О научной организации труда

Фаина Серебрянская
Напомнили мне тут недавно одну историю. Рассказывал мне ее еще в те, андроповские, времена мой друг детства Витенька. Если кто-то из участников или очевидцев может меня поправить или дополнить – милости прошу!
***
Одним словом, андроповские времена, борьба за трудовую дисциплину, знаменитый номерной завод № 555 им. 50-летия Октября («Пятерки»). Несколько тысяч человек работников. При заводе – еще и НИИ. Разрабатывают медицинскую аппаратуру для космоса, один из кураторов разработок - космонавт Егоров.
В один прекрасный день администрация, желая шагать в ногу с партией и с эпохой, выпускает приказ: на перекуры по заводу выделяется по 10 минут два раза в день, по одному разу до и после обеда, в строго установленное и жестко ограниченное время, причем время - одно и то же самое на весь завод.
Народ приуныл. Однако продвинутая молодежь из НИИ не растерялась. Поскольку разрабатывали они именно медаппаратуру, то обладали достаточными знаниями не только в науке и технике, но также и в физиологии и анатомии. И вот в институтскую ЭВМ, которая, в соответствии с законами времени, занимала целый этаж, запустили программу расчета, исходными данными для которой служили:
- количество работников завода и института;
- количество стоячих и сидячих мест в туалетах;
- время, отведенное на перекуры,
- определенная совокупность физиологических параметров;
- определенный набор гидравлических формул.
Вычислительная машина погудела, помигала индикаторами и выдала ответ. Согласно произведенным строго научным расчетам выходило, что для того, чтобы все работники завода и института успели в отведенное для перекуров время хотя бы справить малую нужду (не говоря уже про покурить), напор струи должен быть в 2,5 раза больше, чем в камнедробильном агрегате.
Полученный расчет представили профкому. И далее, скорее всего, началась бы увлекательнейшая битва работников за свои права – да вот незадача: как раз в это время Андропова на посту руководителя страны внезапно сменил Черненко, а потом - столь же внезапно Горбачев, и борьба за дисциплину на рабочих местах точно так же внезапно прекратилась, и началась борьба с пьянством (ну и все остальное, что за этим последовало)…