Начало смуты

Андрей Ошнуров
http://proza.ru/2020/09/27/1455    Егорка и царь
http://proza.ru/2020/09/27/1681    Церковно-приходская школа

      Отец Егорки опять собрался в Москву на заработки и рассказал матери, что в Питере участились забастовки рабочих от отчаяния, безработицы и жестокой эксплуатации. Егорка подумал тогда, вот царь в Питере живет, а не знает, что рабочим так плохо. Мать сказала отцу: «Ты не лезь не в свое дело, а то и тебя жандармы сошлют, куда Макар телят не гонял.» На что отец ответил: «Наше дело рабочее, куда все, туда и мы.»
      9 января 1905 года рабочие пошли просить царя с петицией, а полиция в них начала стрелять. Уже весной в деревнях начали появляться агитаторы, призывавшие народ на борьбу с помещиками и царским самодержавием.  Все чаще Егорка стал встречать людей, которые не любили царя. Говорили о политических стачках, баррикадных боях и декабрьском вооруженном восстании в Москве. Восстания рабочих Москвы и других городов России жестоко подавлялись и многие революционеры, вставшие во главе рабочего класса, были зверски уничтожены, заточены в крепости или сосланы на каторгу.  Услышал Егорка и про Ленина, который был за рабочих. Один малознакомый из дальней деревни по имени Сергей, что был старше Егорки лет на пять, сказал, что если бы Ленин стал царем, то жить стало бы легче.  Егорка сказал Сергею: «Вот если бы царь позвал Ленина к себе в помощники, тогда бы Ленин царю помог.»  На что Сергей ответил: «Царь брата Ленина убил. Не станет Ленин царю помогать. Ты еще маленький, чтоб это понимать. Мы скоро царя сбросим и убьем.» После этих слов Сергей не стал больше разговаривать с Егоркой.   
     Егорка спросил однажды учителя, который преподавал «Закон Божий» в школе: «Правда, что царь в рабочих приказал стрелять, которые к нему шли ?»  На это учитель возбужденно ответил: «Царь не виноват. А когда узнал об этом, сразу же оказал погибшим и пострадавшим материальную и моральную помощь. Бунтари сами начали стрелять по войскам. И погибших было 130 человек, а не 5000, как говорят злодеи. А тем, кто в ответном огне оказался раненым, была оказана медицинская помощь, пострадавшие были доставлены в больницу. А Царя в этот день вообще в городе не было. Царь из своих личных средств выплатил каждому пострадавшему компенсацию в 50.000 р. Наш царь свои деньги из Лондонского банка, 4 миллиона рублей, оставшиеся там ему от отца, без остатка потратил на благотворительность. В царя верит надо. На этой вере империя наша держится. Пропадет вера, будет беда большая по всей России.»   Егорка поверил учителю и подумал, что надо бы как то обмануть богатеев, чтоб не убили, когда к царю пойду.
     В 1906 году полиция запретила отцу Егорки жить в Москве и отец вернулся в деревню.  Егорка окончил трехклассную церковно-приходскую школу. Учился во всех классах на "отлично" и получил похвальный лист.  За эти успехи мать подарила Егорке рубаху, а отец сшил сапоги.
       Зимой дети в свободное от домашних дел время ходили на рыбалку, катался на самодельных коньках на Огублянке или на лыжах с Михалевых гор.
      Летом 1908 года Егорку решили отправить в Москву в скорняжную мастерскую  после ярмарки, которая будет через неделю после Троицына дня. Леша Колотырный оставался в деревне обучаться в столярной мастерской, хозяином которой был богач Мурашкин. 
      В июле 1908 года в соседнюю деревню Черная Грязь приехал брат матери Егора Михаил Артемьевич Пилихин, , который из бедной жизни был отправлен в 11 лет на обучение в скорняжную мастерскую. Через четыре с половиной года стал мастером-меховщиком, скопил деньги, открыл свое дело, приобрел богатых заказчиков. Пилихин расширил мастерскую, имел  рабочих-скорняков до восьми человек и держал еще четырех мальчиков-учеников. Всех  эксплуатировал беспощадно и сколотил капитал примерно в пятьдесят тысяч рублей.
     Когда отец повел Егорку к Михаилу Артемьевичу, то сказал:
    - Вон сидит на крыльце твой хозяин. Подойдешь, поклонись и скажи: «Здравствуйте, Михаил Артемьевич»
     - Я скажу: «Здравствуйте, дядя Миша!» - возразил Егорка.
     - Ты забудь, что он дядя. Богатые не любят бедных родственников. Заруби себе на носу.
     Дядя Миша сидел развалившись на плетеном кресле. Отец поздоровался и подтолкнул Егорку вперед. Не ответив на приветствие и не подав руки отцу Пилихин повернулся к Егорке. Егорка поклонился и сказал:
     - Здравствуйте, Михаил Артемьевич!
     - Ну, здравствуй, молодец! Скорняком хочешь быть? Дело трудное.
     - К труду привычен с малых лет, грамоте обучен. – сказал отец и протянул похвальный лист.
     Михаил Артемьевич взял похвальный лист, крикнул своих сыновей Александра и Николая:
     - Cмотрите, башибузуки, как надо учиться. А вы все на тройках катаетесь.
     Затем обратился к отцу:
     - Через неделю брат жены Сергей привезет твоего сына ко мне в Москву.
    Егорка с отцом пошли домой. Когда дошли, Мать спросила:
     - Как брат вас встретил ? Чаем угостил ?
     - И присесть с дороги не предложил. По стойке смирно стояли перед барином. – Отец зло добавил: - Нам его чай не нужен. Мы сами пойдем с сыном в трактир и выпьем на свой трудовой пятак.