Итальянская истребительная авиация в боях 7

Дмитрий Марченко 2
Итальянская авиация в боях над Мальтой в 1942 году.

В начале года для действий против Мальты были нацелены две истребительные группы итальянцев 54го Stormo: 7я и 16я Группы вооруженные МС.200, МС.202 и даже CR.42, а также 377 Эскадрилья вооруженная Re.2000. В основном эти части базировались на Сицилии, как и 4 группы бомбардировщиков. Также на Сицилии базировались немецкая авиация, которая была более многочисленна, чем итальянская  в количестве как истребителей так и бомбардировщиков.
Активности в районе Мальты итальянская авиация в начале года не проявляла, первая потеря понесенная ею произошла только 14 февраля. Один самолет торпедоносец S.79 278 Эскадрильи не вернулся из вылета для удара по конвою. Восьмерка таких машин в вылете не смогла найти конвой и все кроме одного вернулись на базу. В тоже время корабельные зенитчики заявили сбитым 1 Ю-88, а немцы потерь в таких машинах не признают.

15.02.42
"Бофайтеры" 252 Эскадрона которые осуществляли прикрытие конвоя, сбили один итальянский самолет - амфибию Z.506 B.

19.03.42
В ночном вылете на Мальту был сбит "Бофайтером" из 89 Эскадрона один итальянский бомбардировщик BR.20.

22.03.42
Итальянские самолеты-торпедоносцы S.79 в атаках на британский конвой MW.10 потеряли сбитыми ПВО кораблей 4 S.79, без успехов со своей стороны, не смотря на заявки о попаданиях. Через день - 24 числа от огня корабельных зениток был потерян 1 S.79.

11.04.42
В воздушном бою в районе Мальты  был сбит 1 самолет - амфибия Z.506 B, а ночью "Бофайтером" из 89 Эскадрона был сбит бомбардировщик BR.20.
 12 апреля ночью был сбит очередной BR.20, опять таки летчиками 89 Эскадрона.
На Мальте все больше увеличивалось число "Спитфайров", которые начали перебрасывать британцы на остров с помощью авианосцев. Немецкие истребители активно вступили в борьбу с новым противником, а итальянские их коллеги пока себя ни как не проявляли.

9.05.42
Из перелетавших с авианосцев на Мальту в этот день "Спифайров" (операция Bowery), два пропали без вести. По итальянским данным их самолет-амфибия  Fiat RS.14 во время патрулирования был атакован двумя "Спитфайрами", стрелок при отражении атаки заявил, что он огнем из пулемета поразил один из истребителей, который в свою очередь столкнулся с другим "Спитфайром" и оба самолета упали в море.

10.05.42
Авиация стран "Оси" продолжила как и в предыдущий день налеты на аэродромы Мальты, пытаясь видимо разбомбить перелетевшие "Спитфайры".
Последние были весьма успешны в отражении этих налетов, британским истребителям удалось сбить как минимум 12 самолетов противника, а потеряли 2 или 3 "Спитфайра".
В налетах принимали участие и итальянцы, пятерку Z.1007 bis сопровождали 20 МС.202 4 Stormo и 10  Re.2001 из 2й Группы.  Не смотря на внушительный эскорт пилотам из 601 Эскадрона удалось сбить один итальянский бомбардировщик и 1 МС.202 из 9й Группы, без потерь со своей стороны, не смотря на многочисленные заявки со стороны итальянских истребителей.

12.05.42
15 МС.202 4 Stormo и 15 Re.2001 из 2й Группы сопровождали в налете на Мальту на этот раз бомбардировщики S.84. В бою с "Спитфайрами" вновь был потерян один бомбардировщик и один истребитель Re.2001, а другой такой истребитель поврежден и совершил вынужденную посадку на Сицилии. Но на этот раз итальянским истребителям судя по всему удалось отомстить, истребители МС.202 из 10й Группы сбили 1 "Спитфайр"  из 126го Эскадрона, который был поврежден и разбился  при посадке. Еще британцы потеряли в воздушном бою с немцами 4 "Спитфайра", из которых два на счету стрелков немецких бомбардировщиков, а два на счету истребителей, немцы же потерь в самолетах в этот день не понесли.

15.05.42
Ночью был сбит итальянский бомбардировщик BR.20 "Бофайтерами" из 89 Эскадрона.
Днем 30 МС.202 4 Stormo сопровождали на Мальту тройку S.84. На отражение налета поднялись группы "Спитфайров" из 249 и 603 Эскадронов. Бой закончился не в пользу итальянцев, один МС.202 был сбит, командир 91й Эскадрильи капитан Альберто Аргентон (Alberto Argenton) погиб.

17.05.42
19 Re.2001 из 2й Группы вечером вылетели на сопровождение спасательного самолета-амфибии Z.506 B, их перехватили 7 "Спитфайров" из 601 Эскадрона. По итогам боя итальянцы заявили сбитыми 2 "Спитфайра" и 1 предположительно, а британцы заявили две предположительные победы. В реальности у итальянцев 1 истребитель был поврежден, а британцы потеряли один "Спитфайр", который был подбит и разбился при попытке долететь до своего аэродрома, пилот скончался от ран через три дня.
Ночью "Бофайтерами" 89 Эскадрона был сбит очередной итальянский BR.20.

18.05.42
Ранним утром 16 МС.202 и 8 Re.2001 из 2й Группы вылетали на прикрытие своих катеров действовавших в районе Мальты. Тройка "Спитфайров" из 249 Эскадрона напала на четверку Re.2001 и в результате боя один Re.2001 был сбит, самолет сел на вынужденную на Мальте, летчик попал в плен.
В эти дни на Сицилию перебазировалась 155я Группа 51го Stormo вооруженная 33 новенькими МС.202. А 9я и 10я Группы 4го Stormo получили приказ передислоцироваться в Африку.

19.05.42
13 МС.202 10й Группы совершали свой последний вылет над Мальтой на сопровождение 3 Z.1007 bis на Мальту, также в вылете участвовала группа Re.2001 2й Группы. На отражение вылетело 20 "Спитфайров" из 126 и 601 Эскадронов которые в завязавшемся бою смогли сбить один бомбардировщик, истребители сторон в бою не пострадали.

Ночью "Бофайтеры" из 89 Эскадрона сбили очередной бомбардировщик BR.20.

22 мая ночью был сбит еще один BR.20, теми же "Бофайтерами"  89 Эскадрона.

26.05.42
13 Re.2001 из 2й Группы в вылете на "зачистку" столкнулись с восьмеркой "Спитфайров" 603 Эскадрона, а также вероятно в бою участвовали и другие "Спитфайры" из 185 и 249 Эскадронов, по четверке которых также вылетало на перехват. В результате боя один Re.2001 был сбит, летчик погиб, потерь британские летчики не понесли.

2.06.42
Группа Re.2001 из 2й Группы эскортировала на Мальту 3 бомбардировщика S.84, дальнее прикрытие осуществляли 32 МС.202 155й Группы. Британцы подняли на перехват 20 "Спитфайров" 185, 249, 601 Эскадронов. В бою итальянские истребители заявили сбитыми 3 "Спитфайра" - два 2я Группа и одного 155я Группа (первая заявка на победу у 155й Группы на новых машинах), при этом 3 Re.2001 были повреждены из них два совершили вынужденные посадки (возможно один не по боевым причинам). У британцев же была потеря безвозвратная, был сбит 1 "Спитфайр" из 185 Эскадрона, летчика спасли из воды, отличились скорей всего истребители 2й Группы.

6.06.42
В этот день итальянские истребители потерпели серьезные неудачи в боях с "Спитфайрами". Было сбито 3 Re.2001 из 2й Группы и 1 МС.202 из 155й Группы, также был сбит "Спитфайрами" самолет-амфибия Z.506. Потерь противнику итальянским истребителям нанести не удалось.

8.06.42
По итальянским данным высланный на разведку кораблей с Сардинии  Z.1007bis был перехвачен истребителями идентифицированными как "Спитфайры" и сбит. Также в этот день не вернулся задания еще один итальянский разведчик.

10.06.42
27 МС.202 и 19 Re.2001 сопровождали на Мальту  пятерку Z.1007bis, также в воздухе была группа Ме-109 из II./JG53. С ними вступили в бой 20 "Спитфайров" из 249, 601, 185 Эскадронов. В результате боя итальянцы лишились одного Re.2001 из 2й Группы, немцы потеряли Bf 109G - обоих сбили летчики 249 Sqn. Также был сбит 1 МС.202 из 155й Группы, но летчикам последней удалось сбить 1 "Спитфайр" из 601 Sqn.
Истребители 54го Stormo повредили 1 "Бьюфорт", который совершил аварийную посадку на Мальте.

В период с 12 по 17 июня британцы проводили конвои на Мальту с запада и востока и над морем разгорелись многочисленные воздушные схватки.
13 июня авианосные истребители британцев сбили два разведчика, один был немецкий Ю-88, другой итальянский  Z.1007bis.

14.06.42
В этот день по конвою который шел из Гибралтара начались авиа-удары.  Первая группа итальянских самолетов нанесшая удар состояла из двух торпедоносцев S.79 и 8 "Фиатов" CR.42 из 24 Stormo с двумя 100 килограммовыми бомбами каждый. Их встретили авианосные "Си Харрикейны" и "Фулмары" из 807 Эскадрона. В бою британские пилоты сбили 1 S.79 и 2 CR.42 (еще 2 CR.42 из-за недостатка топлива сели в Тунисе и были интернированы французами).
В следующем налете после 11.00 приняли участие бомбардировщики и бомбардировщики-торпедоносцы общим числом 53 машины: 18 S.79, 15 S.84, 20 Z.1007bis (10 из последних шли отдельно и немного позже), под прикрытием 9 МС.200 из 7й и 16й Групп и 19 CR.42 из 24й Группы.
Во время отражения этих налетов пара "Фулмаров" атаковала тройку торпедоносцев "Савойя", но один из "Фулмаров" был подбит огнем стрелков, а потом добит "Фиатами" CR.42. Другой "Фулмар" этой пары также не вернулся с задания, без сомнения он был сбит огнем с итальянских самолетов. Можно посчитать, что один из них на счету стрелков бомбардировщиков, другой на счету "Фиатов" из 24й Группы. Этим сбитым "Фулмарам" удалось подбить 1 Z.1007bis из 213й Эскадрильи, который совершил вынужденную посадку в районе Карлофорте (островок возле Сардинии).
Многие из бомбардировщиков-торпедоносцев избежали перехвата британских палубных истребителей и выпустили свои торпеды. Одна из них поразила крейсер "Ливерпуль", который был поврежден, двумя торпедами был поражен транспорт Tanimbar, который загорелся и спустя несколько минут взорвался.
Итальянские ударные самолеты понесли не малые потери в этой атаке, было сбито 3 S.79 и 6 S.84, из которых судя по всему 2 S.79 и 1 S.84 на счету британских авианосных истребителей, а остальные были сбиты корабельной зенитной артиллерией.
Также еще в боях между истребителями итальянцы потеряли 1 МС.200 и 1 CR.42, которых сбили "Си Харрикейны". В свою очередь "Макки" из 7й или 16 Групп сбили один "Си Харрикейн".

Следующий налет на конвой уже осуществила итальянская авиация с Сицилии. После 18.30 взлетело 17 итальянских Ю-87х под прикрытием 19 МС.202 155й Группы, за ними вылетели 14 торпедоносцев S.79 с эскортом из 15 Re.2001 2й Группы и 7 МС.200 из 54 Stormo (7, 16 Группы).
Группу торпедоносцев S.79 атаковала пара "Си Харрикейнов" и одному из них удалось сбить две "Савойи". В это время четверка "Си Харрикейнов" из 813F Эскадрона дралась с численно превосходящими Reggiane 2й Группы.  В результате боя пилотам Re.2001 удалось сбить два "Си Харрикейна", один летчик покинул свой самолет на парашюте (спасен из воды эсминцем), а другой разбил свой поврежденный самолет при посадке на авианосец. Пилоту который разбил свой самолет на посадке удалось сбить 1 Re.2001, пилот которого спасся на парашюте и позже был спасен рыбаками.
Итальянским ударным самолетам на этот раз попаданий в корабли добиться не удалось.

15.06.42
Удары по гибралтарскому конвою британцев продолжались.
"Бофайтеры" Сбили один итальянский Ro.43.
Сильно поврежденный артиллерийским огнем британский эсминец "Бедуин" был добит торпедой с S.79 281 Эскадрильи летчика Мартино Аишнера (Sottoten. Martino Aichner). При этом зенитчики эсминца сбили этот S.79, экипаж Аишнера был спасен из воды вместе с 209 уцелевшими  моряками с "Бедуина".
В 10.40 над конвоем появились первые 4 "Спитфайра" с подвесными баками из 126 Эскадрона. Они сбили итальянский самолет-амфибию Fiat RS14, а позже атаковали группу из 9 S.84 и сбили два из них.
10 Ю-87 из 102 Группы итальянцев вылетели для удара по конвою в 11.50 с сопровождением из 25 МС.202 из 155й Группы. С ними вели бой две четверки "Спитфайров" из 601 Эскадрона, один из них Sgt. Allen-Rowlandson в паре с другим пилотом заявили сбитым один Ю-87, при этом при возвращении на Мальту он покинул свой самолет с парашютом по причине израсходования топлива.
Всего истребителям 601 Эскадрона удалось сбить 2 итальянских Ю-87х, а бой между истребителями окончился в ничью. Истребители 155й Группы сбили 1 "Спитфайр" и сами потеряли от их огня 1 МС.202.
В продолжавшемся обмене ударами "Си Харрикейны" сбили 1 S.79, "Спитфайры" из 126 Эскадрона сбили 1 самолет-амфибию Z.506В. Также британцы пытались нанести удар по кораблям итальянского флота, в вылете на удар участвовали всего лишь 1 "Бофайтер" и 3 "Албакора" с эскортом из секции(?) "Спитфайров". Их перехватила девятка Re.2001 из 2й Группы, летчиками которой были сбиты "Бофайтер" и "Албакор".
Немцы потеряли в этот день в ударах по конвою 3 Ю-88 (2 сбиты ИА) и возможно 1 Ме-109, а сбили 2 "Спитфайра" и 1 "Балтимор".
 В боях над британским конвоем шедшим с востока из Египта британские "Бофайтеры" сбили 1 Ro.43, 1 Z.506 и 1 S.79, также еще 1 Ro.43 пропал без вести.

23.06.42
Три бомбардировщика S.84 вылетели для удара по Мальте в сопровождении 27 МС.202 155й Группы, а также с дальним прикрытием из 18 Re.2001 2й Группы. Со стороны британцев вылетела на перехват группа "Спитфайров" из 249 Эскадрона плюс еще 8 "Спитфайров" из 603 Эскадрона. Последние и вели бой с МС.202 и сбили один из них, в свою очередь итальянским истребителям 155й Группы удалось сбить 1 "Спитфайр" из 603 Sqn., пилот которого был спасен из моря.

24.06.42
В ночных атаках на Мальту итальянская авиация понесла серьезные потери, мальтийские "Бофайтеры" сбили  Ю-87,  BR.20,  Z.1007bis.

26.06.42
29 МС.202 из 155й Группы и 18 Re.2001 2й Группы сопровождали для удара по Мальте пятерку Z.1007bis. На перехват взлетело не менее 24 "Спитфайров" из четырех Эскадронов. Столкновение закончилось для итальянцев потерей одного МС.202, который был сбит "Спитфайром" из 601 Эскадрона, пилот выпрыгнул на парашюте, но не был найден.

29.06.42
В ночном вылете был сбит "Бофайтерами" один Ю-87 итальянцев.

1.07.42
Итальянцы в вечернем вылете совершили налеты группами общим числом  5 S.84, в сопровождении 70 "Макки" (возможно не только МС.202) из 51 Stormo и 15 Re.2001 из 2й Группы.  В боях с "Спитфайрами" итальянские пилоты заявили сбитыми 11 истребителей, без потерь со своей стороны. Но потери британцев составили только 1 "Спитфайр" из 603 Эскадрона, пилот которого выпрыгнул на парашюте и был спасен в море.

2.07.42
Группа из 24 МС.202 из 51 Stormo и 15 Re.2001 из 2й Группы, при сопровождении 5 Z.1007bis, провели бой с восьмеркой "Спитфайров" из 603 Эскадрона и несколькими "Спитфайрами" из 249 Эскадрона. Летчики из 603 Эскадрона сбили 1 МС.202 из 20й Группы, но два их "Спитфайра" были подбиты и совершили вынужденную посадку на аэродроме Такали.
Поздним вечером произошел еще один бой, 10 МС.202 из 20й Группы сопровождали на Мальту тройку S.84, также еще 18 МС.202 вылетали на поддержку. На отражение налета британцы подняли 7 "Спитфайров" из 249 Эскадрона и 4 "Спитфайра" из 185 Эскадрона. В бою итальянские истребители потерпели неудачу, были сбиты 2 Folgore из 20й Группы, победы добились летчики 185 Эскадрона. Один "Спитфайр" 185го Эскадрона был подбит итальянцами и совершил аварийную посадку на аэродроме Такали.
Ночью британские "Бофайтеры" сбили 1 BR.20 и 1 Z.1007bis.

4.07.42
Ранним утром в налет на Мальту вылетели 3 S.84 с эскортом из 22 МС.202 51 Stormo, плюс еще 17 "Макки" в дальнем прикрытии. Несмотря на многочисленное истребительное прикрытие десятка "Спитфайров" 249 Эскадрона прорвалась к бомбардировщикам и сбила два из них. Истребители сторон потерь не понесли.

6.07.42
В этот день заявил о себе лучший ас Мальты британского содружества Джордж Бёрлинг.
Он совершал свой первый боевой вылет на Мальте в составе 11 "Спитфайров" из 249 Эскадрона, которые вылетели на перехват 3 Z.1007bis, которые шли под прикрытием 14 Re.2001 2й Группы и 24 МС.202 20й Группы в поддержке, из последних три вернулись на базу раньше. В боях с прикрытием бомбардировщиков британские пилоты уничтожили 1 МС.202 и 1 Reggiane, обоих сбил Бёрлинг.
На этом неудачи итальянских авиаторов над Мальтой не закончились 20я Группа потеряла в бою еще 1 МС.202, который сбили пилоты 603 Эскадрона, также истребители 126 Sqn. сбили 1 Z.1007bis. Можно добавить, что немцы в этот день потеряли над Мальтой сбитыми "Спитфайрами" 4 Ю-88 и 1 Bf 109, последнего опять таки сбил Бёрлинг. Потери британцев составили только 1 "Спитфайр" сбитым и еще один был подбит и совершил аварийную посадку.

7.07.42
Этот день уже был не столь успешен для британских истребителей. Истребители "Оси" были настроены на адекватный ответ и сбили 7 "Спитфайров", а еще три подбитых совершили аварийные посадки. Из этих сбитых 6 на счету летчиков JG53, а один "Спитфайр" сбили летчики Reggiane из 2й Группы. Потерь днем немцы не понесли, а итальянцы потеряли в воздушных боях 1 Z.1007bis и 1 МС.202 из 20й Группы.
Таким образом по крайней мере немцы отомстили за поражение прошлого дня.

9.07.42
Вновь понесли потерю летчики 20й Группы, в бою группы Ме-109 из I./JG77 и группы МС.202 из 20й Группы с "Спитфайрами" из 126, 249 и 603 Эскадронов итальянцы потеряли один Folgore, летчик которого покинул свой самолет на парашюте, но не был найден в море. Британцы лишились двух "Спитфайров от огня летчиков I./JG77.

10.07.42
19 МС.202 20й Группы и 6 МС.202 из 155й Группы совместно с "Мессершмиттами" из JG53 сопровождали 14 Ю-88 вылетевших для удара по аэродрому Такали. Благодаря радару "Спитфайры" встретили противника еще за 20 миль от Мальты. В завязавшемся бою Бёрлинг сбил 1 Bf 109 из JG53, а другой пилот "Спитфайра" из 126 Эскадрона сбил 1 МС.202 из 20й Группы.
В следующем налете группа МС.202 из 155й Группы (возможно не только) совместно с штаффелем из I./JG77 прикрывали 6 Ю-88. С ними завязали бой 8 "Спитфайров" 126 Эскадрона и 6 "Спитфайров" 249 Sqn. В итоге боя итальянцы вновь потерпели поражение, два их МС.202 были сбиты, один из них на счету Бёрлинга, один летчик погиб, другой был спустя несколько часов найден в море и спасен.
В обоих рейдах немцы потеряли 2 Ю-88 сбитыми, а британские потери за день составили 1 "Спитфайр" который сбил летчик из JG53.

12.07.42
Серьезные неудачи в этот день потерпела 2я Группа вооруженная истребителями Reggiane Re.2001. В вылете на сопровождение Ю-88х группа из 16 Reggiane, а также 18 МС.202 и "Мессершмитты" вели бой с группами "Спитфайров". Авиация стран "Оси" потеряла только 1 Re.2001, которого сбил летчик 249 Эскадрона Бёрлинг. На поиск пропавшего пилота вылетела тройка его товарищей, один из которых вернулся ранее. Пару летевших на низкой высоте Reggiane застал врасплох вездесущий Бёрлинг и обоих сбил.

13.07.42
18 Ю-88  утром вылетели на удар по аэродрому Луга, их сопровождали по мимо "Мессершмиттов" 10 МС.202 из 20й Группы и 6 Re.2001 2й Группы. Они были атакованы группами "Спитфайров" из 185, 126 и 603 Эскадронов, к которым присоединились еще 8 "Спитфайров" 249 Эскадрона. По итогам боя итальянцы потеряли сбитыми 2 МС.202 из 20й Группы, а британцы лишились 1 "Спитфайра" из 126го Эскадрона. На победу над последним претендуют как немецкие истребители из I./JG77, так и итальянские летчики из 20й Группы. В таких случаях предпочтение отдается обычно немецким летчикам с их большим опытом и более высокой огневой мощью их истребителей.

15 июля "Сандерленд" из 202 Эскадрона вылетев из Гибралтара на поиск субмарин встретил итальянский самолет-амфибию Z.506B и сбил его.
23 июля 20я истребительная Группа итальянцев потеряла очередной МС.202, но на этот раз не в воздушном бою, а от огня мальтийских зенитчиков.

27.07.42
Авиация "Оси" потерпела существенное поражение в этот день над Мальтой.
Утром на сопровождение 9 Ю-88 вылетевших для удара по аэродрому Такали, совместно с "Мессершмиттами" вылетели 11 МС.202 из 20й Группы и 2 МС.202 из 155й Группы.
Со стороны британцев на отражение налета вылетели 8 "Спитфайров" из 185 Эскадрона, 6 из 249 Sqn. и 8 из 126 Sqn. В завязавшихся боях Бёрлинг снова терроризировал итальянских истребителей, ему удалось сбить 1 МС.202 из 155й Группы, пилот которого совершил аварийную посадку на Мальте и попал в плен. Далее Бёрлинг сбил МС.202 из 20й Группы, командир 151й Эскадрильи капитан Фурио Доглио Никлот (Furio Doglio Niclot) погиб.
В обеденное время в налет на туже цель вылетело 5 Ю-88 III./KG77, с эскортом в котором судя по описанию были только "Мессершмитты". В этом бою "Спитфайры", которых было 25, вновь были успешны, всего ими было сбито 3 Ю-88 и 3 Bf 109, в том числе был сбит ас из I./JG77 Siegfried Freytag (102 победы), один из истребителей был сбит Бёрлингом.
Потерь "Спитфайры в этих боях не понесли.

29.07.42
В этот день был сбит 1 МС.202 из 155й Группы, отличились летчики "Спитфайров" из 249 Эскадрона.

12.08.42
Британцы проводили в это время конвой на Мальту, операция "Пьедестал", и в воздухе и на море разгорелись жаркие бои. С утра этого дня по конвою начала действовать итальянская ударная авиация с Сардинии и с Сицилии. Однако со стороны британцев прикрывало конвой и могло быть задействовано целых 4 авианосца, и палубные истребители оказывали сильнейшее противодействие ударной авиации стран "Оси".
Первыми утром на атаку конвоя вылетела десятка Z.1007bis из 51й Группы, палубные истребители "Фулмар" из 884 Эскадрона сбили один Z.1007bis, а другой сильно повредили. Последний смог вернуться на Сардинию и совершил аварийную посадку с 300 пулевыми пробоинами.
В дальнейших атаках итальянская и немецкая авиация понесла существенные потери.
Палубные истребители британцев сбили еще 2 Z.1007bis, 2 S.84, 2 S.79 и 1 Ю-87 итальянцев, также корабельные зенитки сбили 1 Ю-87 итальянцев. Свои ударные самолеты прикрывали истребители Reggiane из 2й Группы (возможно не только из 2й Группы). В столкновениях с палубными истребителями они потеряли две машины, один Re.2001 был сбит "Си Харрикейнами" из 800 Эскадрона, другой был сбит истребителями "Мартлет" из 806 Эскадрона. В свою очередь пилотам Reggiane удалось, по всей видимости, сбить по крайней мере два "Си Харрикейна" (один из них из 800 Эскадрона).
Стрелки итальянских бомбардировщиков также стреляли не без успеха, ими были сбиты два "Фулмара". Стрелки немецких Ю-88х и Хе-111х сбили 1 "Мартлет" и 1 "Си Харрикейн", еще один "Си Харрикейн" на счету дальнего истребителя немцев Ме-110.
Еще были сбиты в воздушных боях  2 "Си Харрикейн" 800го и 801го Эскадронов и 1 "Фулмар" 809 эскадрона (сбит ИА), кто именно их сбил не ясно. Один "Си Харрикейн" по данным британцев был сбит своей З/А. А еще 4 палубных истребителя были сброшены за борт из-за полученных повреждений.
Немцы потеряли в атаках на конвой 8 Ю-88 ( 6 сбили истребители) и 2 Ю-87, оба были сбиты истребителями.
Всего палубные истребители британцев достоверно смогли уничтожить 8 итальянских и 8 немецких бомбардировщиков и 2 итальянских истребителя, а сами потеряли в воздушных боях 10 истребителей и еще 4 были повреждены и сброшены за борт ввиду невозможности восстановления.

13.08.42
Бои над конвоем продолжались, к ним с какого то времени этого дня подключились мальтийские "Спитфайры" и "Бофайтеры".  Итальянская авиация потеряла в нападениях на конвой в этот день 2 Ю-87, один из них сбит "Спитфайрами" 1435 Эскадрона. "Спитфайры" из 126 Эскадрона сбили 1 бомбардировщик "Савойя" S.79, а истребители 1435 Эскадрона уничтожили два итальянских разведчика:  один S.79 и один Z.1007bis. Еще три S.79 были сбиты корабельными зенитками.

14.08.42
Пятерка S.79 из 10 Stormo вылетела на поиск британских судов, отставших от конвоя. Они нашли судно Brisbane Star, которое ранее было торпедировано и отстало от конвоя, но продолжало идти на Мальту самостоятельно. "Савойи" пытались добить транспорт, но это им не удалось. В это же время британцы выслали на эскорт судна четыре "Бофайтера" из 235 Эскадрона и одному из них удалось обнаружить эту группу итальянцев и сбить 2 S.79.
Пятерка итальянских Ю-87 пыталась добить поврежденный танкер Ohio, который британцы тащили на Мальту. "Юнкерсы" эскортировали 23 МС.202 из 51 Stormo. Действия происходили уже в зоне радиуса действия мальтийских "Спитфайров" и итальянцам пришлось сражаться с группой этих истребителей из 229 и 1435 Эскадронов. В итоге боя "Спитфайры" из 1435 Эскадрона сбили 1 МС.202 из 20й Группы и 1 Ю-87, в дальнейшем все три итальянских летчика были спасены из моря.
В после обеденное время немецкая ударная авиация пыталась осуществить еще один массированный налет, но помешала погода. Итальянцы выслали в это время 19 Re.2001 из 2й и 22й Групп для их эскорта. Из за ухудшения погоды большинство  Reggiane повернули назад и с бомбардировщиками осталось только три Re.2001. Их заметила и внезапно атаковала четверка "Спитфайров" из 126 Эскадрона, в результате боя вся тройка Re.2001  была сбита.
Неудачи у итальянцев не закончилась и ночью, мальтийские "Бофайтеры" сбили два бомбардировщика BR.20.

20.08.42
В атаках на конвой "Оси" британцы потеряли 2 "Бофортса", которые погибли по данным британцев от огня коробельной З/А, но также они отмечают наличие над конвоем одномоторных истребителей противника. И возможно к гибели этих "Бофортсов" причастны итальянские истребители G.50bis из 161й Группы.

24 августа "Спитфайры" из 229 Эскадрона сбили один S.84.
28 августа "Бофайтер" из 227 Эскадрона сбил один Z.1007bis.

2.09.42
Четверка "Спитфайров" вылетала на разведку в районе Сицилии. Итальянцы подняли на перехват истребители МС.202 из 51 Stormo. Один из них оказался в одиночестве и был сбит "Спитфайрами", итальянский пилот был спасен из моря.

6.09.42
Для удара по итальянскому конвою британцы направили 13 вооруженных торпедами "Бофортсов" ( из них 4 вернулись раньше) и группу "Бофайтеров" из 227 Эскадрона из которых 6 с бомбами (из них 3 вернулось ранее), плюс 4 "Бофайтеров" 89 Эскадрона в эскорте. Над конвоем завязался бою с Ю-88 и итальянскими истребителями, опознанными как "Макки". В итоге боя два "Бофайтера"  были сбиты в воздушном бою, а два "Бофортса" сбиты в воздушном бою и огнем З/А кораблей. Один из последних был сбит летчиками  II./JG53, в свою очередь "Бофайтеры" сбили 1 Ю-88 немцев. Британцам удалось добиться одного попадания торпедой в транспорт, последний итальянцы дотащили до берега и посадили на мель.

9.09.42
Семерка "Спитфайров" 185 Эскадрона вылетели на разведку и поиск в район южного побережья Сицилии. В районе одного итальянского аэродрома они встретили 1 МС.202 и 6 истребителей опознанных как Ме-109. В бою британцы заявили сбитым 1 МС.202, но сами потеряли 1 "Спитфайр" сбитым, пилот попал в плен. Его сбил летчик МС.202 из 352й Эскадрильи 20й Группы, который вместе с двумя своими товарищами поднялся на перехват, потерь итальянцы не понесли.

15.09.42
Четверка "Спитфайров" 229 Эскадрона пыталась перехватить, по засечке радара, самолет противника, который был транспортным S.82. Его перехватить не удалось но состоялся бой с восьмеркой МС.202, в котором один "Спитфайр" был подбит и совершил вынужденную посадку на аэродром Луга, а другой "Спитфайр" не вернулся из боя. Итальянская часть вооруженная МС.202, которая добилась победы осталась не известной.

17.09.42
Пара Re.2001 из 2й Группы была перехвачена группой из 18 "Спитфайров" 229 и 126 Эскадронов. Британские пилоты атаковали, но достоверных побед не добились, а заявили две победы предположительно. Однако один Reggiane разбился при посадке на аэродроме Гела, пилот при этом погиб.

23 сентября ночью "Бофайтерами" над Мальтой был сбит 1 Ю-87 итальянцев.
25 сентября мальтийские "Бофайтеры" уничтожили самолет-амфибию Z.506B.

В октябре Люфтваффе начали еще одно авиационное наступление на Мальту, в котором принимали участие и итальянцы, но кажется в значительно меньшей степени.
Итальянские истребители были представлены четырьмя группами в составе 20й и 155й Групп 51 Stormo (МС.202), 153й Группы (МС.202) и 22й Группы (Re.2001).

11.10.42
Начались интенсивные авиа-удары по Мальте с не маленькими потерями для немцев в этот день. Доставалось и итальянцам, 20я Группа потеряла в воздушном бою 1 МС.202, которого сбили "Спитфайры" 126 Эскадрона. Летчики того же Эскадрона сбили и один Re.2001 из 22й Группы. У британцев за день 3 "Спитфайра" в результате боевых повреждений совершили аварийные посадки, а немцы лишились 4 Ю-88 и 2 Bf 109.

13.10.42
25 МС.202 51 Stormo сопровождали 6 Ю-88, совместно с истребителями из I./JG77. В этом рейде итальянцы потеряли 1 МС.202 из 20й Группы, который сбили "Спитфайры"  из 126 Эскадрона.
В следующем рейде 30 МС.202 51 Stormo  и 153й Группы совместно с 42 Ме-109и сопровождали 7 Ю-88. Со стороны британцев последовательно вступили бой восьмерки "Спитфайров" из 249, 229 и 1435 Эскадронов. В бою британцами были сбиты 2 МС.202 из 153й Группы, а немцы и британцы судя по всему потерь не понесли.

14.10.42
После 10.00 состоялся 2й рейд на Мальту силами 7 Ю-88, в составе эскорта, по мимо "Мессершмиттов" из I./JG77, I./JG27, I./JG53 и II./JG53, были 29 Мс.202 из 51 Stormo. Итальянцы в этом налете дрались с группой до восьми "Спитфайров" из 1435 Эскадрона. Последний потерял 2 "Спитфайра", один из которых сбили итальянцы, а другой я отнес на счет истребителей из JG53, хотя возможно оба сбили истребители Дуче.
В другом рейде итальянцы лишились одного МС.202 из многострадальной 20й Группы, который сбили пилоты 185 Эскадрона.

21 октября в ночном рейде на Мальту итальянцы потеряли один BR.20, который был сбит "Бофайтерами".
С 2 по 5 ноября итальянцы потеряли ночью над Мальтой один Z.1007bis, опять таки сбитый "Бофайтерами".

В 1942 году итальянская истребительная авиация воевавшая против Мальты не могла похвастаться особыми успехами. Истребители МС.202 и Re.2001 не могли на равных противостоять британскому "Спитфайру" и несли в боях над Мальтой серьезные потери.
Всего в 1942 (без декабря) итальянские истребители в районе Мальты достоверно сбили 21 самолет британцев, а сами потеряли в воздухе от действия противника - 52 истребителей.
Из 21 победы - 17 были истребители британцев, из которых 11 были "Спитфайрами".
Но надо заметить, что в британских потерях учтены только стопроцентные потери, только упавшие в море, разбившиеся  и севшие на вынужденную на территории противника. А те многие британские истребители которые совершили вынужденные и аварийные посадки на Мальте не учитываются. Так как дальнейшая судьба самолетов в основном не известна. А вероятно многие из таких самолетов были списаны. Например 8 августа был подбит и совершил вынужденную посадку Бёрлинг, и известно , что его "Спитфайр" был позже списан. Так что возможно реальные успехи итальянских истребителей были несколько больше.
 Из потерянных итальянцами 52 истребителей - 51 были сбиты истребителями британцев, в подавляющем большинстве "Спитфайрами". Соотношение между истребителями таким образом 17 : 51 не в пользу итальянских истребителей (1 :  3)  Если же брать главного противника "Спитфайр" то их итальянские истребители сбили 11, а от их действия потеряли 46 своих МС.202 и Re.2001, соотношение 1 :  4,1 не в пользу итальянских истребителей.
Для сравнения у немецких истребителей дела со "Спитфайрами" над Мальтой были успешнее, они сбили не менее 125 "Спитфайров", а сами потеряли от их действия 61 Bf 109. Соотношение примерно 1 : 2 в пользу немецких истребителей.

По истребительным Группам их успехи и потери были таковы:
группа - реально сбили(в скобках из них истребителей) - потери в воздушных боях + З/А
155я Группа (МС.202) - 4 (4) - 9
20я Группа (МС.202) - 2 (2) - 15 + 1 - З/А
2я Группа (Re.2001) - 8 (6) - 17
22я Группа (Re.2001) - 0 - 2
153я Группа (МС.202) - 0 - 2
9я Группа (МС.202) - 0 - 1
10я Группа (МС.202) - 1 (1) - 1
16я Группа           - 1 (1) - 1
неизветстная часть - 5 (3) - 3
Всего - 21 (17) - 51 + 1 - З/А

Можно заметить, что очень неудачно действовали летчики МС.202 20й Группы, летчики группы были не слишком успешны и ранее, и над Мальтой также не смогли отличится.