История в лицах. Берта фон Зутнер

Аркадий Кузнецов 2
                Баронесса Берта София Фелиситас Фрайфрау фон Зутнер (урождённая графиня Кински фон Шиниц унд Теттау)
                (9 июня 1843 г. - 21 июня 1914 г.)

Псевдоним: В. Oulot.
Прозвища: Мирная Берта, Генералиссимус пацифизма.
Места жизни и деятельности: Прага, Брюнн, Карлсбад, Мариенбад, Вена, Баден, Опатия (Аббаццо), Париж, С.-Петербург, Тифлис, Гори, Кутаис, Зугдиди, Батум, Лондон, Рим, Бургшлайниц-Кюрлинг, Берлин, Дрезден, Штутгарт, Мюнхен, Берн, Христиания, Копенгаген, Венеция, Гаага, Нью-Йорк, Бостон, Чикаго, Сан-Франциско.
Происхождение: австрийско-чешский дворянский род.
Семья: муж - Артур Гундаккар фон Зутнер.
Духовные наставники: Э.Золя, Г.Спенсер.
Покровители: Екатерина Дадиани.
Соратники: М.Г.Конрад, Л.Н.Толстой, Э.Ренан, А.Дюнан, Ж.Жорес, А.Нобель, А.Фрид, И.С.Блиох, Л.А.Комаровский, В.Стэд.
Визави: Т.Рузвельт,
Современники: Е.Адлер, Е.Г.Бартенева, Е.К.Брешко-Брешковская, С.В.Ковалевская, М.К.Цебрикова, Р.А.Картини, В. де Клер, А.Солтер.

Литература:
С.Цвейг. Берта фон Зутнер.

У этой замечательной женщины было четыре совершенно разных периода жизни. Первый - юные годы в аристократическом семействе фельдмаршала империи. Род Кински - чешского происхождения, и выросла Берта в Праге, но традиции в семье давно были австрийскими и родной язык - немецкий.
77-летний отец, Франц фон Шиниц унд Теттау, граф Кински, умер незадолго до рождения младшего ребёнка. Он женился к 70 годам на совсем молодой баронессе Софье Вильгельмине фон Кёрнер. Мать, выступавшая как певица, вела светскую жизнь, увлекалась музыкой и театром и передала этот интерес и Беттине. Родственники же по отцу и опекун, его друг - ландграф Фридрих фон Фюрстенберг воспитывали детей в духе преклонения перед военным могуществом Австрии - тем, что затем осудит Берта фон Зутнер.
«…Австрийского дворянина… меньше всего занимает современность. В отличие от английского пэра он не рекрутируется из буржуазии. Наши верхние десять тысяч скорее каста, нежели класс. Голубизна крови для них — догмат веры. Пропасть пролегла между ними и средним сословием. А оно-то и совершает работу — физическую или умственную, — а поскольку всякий прогресс в культуре есть только результат труда, то очевидно, что идеи, движущие историю, исходят от третьего сословия. Что же касается живущих на другом берегу десяти тысяч, то всякая мысль доходит до них как нечто туманное, однако заведомо неприемлемое и потому грозное, как шум прибоя». И - «блаженное неведение обо всем, что движет вперед жизнь века». ("Мемуары")
Семья переезжает в Брюнн (Брно). Берта выучила три языка - английский,  французский и итальянский, увлеклась литературой. «…Вообще, насколько я себя помню, всегда, при всех обстоятельствах и в любой ситуации я вела как бы две жизни — свою собственную и познанную из книг, то есть достояние моей памяти обогащалось событиями и пережитыми, и описанными; знакомые из моего окружения пополнялись героями моих авторов… Эти герои были моими духовными знакомцами, в чьей компании я вела счастливое, отрешенное от событий жизни, двойное существование, при котором душа моя блаженно ширилась… а главное, я понятия не имела о том, что социальные обстоятельства нуждаются в изменении и что этому может способствовать человек, обладающий научным знанием…»
В Вене состоялся выход девушки в высший свет."…И вот мне пришлось пережить, так сказать, выход в свет. Возможно, мое имя позволило бы мне быть вхожей в высшее общество, поскольку нет, наверно, ни одного австрийского аристократического семейства, с которым мы не были бы в близком или дальнем родстве. Но надо плохо знать высшее дворянство, чтобы считать имя и родство пропуском в его общество. Тут важно (в годы моей юности особенно, сейчас, может быть, в меньшей степени) прежде всего иметь в роду не менее шестнадцати знатных предков, то есть иметь доступ ко двору. Мы этим похвастаться не могли, моя мать не принадлежала к „родовитым“, кроме того, средства наши были весьма скромными. Таким образом, высший круг венского общества, именовавший себя „Societe“, оставался для нас закрытым. Это уязвляло меня…»
«…Сколько драгоценного времени, душевной энергии расточали тогда женщины, чтобы достичь цели, вознаграждающей за все: быть красивой или хотя бы казаться таковой! Туалет превращался в целый культ… Культ, который, подобно ненасытному Молоху, пожирал и пускал по ветру бесчисленные состояния, ему приносились в жертву здоровье и честь… все, чем привык человек гордиться: звание, имя, репутация, положение в обществе — все это женщина могла обрести лишь через посредство мужчины, соизволившего выбрать ее в супруги. Поскольку красота ценилась прежде всего за то, что давала наибольшие шансы завоевать мужчину, вполне понятно, что женщина делала красоту предметом такой же гордости, каковую мужчина испытывал за те свои качества и заслуги, которые могли помочь ему добиться звания и престижа… Да, желание понравиться было горьким упреком для тех, кого принуждали нравиться…»
Ей искали выгодную партию и усиленно вывозили её на главные курорты империи под предлогом лечения слабого здоровья. Два раза она даже обручилась с выбранными женихами. Но в первом случае газетный магнат Густав фон Гейне, между прочим, младший брат великого поэта, был на 24 года старше 18-летней Беттины, и она, найдя случай, оборвала с ним отношения. Позднее в Париже 25-летней "стареющей" невесте нашли богатого совсем молодого австралийца. В этом случае Берта ничего не имела против, но жених вдруг куда-то пропал... Ещё через 4 года нашёлся в прямом смысле слова принц - Адольф Сейн-Витгенштейн-Хоэнштейн, с которым Берту сблизила любовь к музыке. Однако отец весьма небогатого принца не одобрил выбор сына, хотевшего быть музыкантом, и отправил его в Америку, где он вскоре умер от морской болезни.
К этому времени молодая женщина окончательно сделала вывод о пустоте светской жизни с подчинённым положением там женщины. А мир она уже повидала сполна. «…Английскую аристократию я нашла гордой, французскую — тщеславной, австрийскую — высокомерной…» Политические же события - проигрыш Австрийской империей двух войн, превращение её в двуединую Австро-Венгрию, - подорвали воспитанную в детстве веру в имперское величие.

Следующий период - бесприданница из обедневшей семьи, неудавшаяся карьера певицы, работа гувернанткой. К 1873 году мать окончательно растеряла своё наследство. Берта становится гувернанткой в семействе барона Зутнера, владельца каменоломен. После разорительной для него, любителя развлечений, Всемирной выставки в Вене 1873 года и первого мирового финансового краха семейство порядком обеднело. Впрочем, графиня Кински пришлась по душе многочисленным детям барона и ему самому. Её дружески звали Boulotte(Толстушка).
Вскоре в неё влюбился один из братьев воспитанницы - Артур. Он был моложе неё на семь лет, но она скрывала свой немолодой уже по тем временам возраст. Более двух лет симпатия Артура к гувернантке скрывалась ими, но наступил момент, когда всё открылось, и Берта пережила отчуждение своих покровителей. «…То, что разрешения на брак со стороны родителей ждать не приходится, я знала всегда. Ни гроша за душой, на семь лет старше… и он: без должности и тоже без средств, но имеющий основания и многие данные, чтобы рассчитывать на блестящую партию, — все девицы увлекались им. Могла ли я быть губительницей чужой судьбы? Это никогда не входило в мои планы — миг расставания должен был наступить..."

Берте пришлось покинуть семью Зутнеров. Она продаёт оставшиеся у неё драгоценности и уезжает в Париж по объявлению Альфреда Нобеля,  который искал образованную даму для работы секретарём и ведения хозяйства. Тот Нобель, которого называли «королем смерти», «миллионером на крови», «торговцем взрывчатой смертью».
Они встретились. Нобель был в восторге от новой знакомой. Часто считают, что он тут же влюбился в графиню Кински. Они гуляли по Парижу, разговор был о том, что «король смерти» изобретал динамит не для убийства, а для прокладки туннелей и других строительных работ, что он ненавидит войну и считает ее «ужасом из ужасов и самым страшным преступлением». Казалось бы, Берте падает в руки звезда мирового успеха в роли жены одного из богатейших людей. Но она думает только об Артуре...
Нобель уехал в Стокгольм, а Берта получила письмо от любимого. И она едет к родным в Моравию, тайно венчается с Зутнером 12 июня 1876 г. и - также тайно - покидает с ним пределы "лоскутной империи". «…И вот прорыв в большой мир! Мы уже могли пробиваться своими силами: работать, полагаться на свои таланты — находить дело и место… На Кавказ! — предложила я. Там у меня были могущественные друзья…»

Новый период жизни - соединение вопреки своему кругу с любимым человеком, жизнь с Артуром фон Зутнером далеко от родины - в Грузии. Туда пригласило супругов находившееся в дружбе с Кински княжеское семейство Дадиани, включая хорошо знакомую с Бертой Екатерину Чавчавадзе-Дадиани. В течении нескольких лет пара живёт в Зугдиди и Тбилиси(Тифлисе). «…На первых порах им было нелегко. Пусть даже молодожены получили возможность дополнить собой в Гори ближайшее окружение княгини, а барон Зутнер — проектировать загородный дом для одного из Мюратов, зятя Делопали, и даже руководить строительными работами, несмотря на то, что супруги могли жить в Тбилиси или в Зугдиди, „главной деревне“ Мингрелии, и давать частные уроки — доходы были, безусловно, невелики. Супруги вели жизнь эмигрантов. Несмотря на благоволение княгини им приходилось рассчитывать только на свою старательность, на собственные способности и сообразительность. Днем — изнурительная работа, по вечерам — выход в „большой свет“ местного дворянства…»(Беатрикс Кемпф, биограф Берты фон Зутнер).
Берта и Артур перевели на немецкий язык "Витязя в тигровой шкуре". Артур подрабатывал корреспонденциями в европейских газетах и рисованием. Берта также  взялась за перо и стала писать рассказы и эссе. 
Летом 1877 г. началась война России с Турцией.
Неприглядные моменты войны, массовая гибель людей, применение разрушительного оружия вызывали осуждение у многих интеллектуалов того времени. Пожалуй, война 1877-78 г.г. в России была первой, которая вызвала отторжение как война, несмотря на её справедливый характер по отношению к балканским странам. Артур фон Зутнер пишет репортажи с театра военных действий.
Берта поехала в Кутаиси и работала там в госпитале. Она окончательно решила посвятить себя борьбе против войн.

В 1885 г. Зутнеры покидают Грузию. Они вновь - в Австрии, после того, как произошло примирение с родителями Артура, часто бывают в Париже. С 1888 г. фон Зутнеры, состоявшие в дискуссионном кружке философа Эрнеста Ренана, проявляют живой интерес к деятельности Ассоциации мира и международного арбитража, основанной в Лондоне в 1888 г. Ходжсоном Праттом, для мобилизации общественной поддержки международному суду, созданному для мирного разрешения международных конфликтов. "Эта информация совершенно потрясла меня", - вспоминала впоследствии Берта фон Зутнер.
Вместе с Артуром Берта написала четыре романа в духе Эмиля Золя, при том, что и он и она писали и в одиночку. Резонанс вызвала её публицистическая книга «Эпоха машин». Своё шуточное прозвище она превратила в псевдоним - В. Oulot. Роман "Плохой человек"  посвящен вольнодумству, "Даниэла Дормес"  - дарвинизму и антисемитизму, "Светская жизнь"  - вопросам демократии и прогресса, "Перед штормом" - идеям социализма, "Опись одной души"  - общественному прогрессу, к которому, по мнению автора, можно прийти, отстаивая интернационализм и мир.
Учащиеся могут объяснить, почему авторы в конце XIX века обратились именно к такой тематике.
С выхода в 1889 г. романа "Долой оружие!" ("Die Waffen nieder!")под собственным именем начинается яркая общественная деятельность в Европе и мире. Героиня романа, графиня Марта Альтхаус, во многом похожа на автора - она, девушка из австрийской аристократии, воспитана на мощи своей империи и сталкивается в жизни с ужасами войн 1860-ых годов - франко-итало-австрийской, датско-прусской, прусско-австрийской и франко-прусской. Первая война уносит в могилу её первого мужа, последняя - второго, а родные умирают от холеры, вызванной войной. "Запоминающиеся сцены ужасных побоищ", по отзывам современников, написаны удивительно правдиво - сказалась близость Кински к военным людям. Марта и её сын становятся убеждёнными пацифистами. В финале Марта говорит о том, что нужны люди, «которые стараются разбудить человечество от продолжительного сна варварской дикости и сознательно, дружно сплотиться вместе, чтобы водрузить белое знамя. Они призывают: “Война войне”, а их лозунг — единственное слово, которое могло бы еще спасти Европу, стремящуюся к своей погибели путем бесконечных вооружений, это магические слова: “Долой оружие!”». Журнал, который учреждают Зутнеры, также был назван "Долой оружие!"(позднее -  «На страже мира»).
В 1891 г. В Риме состоялся конгресс миролюбивых сил,  организованный "Межпарламентским союзом".
"Понятиями религии нельзя оправдать костры, понятием Родины – массовые убийства людей, а наукa не дает правa мучить животных".
Роман "Долой оружие!" цитировало даже австрийское правительство.
Лев Толстой писал Зутнер в 1891 г.:
"Я очень ценю ваше произведение, и мне приходит мысль, что опубликование вашего романа является счастливым предзнаменованием. Отмене невольничества предшествовала знаменитая книга женщины, г-жи Бичер-Стоу; дай Бог, чтобы ваша книга предшествовала уничтожению войны. Я не верю, чтобы третейский суд был действенным средством для уничтожения войны. Я заканчиваю одно писание по этому предмету, в котором говорю об единственном средстве, которое, по моему мнению, может сделать войны невозможными. Между тем, все усилия, подсказанные искренней любовью к человечеству, принесут свои плоды, и конгресс в Риме, я в этом уверен, будет много содействовать, как и прошлогодний конгресс в Лондоне, популяризации идеи о явном противоречии, в котором находится Европа, между военным положением народов и нравственными правилами христианства и гуманности, которые они исповедуют".
На присылку романа откликнулся Альфред Нобель:«Стало быть, Ваш новый роман называется “Долой оружие!”, прочту его с большим интересом. Но Вы просите меня распространять его: не слишком ли жестоко по отношению ко мне, ибо где, по Вашему мнению, я буду продавать свой порох, если в мире наступит всеобщий мир?»
Баронесса Зутнер вновь возобновляет переписку и встречи с Нобелем,  который не без её влияния проникся миротворческими идеями. В 1893 году в личном письме он пообещал ей учредить премию мира.
А.Нобель обещал "выделить часть состояния для премии тем, чьи усилия могут способствовать достижению мира в Европе". "Обязательно сделайте это, прошу Вас", - ответила Берта фон Зутнер.
Первую премию мира в 1901 г. получил швейцарец Анри Дюнан, создатель Международного Красного Креста, также пришедший к идее прекращения войн после разрушительных военных кампаний 1859 и последующих годов. В последние годы века Дюнан жил в нищете. Берта фон Зутнер посетила его и материально помогла; он печатался в её журнале.

90-е гг. XIX в. - период резкого нарастания милитаризма. Миролюбивые силы всё больше бьют тревогу.
В 1899 г. движение сторонников всеобщего мира одержало первую победу - была созвана Гаагская мирная конференция, инициатором которой был новый российский император Николай II. Берта открыла в Гааге салон, который посещали многие знаменитые делегаты из 26 стран-участниц.
Она живёт в Вене. В 1902 году умер нежно любимый Артур.
Но Берта не упокоилась - она издаёт сборник статей  "Война и борьба с ней", совершает в 1904-1905 гг. турне по США и Германии, встречается с президентом Теодором Рузвельтом, способствует созданию Комитета англо-германской дружбы. (Можно вспомнить, как резко ухудшились в это время отношения между этими странами).
Сама Берта фон Зутнер получила Нобелевскую премию мира в 1905 году. Деньги ушли в основном на погашение семейных долгов...
Берта говорила в Осло в Нобелевской лекции:"Вопрос о том, что должно преобладать в отношениях между государствами – грубая сила или закон, становится наиболее животрепещущим в наше богатое событиями время. Решение этой проблемы зависит от того, какой мы хотим видеть Европу – в грудах развалин или же, если удастся избежать конфронтации, мирной и цветущей".
Зутнер оказалась второй женщиной,  получившей Нобелевскую премию после М.Склодовской-Кюри и первой,  получившей премию мира.
В 1912 г. Берта фон Зутнер совершила вторую поездку в США с циклом лекций. В том же году виднейший английский пацифист журналист Вильям Стэд погиб при крушении "Титаника"...
В 1913 году на Конгрессе мира в Гааге ей присваивают неофициальное звание "Генералиссимуса пацифизма". Она была удостоена  звания почетного президента Международного бюро мира в Берне, избрана членом консультативного совета Фонда мира Карнеги в США.
Официальные же круги относились к ней со снисходительной иронией... В немецкой националистической прессе ее называли "фурией пацифизма", в милитаристских кругах Австрии "изменницей".
Последние её месяцы были омрачены злокачественной опухолью...
Берта фон Зутнер скончалась за неделю до убийства в Сараеве, послужившего поводом для начала мировой войны. Она предупреждала:
"Следующая война будет настолько ужасной, как никакая другая до нее".

"Она жила рядом, среди нас, в нашем мире, в Вене, она была общительна, внимательна, доступна каждому отдельному человеку, и самой большой радостью для нее было собрать сторонников, новых приверженцев своей идеи. У меня было много возможностей встречаться с ней; и привлекательность ее облика, и ее доброжелательность, и огромная сила ее деятельной воли, одухотворяющей уже стареющую женщину, были чарующе очевидны и вызывали к ней уважение. Ее деятельность должна была вызвать у каждого чувствующего человека глубокую симпатию, но симпатия, с которой общество встречало ее идеи, была равнодушной, вялой, инертной".
"Едва ли не чаще других, упоминавшееся с усмешкой превосходства имя одной женщины, нашло сейчас в наших сердцах отклик. Берту фон Зутнер наши потомки будут чтить как одну из героических, трагических личностей истории духа. Рожденная ею мысль своим дыханием наполняет наше время… Наша общая вина в конечном счете заключается в том, что ее вдохновенные усилия привели всего лишь к созыву небольших конгрессов, к едва заметным для мировой общественности результатам, тогда как идее, за которую она боролась, следовало бы находиться в центре европейской мысли, и эта запоздалая благодарность не освобождает нас от неискупимой вины. Но чем больше мы осознаем наше собственное заблуждение, тем более мы способны понять и оценить по достоинству моральную красоту этой женщины и ее вневременную миссию"(С.Цвейг).
Стефан Цвейг сравнил "мирную Берту" с Кассандрой в Трое и Иеремией в Иерусалиме. Вопрос: Объясните, почему.
"Под градом неслыханных обвинений, которых не приходилось слышать ни одному из ее соратников, баронесса показала всем пример мужества и беззаветной преданности делу", - писал Ирвин Абрамс.

Есть две экранизации романа "Долой оружие!", а в 2014 г. вышел немецкий телефильм "Любовь ради мира - Берта фон Зутнер и Альфред Нобель" по мотивам пьесы Эстер Вилар «Мистер и миссис Нобель».
Дополнительный вопрос на дом: Подумайте, кто был соратниками Берты фон Зутнер и слушал её, а кто относился в ней несерьёзно или с раздражением. Зная дальнейшие события, сделайте вывод. Может ли это быть уроком в наши дни?

P.S.: Как же в последнее время должна ворочаться в гробу Берта фон Зутнер по поводу разных странных моментов вокруг её детища - Нобелевской премии мира...(2020 г.)
А вот сейчас она была бы вполне рада своему детищу. (2023 г.)