Церковно-приходская школа

Андрей Ошнуров
http://proza.ru/2020/09/27/1455    Егорка и царь

   Сестра Маша привела Егорку первый раз в школу. Сестра была старше и уже училась во втором классе. В классе мальчиков сажали отдельно от девочек, так было принято. Егорка хотел сидеть вместе со своим другом Лешкой по кличке Колотырный, но Лешка не знал ни одной буквы и был маленький ростом, а Егорка уже знал буквы. Учитель, которого звали Сергей Николаевич Ремизов, был на вид очень строгим, но добрым. Он посадил Лешку за первую парту, а Егорку за последнюю. Лешка пообещал Егорке, что быстро выучит все буквы, чтоб потом им сидеть вместе.
- Когда ты выучишь буквы, мы сможем записки друг другу писать. А еще я сам придумаю специальные буквы. Если мы будем писать записки этими буквами, то ни кто не сможет записки прочитать, кроме нас — сказал Егорка. Писать записки особыми буквами очень важно, потому что никто не должен знать, кроме друга Лешки, что Егорка пойдет к царю. Может даже Егорка письмо царю напишет о том, что богатые бедным житья не дают.
    Царь скажет Егорке:
-Давай, Егорка, пиши мне письма про жизнь в вашей деревне. Я буду читать и указы издавать, что бедным жилось хорошо.
    Так сидел Егорка весь урок и думал про царя. Тяжело ему там империей управлять.
    Егорку с другом Лешкой взяли в школьный хор, потому как хорошие голоса были у них. Отец у Сергея Николаевича был священником и преподавал «Закон Божий» в школе, был тихим и добрым старичком. Сам Сергей Николаевич, как и его брат, Николай Николаевич работавший врачом, был безбожник, но в церковь ходил ради приличия. Оба брата не верующие, но пели в церковном хоре.
     Все ребята во второй класс с хорошими отметками перешли, но Лешу не перевели, потому что у него по «Закону Божьему» двойка была. И Маша, сестра Егорки, плохо училась и осталась на второй год, потому что много уроков пропустила, ухаживая за братом, когда мать уезжала в извоз. Егорка заступался за сестру, чтоб ее в школу мать отпускала, несмотря на плохую учебу. Мать же хотела, чтоб сестра занималась домашним хозяйством, но согласилась с Егоркой, и Маша была очень рада.
      Отец был на заработках в Москве. Раньше он высылал два рубля в месяц, а то и три, а в последнее время совсем мало стал присылать один рубль и меньше.  Соседи говорили, что все рабочие в Москве плохо стали зарабатывать. А в конце 1904 года, приехал отец в деревню, но даже гостинцев из Москвы не привез, потому что приехал из больницы, где пролежал двадцать дней после операции аппендицита. Даже на билет домой денег у товарищей взял.
     Бывало, отец наказывал Егорку за провинность и бил шпандырем, требуя, чтоб просил прощения. Но Егорка был упрям и прощения не просил. А бывало, баловал Егорку. Егорка любил отца, несмотря на его строгость. В деревне отца так же уважали. На собрании за ним было последнее слово.
   Однажды очень сильно отец побил Егорку. Егорка убежал и спрятался так, что три дня его найти не могли. Только сестра Машка тайно еду ему носила в убежище. Егорка ей рассказал, что он к царю пойдет. «Если мне с царем удастся поговорить, то отец больше бить меня не посмеет и даже прощение будет просить.» - рассуждал Егорка. Но сестра его отговорила, как пешком к царю дойти Егорка не знает. Далеко царь. Соседка на третий день поисков обнаружила Егорку в его укрытии и отвела домой. Отец опять выпорол, но потом пожалел и простил.
      В соседней деревне Огуби был трактир, которым владел деревенский богатей Никифор Кулагин. Он торговал разными бакалейными товарами. Отец был в хорошем настроении и взял Егорку с собой в трактир чай попить. В трактире говорили о новостях, играли в лото и карты. Егорке понравилось слушать истории о Москве и Петербурге. Чтоб придать себе значимости Егорка одному из посетителей сказал, что скоро пойдет к царю и расскажет ему о трудной жизни. Посетитель вызывал доверие у Егорки, так как был похож на хромого Прошку, брата крестной матери, который работал половым в трактире и, бывало, брал Егорку на охоту уток стрелять, а зимой на зайца. Посетитель посмеялся на слова Егорки и сказал, что царь все знает и дела царю до народа нет. Еще сказал, что если бы портрет царя висел сейчас в трактире, то он бы в него плюнул. Егорке стало очень обидно за царя до слез, но он ничего не сказал, потому что понял, что это плохой человек. Егорка уже знал, что царь – это помазанник Божий. Плохого человека Бог на царство не поставит. Когда в школе Егорка спросил, почему царя называют помазанником Божиим, то учитель «Закона Божьего» сказал: «Царя помазывали на царство, причем помазывали миром. Каждый христианин переживает Таинство миропомазания после Крещения, а вот цари переживают это Таинство второй раз, когда вступают на престол. Власть царская от Бога. »   
     Идя с отцом домой Егорка думал, почему не все люди любят царя ?  Вот когда поговорю с царем, и буду рассказывать людям, какой царь хороший и все полюбят его. – рассуждал Егорка.

продолжение http://proza.ru/2020/09/27/1742