Пакт Сталина - Черчилля 1944

Олег Алифанов
9 октября 1944 в Москве за парой затяжек Черчилль со Сталиным заключили пакт, в котором поделили 5 стран Юго-Восточной Европы.

Факт известный. Есть бумажки.

Всё же вкратце напомню. Черчилль пишет в мемуарах:

"...я взял пол-листа бумаги и написал:

«Румыния
Россия – 90 процентов
Другие – 10 процентов
Греция
Великобритания («в согласии с США» – приписано позже красными чернилами) – 90 процентов
Другие (зачёркнуто) и красным приписано: Россия – 10 процентов
Югославия – 50:50 процентов
Венгрия 50:50 процентов
Болгария
Россия – 75 процентов
Другие – 25 процентов».
Я передал этот листок Сталину... он взял синий карандаш и, поставив на листке большую птичку, вернул его мне... я сказал:
«Не покажется ли несколько циничным, что мы решили эти вопросы, имеющие жизненно важное значение для миллионов людей, как бы экспромтом? Давайте сожжём эту бумажку».
«Нет, оставьте её себе», – сказал Сталин."

Эта бумажка с удовольствием демонстрируется. С недавних пор в цвете и с необрезанными полями, что даёт возможность видеть приписки и комментарии к припискам, сделанные неизвестно кем и когда.

В советских протоколах есть своя версия беседы, близкая к описанной. Там имеется несколько смешных коннотаций. Вот фото протокола.

Далее источники несколько расходятся. Пишут, что для Болгарии Сталин долю поднял, что и по Венгрии разошлись как-то иначе, что были ещё долгие обсуждения министров и пр. Но никаких письменных договоров на сей счёт нет, поэтому приму пакт просто как факт. Тем более что суть «влияния» спорна. Сам Черчилль его в мемуарах объяснял пространно и путано. Каждый из партнёров в принципе мог перевести соглашения в разряд торга о вершках и корешках.

Но пакт соблюдался 45 лет.

Есть много вопросов. Не к самому пакту: подумаешь, дело! – а к тому, что его окружало. В частности, какого ляда Черчилль его обнародовал (с английским юмором) – в год смерти Сталина? В чём смысл хранить и показывать на всех углах записку Черчилля с Vivat дяди Джо (или, кто там прошёлся синеньким).

Ведь некрасиво выглядит для тысячелетнего оплота парламентаризма. Дело-то коктейлем Молотова-Риббентропа пахнет.

Скажут, ни фига, мол, и не пахнет. Молотов-Риббентроп Польшу напополам распилили и чуть не мировую войну начали, а тут – «влияние». Подумаешь!

Поставили ли в известность американцев? Согласно советской версии протокола, Черчилль сказал: «Американцы будут поражены этим документом». Разумеется. Дело-то шло о старинном английском фокусе: разделе сфер влияния.

Технологией этой англичане владели с детства и – мастерски, всячески затягивая в эту паутину остальных. Беда (не только для объектов влияния, а и для остальных великих держав) была в том, что остальные делать этого решительно не умели. Британия не оккупировала страны (на карте Индии XVIII века значилась «Империя Великих Моголов», а не «Британский цирк эквилибристов») ловко жонглировала вереницей местных наследных принцев и магараджей или устраивала чехарду шахов в Персии. Россия территории попросту поглощала, выравнивая статус местных элит, а в комплекте с континентальными державами устраивала разделы, например, Польши. США и вовсе исповедали удобную себе политику открытых дверей: «кто хошь заходи – что хошь бери». Потому все, кого британцы уговаривали на раздел «сфер влияния» теряли и свои сферы и себя с фонарями искали.

К слову сказать, не умел делить сферы влияния и СССР. Поэтому 10 английских процентов в удобный момент становились контрольным пакетом (в конце концов, и в самом СССР).

В мемуарах далее Черчилль пишет, что американцам он пасхалку отправил прямо после соглашения:

"Нам совершенно необходимо попытаться выработать общую точку зрения относительно Балкан, с тем чтобы мы предотвратили гражданскую войну в некоторых странах, в которой Вы и я, вероятно, сочувствовали бы одной стороне, а Д. Дж. – другой. Я буду информировать Вас обо всем этом, и мы не будем решать никаких вопросов, за исключением предварительных соглашений между Англией и Россией, подлежащих дальнейшему обсуждению и окончательному решению совместно с Вами. Я уверен, что на этой основе Вы не будете возражать против наших попыток добиться полного взаимопонимания с русскими."

То есть, американцы ничего и не узнали, скорее всего, до самых мемуаров. И не должны были. В конце концов, СССР и Великобритания имели между собой – Дружбу от 1942 года сроком на 20 лет. Впрочем, соглашение имело настолько явные последствия, что не догадаться о нём было нельзя.

Своему правительству:

"Великобритания имеет давнишние традиции дружбы с Грецией и, являясь средиземноморской державой, непосредственно заинтересована в её будущем. В этой войне Великобритания потеряла 30 тысяч человек, пытаясь оказать сопротивление немецко-итальянскому вторжению в Грецию, и хочет играть ведущую роль в вызволении Греции из её нынешних бедствий в полном согласии с Соединёнными Штатами, которое всегда было характерно для англо-американской политики в этом районе. В Греции Великобритания, как полагают, возьмёт на себя руководство в военной области и постарается помочь существующему королевскому греческому правительству утвердиться в Афинах на самой широкой и единой основе, какая только окажется возможной. Советская Россия готова признать эти позиции и функции Англии точно так же, как Англия признает тесные отношения между Россией и Румынией. Это предотвратит возникновение в Греции враждебных фракций, ведущих друг против друга гражданскую войну, что могло бы вовлечь английское и русское правительства в досадные споры и вызвать конфликт в политике."

Дело Греции – древнее, ему было уже больше 100 лет. Можно было до кучи припомнить и жертву Байрона на алтаре греческой свободы. К слову, республиканизация Греции не удалась и тогда. Ни Республика Семи Островов, ни правительство прорусского президента Каподистрии (он до того был главой русского МИД по Азии) не устояли. Всех покрыл присланный из-за моря король Оттон.

Итак, пакт Молотова – Риббентропа привёл к оккупации Польши. А к чему привёл пакт Сталина – Черчилля?

У Черчилля всё было готово заранее. Британия сразу же после договорённости со Сталиным приступила к (благотворительной) операции «Манна» (небесная) по захвату Греции «в соответствии с ранее достигнутыми договорённостями». Реально – оккупации. Это вовсе не преувеличение. Высадка никак не была связана с удалением вон нацистов, поскольку те уже месяц как планово отступали оттуда сами. При этом, эвакуировались по морю открыто свободно, согласно параллельному джентльменскому соглашению с британцами. Первый британский десант выбросился уже через 3 дня после пакта.

После того, как британцы полностью и без помех сосредоточили силы (включая королевское правительство под почётный караул партизан, которых после и перебили) 7 ноября Черчилль написал послу в Афинах:

"Поскольку вам известна высокая цена, которую мы оплатили, чтобы получить от России свободу действий в Греции, мы не должны колебаться перед использованием британских войск для поддержки греческого королевского правительства Папандреу".

Советские упёрто молчали о боях в Афинах шесть недель, пока англичане без спешки громили «других» коммунистов. Американцам предлагалось поверить, что добивают охвостье коминтерновцев, которые так и эдак по требованию самих же США были распущены Сталиным годом ранее. (Американские самолёты буксировали «гуманитарный» десант.) В принципе, изначально греческие коммунисты и были коминтерновцами, но позже перекрасились в националистов, что было для друзей Греции ещё хуже. В итоге, англичане помимо своих же, в общем, в недавнем прошлом, партизан, убивали двух политических зайцев: неудобную связку Коминтерн – Лондон и республиканицацию Греции.

Бои были отнюдь не косметическими. Англичане, например, Афины бомбили. (Немцы нет.)

Американцев провести на мякине (на корешках) было, конечно, невозможно. Сын Рузвельта в мемуарах писал о реакции президента США: «На что они только ни пойдут, чтобы вернуть прошлое!.. Если бы Уинстон попросту заявил, что он поддерживает греческих монархистов, я бы не удивился. Это было бы вполне в его духе. Но убивать греческих партизан!»

Американцы, конечно, молчать не стали. Но протест выразили как-то шёпотом.

Интересно, что советская активность в Восточной Европе (Румынию осваивали примерно тогда же) почти сразу стала именоваться оккупацией. А про английскую вообще забыли. Советская оккупация давно снята. Англичане же по сей день сохраняют военные базы в Греции.

Справедливости ради нельзя не отметить, что пакт Молотова - Риббентропа англичане никогда (в пределах того времени) особенно не осуждали, за оккупацию Польши по самую линию Кёрзона войну СССР не объявляли, но после войны нашли копию копии с секретного протокола (он не был ратифицирован, следовательно, представляет собой тоже джентльменское соглашение). Ну и - свой пакт показали. Типа, "всё честно".

Большое дело, конечно, делом Греции не кончилось. А только началось.