Происки Всевидящего Ока

Илона Бёд
Из цикла рассказов «Я – бабушкина дочка». Рассказ № 11.
 
Я его слепила из того, что было.
М. Танич. «Узелок»

– «Век вывихнут. Век расшатался. Распалась связь времен», – такими словами говорил Гамлет в спектакле на Таганке. А в другом переводе, если не ошибаюсь у Бориса  Пастернака, уже: «Порвалась дней связующая нить.
Как мне обрывки их соединить!». Да и не перевод важен для меня, а то, что я недавно смогла подержаться за оба конца оборванной нити. Да-да. И не хмыкайте. Сейчас расскажу, как это произошло, и вы согласитесь.

«Тронная» речь Лили примерно так звучала на встрече подруг в этот теплый осенний вечер. Дамы после долгого перерыва собрались на Лилиной кухне: и повод был, даже два. Первый – началось бабье лето, потеплело, что и привело к появлению второго повода – открытию отопительного сезона.  Как они, погода и ТЭЦ, каждый год синхронно это делают – загадка! Начало отопительного сезона – что шуба на бабьем лете: лето быстро потеет и убегает, а, уж, он, отопительный сезон, занимает свое законное место в квартирах. А пока на кухне распахнуто окошко, и совсем нехолодно.

Дошла до Лили очередь рассказывать сказку, а точнее, былину про любовь.  Но мы, это я, Марьяна, и Иришка, к этому времени еще не вернулись из Астраханской области, где  отдыхали на симпатичной базе отдыха. По просьбе нашей внучатой линии наши бабушки и их подружки сменили тему для разговоров. Инициативу взяла  моя бабуля, которую мы зовем Лилей:

– Проблема «отцов и детей», наверное, во все времена присутствовала. Худенький пример приведу из своей школьной  жизни. Мы со старшей сестрой учились в одной школе, и по некоторым предметам у нас были одни и те же учителя. Вот про школу и учителей мы и болтали, распивая чай на кухне. И тут сестра  завела разговор о географичке и сказала:

–  Марью зовут в школе «Глобус». Она же, как колобок, толстая и дура круглая.

 Я даже не успела прокомментировать, а сестра уже получила подзатыльник от бабушки:

 – Это что за слова такие грязные – «дура». И как учительница может быть дурой! Она же грамотная!

Чтобы и мне не попало, я быстро выскочила из-за стола вслед за сестрой, успев ей шепнуть, что бабушка – «мастодонт из прошлого века». Сестра фыркнула:

– Будто грамотные не могут быть дураками.  Сейчас уж дети до школы читать умеют! У нас проблема «отцов и детей», а точнее, неграмотных бабушек и умных внучек. Уф!

И мы, глупые и важные, поспешили засесть за уроки. Бабушка благоговейно относилась  к этому нашему занятию, и уже нас не отвлекала.

А вот недавно я сама почувствовала себя «мастодонтом и дурой безграмотной». И было это на фестивале «Юникон энд гэйм экспо». Ясно дело все написано на аглицком. Вы по-аглицки ферштейничаете?

– Не. Я в школе французский учила, – сказала тетя Галя.

– А мы – немецкий. Да и то не помним, – прояснили остальные.

 – Короче. Сплошной  у вас «шерше ля фам» и «хэнде хох». Так вот, довожу до сведения нетрудящихся: английский язык заселился в компьютеры и устроился с комфортом в  умах тех, кто ими пользуется. Поэтому усё ноне на инглише.

 – И это лучше, чем все по-китайски будет. Я плохо рисую, и иероглифы не переведу. А тут можно «Лингво» подключить или в словарик заглянуть. Авось и додумаешь о чем кумекают. Хотя незнание, как тяжелый рюкзак, не спрячешь, и плечи оттягивает.

– Хватит болтать, а то до сюрприза не доберемся. Помните, я вам рассказывала, что в Минске в прошлом году попала на гала – шоу «Алхимия», заинтересовавшись словами «трайбл фьюжн» и «саггиты». Очень осталась довольной. И поумнела.  Знаю, что это такое. А в этом году усмотрела, что в начале сентября будет этот самый фестиваль «Юникон энд гэйм экспо». А когда я прочитала, что это «конвент поклонников фантастики во всех её проявлениях», я сразу поняла, что без этого самого конвента  мне нельзя. Тем более от слова конвент веяло историей: монашескими и масонскими собраниями и революционной Францией, а тут, на тебе, дохнуло фантастикой.

А чего меня туда занесло? Но не фольклором единым жив человек, даже если этот человек – немолодуха. Хочется «свежака» вкусить.

 И уж вкусила, так вкусила, что сразу поняла, что компьютеры, интернет и фэнтэзи изгрызли напрочь эту самую « веревку», связывающую времена и поколения.  И редкие представители нашего поколения решаются ухватить концы нити порванные интернетом. Конечно, на работе мы работаем на компьютере, пользуемся в жизни установленным программным обеспечением. Ключевое слово: пользуемся. Мы пользуемся, они нас обслуживают. Скажу грубовато: они у нас в рабстве. А вот на фестивале вся эта компьютерная жизнь становится господствующей, а люди у нее в рабстве.

 Я была там одна из поколения, если примолодиться, то 65+++.
 
Как черти занесли? Так с детства на научной фантастике воспитывалась. Заметьте:  на хорошей фантастике, на научной! Правда, потом читала старшему сыну про хоббитов по единственной книжке Толкиена в городе, взятой «по блату» из читального зала библиотеки. Но тогда даже термина не было «фэнтези». Мы просто читали сказки.  А вот слова «косплей» я до фестиваля не знала. И вы не знаете? Ща-а-ас. Сейчас вы у меня поумнеете! Я вам еще и про краудфандинг расскажу.

Итак. Я в Минске. В солнечный, по летнему жаркий, сентябрьский денёк я отправилась в Глобал Парк. Доехала до конечной станции одной из линий минского метро с приятным названием «Малиновка». Организация фестиваля была неплохая, ходил бесплатный автобус. Или по современному – шатл. Приобщимся же к современности, девочки. Через несколько минут я увидела огромный ангар в чистом поле с магазинами, кафе и возжелаемой мной развлекаловкой. Было написано: «Выставка -  фестиваль фантастики, фэнтези, комиксов, настольных и компьютерных игр».

 «Ну, ладно, я же играю в «Косынку» в телефоне – значит, я в тренде», – успокаивала я себя, оказавшись единственной старушкой в молодежной среде. Радовало только то, что многие молодые девушки были седыми или в седых париках. Хотя были и с зелеными, синими и малиновыми волосами. На меня никто внимания не обращал. А я стала читать программу трехдневного фестиваля. И поняла, что этот фестиваль мне  откроет кое-что неизведанное.

Захотелось познакомиться с «интерактивными стендами фактических Вселенных». У меня ведь не так много знакомых среди вселенных! Буду расширять связи. Потом я дошла до «конкурса косплея: блок фэшн, дефиле. Косплей-ретроспектива». Дефиле – это я люблю! А уж ретроспектива мне просто положена по возрасту. Хотелось бы еще побыстрей узнать, что такое «косплей». Еще обещали Аллею авторов, геймдизайн, мастер – класс по изготовлению реквизита и декораций,  для которых материал можно взять даже из отходов из мусорного ведра, фильмы, интерактивные представления с элементами модного ныне  иммерсивного театра и квест-перфоманса. И еще много – много чего.

 «Не откинуть бы  ласты к вечеру! Да и голова, наверное, от переизбытка информации распухнет! А, главное, есть ли там диванчики для уставших пенсионерок?» – забеспокоилась я.
 
Не буду вас грузить словами, лучше расскажу про впечатления. Отличный фестиваль! В огромном, с  очень высоким промышленным потолком, помещении были оформлены зальчики, как будто из фантастики о разных Вселенных или из фэнтези с оригинальными декорациями.

 Косплееры –это люди, которые облачены в костюмы, сделанные своими руками и связанные с тематикой фестиваля.  Толпы косплееров заполнили все это огромное помещение. Глаза разбегались и таращились, а рот периодически издавал звук «О-о-о!» Иногда я говорила: «Обалдеть!» Конечно, много было незнакомых для меня героев в костюмах. Но вот из «Звездных войн», «Гарри Потера», «Пиратов Карибского моря» или эльфы с ушками косплееры мне были понятны. Я фотографировала, фотографировалась, участвовала и через часа три, вкусно пообедав и позагорав на травке среди рыцарей, ведьм, космонавтов и киборгов, я поняла, что «порванную нить поколений» мне одной не удержать со стороны представителей старшего поколения даже после обеда. И еще решила, что если немедленно не вытащу «шила из своей задницы» или «не отключу пропеллер», то до вечера мне силенок не хватит. Хотелось бы еще в чем-нибудь поучаствовать!

 И я вспомнила, что в детстве очень любила играть в настольные игры. Правда, это были или «Приключения Мюнхаузена», « Приключения Незнайки» или  игра  по сказке «Волшебник изумрудного города». Но у них у всех было одно главное преимущество – в них играли сидя за столом.  «Настолки – мой конвент!», – произнесла я и пошла вливаться в массы любителей таких игр.

 Их оказалось немало, пришлось постоять в очереди. Вначале играла по принципу: «На первый освободившийся стул», потом поняла, что кое-что мне не нравится, в кое-какие игры хотелось сыграть еще. А пару бы даже купила. Особенно, развлекла игра про планету НИБИРУ, ко встрече с которой нас вроде бы подготавливала программа РЕН-ТВ. В настольной игре, как я поняла, важно интересное оформление, возможность доиграть до конца в обозримом будущем и … ирония. Я даже хотела купить нам красочную игру «Происки Всевидящего Ока» с замечательными картинками рептилоидов, чтобы мы с вами смогли побывать политиками, разведчиками, членами орденов. В конце концов, проявили дипломатические способности и спасли нашу Землю – матушку. Увы! Игра тестировалась и не продавалась. Я смогла сказать «гран-мерси»… Ой-ой-ой! Там же по- аглицки надо – «вери мач» художнику и автору игры. Мне подарили наклейки, которые я вам потом оформила в виде миниатюр на тарелках, и шапочку из фольги, которую я вручила Марьяне, пообещав ей, что мы еще раз съездим на такой фестиваль в Минск. А меня  с фестиваля даже подвезли на машине до места моего проживания в Минске замечательные белорусские ребята в костюмах пиратов, у которых вызвало восхищение мое присутствие на фестивале.

Отдохнув в Беларуси, я вернулась довольная домой и еще долго хвасталась необыкновенными фотографиями. Думала, что на этом моя история с «распавшейся связью времен»  и игрой «Происки Всевидящего Ока» завершилась. Хотя надо сказать очееень злободневный для меня вопрос «Совместимы ли блокчейн и игровая индивидуальность?» еще мною не понят. А зачем нам интернет, если не для этого? Я теперь дома, свободна и, по-прежнему, любознательна. Но пока дело до блокчейна не до шло…
События развернулись непредвиденным образом.

 – Ты нас, подруга, не грузи, нам сюрприз охота увидеть, – проворчала нетерпеливая тетя Галя.

– Да я к этому и подхожу. Намедни Людмила рассказала про соседские батальные битвы в нашем подъезде.

Наша своеобразная Инесса, которая якобы «кандидат каких-то наук», много преподававшая за границей, стала конфликтовать с соседями снизу и сверху, подала на них жалобу в полицию.  Полиция этим делом занялась. А когда они заявились к Инессе, автору искового заявления, то она их встретила в шапочке из фольги, и ноги у нее от пяток до колен были замотаны фольгой. Она обвинила соседей в том, что они своими телевизорами облучают её, и она от излучения вынуждена защищаться таким образом. И, вообще, они прислужники рептилоидов. Такое быдло необразованное, как её соседи, как  раз и годится для одурачивания рептилоидами. На вопрос полицейских: «А это еще кто? Из какой квартиры?» получили ответ, что стыдно не знать ничего про коренное население планеты Нибиру. Разбирательство с приспешниками рептилоидов  ведется не шатко, не валко. А война соседская перешла из виртуального пространство в материальные бои: с надписями, дохлыми птицами, какашками-воняшками.
 
Услышав про все эту лабуду, я поняла, что игра «Происки Всевидящего Ока» актуальна. Если не для зашиты от инопланетян, то хотя бы от ненормальных соседей.

А недавно я побывала по своим делам в магазине «DNS» и там увидела витрину с настольными играми. «Дай –ка, – думаю, – куплю эту игру  нам для развлечения, а то лото-домино уже не то. Нам надо знакомиться с «происками нашего всевидящего века». Спросила у мальчика – продавца о ней, а он сказал, что игра с названием «Происки Всевидящего Ока» к ним не поступала еще и посоветовал походить по площадкам краудфандинга. Сначала я впала в ступор: ходить по площадкам мне не хотелось. Годы не те. Но продавец успокоил и сказал, что это площадки в интернете. А краудфандинг просто напросто сбор средств, типа аванса или предоплаты на товар, вас заинтересовавший. Как-то так! Написал мне на листике «волшебные слова»: https://boomstarter.ru.
 
 Я по своей темности поняла так. Это краудфандинговая платформа с названием boomstarter.ru или «Пуск стрелы», как я перевела. По - нашему: «Утром деньги –  вечером стулья» или « Утром стулья – вечером деньги, но деньги вперед». Я оплатила и... «Вот она игра!» Сейчас начнем узнавать все про происки этого Всевидящего Ока.  Играют от четырех до девяти человек. Легкий уровень, с которого мы сейчас начнем, называется «Неофит». Да, я понимаю, что нам не очень нравятся легкие задачи. Нас же Ролан Быков в роли Айболита учил: «Нормальные герои всегда идут в обход». Но я уверена, что мы скоро выйдем на второй уровень и  станем «Мастерами». Это в мультиках и фильмах ненашенские черепашки, бурундуки, мыши  или человеки - пауки выступают защитниками  обездоленных и борцами за справедливость, а у нас в России ремонт порванной «нити времен» будут делать «дамы элегантного возраста» или «возраста санитарок в больнице». А чего нам еще делать, как не спасать мир! Девоньки! Начинаем!

P.S. Записано мной, Марьяной, со слов всех участниц первых посиделок под немигающим взглядом Всевидящего Ока. Мы с Иришкой и нашими друзьями тоже играем в эту настольную игру. Разные поколения, а объединились и ремонтируем потихоньку связующую нить. Может, и вы к нам присоединитесь?