Ерке плохой мальчик

Дария Джумагельдинова
Новая глава из второй книги "Еркегали по прозвищу Кошмарик"         

Теперь я понимаю, почему мою бабушку любили ученики, потому что в их  памяти она осталась лучшей учительницей. 
  Если бы видели,  как от зубной боли морщилась мама,  выворачивая мои карманы. Чего в них только  не было!  Блестящие металлические крючки, испорченная зажигалка, ключи от старого выброшенного замка, ржавые гвозди, ручки без стержней. Пластинки жевательной резинки,  выпавшие из  разорванной упаковки.  В кармане мне разрешалось носить  только платочек. Я  с этим не мог  смириться. Все, что я перечислил -  было моим  богатством.  На перемене мальчишки  хвастались перед учениками, своим богатством, обменивались на такие же  абсолютно ненужные вещи. 
Я считаю,  учеба  в младших классах -  лучший мальчишеский возраст!   Вещизм – присущ каждому  ребенку!
Девчонки  с  любопытством наблюдали за нами, жадными глазами  провожали наши сделки.  Только в отличие от мальчишек  обмен  игрушками проходил у них бурно, им быстро надоедала приобретенная вещь.  У девчонок были свои странности, они тащили в школу все свои игрушки:   пушистых зайчиков и кошек,  миниатюрных  кукол, фантики, бантики, заколки, конфеты. Любили хвастаться  игрушками,  дразнились,  дулись,  ругались, как торговки на базаре.  Я  любил наблюдать  за ними,  они говорили  быстро,  выстреливая слова, как автомат.
Честно говоря, я  счастлив, что не родился девчонкой. Почему-то   с детства  к ним у меня  было пренебрежительное   отношение. Я  презирал их.  Только  к сестре относился с любовью и заботился о ней. Я  знаю,  моя сестра не  была такой. Пусть она издевалась надо мной, но сплетницей и скандалисткой  она  никогда не была.
Я удивлялся  красивые,  наряженные девчонки  с большими бантами,   когда ссорились, их лица   искажала злая гримаса,  они  превращались в маленьких мегер,  становились некрасивыми и писклявыми. Как-то мы смотрели передачу всей семьей,  где говорилось,  что у каждого человека есть двойник. Когда я вырасту,  найду двойника Жанны и  женюсь, даже если она будет старше. На других девчонках жениться я просто боюсь.
Одноклассницы были примерными ученицами,  в  отличие от меня писали чисто, в рюкзаке у них был порядок. Мою соседку учительница ставила  в пример мне. За партой я сидел  взъерошенный, как воробей-задира, мои вещи  не всегда были  в идеальном состоянии, я часто забывал приносить с собой карандаши, точилки.  Одноклассница с неохотой  разрешала  мне пользоваться ее предметами. У меня была дурная  привычка  вначале брать вещи, а потом спрашивать разрешения, что страшно  раздражало соседку.
Перед входом в класс  девчонки тщательно приводили себя в порядок, чего не делали мы мальчишки. Они  были мстительнее нас. Даже на уроке умудрялись ругаться и перешептываться. 
Поэтому я хочу сказать,  мальчишки всегда лучше девчонок. Не зря  мужчины  мечтают иметь  сына-наследника.
Я  обращаюсь к учителям: «Не ругайте учеников, даже,  если  они выскакивают из класса до  звонка. Ничего страшного в этом нет.  Мальчишки  ни в чем не виновны, они  не могут найти применение своей энергии. Посмотрите,  какие  радостные у них  лица!  Звонок для них спасение.
Может,  когда-нибудь я  посвящу   оду  - школьному  звонку – спасителю детских душ. До сих пор некоторые  взрослые услышав школьный звонок, замирают,  на лице появляется счастливая улыбка.  И они  прислушивается к звонку, который навсегда остался в их памяти лучшим другом.


                РАССУЖДЕНИЯ ЕРКЕ

.
Конечно, мне безрадостно вспоминать отдельные эпизоды моей жизни. Я считаю, что здесь не виновны мои родственники. Никто из них не учил:  «Еркегали дерись, хулигань!» Сестра жалуется, что   таким я родился.  До сих пор наши  бывшие соседи и знакомые помнят  мои проделки. Порой мне  стыдно,  слышать о себе далеко нелестные отзывы. И только то, что я  решил писать только правду   о себе, не приукрашивая, заставляет  меня вновь возвращаться к ним и вновь пережить  неприятные  моменты.
Моя бабушка во всем винит  наше телевидение,  если бы по телевизору показывали полезные передачи,  Ерке не запоминал бы  глупые рекламные ролики. И не надоедал бы  людям с дурацкими советами. 
          Теперь представляете, каким Кошмариком  я был  для окружающих.  Возможно,  это  неинтересно будет  для моих читателей, но я себе  дал слово писать о себе и хорошее, и плохое.
А читатель  пусть сам сделает вывод,  каким ребенком он был?
             

                ОТКРОВЕНИЯ ДЕДУШКИ 

   Жаль, что в  детстве,  оставшись один дома, я  пересмотрел множество  взрослых ненужных   программ.  Познакомился со словом:  коррупция.  Когда за разъяснениями  обратился  к отцу, он сказал:  «Это слово желательно тебе не  знать!»  Когда ты повзрослеешь, оно исчезнет из лексикона людей.  Я убедился в обратном,  в последнее время  все чаще его произносят на экране телевизора,  и даже всем миром задумались, как  ее победить.
 Я решил, получить объяснение у дедушки, до пенсии он работал  преподавателем в институте. Дедушка признался,  что коррупция  слово-зараза,  мешает жить народу. Никто не знает, как с ним  бороться.
 Я поинтересовался:
 - Разве может быть виновато слово?
 Дед согласился:
- Ты прав. Виновато не слово, а общество породившее коррупцию.
Я спросил деда:
- В институте  Вы преподавали историю, коррупция существовала во все времена? 
- Если интересоваться новой трактовкой истории,  то получается, что коррупция давно существует на земле. После длительных войн, победители забирали из порабощенных стран золото, ювелирные изделия, скот, женщин и детей  при дележе
Войны,  близкие к полководцу забирали  себе лучшее, делились со своими однополчанами и родственниками.  Можно сказать так  зарождалась коррупция. Что такое коррупционеры? Это костяк людей, который выше по статусу и может распоряжаться  богатством страны: полезными ископаемыми и недрами. Редко кто из правителей, был абсолютно, честным. Я тебе расскажу  притчу о таком хане, который остался честным и порядочным в памяти людей.      
 
 
                ПР ИТЧА  О  ХАНЕ

           Наконец Казахия обрела свободу и избавилась от чужеземцев, которые терзали ее и грабили.   Никто стать  не хотел  ханом на разграбленной земле, никто не хотел брать на себя ответственность. Народ не мог долго находиться без хана.
            Старейшины решили,  обратились к Богам: «Помогите  нам   выбрать  достойного хана!»
            Боги, посовещавшись, предложили им выбрать полководца Адала - честного, ему дали это прозвище за то, что он никогда не грабил покоренных людей и не был алчным при дележе богатств.
Народ одобрил выбор богов, радовался, теперь Боги будут им помогать.
            Новый хан  предложил с почестями похоронить батыров и воинов на кладбище, устроить большой  ас, (панихиду),  и построить им белый мазар.
            Принеся  в жертву Богам  белую лошадь, он  попросил  их   сохранить  его  народ от болезней и от войн. Богам понравилось, что хан победив гордыню, обратился к ним, увидел  в них  союзников.
             Летом  они посылали  на землю  дожди, народ получал хорошие урожаи,  скот всю зиму пасся на пастбище. Народ повеселел,  молодежь ставила алтыбакан (качели) и раскачиваясь пела песни, восхваляя щедрость Богов и мудрость Хана.  Возле  каждого  аула паслись большие стада лошадей и гурты овец. Со всеми  соседями он заключил договор о мире.
 Народ гордился, что Боги помогли им выбрать такого замечательного хана, при нем расцвела Казахия. Никогда на ее земле не было такого изобилия!
Особенно хан любил молодежь. Каждому юноше в день совершеннолетия дарили скакуна  и белую юрту, чтобы в дальнейшем он мог завестись семьей. С каждого двора присылали в ханскую ставку юношей, в молодых людях он видел будущее страны. Их обучали грамоте и военному искусству. Со временем  хан обещал выбрать среди них достойного и передать ему трон, своих сыновей у него не было. Джигитов назначали нукерами - из них  состояло ханское войско. Шло время, правитель старел, но так и не назвал свого избранника.
 Молодежь, избалованная им не знала чем заняться и устраивала набеги на соседей, угоняла   скот. Постепенно среди них появились недовольные, они разбогатели за счет грабежей  и мечтали о власти. Все чаще соседи обращались с жалобами  к хану, а молодежь старалась  навредить ему, и сделать его  виновником всех бед.
             Простой народ любил своего правителя   и молился за него. Аксакалы его поддерживали, видели в нем мудрого и умного политика.
 Молодежь при хане старалась показать свою доблесть и удаль, но с каждым годом  лицо его мрачнело, среди джигитов не было ни одного, которого он мог сделать своим ставленником. Он видел, как алчны и жадны молодые люди. Все время они соперничали между собой, старались, побогаче одеться и кичились своим  происхождением.
           Молодежь,  решила, что хан  несправедлив и не хочет отдавать им трон. Они решили его убрать. Когда Боги узнали, что против их ставленника существует сговор, они решили наказать народ.
Послали  на землю засуху.  Солнце нещадно палило день и ночь, сгорели травы, засохли реки, нечем было поить скот. Несчастья  их  этим не закончились, когда от жажды погиб скот,  беспрерывно полили дожди, ни днем, ни ночью  они не прекращались. Солнце как будто навсегда покинуло  Казахию. В  стране  наступил мрак. Государство  обнищало, но молодежь ни на что  не обращала внимания, при мраке грабить было проще, а  виновников всех несчастий  опять они называли хана.
Аксакалы поняли, Боги им мстят за неуважение к правителю, они  стали стыдить своих детей, говорили, что в самые тяжелые годы хан принял нищее государство, сделал его богатым. «Из вас не получится правителя, потому что вы ничего не умеете делать,  только грабить и воровать»!  Настанет время, и он сам назначит  преемника». Но распоясавшаяся молодежь пригрозила аксакалам выгнать их вместе с ханом.
           Они погнали народ на  ханскую ставку, и  стали  требовать, чтобы он отказался от власти. Выступая, они говорили, что он стар и больше не сможет править государством, от этого их беды.
             Боги решили вмешаться. Они поняли, не будет покоя в этой стране. И объявили, что сами назначат хана. Вначале  обратились  они к  молодежи: «Докажите, что  из  вас получится хороший правитель? Что вами управляет не жажда власти, а сыновняя любовь»!      
              Чтобы рассеять  мрак над вашей страной, один из вас должен вырвать сердце из груди!  И тогда над вами рассеются тучи, и засияет солнце. Этим вы избавите свою страну от несчастий, которые сами навлекли на себя. Наступила тишина. Прошел день, два, три, народ не расходился, а смельчака, среди них,  не оказалось. 
Молодежь стояла и переговаривалась между собой: 
 Боги сговорились со старым ханом, и хотят ему помочь избавиться от нас! Если вырвать сердце, будешь трупом и ханом точно не станешь. Если мы молодые и умные вырвем сердце, он избавится от соперников.
          Старый хан считал себя   виновным  во всех бедах, он решил, что молодым, нужно жить.  Я стар и не так уж много мне осталось,  пусть молодежь правит ханством. Если мое вырванное сердце  поможет моему   народу,  исчезнет тьма, я обязан это сделать!
 Когда хан вырвал свое сердце, вместо него  оказалось маленькое солнце, которое осветило мир. Оно бывает только у избранных.  Это еще раз подтверждает, что не каждый человек может стать  ханом!
          Тогда Боги сказали: «Вот Ваш хан! Пусть он правит вами, пожизненно! Если кто-то из вас захочет стать ханом, пусть вырвет сердце, и заменит его!  Молодежи стало стыдно, они поняли, чтобы стать ханом, не обязательно быть молодым, нужно уметь жертвовать собой ради народа!
            Недолго правил хан своим народом. В отличие от Бога он не бессмертен.  Он передал свой трон  женщине, никто не знает ее имя,  она говорят,  стала достойной правительницей.
            Когда народ принял ислам, женщин стали считать ниже мужчин по статусу.
             - Я спросил дедушку: А в каком веке правил Хан Адал?
            - Я не знаю ничего,  эту притчу рассказал мне дед, нигде  не встречал я это  имя. Может, мой дед придумал для меня, а может жил такой человек под другим именем? А возможно  народ заставили  забыть  о  хане, потому, что достойных среди них нет,  редко кто так заботился о народе. Только в сказке хан мог вырвать сердце  и отдать за него.