Анапа, или Тринадцатый автостоп

Татьяна Боронтова
Ранним утром солнечно, но свежо, да что уж лукавить: я замёрзла, ловя попутку на мало оживлённом выезде из Рязани чуть дальше Реткино. Хоть сентябрь аномально тёплый, синяя джинсовая куртка продувается порывистым северо-западным ветром. Хорошо бы остановить машину, следующую на дальнее расстояние, а лучше – прямо к морю – конечной цели  путешествия, но не приходится отказываться и от локальных передвижений. Сто километров пути - и опять остановка.

Среди жёлтых подсолнухов недалеко от Ряжска чёрные вороны, усевшись на старую ветлу, наблюдают за мной, громко каркая:
— Вот неумёха! Растопырила крыло!
— Не взлетит.
— Гляди-ка, устроилась в гнезде на колёсах.


Приятно обжигаюсь ароматным вкусным кофе, который наливает из термоса водитель машины по доставке пластиковых окон. Интереснейший собеседник, бывший выпускник военного автомобильного училища, отслуживший в горячих точках, вывозит меня на дорогу, откуда легко попасть на трассу М 4. На повороте  фиолетовыми петуньями выложена надпись «Чаплыгин». За рекой Ягодная Ряса - поворот к краеведческому музею, издалека видно весёлое "Колесо обозрения". 

В полдень парень везёт меня до Липецка по отличной широкой новой дороге. На грядках  красуется королева огородов - рыжая тыква.
— Грузовик с арбузами лёг поперёк трассы, а другой пробил отбойник и потащил за собой «Газель», — сообщает он.
Мимо полей с кукурузой, которая идёт как на силос, так и на зерно, доезжаем до Марьино к стоянке автомобилей. Обращаюсь в раскрытую дверь высокой кабинки грузовоза с бакинскими номерами:
— Автостопом довезёте?
Сухопарый пожилой белозубый азербайджанец, пылесосом наводящий порядок в салоне, удивляется:" На чём вы сюда добрались? Да, сейчас поедем".
Рассказывая о своей работе, Садук плавно жестикулирует ладонью снизу вверх, рисуя невидимый полукруг:
— Иди! Свободен! Сейчас на работе никем не дорожат. А когда-то я возил фундук из Баку в Италию.
Он заботливо  интересуется по рации, кто возьмёт девушку на Воронеж.


У поворота на Горожанку очередной коренастый водитель в рабочей робе сообщает:
— Вчера оторвало огромный прицеп с зерном, до сих пор на встречке пробка.
Женщина собирает рассыпавшуюся по обочине пшеницу. Рядом стоят четыре полных мешка: долго она зёрна с земли подметала веничком, видимо, родственница бедолаге - шофёру.



Местность знакомая: по этой дороге я ездила в своё первое путешествие четыре год назад. У речушки Скромна склонили чёрные головы к солнечному светиле тощие подсолнухи. У «Пятёрочки» бакинец Садук останавливается купить продукты, а я удачно пересаживаюсь к дальнобойщику, который возвращается из магазина. Крупный черноглазый Александр с оспинами на спокойном лице, медлительностью и степенностью похожий на медведя, предупреждает, что вскоре притормозит для перекуса.
— Я тогда снова проголосую, —  ему нужно быть в Ростове-на-Дону  утром, а мне хочется добраться туда до ночи.


Объезжаем Липецк стороной. В высокой кабинке салона с большими окнами звучит  красивая песня Александра Иванова и группы «Рондо»: «Та, что согласна ехать с тобой, тоже является частью вселенной». В Воронежской области в селе Хлевное из длинного экскурсионного автобуса один за другим выбираются пассажиры и направляются к светлому каменному древнему храму Иоанна Богослова.
В чистом безоблачном небе тарахтит вертолёт с двумя парашютами, парящими среди просторов Нечерноземья над рекой Воронеж в камышовых зарослях. Словно специально подгадывая, Николай Фоменко шутит по «Русскому радио»: "Восьмидесятилетняя бабушка в свой юбилей совершает прыжок с парашютом. Как говорится, годы летят"!


Радостно на душе, что мы едем уже по федеральной трассе М 4, а водитель серьёзен и неразговорчив. Вот и остановка на перекус. Я выхожу с рюкзачком и, отойдя вперёд, начинаю стопить. Ничего не получается. Шумные машины мчатся мимо с бешеной скоростью. Минут через десять Александр сигналит мне, приглашая продолжить движение в одном экипаже. Я возвращаюсь к машине – глупо оставаться на несговорчивой трассе! Забираюсь в кабинку:
— Добро пожаловать на камбуз! — он приветливо протягивает мне дымящуюся миску с горячими пельменями, приготовленными на газовой плитке.
— Вкусно! Спасибо! — с удовольствием уплетаю я семь штук.
— «Медвежье ушко», мне они тоже нравятся.
— Скоро отправляемся?
— Чай попьём и - в путь. Перед Ростовом из-за ремонта дороги  вечером в пробке простоишь часа два. Лучше утром ехать.
— Я, пожалуй, сделаю ещё попытку, — бочком, но решительно выбираюсь я из кабинки, с твёрдым намерением не возвращаться, ухожу далеко и голосую за чередой машин на переполненной стоянке у Новой Усмани.

Около трёх часов пополудни подъезжает белый автомобиль «Лада». Мужчина лет сорока с усами и бородкой интересуется:
— Вы не подскажете дорогу? У меня навигатор барахлит.
— До моря довезёте?
— Садитесь. Мне в Тимашевск Краснодарского края.
Видимо, хотел узнать, где находится альтернативная дорога, потому что мы подъезжаем к платной, всего их три: за 100, 100 и 200 рублей. Солнце жарит через стекло(хоть отогреюсь!) Небо рассекают реактивные самолёты, рисующие горизонтальные и вертикальные линии в синем безоблачьи.
— Как живёте в Рязани? Какой урожай в этом году? — вопросы задаются не случайно, так как Дмитрий занимается зерновыми заготовками. После разговора с шефом по телефону облегчённо вздыхает:
— Я уж подумал, что, не дай Бог, командировка продлевается. Обошлось! Две недели дома не был. В крае помёрзли озимые, а пропашные культуры засохли из-за жары, поэтому ездил договариваться о закупках  в Воронежскую область. А вы чем занимаетесь?
Узнав, что я учительница русского языка на пенсии добавляет:
— Моя бабушка тоже преподавала литературу в школе.
— Интересное название населённого пункта проезжаем – Варваровка, от постановки ударения в слове совершенно меняется его смысл.
На выезде из Воронежской области наряд полиции останавливает машины. Я вспоминаю анекдот: «Один полицейский – другому: «У нас проходит спецоперация «Перехват». У тебя можно перехватить до получки рублей девятьсот?» Перед Ростовом мы затерялись в пробке среди длинных десятиколёсных прицепов, сворачивающих к обочине на ночлег (лучше, чем тащиться по-черепашьи). Неужели два часа простоим, как предупреждал Александр? Справа пылит легковушка, у водителя которой сдали нервы. Дальнобойщик из высокой кабины соседней машины подбадривает:
— По рации сообщили, что скоро пробка рассосётся. Авария впереди.
С нами равняется старенькая «Тойота Ленд Краузер» с иконостасом на панели рядом с седобородым батюшкой и полной матушкой. Наконец через тридцать пять минут движение возобновляется.


В начале седьмого вечера зажигаются огни на мосту и на кузовах большегрузов.  Женщина, продающая горячую кукурузу на обочине, сворачивает бизнес до утра, уносит баннер и остатки товара в машину. Солнце быстро скатывается за горизонт. Оранжевый закат завораживает. В низине стелется белый туман, похожий на сладкую вату.
Всё в огнях на мосту у Криворожья. До Ростова двести километров. Развязка дороги  и мост реки Россошь расцвечены огнями. У реки Кундрючья  зазывно мигают надписи «Мотель», «Афе» (буква «К» утомилась, как и мой водитель).

Дорога, словно живое существо, светящееся от переливающихся огней.
Маршрут автостопщицы продуман, но непредсказуем. Как оказалось, на попутках из Рязани мимо Воронежа я словно торопилась на ночной перрон вокзала Тимашевска, откуда через пять минут отправлялся поезд к солнечной Анапе! Разве эти важные детали можно спланировать? На удачу, проводница дождалась случая положить в карман копеечку, билет-то приобретается в кассах Краснодара, и у меня его не было. Благодаря Нининой предприимчивости, ранним утром я уже любуюсь белыми лебедями и дельфинами в Черном море Кубанской столицы - самом северном, но солнечном курорте Кавказа. 

Анапа в середине сентября удивляет теплом. Кричащие белые чайки садятся рядом с белыми лебедями на водную гладь бирюзового моря. Вокруг них организована настоящая фотосессия: дети и взрослые восторгаются и умиляются этим нежно - трепетным соседством. Я бреду по светлому морскому песку, наслаждаясь видом одиноких кораблей вдали, радуясь мелким разноцветным ракушкам под босыми ногами. Ветерок развевает лёгкое платье в синий цветочек. На мостках, простирающихся далеко в море, делаю снимок на фоне парящей под парусом яхты. Люди на берегу устремляют взгляды в противоположную сторону, где  весело ныряют, то появляясь, то исчезая в волнах совсем рядом с пловцами два крупных дельфина. Вот это зрелище!
— Экскурсия в Керчь! По Крымскому мосту в Пантикапей! — слышится мужской голос, перебивающий громкие призывы зазывал покататься на банане или полетать на воздушном шаре. Путешествие автобусом  в Керчь интереснее пляжного отдыха!

Жарко, с удовольствием кусаю сливочное мороженое и устраиваюсь на сиденье прямо за доброжелательным экскурсоводом лет пятидесяти пяти. Интеллигентный мужчина с приятным выговором Владимир Александрович с первых секунд заинтриговал всех пассажиров: он выразительно читает стихи анапской поэтессы Татьяны Горбачёвой, интересно рассказывает легенды о войне скифов с амазонками в глубокой древности, которые, в конце концов, переженились и дали начало новому народу – черкесам. Мы узнаём о полковнике Савве Белом с пятьюдесятью казаками, которые обживали Тамань  -  полуостров, похожий на голову дракона с высоты птичьего полёта. Именно здесь находилось Тмутараканское княжество. Автобус следует по высохшему руслу реки Кубань, которая  намыла с Эльбруса мелкозернистый песок на пляжи Анапы мимо лиманов Чёрного и Азовского морей. Справа и слева от широкой новой трассы, на строительство которой выделен один миллиард рублей из федерального бюджета, растут плантации винограда с розами, высаженными перед каждым рядом. Это соседство не случайно: цветы хворают теми же болезнями, что и лоза, только на две недели раньше. Так агрономы предвидят и исключают недуги редких сортов винограда.


Едем  по девятнадцатикилометровому Крымскому мосту, соединяющему Керченский и Таманский полуостров! Все пассажиры автобуса снимают на телефоны это грандиозное сооружение, впечатляющее высоченными лёгкими металлическими балками и перекрытиями с волнующимся морем и белым кораблём, заплывающим под мост, по которому одновременно с нами мчится множество машин. Я начинаю немного побаиваться своих желаний, ведь я так мечтала оказаться в этом месте! Думать следует только о хорошем. Настроение почему-то не у всех прекрасное: женщины, сидящие позади меня, недовольны тем, что ребёнок лет пяти постоянно кашляет. Молодые родители реагируют на замечания и остаются в автобусе, когда мы поднимаемся на высоту 92 метра над уровнем моря на гору Митридат, где когда-то находилась столица Боспорского царства – Пантикапей, где очень неуютно из-за сильнейшего порывистого ветра. По преданию, место для его постройки грекам для  колонии пожаловал царь скифов Агаэт. У древнейшего высокого бирюзового дома в виде круглой террасы ведётся раскоп конца 7 века до н.э. Водитель автобуса Виктор, симпатичный мужчина за сорок, интересуется, что это я собираю у подножия горы. Это мелкие, как спиральки, белые ракушки на память. На обратном пути он приглашает меня присесть на откидное сиденье впереди, чтобы лучше снять Крымский мост. Я уже по-всякому нафотографировала его по дороге сюда, но не стала отказываться. Продолжается рассказ о строительстве моста, которое было задумано ещё до революции.

Все истории экскурсовода интересны. Например, часовня-звонница на Шлагбаумской площади при въезде в центральную часть Керчи - самого древнего города России -  напоминает о том, что в Боспоре бывал дважды апостол Андрей Первозванный с миссией нести слово Божие в народ. К Большой Митридатской лестнице примыкает красивое каменное старинное здание первой женской гимназии, открывшейся в 1873 году. Запомнился прекрасный ухоженный сквер, наполненный щебетом птиц и стройными деревьями без коры, то есть бесстыдницами или платанами, японской сакурой и другими редкими растениями. Здесь же находится памятник святому Луке, уроженцу Керчи, и стела о присоединении Крыма к России. Всё это построено и высажено на личные средства актёра Василия Ланового.


В конце поездки нас подстерегает прекрасно устроенная дегустация вин в уютном кафе «Версаль». Черноглазый сомелье подробно вещает  о правилах пития и совместимости фруктов, сыров, мяса и рыбы с белыми и красными винами. Тост за тостом, мы смакуем напитки, расположившись по четверо за просторными столиками, но чачу я не осиливаю: это уже перебор из серии «что-то я застопорилась, беру стопарик и расстопариваюсь»! А как иначе, коли «Татьянин день» и «Старый лекарь» пришлись по душе? Общаюсь с видной, стройной москвичкой в красной шляпке из нашей группы, к которой подсаживаюсь на деревянную скамеечку в сквере с жёлтыми топинамбурами, дожидаясь женщин и мужчин, приобретающих крымские вина, мёд, варенье и душистые травы. Пьянящую тишину крымского вечера нарушают звонкие перепевы цикад и какой-то незнакомой птицы из ухоженных кустов айланты.

Ночью мы возвращаемся в Анапу-город семейного отдыха, как напоминает  экскурсовод Владимир Александрович, которому я пишу благодарность от лица туристов из Казани, Уфы, Самары и других уголков России. Водитель делает остановки у разных корпусов санаториев Анапы. Меня высаживают у поворота на железнодорожный вокзал. Танцы под ритмичную музыку и витающий аромат сочных шашлыков - в самом разгаре. Времени достаточно, чтобы пройтись пешком по южному городу с  лёгким рюкзачком. Но не тут-то было: в тёмном проулке я углядываю свору собак и спешу к остановке, читая молитву. Таксисты на жёлтых авто проезжают мимо, словно сговорились. На оживлённой улице мелькает красный скутер с полноватым подростком за рулём, который соглашается доставить меня к месту назначения. Встречный ветерок освежает, а собачки мирно лежат рядом с охранником у светлого трёхэтажного здания вокзала, куда я смело вхожу вместе с молодой мамой двух сынишек и их папой – отпускником «навеселе».

В вагон поезда «Анапа-Ростов-на-Дону» я, как всегда, лезу вперёд паровоза вместо того, чтобы дожидаться в конце очереди, пока из вагона выйдет семья цыганского вида с тремя ребятишками. В доброжелательном настроении помогаю пареньку убрать огромную сумку под столик и укладываюсь спать, отделившись  плотной занавеской – ширмой. Такое нововведение полезно и своевременно! В пять часов утра на маршрутке выезжаю за город на трассу «Дон». До Воронежа еду без проблем и быстро на легковом транспорте, обгоняя дальнобойщиков.

Обратный путь несколько омрачён вопросами-тестами одного смышлёного типа, который остановился, приняв меня за женщину лёгкого поведения. Черноглазый, приземистый Иван убирает куртку «Спасатель» с переднего сиденья:
— Стоишь тут, а я потом из плена тебя вытаскивай. А что ты будешь делать, если начну приставать? — и далее все вопросы на волнующую его тему.
— Такой поворот событий я не предполагала. Еду первый раз из Воронежа. Иван, ты убедил, что этот рискованный способ передвижения не для меня.
— А сейчас-то какие варианты? Ну? Что будешь делать?
— Ты меня напугал, останови в туалет…
Он сворачивает с трассы в небольшой «карман», где, на моё счастье, стоит серая «Волга». Возвращается назад.
— Вот здесь, скорее, в ложбинке, — взволнованно тороплю его, тревожась, что передумает  останавливаться. Переживая видимо, что я намочу салон машины, похожей на инкассаторскую, с надписью типа «МЧС», тормозит. Открыв дверцу, опускаю ногу на землю:
— Иван, я дальше с тобой не еду, — и захлопываю дверь.
— Не едешь? — зло повторяет он и исчезает из моей жизни. Слава Богу!

Тут же голосую и продолжаю движение  с пожилым разговорчивым дальнобойщиком в Тульскую область почти до Новомосковска, а оттуда через Михайлов в Рязань с молодым мужчиной, который везёт целый багажник воды в огромных ёмкостях из святого источника. Он угощает меня чистой водой в маленькой бутылочке. Поздним вечером я возвращаюсь в  родной город.