Русские люди всегда славились своими нестандартными подходами к решению технических проблем. Со времен легендарного Левши и до настоящего времени не переводятся на Руси мастера – самородки. Немало их и среди моряков.
Таким «Левшой» на нашем пароходе был второй механик Владимир Кривоносов, попросту «Семеныч».Во время ремонта в Югославии Семеныч проявлял чудеса изобретательности ,поражая местных остроумными и нестандартными решениями.
Среди местного населения самой распространенной фамилией была «Кривокапич»,поэтому Кривоносов считался как-бы близким родственником.
Буквально из заводского хлама собрал небольшую пескоструйку, чем существенно облегчил работу боцманской команды, доселе боровшейся со ржавчиной на палубе по старинке- кирочкой да металлической щеткой. Неисправности в главном двигателе определял на слух ,поэтому югославы его часто приглашали на консультации.
Завод никак не мог сдать заказчику паром «Негош»,компании «Викинг-Лайн»,который занимался перевозками через Ла-Манш. Контракт «горел» ,заводу грозила крупная неустойка. Что-то не ладилось в турбинах. Но все держалось в строжайшем секрете …
.Пригласили Семеныча, тот послушал двигатель, попросил «погонять» его на всех режимах, порылся в чертежах и схемах .Установил причину и попросил свозить его в продуктовый магазин. Там он попросил купить три больших пакета обычной горчицы.
Ошарашенные заводские начальники, недоумевая, купили требуемое.
Семеныч хладнокровно попросил всех удалиться из машинного отделения, куда-то засыпал все три пакета. Затем через полчаса попросил погонять двигатель на всех режимах.
Тот заработал безупречно, сутки отработал на швартовных испытаниях и сутки на ходовых по Которскому заливу.
Радостное заводское начальство подписало сдаточные документы, заказчик принял судно без замечаний и «Негош» проследовал к берегам Англии, где еще полгода отработал на линии без поломок и ушел на ремонт в Голландию в плановом порядке.
Директор завода отпросил Семеныча на пару дней в заводской дом отдыха, где он с душой отдохнул. Правда, в нагрузку ему дали замполита Леонтьича (тоже из механиков).
Как-то, уже в море, Семеныч попытался мне объяснить суть своего «горчичного ремонта»,но я так ничего и не уяснил .Медицина все же более понятная наука.
На фото: Двадцать лет спустя. Семеныч и я в каюте госпитального судна "Иртыш"