Морфология судьбы глава 66

Наталья Василевич 2
                * * * *

      Первое сентября выпало на воскресенье. Позывные праздничной школьной линейки отзвучали тридцать первого августа. Павел обещал отвезти Светлану и Рому в родной город. Нужно было проверить, всё ли в порядке в квартире. Отдать Лидии Ивановне деньги на оплату кредита, на расходы по коммунальным услугам своей квартиры и квартиры не вернувшейся из тёплых стран соседки Миланы Синицыной. Светлана хотела навестить могилу Юрия.
     С самого утра день не заладился. Мелкие ссоры, возникающие по любому поводу, выводили женщину из равновесия. Рома чувствовал настроение матери и тоже нервничал. Он наотрез отказался позавтракать. А когда пришло время отъезда, Павла внезапно вызвали на службу.
–Света, прости, мне нужно ехать.
–Ты обещал, неужели ни один выходной не могут обойтись без тебя?
–Там что-то важное, иначе бы меня не тревожили.
–Что-то важное происходит каждые выходные. И именно в те, когда ты необходим семье. Или мы для тебя не семья? – напряжение в голосе Черновой нарастало. Светлану несло, она понимала, что лучше промолчать, но на этот раз у неё не хватало ни выдержки, ни желания сохранять мир и спокойствие в доме.
–Раньше мне казалось, что ты из тех женщин, которые понимают и…
–И молчаливо живут рядом, словно немая мебель, которую захотели – поставили посередине, а захотели– задвинули в самый дальний угол. Я больше не могу. Я устала быть третьей в списке после твоей мамы и работы.
–Неправда, ты первая, самая важная часть моей жизни.
–Вот именно часть.
–Ну, знаешь, я книжек не читал и красиво разговаривать не умею, что думаю, то и говорю, – Павел, подхватив волну раздражения, пытался успокоиться, но это давалось мужчине с трудом.
–Красиво говорить и необязательно.
–Вы же, женщины, любите ушами.
    Накал страстей медленно, но верно полз вверх. Вольтаж в квартире зашкаливал. Электрические разряды вихревыми потоками летали между мужчиной и женщиной.
–Однако за год я не слышала ни одного комплимента, ни одного слова любви, я не говорю о цветах и прочей ерунде, которую дарят мужчины любимым по праздникам.
Чернова не понимала своего настроения. Агрессия и злость, появившаяся в отношении к Суханову, вызывали внутренний дисбаланс. Павел, громко хлопнув дверью, оставил Светлану сиротливо стоять посередине прихожей. Менять планы женщина не собиралась. Взяв необходимый минимум вещей, они с сыном поспешили на автовокзал.
–Мам, – Рома несмело задал вопрос, – ты почему всё время ругаешься с дядей Пашей? Он плохой?
–Не знаю, сынок, так получается. Наверное, мы разные. Он хороший, надёжный, но почему-то мы не можем долго жить мирно.
–А с папой вы тоже ругались?
–Нет, – сердце Светланы заныло, она обняла сынишку, – мы с твоим папой не ругались. Ни одного раза.
–Значит, ты не любишь дядю Пашу, – вздохнул мальчик, опустив голову.
–Тебе нравится дядя Паша?
–Да. Он добрый.
Светлана достала смартфон и набрала номер матери.
–Алло, мам, вы можете с Аркадием Петровичем приехать ко мне на квартиру. Мы через двадцать минут будем в городе.
Светлана отключилась и набрала номер Юли.
–Привет, Юлия.
–Здравствуйте, Светлана Николаевна. Вы в городе?
–Да, мы с Ромой скоро будем у папы. Ты приедешь?
–Нет, я не смогу.
–Жаль, хотелось увидеться. Что-то случилось?
–Да, я вчера стала мамой.
    Светлана почувствовала: Юля на том конце провода улыбается.
–Милая моя, мы с Ромой поздравляем тебя и обязательно заедем. Кто родился?
–Мальчик, мы назвали его Юрой, в честь папы.
Слёзы осенним колючим дождём закапали из глаз Черновой.
–Светлана Николаевна, – Юля поняла, что женщина плачет, – тётя Света, я очень вас люблю.
Юле хотелось поддержать свою первую учительницу, папину последнюю жену, да и просто женщину, к которой она испытывала тёплые чувства.
–Юра похож на папу и на Рому. Передайте Ромке, что он стал дядей.
Автобус припарковался на площадке для выхода пассажиров.
–Мы приехали, – Светлана вытерла лицо, – поздравляю тебя, девочка. Пусть твой сынишка растёт богатырём.
–До свидания, – попрощалась Юля.
    Светлана шла по родному городу и понимала, как она соскучилась по тихим и спокойным улицам. Деревья казались ей зеленее, чем в столице, воздух чище, а дома приветливее.
    Возле подъезда на скамейке сидела, наклонив голову набок, ковыряя клюкой по краю клумбы, пожилая женщина.
–Здравствуйте, Надежда Филипповна, – Чернова присела рядом.
–Светочка, – обрадовалась старушка, – сынок твой? Какой взрослый!
–Да, бабушка, время идёт, дети растут. А вы кота выгуливаете?
–Нет больше Васьки, весной умер, – старушка протяжно вздохнула. – Старый был. Вот только меня Господь всё не хочет забрать.
–Что вы такое говорите, Филипповна, живите долго.
–Устала уже, да ничего не поделаешь.
     Рядом со скамьёй припарковалась машина, из которой вышла Лидия Ивановна, а затем и Аркадий Петрович.
–Мамочка, здравствуй, – Светлана обняла мать.
–Хорошо, что вы приехали, – Лидия Ивановна поправила прядь волос дочери, – соскучилась?
–Целую вечность не виделись.
–Здорово, что ли, – Аркадий Петрович протянул руку Роме, а тот ответил на приветствие деда всей пятернёй.
–Здорово, Петрович, – в тон мужчине сказал мальчуган, – бабуля, ты такая нарядная.
–И правда, мам, платье у тебя красивое!
–Аркадий на отдыхе прикупил.
–Здравствуй, Света, – мужчина забрал из рук Черновой сумку с вещами.
Светлана заварила всем чаю, а себе сварила кофе.
–Что-то воздуха не хватает, – хозяйка квартиры вышла на балкон и открыла оконные рамы настежь.
    Лидия Ивановна выложила на стол домашние булочки с повидлом и маком.
–Я так и не научилась печь булочки, Виктория не дождалась, – Светлана откусила кусочек сдобы с маком. – Почему мамина еда всегда вкуснее своей?
–Это только так кажется, – Лидии Ивановне была приятна похвала дочери, – ты печёшь замечательные торты. И вообще, что за хандра?
–Лидушка у меня действительно волшебница, – Аркадий смотрел на жену влюблёнными глазами, а Светлану легонько кольнуло в груди, она отметила, что, скорее всего, не совсем счастлива с Павлом.
–Что-то ты, девочка моя, невесёлая, – Лидия поставила кружку на стол.
–Всё хорошо. Мы с Ромой – на кладбище.
–Давайте вас отвезём, или ты хочешь побыть одна?– мать внимательно смотрела на дочь.
–Мама, давай возьмём их с собой? – Рома доедал четвёртую булочку.
–Ты не объешься? Живот болеть не будет?
–Пусть ребёнок кушает. Вкусные у бабушки булочки? – Лидия погладила по голове внука, а тот молча кивнул ей в ответ.
–Конечно, особенно если не завтракать. Он сегодня с самого утра забастовку устроил, – Светлана мыла посуду.
–А чего вы ругаетесь, в такой нервной обстановке есть не хочется, – деловито парировал сын матери.
Мальчик насупился. Светлана пожалела, что рассказала про отказ ребёнка позавтракать.
–Что-то серьёзное? – Лидия Ивановна насторожилась.
–Лида, они взрослые люди, разберутся сами, – Аркадий встал из-за стола. – Поехали?
    Могила мужа была ухожена. Около надгробья ровными рядками росли жёлто-коричневые ноготки, а по периметру ограды – посаженный ею когда-то давно разноцветный барвинок. Светлана достала из тайника тряпочку и вытерла памятник, налила в вазу воды и поставила крупные красные розы.
–Мы пришли к тебе, Юрочка, – женщина обняла ребёнка. – Видишь, какой сын у нас вырос?
     Лидия Ивановна и Аркадий Петрович постояли около могилы, и, посчитав, что Светлане нужно побыть одной, взявшись за руки, медленно побрели проведать своих усопших супругов.
–Мамочка, ты не плачь. Давай я сниму паутинку, – мальчик взял тряпку и стал вытирать витиеватую ограду.
    Светлана сидела на скамейке и смотрела на портрет. Она старалась не плакать, но непрошеные слёзы скользили по лицу, оставляя мокрые следы. Время словно остановилось для Черновой.
–Свет, – осторожно спросила мать, – ты два часа сидишь. Может, домой?
Лидия Ивановна присела рядом с дочерью и обняла её.
–Я тоже долго горевала по Николаю, но, милая, жизнь для живых продолжается, и ничего не поделать.
–Знаю, мама. Всё знаю. Только мне иногда кажется, что я его предаю, живя здесь в своё удовольствие.
–Какая же ты у меня глупенькая ещё.
–В мои-то годы?
–Для родителей дети остаются детьми. Тебе ли не знать.
–Мама не ребёнок, – возмутился Рома, – она взрослая.
–Вот именно, бабушка, – Светлана вытерла солёную влагу и улыбнулась.
–Домой? – обратился ко всем Аркадий Петрович.
–Вы идите, я на минутку задержусь, – Светлана положила тряпицу в тайник.
–Только недолго, мам!
      Рома вместе с бабушкой и дедом Петровичем пошагал к машине.
–Вот и закончился наш день роз. Как же мне не хватает тебя, – Светлана положила руку на памятник,– спи спокойно, мой хороший.
Чернова закрыла калитку ограды и порывистой походкой направилась к выходу.