад тоже не спал, он выходил в зал, включал компьютер, что-то там стучал по клавиатуре, может, писал кому-то.
Мария лежала и думала: «Ну и пусть сидит там, лишь бы ко мне не обращался ни с какими словами извинений. Я его ни видеть, ни слышать больше не хочу!»
Под утро они заснули всё-таки. Мария первая встала, умылась,  сделала  свои уколы, приготовила  завтрак на двоих, как всегда. Они, молча, покушали, и тогда она  начала разговор.

 – Я приняла решение, мы должны расстаться. Не хочу слушать никаких оправданий и извинений. Ты пригласи своего сына, а я своего, и мы поговорим.  Я им объявлю о нашем расставании. Потом я соберу все твои вещи, и при первой возможности, ты их заберёшь к себе.
 – Я всё понял. И всё-таки еще раз хочу попросить у тебя прощения. Любимая, прости меня! Я тебя очень люблю! Как же я буду без тебя жить?!
 – Позвони сыну, узнай, когда он сможет приехать? Тогда и я к этому времени приглашу своего сына.

Влад понял, что до жены ему сейчас не достучаться. Он позвонил  сыну, пригласил его приехать к ним.

 – А что случилось, папа?
 – Семейный разговор будет.
 – А на какую тему?
 – Мария хочет расстаться со мной.
Сын долго молчал. Потом сказал, что постарается к 14.00 подъехать.
Мария позвонила своему старшему сыну, и тоже попросила его приехать к ней.
В два часа её сын приехал с женой, а сына Владислава так и не было.

Начался разговор. Мария сообщила, что собирается расстаться с Владиславом. Причину назвала – постоянные ссоры, грубости, оскорбления со стороны Владислава, которые с каждым разом становятся всё агрессивнее. Она высказала  сомнение, любит ли он её, ведь прошлой ночью он был готов её задушить. Это и стало последней каплей терпения.

Сын Марии вступил в разговор с Владиславом, он удивлялся и возмущался таким странным поведением взрослого, пожилого человека. Сноха в более мягкой форме  высказывала свои мысли, стараясь никого не обидеть, ни Марию, ни Влада. Она – учительница, и как психолог, очень много полезного рассказала им о семейных отношениях, о ссорах и обидах в семьях. А потом, с горечью произнесла:

 – Владислав Иванович, мы с большим уважением к вам всегда относились, но раз Марии Алексеевне стало не комфортно жить с вами, то надо выполнить её решение, а дальше жизнь покажет.

Но, как говорят в суде, была выслушана только одна сторона. А если бы ему дали слово, то он бы сказал: «Да, у нас бывали мелкие ссоры, без них семейной жизни не бывает, но основная причина, которая привела нас к расставанию, это всё-таки коронавирус. Многие не признавали эту эпидемию, в том числе и старший сын Марии. Он всегда убеждал маму, что нет никакой опасности, и вёл себя неосторожно, а именно, обнимал её и целовал при встрече. Это крайне возмущало меня. А вчера Мария тоже безответственно отнеслась к моим предостережениям об опасности смертельного коронавируса, она не захотела меня даже слушать, чем вызвала мой гнев. Я, конечно, считаю себя виноватым, но не настолько, чтобы расставаться навсегда, ведь мы любим  друг друга. Это была просто вспышка гнева, и я осознал свою вину.»
Но все слова Владислава прозвучали бы впустую, потому что сын Марии, конечно,   был на стороне мамы. И это понятно. Будучи приёмным, он с первого дня полюбил Марию, как родную мать, и был готов защищать её и не давать в обиду. Его последние слова были жестоким ударом для Влада.

 – Владислав Иванович, больше маме не звоните, не пишите, не ищите встреч, она вас уже не простит. Вы её очень обидели, а этого мы больше не допустим! Учтите это!

Эти категоричные слова и ультиматум сына  просто взбесил Владислава, и тогда он в ярости стукнул кулаком по столу и вскричал:
 – Ах, вы войну хотите? Вы её получите!

Что Влад хотел сказать этими словами, неизвестно. Конечно, ему было морально тяжело, с его стороны родных не было, ведь его сын так и не приехал. 
И он, в конце концов, обессиленный, измученный обвинениями  и жестокими словами в свой адрес, сдался, и с грустью в голосе,  произнёс.

 – Хорошо, я ухожу. Машенька, родная моя, умоляю, прости меня!

Мария вышла в спальню, чтобы собрать вещи Владиславу на первое время. Влад  пошёл следом за ней, прикрыв дверь, он обратился  к ней, поцеловав её быстро в шею:

 – Любимочка моя, я вернусь!

И тут же возвратился в зал, где его встретил сын Марии, произнеся сухо:

 – Владислав Иванович, я вас сейчас увезу к вам домой, по просьбе мамы. Вы ключи от маминой квартиры отдайте мне.

Владислав отдал ключи. Мария передала пакет с вещами Владу, он взял их и пошёл на выход, опустив печально плечи. Выходя из квартиры, он оглянулся, в глазах у него стояли тоска и слёзы, ведь он теряет любимого человека…

И у Марии защемило сердце, ей захотелось броситься к нему, обнять крепко, попрощаться по-хорошему, ведь у них были четыре года совместной жизни, и они в основном, были сладкими и счастливыми. «Эх, Владик, Владик, какой же ты дурачок, испортил жизнь и себе, и мне!..»

PS.Продолжение следует...