Никон. Анзерский скит

Дмитрий Немельштейн
Дмитрий Немельштейн

Анзерский скит

Действие первое
Сцена первая

1635 год. Поздняя осень. Постоялый двор в одном из поморских поселений. В небольшой комнате на грубо сколоченном столе горит свеча. У стола бывший московский священник Никита Минов читает книгу. Раздаётся стук в дверь. В комнату входят хозяин постоялого двора (корчмарь) и рыжеволосый,тщедушный на вид, достаточно опрятно одетый человек среднего роста и средних лет.

К о р ч м а р ь(обращаясь к Никите)
Мил человек, прости, что беспокою…
Корчма полна, а на дворе – невмочь…
Не вправе гостя я лишать постоя.
Ночь переспит, помолится и… прочь…

Н и к и т а
Коли нужда, перечить я не стану.
Жаль, лавки нет второй.

Н о в ы й  п о с т о я л е ц
То не беда.
Улягусь на полу. Хвала кафтану –
Он хоть и стар, да терпит холода;.

К о р ч м а р ь  (подойдя вплотную к Никите, шепчет ему на ухо)
Мил человек, будь всё же настороже.
Сей, хоть и заплатил за ночь сполна,
Коли судить по конопатой роже,
Изрядный плут. Мне стать его видна.
(произносит громко)
Так я пойду… Храни Господь вас, люди! (выходит)

Н и к и т а(вслед)
Спаси Господь!(к новому постояльцу) Присаживайся, брат.
Меня Никитой кличут. Ты кто будешь?

Н о в ы й  п о с т о я л е ц
Иду туда, куда глаза глядят,
А звать Мефёдом. Странствую по свету,
Головушку ищу, где преклонить,
Да жить в покое, сыту и одету…

Н и к и т а
По мне, важнее, душу сохранить.

М е ф ё д
Оно и так, да вряд ли то возможно –
Заблудшему отмыться добела?

Н и к и т а
Грех трудно одолеть… Но непреложно,
Что человек бежать обязан зла.
С тем я в таёжный скит, что среди моря
Вдали от суеты мирской, стремлюсь,
Чтоб там навек в забвенье и затворе
Избыть свой грех, о чём давно молюсь.

М е ф ё д
Ты, значит, в Соловки стремишься, друже?
Хотел бы там спокаяться и я.
Да страх берёт идти по этой стуже
В святые и суровые края.

Н и к и т а
Что холод против Божьего веленья –
Молитвы жар согреет и спасёт.
Когда душа желает исцеленья,
Её к спасенью сам Господь ведёт.
Анзерский скит – заветная обитель,
Там вожделенный обрету покой.
В нём всяк насельник – вечности ревнитель,
А не стяжатель славы суетно;й.
Игумен же, вдогон моих желаний,
Известен тем, что справедлив и строг.
Там после покаянных испытаний
И я устрою пу;стынку, даст Бог.

М е ф ё д
И мне бы тем путём пойти, да знамо,
Таких, как я, в обитель не берут.
Я врос давно в иной устав корнями,
И все мои грехи со мной умрут.

Н и к и т а
Грех греху – рознь

М е ф ё д
Не знаешь, как бывает.
Неволей вспомню – оторопь берёт.

Н и к и т а
По покаянью Бог грехи прощает.

М е ф ё д
Я смладу в поле знал один лишь пот…
Помощников отцу нас было трое…
В достатке среднем жили, без нужды.
Да мор пришёл, и стал я сиротою,
Двор запустел с приходом той беды?
Забрал Господь и суженную. Свадьбу
Собрались было осенью сыграть…
Кабы да наперёд всё это знать бы…(вздыхает)
Я сам тогда собрался помирать,
Да Божьим промышленьем жив остался.
А испоместный вскоре стал грозить
Мне правежом… Мол, сильно задолжался…
Совсем невмоготу мне стало жить.
Я бросил двор. Пристал к бродячей шайке
Живя в лесу, стал в травах понимать…
Повем тебе я, друже, без утайки:
Каб не знахарство, мог бы татем стать.

Н и к и т а
Уж то добро, что о себе поведать
Ты мне решил.

М е ф ё д(с горечью)
А то кому ещё?

Н и к и т а
Коль есть страх Божий, это ль не победа
Над тем, чем был по младости прельщён?

М е ф ё д
В какой-то день я, ту ватагу бросив,
По белу свету странствовать пошёл.
То папертью живу, то на покосе
В работниках… Тут много крепких сёл.(после некоторой задумчивости)
А не пойти ль с тобою мне, Никита?
Авось на что-нибудь, да и сгожусь.

Н и к и т а
Дорога к Богу всякому открыта –
Славна святыми праведная Русь.
Коли охота – собирайся, брате.
Вдвоём оно, вестимо, веселей.

М е ф ё д
Спаси тя Бог! Да что мне собирати?
Весь скарб при мне.

Н и к и т а
Тем ты мне и милей.
Зато моя претяжела котомка.
Возьми-ка, взвесь-ка.

М е ф ё д(берёт в руку котомку Никиты)
Да, претяжела.
А что же там? Ужель одна прокормка?

Н и к и т а
Святые книги, нитки, да игла.
А сверх того мне и не надо, вроде.
На пропитанье есть немного коп.
Да и без них при нашем-то народе
Не пропадёшь: и барин, и холоп –
Все подадут…

М е ф ё д
Ты служивал при храме?

Н и к и т а
Священствовал. И просвещал народ,
И был ведом небесными хорами…
Но знает кто, что будет наперёд?

М е ф ё д
И что же?..  От добра добра не ищут.

Н и к и т а
Я счастлив, брате, был до той поры,
Доколе дал мне Бог. Несчастья рыщут
За нами и секиры их остры.
Когда в Москве поветрие забрало
Всех сыновей моих в единый час,
Иное время для меня настало,
И я ушёл, смиреньем облачась.
Ушёл на полночь…  с чаяньем на по;стриг.
И вот теперь стремлюсь в Анзерский скит,
Чтоб в вечность перекинуть хлипкий мостик.

М е ф ё д
А как приход? Господь ли тя простит?

Н и к и т а
Я бил челом епископу, и трижды,
Покуда он не внял моим речам.
И вот в тот край, где обитал подвижник –
Филипп Святитель – устремляюсь сам.
Как видишь,в том греха и грана нету:
Ушёл, простясь с приходом и женой;
Ушёл согласно давнему обету;
Ушёл с молитвой и пустой мошной.

М е ф ё д (с некоторым удивлением)
Но книги – это верное богатство,
Коль их с немалой выгодой продать.

Н и к и т а
Знать, не по мне такое святотатство.
На грех такой решится только тать.
Все эти книги гость суконной сотни
Мне отписал по смерти по своей
Не для того, чтоб в тёмной подворотне
Сбывал их я, став худшим из людей.
К тому ж средь них псалтырь есть, что Филиппом
Святителем когда-то освящён
И дивными каменьями усыпан.
За этот грех меня бы проклял он.

М е ф ё д (рассеянно, думая о чём-то своём)
В народе свят Филипп.

Н и к и т а
Да, он вознёсся
Деяньями над властию мирской…
Избуду ль с ним своё чересполосье?
С ним обрету ль желанный мне покой?

М е ф ёд (вновь сосредотачиваясь на беседе, и с воодушевлением)
В тебе нашёл я верную примету –
Ты стал мне близок, сердце обнажив.
Уж сколько лет хожу по белу свету,
То в найм иду, то подаяньем жив.
С тобой и я в Анзере покаяньем
За все грехи минувшие прощусь
И положу конец моим скитаньям.

Н и к и т а
Спаси тя Бог! Жива Святая Русь!
Давай-ка спать ложиться, брат Мефодий.
Хоть ночь длинна, да сразу не уснуть.
Немало на Руси святых угодий…
Их обретём ли, этот выбрав путь?

Никита шепчет молитву, задувает свечу и ложится на лавку лицом к стене, подложив под голову котомку. Укладывается на пол под стеною и Мефёд. После того, как Никита засыпает, Мефёд, выждав какое-то время, встаёт. Поколебавшись немного, снова ложится. Затем снова встаёт. Уже без всяких сомнений, осторожно подходит к лавке, на которой спит Никита, достаёт из-за голенища нож и склоняется над спящим. Через несколько мгновений распрямляется. В руках у него две книги, которые ему удалось вытащить из котомки, не разбудив спящего. Так же по-кошачьи он подходит к двери и исчезает.
Через небольшой отрезок времени за дверью возникает какой-то шум. Дверь с грохотом распахивается. Втолкнув в комнату Мефёда,за ним, громко сопя, входит корчмарь. В руках у него краденные Мефёдом книги. Никита, разбуженный суматохой, вскакивает с лавки.
Корчмарь обращается к Никите.

К о р ч м а р ь
Твои ли это книги, постоялец?

Н и к и т а
Мои ль? Мои, должно, лежат в суме.

К о р ч м а р ь
А ты взгляни, тогда и молви дале.

Узнавший свои книги Никита, молча берёт в руки котомку и, увидев на ней разрез, сразу всё понимает. После недолгого молчания, говорит.

Н и к и т а
Мои – при мне, как я – в твоей корчме.
А эти книги (указывает на книги в руках корчмаря) даровал соседу
С тем, чтобы внёс смиренно добрый вклад
Он за себя в Анзерский скит. Чтоб беды
Окончились его. И тем я рад,
Что бросил он блудить по белу свету;
Что преклонит усталое чело,
На все ему оставшиеся лета,
В монашьей келье, поборая зло.

К о р ч м а р ь(отдавая книги Мефёду)
Ну, коли так, ещё раз извиняйте…
А то хотели в съезжую свести.
Вы на меня уж больно не серчайте.
Должон и я порядок свой блюсти (выходит)

М е ф ё д(падает на колени и бьёт челом Никите)
Спаси тя Бог! Спаси тя Бог, Никита!
Прости за грех! Прости, попутал бес!
Возьми (протягивает книги Никите).

Н и к и т а
Оставь себе. Да будет смыто
В тебе былое волею Небес.

Мефодий плачет. Никита укладывается спать. Мефодий садится у стены и продолжает беззвучно плакать




Сцена вторая

1638 год. Москва. В доме Савелия – московского купца, старосты церкви, в которой некогда был настоятелем Никита Минов –  у окна о чём-то беседуют два именитых прихожанина – купцы суконной сотни.
Савелий вводит в горницу игумена Соловецкого Анзерского скита Елеазара и иеромонаха того же скита Никона. Вошедшие троекратно с глубокими поклонами крестятся на образа и поворачиваются к присутствующим.

С а в е л и й
А вот и наши гости дорогие.

Присутствующие встают и глубоко кланяются гостям

П е р в ы й  п р и х о ж а н и н  (Никону)
Нежданна радость снова видеть тя,
Свет-отче.

В т о р о й  п р и х о ж а н и н
Редко радости такие
Приходят.

С а в е л и й
Так духовное дитя,
Духовного отца увидев, снова
Прильнуть к нему в волнении спешит
И ждёт его спасительного слова,
Что от сомнений горьких разрешит.

П е р в ы й  п р и х о ж а н и н(обращаясь к Елеазару)
Благослови на добрые деянья,
Свет-отче.

В т о р о й  п р и х о ж а н и н
И меня благослови
На подвиг бескорыстного старанья
Во имя Бога, правды и любви.

Прихожане подходят под благословение к Елеазару, затем – к Никону. Савелий усаживает дорогих гостей под образа. Прихожане садятся на лавку чуть поодаль.

С а в е л и й
Рассказывайте гости дорогие,
Какой нуждой почтили стольный град.

Е л е а з а р
Нас привели стремления благие
И стариной уложенный обряд.

Н и к о н
Предстать пред патриарха светлы очи
Отцу Елеазару выпал час.

Е л е а з а р
Да Государь мя лицезрети хочет.

Н и к о н
Молите Бога, братие, за нас,
Чтоб милость государева пролилась
На скит наш, чтоб на ноги крепко встал…

С а в е л и й
Дай Бог снискать нам всем царёву милость!
Царёв догляд – уже приход немал.

Н и к о н
Царь Михаил кручинился нимало
В час давний о наследнике своём;
От своего духовника узнал он
Кто мог провидеть правду в деле том:
Елеазар царевича рожденье
Предрёк царю пятнадцать лет тому.
И вслед, по государеву хотенью,
Был в Чудов водворён. Да не в тюрьму –
Насельником до времени оставлен.
А возвратился в свой Анзерский скит,
Когда наследник был народу явлен.
С тех пор Елеазар и знаменит.
В те времена и я о нём проведал.
Когда ж иной мне был начертан путь,
Я знал уже за кем идти мне следом
Чтоб в омуте греха не утонуть.

П е р в ы й  п р и х о ж а н и н
И как же вы во хладе том живёте?
В лесах, средь моря?

Н и к о н
Верою живём.
Вы здесь во стольном граде гнёзда вьёте,
Мы там во хладе строим Божий дом.

Е л е а з а р
Бог милосерд! Он верных не оставит
Без вспоможенья. Да и Никон сам,
Как мной поставлен на хозяйство, правит
Со сметкой, не в пример иным скитам.
Мне не найти подручника ловчее.

С а в е л и й (тихо, первому прихожанину)
И там Никита наш не оплошал.
Небось, и мудрецом, и книгочеем
Слывёт.

С а в е л и й (Елеазару)
И ты, свет-отче, верно знал,
Кого в скиту молитвенном возвысить.

П е р в ы й  п р и х о ж а н и н
А как же он был, отче, явлен те?

Е л е а з а р
Последнею ладьёй мних Дионисий
Лет пять тому привёз по доброте
В наш скит двоих скитальцев покаянных –
Никиту и Мефодия. При них –
Пять книг, братией нашей восприянных
Как дар Небес. Дотоле Божий стих
Нам читывать давал лишь ветхий требник,
Тож принял я тех странников в слезах –
Господь привёл их с тем, чтоб правил древних
Мы не скверни;ли на своих стезях
И в малости оплошливым служеньем.

П е р в ы й  п р и х о ж а н и н
Что ж было дале?

Е л е а з а р
Лето Никон жил
Послушником, и неуёмным рвеньем
В молитвах перед всеми заслужил
Причисленным быть к братии монашьей
И принял постриг от меня. С тех пор
Он почитаем стал в общине нашей.

С а в е л и й
На нём давно почиет Божий взор.

Е л е а з а р
Мне Никон будет добрый заместитель,
Когда от дел, по немощи, уйду.

В т о р о й  п р и х о ж а н и н
Дай Бог вам укрепить свою обитель…
А Никон сдюжит.

П е р в ы й  п р и х о ж а н и н
Никон борозду
Не спортит. Уж его мы ревность знаем.

В т о р о й  п р и х о ж а н и н
И ровно ралит он, и глубоко.

П е р в ы й  п р и х о ж а н и н
И паствою, и причтом почитаем,
Бывал суров, а было с ним легко.

Н и к о н
Давно то было…  А мирских соблазнов
Во стольном граде как не избежать?
Здесь грех на всём.Здесь много жизни праздной
Здесь жизнь безгрешну тяжело стяжать.
Свой давний грех ужо я исповедал
Отцу Елеазару в тишине
Полночной кельи и забвенью предал
Всё грешное, что жить мешало мне.

Е л е а з а р
Мы все грешим, греха не замечая.
Господь же видит всё и за грехи,
Нам, жалким, испытанья назначает.
Знавал и скит наш тягость дней лихих.
Прошло два лета, а доселе снится,
Как той голодной лютою зимой
Одолевать нас стала весени;ца…

Н и к о н
Скит от забвенья спас товарищ мой,
Мефодий, в пострижении –Софроний,
Да собранный им впрок медвежий лук.

Е л е а з а р
В те по;ры не один был мних схоронен…
Был по грехам ниспослан тот недуг

Н и к о н
С тех пор тот лук растим мы и украшен
Медвежьим луком мниха скудный стол.

Е л е а з а р
Бог обновил тогда обитель нашу –
И камен храм поставить час пришёл.
Однако, чесноком одним обитель
Не укрепить и не расширить впредь.
Зачахнет, коли вы не пособите,
Кто может чем. И серебро, и снедь –
Всё примет монастырь наш захудалый.

В т о р о й  п р и х о ж а н и н
Святое дело. Как же не помочь.

С а в е л и й
На камен храм казны уйдёт немало.
И чтобы в ступе воду не толочь,
Мы возгласим…

П е р в ы й  п р и х о ж а н и н (перебивая)
Суконной сотни гости
Тебя, свет-Никон, за былое чтят.

В т о р о й  п р и х о ж а н и н
Ни в ком, считай, ты не оставил злости;
По разуменью нашему был свят
И славен бескорыстной истой верой.

П е р в ы й  п р и х о ж а н и н
И наш приход на том всегда стоял.

С а в е л и й  (обращаясь к Елеазару)
И Государь, я чаю, полной мерой,
Воздаст: а то к чему к себе призвал?

Е л е а з а р
Да и Святейший жертвой не оставит
И лепту, освятив тот дар, внесёт
Свою.

Н и к о н
И храм Анзерский Богу явит
Предивный лик свой, чем уже спасёт
Немало душ под сводами своими.

Е л е а з а р
Спасёт молитвой!

Н и к о н
Но и красотой,
Угодной Богу, и прославит имя
Твоё, свет-отче, на Руси святой.

С а в е л и й
И жертвователей иных прославит
Пред Богом и людьми.

Е л е а з а р
И в судный час
Тяжёлый груз греха их не раздавит.
Спасётся всяк, той жертвой излечась.

П е р в ы й  п р и х о ж а н и н
Савелий! Огласим по окончанье
Заутрени пожертвований сбор
На храм Анзерский.

Н и к о н
Батюшка Ананий
Согласие своё нам дал вечор.

С а в е л и й
Пренепременно огласим. Теперь же
Прошу за стол отведать наших яств.
Грибков, солений, осетринки свежей…

Е л е а з а р
Попотчуемся, Богу помолясь.


Сцена третья

1639 год. Лето. Анзерский скит. В небольшой низкой избёнке-келье на коленях перед образами стоит иеромонах Никон, погружённый в беззвучную молитву. Внезапно в келью, с трудом переводя дыхание, вбегает Софроний и, осеняя себя крестным знамением, торопливо кланяется образам.Никон прерывает моленье и, поднявшись на ноги, поворачивается к вошедшему.

Н и к о н
Почто не в келье ты своей, Софроний?
Почто мя разлучаешь с тишиной
И с Богом? Пусть ты мне не посторонний,
Для встречи мог бы выбрать час иной.

С о ф р о н и й(взволнованно)
Я три версты бежал, не преставая,
Всё думал: сердце бы не потерять.
Бежал сквозь чащу, плача и стеная…
Чтобы успеть… Успеть тебе сказать…

Н и к о н
О чём сказать? Скорей своё волненье
Мне объясни. Давай же, не томи.

С о ф р о н и й
Злодеев, с кем я знался в дни затменья,
Узрел я ненароком меж людьми…
Меж теми пилигримами, что днями
Явились из московской стороны.
Вчера за мной неслышными тенями
Они ходили. Думаю, верны
Мои догадки…

Н и к о н
Уж не серебро ли
Прельстило их, что прячем в алтаре…
Дождётся ли оно счастливой доли
Быть отданным строителям?

С о ф р о н и й
Поре
Не близкой пастырь строгий наш назначил
Зачатье храма.

Н и к о н
Коли не сейчас,
Но день придёт, ограбят, не иначе,
Наш скит злодеи эти, изловчась.

Раздаётся громкий стук в дверь
Н и к о н (Софронию)
Уж не они ль?.. (в сторону двери) Отворено! Входите!

 В келью, не перекрестившись на образа, входят два монаха в надвинутых на глаза капюшонах.

Н и к о н
Откуда вы и с чем пришли сюда?
Вы лица-то свои не хороните:
От Божьего не спрячешься суда.

Откинув капюшоны, «монахи» обращаются к Софронию.

П е р в ы й  р а з б о й н и к
Здрав будь, Мефёд! Аль не признал, голуба?

В т о р о й  р а з б о й н и к
Почто от нас таишься? Ведь признал…
Друзей старинных можно ль эдак грубо
Да не приветить?

П е р в ы й  р а з б о й н и к
Тутошна казна,
Я слыхивал, полна сребра да злата.
На что они монахам, да в скиту.
Ты б нам поведал, где тот схрон треклятый,
Без понужденья.

Никон медленно поворачивается к образам и начинает жарко и неслышно молиться

В т о р о й  р а з б о й н и к
И тебе пусту;
Не быть – получишь куш ужо немалый.

С о ф р о н и й
Не ведомо то мне. Одно скажу:
Монаху знаться с татем не пристало…
На исповеди разве… Не сужу
Я вас, но Небесами умоляю:
Оставьте помысл ваш. Идите прочь

П е р в ы й  р а з б о й н и к
Ишь как заговорил, ишь как залаял.

В т о р о й  р а з б о й н и к
Придётся, братец, нам тебе помочь…

П е р в ы й  р а з б о й н и к
Забыл, как резал! Сколько душ невинных
Сгубил!Тогда те было всё равно!

С о ф р о н и й
Губить людей мне не было причины.
Красть, крал, да исповедал то давно.

В т о р о й  р а з б о й н и к
Не ты, так твой товарищ всё откроет,
А нет – без покаянья вас сказним.
Не брать же клад сей нам другой порою.

П е р в ы й  р а з б о й н и к
Возьмём сейчас, коли пришли за ним.

С о ф р о н и й
Уж не тебя ль, Кривой, от верной смерти
Я отлучил… Поди ведь не забыл,
Как тя концом гнилой проткнули жерди…
Кабы не я, давно б в геенне выл.

В т о р о й  р а з б о й н и к
Что вспоминать?.. Мы нынче разной стати.
Ты, от, монах, а я треклятый тать.

П е р в ы й  р а з б о й н и к(хохочет)
А было время – оба были тати.

С о ф р о н и й
Друг друга нынче вряд ли нам понять.

П е р в ы й  р а з б о й н и к
А если мы прилюдно всем откроем
Что ты убивцей был, что скажешь, а?..

В т о р о й  р а з б о й н и к
И то же подтвердим над аналоем,
Уж лучше всё скажи… Не то – беда.

С о ф р о н и й
Тож поступлю и я таким же чином.
Узнают все, кто сей да сей монах.
И как сии святые пилигримы
На люд честной в ночи наводят страх.

В т о р о й  р а з б о й н и к(угрожающе)
Но прежде мы тебя располосуем,
А вместе с тем и твоего дружка.
Мы с вами, дурни, славно потолкуем.
Язык развяжем вам наверняка.

Оба одновременно выхватывают из-под сутан ножи. В тот же момент молящийся перед образами Никон резко оборачивается, хватаетстоящий неподалёку тяжёлый сучковатый посох и,в порыве ярости, с силой бьёт разбойников по рукам. Ножи падают на пол. Взвыв от боли, мнимые монахи бросаются к Никону, но спотыкаются о скамью, которую им под ноги толкает Софроний. Никон осыпает их градом могучих ударов, после чего оба татя валятся на пол и, прикрыв головы руками, взывают о пощаде.

П е р в ы й  р а з б о й н и к
Оставь живым, монаше, сделай милость!

В т о р о й  р а з б о й н и к
Прости нас, отче святый, пощади!

Н и к о н (продолжая усердно молотить по разбойничьим спинам)
Разбойно ремесло вам полюбилось,
Так вот вам: не убий и не кради.
Как сведали о тех дарах московских?
Ответствуйте немедля.

П е р в ы й   р а з б о й н и к
Не губи!
От рубленников, что у врат Покровских,
Избёнками торгуют…

В т о р о й  р а з б о й н и к
Кто рубил
Отцу Ананью новое подворье…

П е р в ы й  р а з б о й н и к
Они же, как подклеть ложили там,
Прослышали о вашем уговоре
О жертве многой на Анзерский храм.

В т о р о й  р а з б о й н и к
Мы порешили: скит тот на безлюдье,
А чернецы что могут спротив нас.
Не убивай! Лукавый нас понудил,
Да, знать, явились в неурочный час.

Н и к о н
Так кайтесь, кайтесь, мерзкое отродье,
За этот грех и прошлые грехи!

С о ф р о н и й
Оставь их, Никон. Дух безумства бродит
В тебе, заветам Божьим вопреки.

Опомнившись, Никон перестаёт избивать разбойников

С о ф р о н и й
Сподручники ли есть у вас?

П е р в ы й  р а з б о й н и к
Ждёт кормчий
В губе.Но он не знает ни о чём.

С о ф р о н и й
Я у причала видел пару кочей
Они уйдут, я чаю, завтра днём

Н и к о н
Так кайтесь же!.. И взавтре чтобы духом
На острове не пахло вашим!

В т о р о й  р а з б о й н и к
Мы
Уж и не живы, отче. Разве брюхом
Нам путь торить.

Н и к о н
Прочь, порожденье тьмы!

Разбойники с огромным трудом выползают из кельи

Н и к о н
Взнесу и я мольбу за сих увечных,
Да и покаюсь за свершённый грех.
Жизнь человеков, брате, быстротечна.
Господь прощает грешных!.. Но не всех.




Сцена четвёртая
1639 год. Осень. Остров Анзер. Непогода. На берегу небольшой бухты, окружённой лесом, вытащенная на берег лодка.Неподалёку от неё – три человека: Никон, Софроний и помор Сысой – духовное чадо Никона.

С ы с о й
Поторопиться надобно нам, отче.
Неровен час, игумен, спохватясь,
Желанье заточить тя не отсрочит.

Н и к о н
То грех, уйти, со братьей не простясь?

С о ф р о н и й
Оставь об этом помышленье, Никон.
Тотчас повяжут, только объявись.
Елеазар разгневан, поелику
Он без тебя не чаял обойтись,
А ты ему пророчишь развенчанье:
Нарёк прилюдно скрягою, притом.
Размысли сам: уместно ли прощанье,
Грозящее неправедным судом?

Н и к о н
Воистину я был послушным сыном
Елеазару вплоть до той поры,
Когда он в самообольщенье мнимом,
Прибрав себе московские дары,
Переменил в единый миг нежданно
Обет – на те дары построить храм.
Скрыл серебро, уверив нас, что рано,
Не в пору ход давати тем дарам.

С о ф р о н и й
Да грех ли то? Он чует умягченье
Анахоретских правил, коль взведён
Здесь будет камен храм. Его раченье
О бдениях пустынных.

Н и к о н
Плачет он
О подвигах монашеских напрасно.
Любых пустынных подвигов венец –
Храм камен, возведённый своечасно…
Иначе пустынь нашу ждёт конец.

С о ф р о н и й
И всё же, Никон, ты бы повинился,
Гляди, как непогода занялась.
Покаялся предаввой, замирился…
И столковались бы. А то вчерась…
Не знаю, как игумен непокорство
Твоё стерпел.

Н и к о н
Да полно, полно, брат!

С о ф р о н и й
К несчастию ведёт твоё упорство.

Н и к о н
Пред Богом я ни в чём не виноват.
Елеазар же, дав пред Богом слово,
Его нарушил. И меня грозит
Безвинно взять в тяжёлые оковы.

С о ф р о н и й
Коль повинишься, он тебя простит.

Н и к о н
Об этом помышлять, Софроний,поздно.
Но, думаю, что ты едва ли прав.
И даже, если б умолял я слёзно,
Поступит он, как требует устав.

С о ф р о н и й
Неровен час, перевернётся лодка…
Потопнете по этакой волне.

Н и к о н
К большой земле путь, знамо, не короткий…
Он и решит – лежит ли грех на мне.

Слышится треск валежника под ногами

С ы с о й(настороженно)
Шаги. Сюда идут… Не за тобой ли?

Н и к о н
Иди, Софроний. Ты, брат, нужен здесь.

С о ф р о н и й
Благослови. Мне нет сильнее боли,
Чем потерять тебя. Пришли мне весть…
А то, когда увижу, отче святый?

Н и к о н  (обнимает Софрония)
Прости, коль чем обидел.

С о ф р о н и й
И меня
Прости, и дай тебя расцеловати. (троекратно целуются)

Н и к о н(прочувствовано)
Пеня на мне!

С о ф р о н и й
Нет, то на мне пеня! (скрывается в чаще)

Из леса, тяжело дыша, выходит Елеазар. С ним один из монахов пу;стыни

Е л е а з а р(увидев Никона, взывает)
Окстись, окстись! Ты что умыслил, Никон?
Оставь свою затею. Не беги.
Гнев Божий чрез тебя на скит накликан.
Смири гордыню. Мы же не враги.

Н и к о н
Не мной тот гнев накликан, а тобою.
Не я пред Богом не сдержал обет.

Е л и а з а р
Глаза твои покрыты пеленою…
Смирись, покайся, мой тебе совет.

Сысой поспешно отвязывает лодку

Е л е а з а р(взволнованно)
Узнай же, в чём случилась перемена,
Почто обетованье не могу
Исполнить я. Страшусь я, брате, тлена
Души своей, и ныне берегу
Себя во имя давнего обета
Пустынной жизни до скончанья лет
Моих. Когда ж уйду со света,
Ты храм поставишь, сей свершив обет.

Н и к о н
О здравии твоём молюсь я отче,
И на тебя обиды не таю.
Другой поставит храм, коли захочет,
А я пойду искать стезю свою.
Анзерский скит давно в народе славен,
Паломников он полон и сует.
Кто в подвиге отшельническом равен
Тебе, Елеазар? Ты – людям свет!
Они к тебе идут. А храм Господень
Анахорету развеповредит?
И славы той не избежать в народе.
Грех пред людьми, коль серебро лежит
И ждёт татьбы, и ждёт греховной траты.

Е л е а з а р (насупившись)
Доколе жив я – будет, как решил.
Господь мя вразумил на это Свя;тый…
А значит, Он ту правду уложил.
(строго)
Софроний не с тобой ли в сей измене?

Н и к о н
Пред Богом я ни в чём не виноват.
Софроний же в молитве на коленах
О здравии твоих взыскует чад.
О здравии твоём, Елеазаре
Он дал обетование пещись.

Е л е а з а р
В Анзерский скит пришли, вы в крепкой паре…

Н и к о н
Пути, выходит, наши разошлись?
Мне враждовать с тобою не пристало.
Господь рассудит, отче, чей здесь грех.
Коль суждено мне новое начало,
То облекусь и я в иной доспех.

Е л е а з а р (примирительно)
Не буду проклинать я, блудный сыне,
Тебя. Уж больно лёгок твой челнок…

Н и к о н
Ты был отца мне ближе. Я и ныне
Тебя ценю за каждый твой урок.

Е л е а з а р
…Да и волна по морю разгулялась.
Без покаянья сгинешь. Воротись!
Покайся, брат!

Н и к о н
На мне твоя опала
Неправая. Прости мя и не злись.

Никон и Сысой сталкивают лодку на воду и садятся в неё

Е л е а з а р
Гнев Божий на тебя падёт немалый!

Н и к о н
На всё Господня воля. А волна
Допустит до искомого причала…
Молитва правых искони сильна.

Из леса на берег выбегают несколько монахов. Лодка удаляется от берега. Елеазар, бессильно махнув рукой, поворачивается и уходит в лес. За ним удаляются все остальные. Когда шум их шагов стихает, из чащи выходит Софроний и долго глядит вслед удаляющейся лодке. Затем осеняет почти невидимых беглецов крёстным знамением и, опустив голову, уходит в лес.

Сцена пятая

1639 год. Остров Кий. Пустынный каменистый берег. Видна выброшенная на берег лодка со сломленной мачтой. В некотором отдалении от неё стоит чудом спасшийся Никон.

Н и к о н
Немало дней по морю нас носило.
Не знали мы, подчас, где день, где ночь.
На вёслах – я, Сысой держал кормило…
То чудо, как смогли мы превозмочь
Разгневанный простор. Молились оба.
Я непрестанно Бога призывал…
Николу Мирликийского – особо,
Кто бедствующих на море спасал…
Не чаяли уже, что живы будем:
Еды не стало, и воды чуть-чуть…
Но промысл Божий в каждом деле чуден –
Кому-то – жить, кому-то –  (вздыхает) утонуть.
Один остался я. Сысой заради
Меня свою младую жизнь сгубил…
В пучине сгинул. Для чего мне даден
Сей грех, о, Боже! Он как сын мне был…
Духовный сын.(смотрит в небо) Прими же его душу
И в Царствие Небесное введи! (снова опускает голову)
Уже почти добрались мы до суши,
Уже был виден берег впереди,
Как нашу лодку злой волной накрыло. 
Молясь, я в борт вцепился, что есть сил,
А он внезапно выпустил кормило,
Могучий вал, беднягу, подхватил
И прочь унёс в разгневанную бездну…
О, Боже! Для чего меня ты спас?!
Неужли, чтоб и мне вослед исчезнуть
Средь диких скал… Ужель мой пробил час?
Ужель Господь кончину мне назначил
На сем пустынном диком берегу?…

Опять воздевает руки и голову к небу

Я грешен, Боже, грешен наипаче
Всех грешников. Куда, зачем бегу?
Куда бегу? Не от себя ли, Боже!?
Не от неправд ли, вечных меж людьми!?
Но от Тебя, о, Господи!, не может
Ничто сокрыться. Господи!!!, прими
Молитву Твоего раба.(падает на колени) Спаси мя!
Не тело… Душу, Господи, спаси!
От адова спаси меня полымя!
Дай мне Тебя узреть на Небеси!
О, Господи! Успею ль оправдаться?
О, Боже сил! простишь ли ты меня?
Как я посмел Тебя не убояться,
Смирение и кротость прочь гоня:
Перечить стал в сердцах Елеазару,
Не внял совету брата своего,
Сысоя улестил ладьёю старой
Идти по морю бурному. Того
Ли ждал Господь от сирого монаха?
Прости меня, о, Боже! Не оставь!
Сысой не ведал перед бурей страха,
И взят Тобою. Я же, быв лукав,
По воле ли Твоей творил обиды
Пасущим мя? Зачем  оставлен жить?
Не ведает никто своей планиды…
Мя вразуми, позволь мне разрешить
Сию загадку. Это ль испытанье?
Позволь понять: простил ли Ты меня?
Найдётся ль в мире глубже покаянье,
Чем скорбь моя? Любовь к Тебе храня,
Паду я ниц на хладные каменья,
И отлетит душа моя… К Тебе ль?
В Раю ль найдёт она отдохновенье,
Когда свою покинет колыбель –
Моё вконец измученное тело?..
Неужли, Боже, ты меня извлёк
Из вод кипящих и оставил целым
К тому, что жизнь моя – земной залог
Для тяжких мук и новых испытаний?

Слышен шум осыпающейся гальки. Встрепенувшись, Никон поворачивает голову

Н и к о н
Зачем, мой Бог, спасаешь ты меня
И возвращаешь в мир людских страданий,
Заботами привычными маня?

Из-за большого валуна появляются двое и застывают от неожиданной встречи с невесть откуда взявшимся монахом. За поясом у каждого – топор. По всему – солевары, или рыбаки. Они начинают осторожно приближаться к Никону. Он медленно поднимается с колен. Радость от встречи с людьми в этом глухом краю смешивается с чувством опаски.

1-й
Откель ты взялся в сем краю, монаше?
Нас не пужайся. Молви. Не таись.

2-й 
Мы рыбари. Наш промысел не страшен.

Н и к о н (успокаиваясь)
То было б диво, тать здесь окажись.
Иду же я по своему хотенью.
Иду в Кожеезерский монастырь…
Да думал, здесь конец моим стремленьям –
На сих камнях оставлю этот мир.
Держал же путь по морю от Анзера…

2-й  р ы б а к
Тот путь и по погоде, мних, на прост.
По непогоде ж…

Н и к о н
Поводырь мой – вера.
Она любой построит к правде мост.

1-й  р ы б а к
А где ладья?

Н и к о н
Разбило о каменья.
Товарищ мой погиб, а я вот жив.

2-й  р ы б а к (толкая плечом 1-го)
Гляди… Ладья.Да вон же… В отдаленье.

1-й  р ы б а к
Выходит, твой рассказ, монах, не лжив.
Так ты был не один?

Н и к о н
Нас было двое.

Рыбаки переглядываются

1-й  р ы б а к
Не твоего ль товарища нашли
Мы поутру под елью вековою
И в стан наш незатейливый свели.

Н и к о н
Хвала Тебе, о Боже милосердный!
Хвала Тебе! Выходит, жив Сысой!

2-й  р ы б а к
Скалечен малость… Жить ему, наверно,
Лет сто, коль пожалела та, с косой,
Что жатву неустанно собирает…

Н и к о н
Сведите меня, братие, к нему.

1-й  р ы б а к
Сведём, небось… Да он не помирает.
Тебя, от, поминает, по всему.
Ты Никон, чай?

Н и к о н
Попить бы мне.

2-й  р ы б а к
Конечно.
Пей сколько хошь. Здесь родники сладки.

Достаёт из-под полы баклажку. Никон берёт баклажку и с жадностью начинает пить.

1-й  р ы б а к
Чай, и не сыт ты, мних? Возьми, сердечный.(протягивает ему ломоть хлеба)
Да сразу весь не ешь. То не с руки.

Н и к о н
Век буду я за вас молиться, братья!
Как звать вас?

1-й  р ы б а к
Энтот – Стёпка. Я – Захар.

Н и к о н
Дозвольте заключить мне вас в объятья…

2-й  р ы б а к
Твоё поминовенье – лучший дар.

Никон благословляет и обнимает рыбаков

Н и к о н
Поведайте же мне об этом месте,
Куда Господь сподобил мя привесть?

1-й  р ы б а к
Се остров Кий; он мал, да всем известен
Богатой ловлей: рыбы здесь не счесть.

2-й  р ы б а к
Матёрая земля, считай что, рядом;
Погожим днём её отсель видать.
По малой по волне свезём тя ладом,
А там… дай Бог с дорогой совладать.
Кожеезерский монастырь далече…
Дён двадцать, по;вдоль моря топотать.
Лихих там нет… Зато, медведь навстречу
Явиться может…

Н и к о н
Ну, медведь – не тать.

1-й  р ы б а к
Сподручней – по воде, да непогода…
Тебе бы наперёд набраться сил,
Допрежь такого дальнего похода.

2-й  р ы б а к
Живи у нас… А там бы и сходил.
За речкою вдовица есть – Авдотья…
Она хотя и в скудости живёт,
Но праведна, одета не в лохмотья…
Коль спросишь, то и примет, и поймёт.
Иди на полдень – и дойдёшь со светом.
Село за речкой… Кликни позвончей.
Там перевозчик – сын вдовицы этой.
Он и свезёт тя без пустых речей.
А как Сысой поправится, туда же
Его свезём дён, эдак, через пять.

Н и к о н
Храни вас Бог!

1-й  р ы б а к
Те Стёпка путь покажет,
Да и проводит, чтобы не петлять.
Как раз сквозь наш нехитрый стан пройдёте.
Там и обнимешь своего дружка.
Порадуетесь, и ходи к Авдотье.
До сумерек дойдёшь наверняка.

Никон со Стёпкой уходят в одну сторону, Захар – в другую

Сцена шестая

1643 год. Во дворе Кожеозерского монастыря на широкой лавке под раскидистым вязом два монаха преклонного возраста ведут беседу.

1-й  м о н а х
С улыбкой кроткой,беспечально, к Богу
Премудрый наш игумен отошёл.

2-й  м о н а х
Жизнь вечную на облачных отрогах
Земной и грешной жизни предпочёл.
.
1-й  м о н а х
Я стар…

2-й  м о н а х
И я немолод, брат Григорий.

1-й  м о н а х
О братии пещись – нелёгок труд.
Скажу те прямо я, без аллегорий:
Лишь Никон сдюжит, коли изберут.

2-й  м о н а х
Избрать-то изберут… Да сам ли схочет?

1-й  м о н а х
Быть пастырем по силам лишь ему.
Учён, умён, в молитве дни и ночи.
В хозяйстве крепко знается. К тому,
Твёрд в слове и отнюдь неравнодушен
Ко нуждам общим… Проще говоря,
Монахам нашим лишь такой и нужен.
То будет благо для монастыря.

2-й  м о н а х
Так соберёмся в это воскресенье
И коли заединым будет глас,
Он не отринет наше повеленье,
И окормит осиротевших нас.

К беседующим подходит Никон. Он взволнован. Перекрестившись, и получив благословение от своего духовника, Никон обращается к пожилым монахам.

Н и к о н
Простите, братья. Отче, свет-Григорий.
Мне сведали, что прочите меня
В игумены. Сбирался я в затворе
Окончить жизнь. Власть – это западня.
Мне за себя ответ держать непросто
Пред Господом. Когда же под рукой
Насельников и приходящих со сто,
Какой уж там молитвенный покой?
Какое перед Богом оправданье?
Власть – умноженье многое греха.

2-й  м о н а х
И умноженье многое страданья
За грех тебе подвластных. И плоха
Власть только там, где немощен правитель,
Кто попускает нижним всякий грех.
Лишь ты способен окормить обитель…
Ты и себя спасёшь, спасая всех.

1-й  м о н а х
Все братия тебя желают видеть,
Свет-Никон, настоятелем. И ты,
Коли не хочешь сирых нас обидеть,
Заботы повседневной маяты
Взять должен на себя. Никто из братий
Не в силах эту ношу справно несть.
Готовы мы во всём тебе внимати,
Идти туда, куда ты будешь весть.

2-й  м о н а х
За годы, что ты жительствовал с нами,
Узнали мы тебя со всех сторон.
Твой каждый шаг пред нашими глазами –
Пример нам и лукавому урон.
И службу правишь ты без нареканья,
И глас имеешь, чтоб повелевать.
Кто более тебя в Святом Писаньи
И знается, и может толковать?
И вместе с тем, живя анахоретом,
Устроил пчельник в двадцать пять колод
И непрестанной ловлей рыб, при этом,
Молитвенный поддерживал народ.

1-й  м о н а х
Молиться Богу, предстоять пред Богом,
Свою спасая душу – подвиг мал.
Несть тягости других в стесненье многом –
Вот подвиг, брате, для больших начал.

Н и к о н
О, братие! Не властвовать пришёл я
В обитель эту – грех свой избывать.
Зачем же, братья, мне, себя неволя,
Общину нашу под опеку брать.
Есть многие и старше, и мудрее,
Кто издавна в обители живёт,
Кто словом и направит, и согреет,
И к истине Господней приведёт

1-й  м о н а х
Не всем Господь вручает дар раденья
Умелого о тягостях людей.
И отвергать Господнее даренье –
Великий грех.

2-й  м о н а х
О нас, брат, порадей.
В решенье этом иноки едины.
И кликнут все в игумены тебя.

1-й  м о н а х
Монастырями правят не седины,
А ум да воля, праведность любя.

Н и к о н
Непросто мне на этот шаг решиться.

1-й  м о н а х
То промысл Божий! Так и разумей.
То к праведности шаг. Тебе сторицей
Воздастся. Ты перечить нам не смей.

2-й  м о н а х
Пора нам начинати, братья, службу.

1-й  м о н а х
О пользе вспомни, брат, монастыря.
Лишь ты один в столице водишь дружбу
С народом именитым. Ведь не зря

К тебе купцы недавно заезжали
Московской сотни: это ли не честь.
С чего бы это им в такие дали
Тащиться.

Н и к о н
Знать, дела у них здесь есть.

1-й  м о н а х
Дела делами, только не о всяком
Монахе будет печься знатный гость.
Отсель до тракта тридцать вёрст, да с гаком.
Как им добраться только удалось?

2-й  м о н а х
Троицына икона, новы ризы,
Да двадцать пять рублей – немалый дар.
Любовию к тебе тот дар пронизан.

Н и к о н  (с улыбкой)
Знать с выгодой продали свой товар.

1-й  м о н а х
Почто лукавишь, Никон? Соглашайся
И пастырским служеньем окорми
Нас сирых. Внемли нам! Не отрешайся,
И посох без греха за нас прими.

2-й  м о н а х
Архиепископом ты, Никон, знаем
Чрез патриарха!? Всякий ли монах
Того достоин? Смысл великих таин
Сокрыт в сих удивительных делах.

1-й  м о н а х
Так примешь ли сей посох, брате Никон,
Заради благ сего монастыря?

Н и к о н
О, братие! Шипами ль не утыкан
Греха сей путь? И к истине горя,
Не соблазнюсь ли властию над вами?
Не одолеет ли гордыни грех,
Не оскверню ли бранными словами
Невольно непокорствующих – тех,
Кто встанет против нового устава,
Что будет строже прежнего?

1-й  м о н а х
Забот
Не будет, Никон, с этим. Не забава
Монашеская жизнь. Здесь всяк живёт
Едино верой и служеньем Богу.

2-й  м о н а х
Устав кожеезерский тоже строг.
Анзерский – строже, между тем, намного.

1-й  м о н а х
В тесны врата да не войдёт порок.

Н и к о н
Мне день дозвольте, братья, поразмыслить.

1-й  м о н а х
Что мыслить? Уже писаны листы
К владыке. Нам другого – не исчислить.
Пасти се стадо должен только ты.


Cцена седьмая

1646 год. Лето. В Грановитую палату входят Царь и Великий Государь Алексей Михайлович и  его ближайший помощник боярин Борис Иванович Морозов.

М о р о з о в
Мой Государь, изволишь ли приняти
Игуменов, положенных в сей сан
В последние года;. Там же из знати
Средь них есть двое. Впрочем, из крестьян
Там тоже есть один зело учёный,
Кто всех иных на диво превзошёл
В премудростях Евангельских. Мних оный,
К тому же знаем как заводчик пчёл.

А л е к с е й (мечтательно)
Да, пчёлы – это благостное дело.
Я к пасеке, бывало, подхожу,
А сердце уж, незнамо как, запело:
Гляжу на малых сих и не тужу.
На лавочку присяду недалече,
Любуюсь ими, слушая их гуд…

М о р о з о в (возвращая молодого царя к делам)
Мой государь, велеть зажечи свечи?

А л е к с е й
Вели, друг милый, не сочти за труд.
А следом кличь тех пастырей в палату.
Готов я их, не мешкая принять
И каждому свою назначить плату,
И должной мерой каждому воздать.

Морозов выходит. В палате зажигают свечи. Алексей усаживается на трон. Через некоторое время в палату в сопровождении Морозова и патриарха Иосифа входят несколько недавно рукоположенных в игумены  монахов. Все глубоко кланяются Алексею Михайловичу и только один – игумен Кожеозерского монастыря Никон – кланяется сначала Образам, и лишь затем – Государю. Это вызывает едва уловимое удивление Морозова и некоторое беспокойство патриарха. Однако, молодой Государь добродушно улыбается, встаёт и, приняв благословение от патриарха, возвращается на трон. Затем жестом приглашает гостей усесться на ближайшую к себе лавку.

А л е к с е й
Здоровы будьте, гости дорогие!

Гости встают и кланяются царю

Н и к о н (спокойным уверенным тоном, от имени всех приглашённых)
Здрав будь и ты, Великий Государь!
И да хранит тя Бог и все святые,
Как ты хранишь Отечества алтарь.

Государь вопросительно смотрит на патриарха

П а т р и а р х
Се от разумный пастырь, отче Никон.
Кожеозерский монастырь под ним,
Он Божий страх хранит в том месте диком,
И сам Господним промыслом храним.

А л е к с е й
Не тот ли ты монах, что в лета оны
С Елеазаром к батюшке был зван?

Н и к о н
Он самый, Государь, и бью поклоны
Я за него поныне…

А л е к с е й
Из крестьян
Не ты ли будешь?

Н и к о н
Отчич мой – оратай
Зело был справный. Грамоте учён,
Он и меня в учение сосватал,
Дабы умишком был не помрачён.

А л е к с е й
Мне сказывали, ты в краю полночном
Пчелы медовой множество завёл?

Н и к о н
Завёл, мой Государь, на травах сочных.

А л е к с е й
Прибыток есть ли с тех медовых пчёл?

Н и к о н
Коли знать норов их и в обращенье
Блюсти порядок, то и в тех краях
Пчела прибыток даст.

А л е к с е й  (с одобрением)
Знать, тем уменьем
Владеешь ты.

Н и к о н
Мы время не в пирах
Проводим, Государь. И коль с любовью
Молитвой жаркой освящать дела,
Господь даёт и мёд, и в изголовье
Приносит мир, и в мире меньше зла.

П а т р и а р х
С тех пор , как авва Никон стал игумен,
Кожеозерский монастырь возрос.
Устав там строг и службы ход разумен
И полон сад благоуханьем роз.

А л е к с е й
Мне помнится, святителя Филиппа
Сподвигл Господь на славные труды
На Соловках.

Н и к о н
И нам сей жребий выпал.
Филипп – водитель наш. Его следы
И силы нам дают, и вдохновенье,
Внушают не в безделье почивать,
И даруют смиреньем и терпеньем,
И учат Богу славу воздавать.

М о р о з о в (вполголоса, отвлекая царя от беседы с Никоном)
Мой Государь, яви вниманья милость
И сим иным, кто со смиреньем ждёт.

Алексей с сожалением отрывается от разговора с Никоном

П а т р и а р х
Се авва Нил, а се Андрон. Случилось
И им взять тягость пастырских забот.

А н д р о н
О, Государь! Яви свою заботу:
Во вспоможеньи нам не откажи.
Скудны во всём мы. Тягостей – без счёту.
И глад, и хлад: как Господу служить?

М о р о з о в
Андрон из рода Сицких, рода славна
И в мирны дни, а пуще – на войне.

П а т р и а р х
Сия обитель стала от недавна
В краю пустынном в Пермской стороне.
Там дух поганства до сих пор витает;
Нести туда свет веры – долг святой.

А л е к с е й
Нам Сицкие – родня. Не обнищает
Казна, коли помочь общине той.

М о р о з о в
Иван Васильич Сицкий дядя будет
Троюродный игумену сему.

П а т р и а р х
Не всякого Господь идти понудит
В те пущи, чтобы там служить Ему.

Патриарх представляет следующего настоятеля
Се авва Нил – он Катыревых рода.
Свою обитель крепко в руки взял.
Без колебанья, Господу в угоду,
Именье продал, чем и обязал
Достатком он её и благолепьем.

Н и л
О здравии твоём, о, государь
Мы молимся, и тем живём и крепнем
И примем во слезах твой царский дар.

М о р о з о в
А ты почто не просишь, отче Никон,
О помощи обители своей?

П а т р и а р х
Просить о вспоможеньи не привык он…

Н и к о н
Мой государь! Что может быть щедрей
И слаще твоего царёва дара.
Уж то мне дар, что вижу я тебя.
Ты – Государь наш. И любовь и кара
Твои верны. Ты всем нам судия
В сем тленном мире. И твоим раченьем
Мы живы. Неустанно мы творим
О здравии твоём свои моленья,
И славим Бога! Будь же Им любим!
Пасём мы твой народ и окормляем
Духовной мощью все твои дела,
Молитвой истой предопределяем
Что свет и правда, что обман и мгла.

П а т р и а р х
Богата аввы Никона обитель
Заботами немалыми купчин
Московских. Никон же – ревнитель
Пред Богом за их праведный почин.

А л е к с е й
Купцов тех жертва стоит уваженья.
Откуда, авва Никон, знаешь сих?

П а т р и а р х (опережая Никона)
До пострига в Москве его служенье
Во храме именитых городских
Гостей имело место. Был он знаем
Как лучший из пасущих в по;ры те.
И всеми был любим и почитаем.

А л е к с е й
Знать, принял постриг не по простоте?

Н и к о н
Обет, о, Государь, исполнил давний,
Что в юности в послушничестве дал
И сам нарушил в обольщенье явном,
Когда попову дщерь в супруги взял.

А л е к с е й
Таков ли это грех?

Н и к о н
Господь за это
Трёх сыновей моих прибрал к Себе.
И стал я ревновать о том обете.
И внял Господь тогда моей мольбе.

А л е к с е й (чтобы не показаться неучтивым к другим, обращается к Нилу)
А ты, свят-отче, как попал в монахи?

Н и л
В твоём быв войске, много душ сгубил…
Спокаялся, и чтоб избыть те страхи,
В обитель близ именья поступил.

Алексей поворачивается к Андрону

А н д р он (не дожидаясь вопроса)
Средь сыновей был младшим у отца я
И чтоб именье наше не делить,
Мой батюшка, меня не отрицаясь,
Велел мне Бога за него молить.
А как обитель дальняя осталась
Без пастыря, послушно внял туда
Отправиться, в душе имея жалость
К тамошнему народу.

П а т р и а р х
Се страда
Тяжёлая, мой Государь.

А л е к с е й
Я знаю.
И посему получит он вдвойне.
Любовь Христову в душах возжигая,
Жалеть негоже о большой цене.

Патриарху
В чём нужды сих отцов – узнай, Святейший,
Их тщательно об этом расспросив.
Дабы отказа не было в малейшем…

Морозову
Не будь, Борис Иваныч, супротив.

М о р о з о в
Мой Государь, дела нас ждут другие.
Немало челобитных набралось.

А л е к с е й (поднимаясь)
Я рад знакомству, гости дорогие,

Приглашённые, понимая, что аудиенция завершена, встают и кланяются царю

И чтоб вам сладко елось и пилось
Отправим мы в палаты патриаршьи
От нашего стола питья и яств.

М о р о з о в (с долей иронии)
Отведаете вин и царской каши.
Идите с миром! Да хранит Бог вас!

Все выходят

А л е к с е й (тихо Морозову)
Скажи, чтоб задержали на недолго
Игумена, что Никоном зовут.

М о р о з о в
Исполню, Государь. (выходит)

А л е к с е й  (говорит сам себе)
Такая пчёлка
Полезна будет нам, скорее, тут.

Морозов возвращается с Никоном

А л е к с е й
Оставь, Борис Иваныч, нас на время.

М о р о з о в
Но, Государь!?

А л е к с е й (настойчивее)
Оставь на время нас.

Морозов с неохотой выходит
А л е к с е й
Я слыхивал, введений здравых семя
Ты заронил в обители?

Н и к о н
Да. Глас
Завёл един без прежних претыканий,
Чтоб Божьей службы ход понятен был.

А л е к с е й
Противился ли кто сих начинаний?

Н и к о н
Иной роптал… Да я то истребил.

А л е к с е й
Мне донесли, по греческому чину
Ты службы правишь.

Н и к о н
Так оно и есть.
Писцы в служебных книгах беспричинно
Такого понапутали – Бог весть.

А л е к с е й
Ты по душе мне, авва Никон. Право,
Хотел бы ближе я тебя узнать.
Сто лет прошло, как был Собор стоглавый.
Пора собор нам новый созывать.
В церквях служенье быть должно единым,
И ереси из книг церковных – вон…

Н и к о н
Преградою нестройностям старинным
Стать может, Государь, лишь твой закон.

А л е к с е й
Теперь скажу (мне не противься, Никон):
Во стольном граде будет твой приход…
Для пользы вящей, малой и великой!
Да будет же её не горек плод!

Н и к о н
Мой государь! Твоей подвластен воле,
Склонив главу, я лучше промолчу.

А л е к с е й
Так стань мне другом, ежели не боле.
Ты нужен мне. Пойми. Я так хочу.