Малиновый звон

Владимир Булюкин
Эссе по одноимённой поэме Александра Михайлюка

     Какое музыкальное слово прочно и неотделимо связано с Россией? Что волнует музыкальную душу русского человека больше всего, заставляя его буквально рыдать ненасытными слезами, содрагаясь всем существом, впадать в истому Божественных желаний и умирать для мира ради Христа? Звон – вот это слово. Только оно неразрывно связано с бесконечной, не имеющей границ и времён, Россией.
     Пусть попробует кто-нибудь применить это слово к какой-либо другой стране. Он потерпит полное фиаско. Ну например, к Америке. Выйдет фальшь. Здесь уместнее другие звуки, даже совсем не музыкальные, такие как: лязг, визг, вой и т.п.
     Или, скажем, к Германии. Тоже слышатся другие звуки: дробь, лай.
      Звон органичен русскому сознанию. Он направляет его на подвиг, на Крест. Русский человек наделяет звон самыми заветными сравнениями, прибегая в нашем случае к прилагательному – малиновый.  Эта ягода в России известна как символ невероятной сладости, завершённости в успехах, полного удовлетворения.
 
          Звон малиновый, красный
          Плывёт над Россией –
          Звук невиданно чистый и ясный.

     Остаётся только дивиться такому богатству нашей Родины. Ведь главное сокровище нашей страны – вовсе не нефть и газ, или леса. Единственное и колоссальное Её богатство в чистоте, плывущего над Россией малинового звона, припадая к которому каждый живущий в Ней человек может очистить себя от грязи и вони текущей будничной жизни. В Православии есть такое понятие – Баня Пакибытия. Так вот, могучее оздоравливающее воздействие имеет это наше богатство, такая Божественная баня для русского человека. Именно это бесценное богатство, в первую очередь, готов он всегда беззаветно защищать от напастей и врагов внешних и внутренних всем миром в годину бед и тревог.
 
          И в годину тревожную встала Россия –
          Весь народ ей в несчастье поможет.

      В эту тяжкую пору невзгод, войны переливы звона в России превращаются в набат. Набат – какое грозное, могучее слово. Сердце бьётся с удесятирённной силой. Народ преобразуется под воздействием его в непобедимое войско, которое сокрушает всё на своём пути. Когда звучит набат в русском сердце, всё отступает на второй план. Берегись враг! Не будет пощады! Потому что затронуты заветные чувства. Война будет до победного конца, пока сердце не успокоится.

          Переливы звучанья, набат всероссийский,
          Звон – сердечная песня Руси,
          О чём хочешь, не бойся – проси.

     И только, когда победные салюты прогремят над страной, начинает наш народ сердечную песню. Песню, которая звенит и затягивает душевные раны. Песню, которая заполняет горестную тоску, опьяняя и дурманя, позволяя вновь обрести Божественную невесомость. И взлетать, таким образом, в Небеса, где можно безбоязненно испрашивать у Бога всего, чего душа не пожелает. А чего желает русская душа? Да того же, что и всегда – малинового рая.

          А малина-то ягода, ягода красная.
          Звон в лесу от малины кустов,
          Как от ярких, вечерних костров.

      И веет уже ладаном вечернего Богослужения. Костры разожженных русских душ жертвенным огнём горят перед Создателем. Всенощное бдение! Мир и покой вокруг. Тишина привлекает Святой Дух на русское сердце. Сам Христос, Начальник тишины, вечеряет с зачарованной русской душой! И пусть эти мгновения запечатлеются навсегда в памяти сердца, ведь разбойничья стая нечисти не дремлет, тревожит людей. Но нет у неё никаких шансов, когда поёт, звенит в заповедной тиши русская душа.

          Слышу звон – он плывёт над Россией,
          Бьют тревожные колокола,
          Успокоиться мне не под силу,
          Если Русь свою песнь завела.

     Песенное царство – предвкушение рая! Чего ещё желать сердцу! Великая радость прикосновения к вечным тайнам. Замирает русская душа, улетает в бездонные озёра Небесного света и влетает в Божью колыбель. И сама Богородица пеленает её своими руками в пелены, сотканные из звенящей музыки Её материнского тепла.

          Звон звучит словно чудная музыка,
          В сердце каждого русского звон,
          И какая на сердце нагрузка
          Мягко ляжет со всех-то сторон!

      И, конечно, Богородица утишает всякую боль заблудшей души. Звоном Её сердца решаются все проблемы и несчастья, исчезает какофония обозлённого мира. Под этот звон уходят в вечность души умерших людей и соединяются влюблённые сердца, друзья обнимают друг друг, а стон от окровавленных ран долетает до Христа - Целителя душ и телес наших.

          Звон – в любви несчастливой признание,
          Звон средь свадьбы и средь похорон,
          Звон – сердечное другу послание
          И души окровавленной стон.

   И уже нет пространства для боли в душе. И она, освободившись от кандалов, тяготящих её существование, превращается в звенящий колокол. Звон её перекликается со звонами таких же освобождённых душ. Море звенящих душ заполняет пространство Бытия и гудят над миром прибои, устремлённых в Небеса, звонов.

          Звоном полнятся души людские,
          Перекличка средь колоколов
          Как прибои тревожит морские…

     И громовой удар самого могучего колокола во Вселенной раздаётся с Голгофского Креста. «Свершилось!» гласит Христос. Соединились Небо и земля, Бог и человек! Всё стало во всём! Осанна! Осанна! Осанна!